КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Стр179.1) Что означает субстанциональная природа числа, по Пифагору: Считали число началом всего существующего. Так как среди этих начал числа от природы первое, а в числах пифагорейцы усматривали много сходного с тем, что существует и возникает, — больше чем в огне, земле и воде и так как, далее, они видели, что свойства и соотношения, присущие гармонии, выразимы в числах; так как, следовательно, им казалось, что все остальное по своей природе явно уподобляемо числам и что числа — первое по своей природе, то они предположили, что элементы чисел суть элементы всего существующего и что все небо есть гармония и число. Главное в учении Пифагора — субстанциональностьчисла, которое управляет как материальной, так и духовной сферой, включая даже нравственность. Душа, по мнению пифагорейцев, — гармония, — также числовое отношение. Этот вывод был сделан Пифагором на основе собственных эмпирических наблюдений за связью между весом кузнечного молота и высотой звука, производимого им при ударе о наковальню. 2) Почему число 10 Пифагор считал священным: Древнюю символику чисел пифагорейцы излагали систематически, создавая схему все более сложных характеристик: 1 обозначает точку, 2 — линию, 3 — плоскую геометрическую фигуру, 4 — геометрическое тело, 5 — характеристики физических тел, в частности, цвет, 6 — жизнь, 7 — душу, 8 — любовь, 9 — справедливость, 10 — совершенство Вселенной. Пифагорейский тетрактис — формула 1+2+3+4=10— рассматривался как священное изложение загадки появления мира. Из единого (прапричины) возникает двойственность (свет и тьма, небо и земля), из двойственности — тройственность (первопара + посредник), из тройственности — множественность вещей (символизируемая числом 4), а все вместе дает 10 — единство другого уровня. Вопрос 2:Софисты и Сократ: антропологический поворот в развитии древнегреческой философии: Авторский текст: 1)Каковы социокультурные предпосылки появления школы софистов? В чём заключается особенности мышления софистов: Только в условиях полисной демократии могла развиваться философия древней Греции. В этих условиях развивается и софистика. Они впервые выдвинули идеи договорного происхождения государства, естественного права, естественного равенства людей и неотчуждаемых прав человека. Порой вызывающие высказывания софистов об относительности всех освященных временем традиций и законов, приводившие в ярость традиционалистов и консерваторов, имели под собой то основание, что софисты рассматривали самих себя как своего рода наставников в гражданской жизни полиса. Они учили граждан отстаивать свои интересы и убеждения с помощью логических и риторических приемов, но не считали себя людьми, обладающими абсолютным знанием по всем вопросам, которые поднимались в общественной жизни полиса. Даже Платон, которого ни в коем случае нельзя обвинить в доброжелательном отношении к софистам вообще и к Горгию в особенности, отмечал, что Горгий «не дает обещания быть учителем мудрости, но только учить прекрасно, говорить». Поскольку же софисты не считали самих себя полномочными говорить как бы от лица абсолютной истины, то тем более они отвергали притязания на абсолютную истину со стороны кого бы, то ни было. 2)Какова роль Сократа в развитии античной философии? В чём заключается сущность его учения: Философская деятельность и жизненная судьба Сократа отражает кризис полиса как социально-политической системы. Кризис, а затем и крах полисной системы был обусловлен не экономическим упадком или внешним завоеванием, а экономическим ростом и внешней экспансией древнегреческого полиса. Доминирование новых видов собственности, связанных с активной внешней торговлей, приводит к социальной и имущественной дифференциации среди граждан, а также к усилению тех групп населения полиса, которые стояли вне рамок гражданского коллектива. «Новые греки» начинают тяготиться демократической системой, связанной с определенным уравниванием имущественного и социального положения всех членов общества. Интересы отдельных социальных групп начинают доминировать по отношению к интересам общества в целом, на котором строилась вся социальная система античного полиса. Сократ отказывается от строения грандиозных натурфилософских систем своих предшественников, сосредотачивается исключительно на анализе рациональной обоснованности социально-этических норм, регулирующих отношения между людьми. Сократ рассматривает дискуссию, спор как средство достижения абсолютной истины. Сократ сделал вывод о том, что знание уже само по себе является добром, поскольку зло проистекает от человеческого невежества. Философский рационализм Сократа почти целиком посвящен обоснованию фундаментальных и вечных понятий, лежащих в основе морально-политических отношений между людьми: справедливость, мужество, красота, добродетель и т.д. Однако сами эти понятия, с точки зрения Сократа, не выводятся заново разумом, поскольку они присущи от рождения человеческой душе, и лишь раскрываются и проявляются во всей своей полноте с помощью философской дискуссии. Практикум по философии: В 2-х частях. Ч.1.-Мн.,2004 Стр186 1) Что представляет собой диалектический метод Сократа? Истолкуйте выражение: «Те, кто предан философии, заняты, по сути вещей, одним — умиранием и смертью»: «Антропологический переворот», совершенный Сократом в философии и заключающийся в переносе центра внимания с космоса на человека, дает жизнь этике как самостоятельному разделу философии. «Он занимался, — писал Аристотель, — только этическими проблемами, природой же, в целом, не интересовался». Содержание этики можно изложить в нескольких тезисах. Его теория знания была теорией поиска знания, или его методологией. И в силу этого она имела огромное значение, поскольку учила тому, что для поиска знания необходимо продумать специальные методы. Метод, которым он пользовался, был методом дискуссии, интеллектуального сотрудничества. Он состоял из двух частей: негативной и позитивной, «эленктической» и «майевтической». В первой части Сократ учил тому, как избежать ложных представлений, а во второй — как получить истинное знание.
|