КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Динамика культурной политики США в сфере государственного финансирования культуры и искусства.Стр 1 из 5Следующая ⇒ Модель финансирования культуры и искусства в США Финансирование – это важное организационное и экономическое средство регулирования в сфере культуры и искусства. Американская система предполагает различные источники финансирования культуры и искусства. Роль правительства в финансировании культурных процессов в США ограничена. Основной источник поступления средств для финансирования некоммерческого профессионального искусства в США – пожертвования частных лиц. Деловые круги также спонсируют некоммерческий сектор культуры (5% годовых поступлений). Кроме того, от 30% до 70% годового дохода поступают за счет внедрения рыночных механизмов (входная плата, плата за обучение и др.). Государство не только латает финансовые прорехи, но и стимулирует поступление средств от частных инвесторов. Гибкость такой системы очевидна. Она обеспечивает соединение государственного и частного капиталов в интересах развития культуры и искусства. Государство покрывает только часть расходов учреждений искусства, остальную сумму учреждение должно обеспечить себе само. Практически не существует ни одного крупного творческого коллектива в стране, который бы финансировался правительством полностью. Тип экономики культуры в отдельно взятой стране определяется механизмом ее финансирования. В рамках англо-американского типа государство выступает лишь вдохновителем и патроном определенных направлений, а финансирование осуществляется за счет привлечения частного капитала, в том числе за счет налоговых льгот. Мировой опыт показывает, что некоммерческий сектор сферы культуры и искусства испытывает, как правило, необходимость в постоянной государственной финансовой поддержке. Однако формы и методы его финансирования во многом связаны с системой господствующего общественного строя. В связи с этим весьма интересным представляется подход ряда ученых (в том числе: доктора философских наук, профессора Г.Л. Тульчинского) к классификации возможных типов поведения государства по отношению к финансированию некоммерческого сектора сферы культуры и искусства, в соответствие с которым в современном мире выделяются четыре основные роли государства: государство-инженер, государство-архитектор, государство-патрон, государство-помощник. Роль государства-помощника он отводит США. В этом случае внимание государства концентрируется на поддержке разнообразных форм собственности, видов, стилей в культурной деятельности, что способствует в конечном итоге достижению комплексной поддержки национальной культуры и искусства в целом, а не отдельных их направлений. Такое поведение государства дополнительно сопровождается привлечением разнообразных источников финансирования культурной деятельности. Главная же задача государства при этом — поощрять культуру посредством различных льгот, предусмотренных действующим законодательством. Ярким примером «государства-помощника» являются США, где до 1965 г. вообще отсутствовал механизм государственного финансирования культуры и искусства, а их поддержка осуществлялась в соответствии с общеизвестным принципом «длинной руки» исключительно негосударственными фондами, численность которых в США составляет свыше 25 000. Начиная с 1965 г. в США практикуются государственные отчисления на культуру и искусство. Слияние государственного и частного капитала вначале происходило на базе «один к одному» или «два к одному». Это значит, что каждый доллар, выделенный федеральным правительством под конкретный проект, должен быть обеспечен одним или двумя долларами из негосударственных источников. С конца 70-х годов стал применяться новый способ финансирования культуры – «взнос вызова». В этом случае вложение федеральных ассигнований в определенные области культуры и искусства вызывает вложение туда средств крупных корпораций, филантропических фондов, меценатов. «Взнос вызова» предполагает диспропорцию: 3-4 доллара к одному в пользу частного капитала. Некоммерческие творческие организации находятся в постоянном поиске источноклв финансирования для обеспечения согласования негосударственных долларов с государственными. Однако их выделение обычно производится на каждый конкретный проект на основании обоснованной заявки организации-получателя средств, предварительно рассмотренной и положительно оцененной экспертным советом, по принципу «мэтчинг грантс»: в пропорции 1 : 3 («Дам тебе доллар, если ты найдешь еще три»). При этом объем государственного финансирования не может превышать 25% общей стоимости проекта. Кроме того, залогом эффективности функционирования децентрализованной системы финансирования культуры в США является комплекс налоговых льгот. Льготы нацелены на всемерное поощрение пожертвований в адрес организаций сферы культуры и искусства. На сумму таких пожертвований уменьшается налогооблагаемый доход жертвователя, что стимулирует развитие благотворительности. Среди частных пожертвований в сферу культуры США наибольшая доля (около 40%) принадлежит частным лицам, значительно меньшая — благотворительным организациям, и самая низкая — корпорациям. Таким образом, можно констатировать, что в силу определенных культурных либо политических традиций разным странам присущи определенные методы государственного финансирования некоммерческого сектора в сфере культуры и искусства.Однако достаточно примитивным представляется взгляд на то или иное государство, как играющее лишь одну из вышеперечисленных ролей. Практически каждому из них в той или иной степени присущи все они. Вопрос заключается лишь в акценте, свойственном той или иной системе государственного регулирования. Более того, каким бы ни был этот акцент, неоспоримым является тот факт, что в современном обществе государство не может быть отстранено от некоммерческого сектора сферы культуры и искусства. Источники финансирования социокультурной сферы в США: - доход от собственной деятельности - доходы от инвестиций - средства, выделяемые из государственного бюджета - поддержка, оказываемая частными и корпоративными фондами Кинематограф, поп-музыка и книгоиздания государственной поддержки не получают. Они само производят тиражируемый продукт, ориентированный на прибыль. Собственные доходы организаций культуры составляют приблизительно 55%. Около 25% бюджета организаций культуры формируется за счет грантов частных и корпоративных фондов. Инвестиции в ценные бумаги приносят 12% и лишь 9% покрывается из государственного сектора. Это заблуждение, что в США отсутствует государственное финансирование культуры и искусства. Государство видит важность и политическую значимость поддержки культуры. Федеральное правительство и правительства штатов используют финансовые рычаги проведения культурной политики. Они оказывают культурным институциям поддержку в виде грантов, а не в виде субсидий. Приоритетным является финансирование музеев, библиотек. Незначительная часть государственной поддержки адресуется исполнительским искусствам.
Динамика культурной политики США в сфере государственного финансирования культуры и искусства. В Конституции США лишь упоминается право Конгресса способствовать развитию науки и искусств, прежде всего, посредством защиты авторских прав. Первая поправка к Конституции постулирует: - свободу творческого самовыражения, - свободу конфессиональной деятельности, - свободу передачи и распространения информации, - недопустимость цензуры Однако эти положения часто интерпретируются следующим образом: не запрещать, но и не оказывать избирательной помощи. Финансирование в США рассматривается как управленческая технология в области культуры и искусства. Опосредованное влияние на культурную жизнь американское правительство всегда осуществляло через налоговую политику. В начале XX века в США была введена федеральная система прогрессивного налогообложения, которая должна была стать основным источником финансирования некоммерческих организаций культуры. В США в начале 1960-х годов национальная культура страдала от недостатка средств. В то же время в стране прошли успешные гастроли ряда выдающихся зарубежных коллективов, в том числе из социалистических стран. Правительство все больше убеждалось в необходимости оказания поддержки культурной отрасли. Это было необходимо для укрепления международного престижа США. В 1960-е – 1970-е годы осуществляется прямая поддержка культуры на федеральном уровне. В этот период происходит рост образовательного уровня населения, экономический подъем в стране, улучшение материального положения американцев, повышение уровня потребления культуры, создаются агентства искусств штатов и аналогичные агентства на местах. США проявляет заинтересованность в расширении культурного обмена. Эту работу вело Информационное агентство США при активном участии Американской национальной театральной академии и Института по международному образованию по программе Фулбрайт. В 1997 году Национальный фонд искусств распространил проект пятилетнего стратегического плана, содержащий четыре положения: - развивать и сохранять культурные богатства США - создавать условия для творчества и демонстрации его результатов - способствовать усилению роли искусства в обогащении жизни общества, совершенствования личности и повышении уровня ее благосостояния - улучшение качества работы всех служб и административного аппарата в сфере культуры.
Однако, по мнению критиков, эти попытки планирования развития американской культуры являются незавершенными. В данном варианте нет четких целей и задач, не обоснованы приоритеты
Целостный подход к проблемам культуры представлен в докладе Президентского совета по делам искусств и гуманитарным программам «Креативная Америка» (февраль 1997 г.) В докладе обоснованы шесть основных положений, реализация которых должна способствовать подъему культуры: 1. возрождение американской филантропической деятельности в сфере культуры; 2. выяснение основных проблем в области охраны культуры и разработка плана защиты культурного наследия; 3. объединение усилий государства и частных инвесторов, направленных на внедрение новых технологий в сфере культуры 4. повышение качества образования в сфере искусства и гуманитарных наук 5. в 2000 году достижение уровня государственного финансирования культуры в объеме двух долларов США на человека 6. расширение международного культурного обмена (в том числе и в сфере образования), проведение форума с целью углубления знаний о других странах мира и их культурах.
В июне 1997 года прошел симпозиум «Американская ассамблея: искусство и общественные задачи». На этом симпозиуме был сделан целый ряд выводов, имеющих принципиальное значение для дальнейшего развития американской культуры и искусства. Особенно актуальны следующие выводы: - искусство США – это одна из областей жизнедеятельности общества - поддержка искусства – это важнейшая задача государства, потому что: а. искусство помогает человеку понять, что значит быть американцем, б. искусство вносит свой вклад в повышение качества жизни, в. искусство помогает американским гражданам стать более образованными и знающими, г. искусство помогает обогатить жизнь человека
Участники симпозиума сформулировали ряд конкретных рекомендаций, направленных на более тесное сотрудничество различных отраслей культуры и искусства, совершенствование системы государственного финансирования, популяризации культуры и обеспечения всем американцам доступа к культуре, финансирования охраны американского наследия, улучшение образовательных программ по искусству, интенсификация исследований в области разработки культурной политики. Институт международного образования по программе Фулбрайт.Программа Фулбрайт – это самая престижная государственная образовательная программа. Это крупнейшая финансируемая правительством международная обменная программа в области образования. (Гуманитарные, общественные науки, экономика, искусство, экология). Гранты предоставляются на конкурсной основе.
|