КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Изучение особенностей диаграммРассмотрим примеры диаграмм активностей Первая диаграмма (Приложение1) довольно точно описывает ежеутреннюю последовательность действий человека до момента ухода на работу. Все очень просто и понятно. Действия показаны скругленными прямоугольниками, как в блок-схеме, - узнаем даже ромбик символа принятия решения с обозначениями условий возле переходов. Да, отличия от блок-схемы не так уж сильны. Более того, эти отличия выглядят как логичное расширение нотации блок-схем. Обратим внимание на то, что начало и конец уже не изображаются одинаковым безликим кружком. Начало теперь закрашено, а конец изображен в виде символа, напоминающего кошачий глаз (рис. 5) (кстати, это образное название - "кошачий глаз" - является практически официальным в жаргоне архитекторов и аналитиков).
Без пояснений понятен также смысл символа, предшествующего принятию душа и пению и следующего за ними - он означает распараллеливание, а затем опять слияние воедино ( синхронизацию ) потоков управления, т. е. операции "пение" и "душ" выполняются одновременно. Нотация проста: несколько потоков управления сливаются в один или один поток разделяется на несколько. Третьего не дано (рис. 6).
Конечно, это не единственные отличия диаграммы активностей от блок-схемы. На диаграмме деятельностей можно не только показать параллельно выполняемые действия, но и указать состояния объектов (так же, как и на представлениях конечных автоматов, о которых нам так много говорили в университетах), также есть возможность показывать распределение ролей и т. д. Вот еще пример, подтверждающий, что диаграмма активностей - это нечто большее, чем блок-схема (Приложение 2). Смысл диаграммы вполне понятен и без дополнительных объяснений. На ней показана работа с веб-приложением, которое решает некую задачу в удаленной базе данных. Привлекает внимание странное расположение активностей на этой диаграмме: они как бы разбросаны по трем беговым дорожкам, каждая из которых соответствует поведению одного из трех объектов - клиента, веб-сервера и сервера баз данных. Благодаря этому легко определить, каким из объектов выполняется каждая из активностей, и неожиданно приходит понимание того, что "странность" этой диаграммы, оказывается, очень упрощает ее восприятие. Аналогия с дорожками действительно очень удачна. Именно таково официальное название элемента нотации UML, позволяющего указать распределение ролей на диаграмме активностей. Только дорожки это не беговые, а плавательные - они так и называются: swimlanes. Более формально, дорожка - часть области диаграммы деятельности, на которой отображаются только те деятельности, за которые отвечает конкретный объект. Предназначены они для разбиения диаграммы в соответствии с распределением ответственности за действия. Имя дорожки может означать роль или объект, которому она соответствует. При использовании дорожек нотация слегка изменяется. Вот как, к примеру, выглядит диаграмма из предыдущего примера, перерисованная с использованием дорожек (Приложение 3). Кстати, дорожки могут быть не только вертикальными, но и горизонтальными. Изображаются горизонтальные дорожки аналогично - просто повернуть "обычные" дорожки на 90 градусов против часовой стрелки. Есть еще один нюанс нотации диаграмм активностей: это так называемая траектория объекта, или поток объекта ( object flow ). Суть его состоит в том, что на диаграмме деятельности можно изобразить и объекты, относящиеся к деятельности. С помощью символа зависимости эти объекты можно соотнести с той деятельностью или переходом, где они создаются, изменяются или уничтожаются. Представим такую ситуацию из повседневной жизни: вы приходите в какой-нибудь фастфуд и заказываете гамбургер с колой. Во время приготовления завтрака повар создает новый объект - гамбургер. Пока вы нетерпеливо выпиваете колу, официант перемещает этот объект (подает ваш заказ). Естественно, во время завтрака вы уничтожаете этот объект. Вот как это выглядит на диаграмме (Приложение 4). Деятельность - это протяженное по времени составное действие, составленное из более простых действий. Вот эти-то самые простые (атомарные) действия, частенько изображают внутри деятельности в виде маленькой диаграммы активностей. Это слегка напоминает матрешку - одна (а часто и не одна) диаграмма внутри другой. Пример из Zicom Mentor (рис. 7).
Диаграмма описывает высадку пассажиров самолета, достигших пункта назначения, и посадку новых пассажиров. Из нее, например, можно почерпнуть, что конечных состояний может быть больше одного. Кстати, кроме начального и конечного состояний есть еще конечное состояние потока (Flow final mode). От конечного состояния оно отличается вот чем: конечное состояние потока означает завершение одного потока управления, а конечное состояние говорит о завершении всех потоков управления внутри деятельности. Обозначается конечное состояние потока простым символом, напоминающим лампочку накаливания в схемах электрических цепей (рис. 8):
|