Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Сравнение игры и коллекции




Игра и коллекция оказываются структурными антиподами.

Игра направлена на ситуации между живыми людьми. Это пространство людей. Анализ игры выявляет ее поля. Тренер нужен игроку, чтобы выявить поля, тогда игрок достигнет лучшего результата в игре. Важнейшее качество игры в ограничении отношений играющих но правилам, которые замещают смыслы отношений.

Коллекция акцентируется на смыслах предметов: мысли о предметах есть внутреннее содержание коллекции, тогда как люди, в зависимости от отношения к коллекции, принимают роли и являются внешним элементом – средством пополнения, сравнения коллекции. Каталог нужен коллекционеру, чтобы выйти из смыслового поля коллекции и направиться на пополнение коллекции. Пространство коллекции – пространство смыслов, предметов. Это пространство «вдали от людей».

Игрок стремится к ситуации с живыми соперниками. Неопределенность этой деятельности, новая проба – суть игровой деятельности. Коллекционер стремится к ситуации уединения со смыслами коллекционных предметов. Пребывание в этом смысловом пространстве – суть коллекционной деятельности.

Таблица 5. Игра и коллекция как психические антиподы

  Игра Коллекция
Люди Позиции в ней Роли вне ее
Мысли Поля вне ее Смыслы в ней

 

Очевидно, что игровая деятельность ближе по выражению деятелю экстраверту, а коллекционная – интроверту.

В игре бросается в глаза ее внешняя форма. Интерес ярко выражен в действии игрока, направленном вовне. Коллекция с внешней стороны маловыразительна. Основная деятельность коллекционного типа происходит внутри коллекции путем переработки и исследования смыслов коллекции. Коллекция не видна извне, она видна только продукту деятельности – набору предметов. Игра же видна именно извне, а ее результаты – формирование новой позиции и навыка – не видны.

Игра и коллекция имеют свои векторы развития.

Коллекция начинается от собирательства, и в ней немаловажным является первоначальный объем коллекции. Затем коллекция дополняется деятельностью по переработке приобретенного предмета в предмет коллекции. Эта деятельность внутри коллекции ограничена размером коллекции. Поэтому замедление собирания, связанное, например, с исчерпанием финансовых средств на покупку марок, приводит к интенсификации поиска, но, если он неэффективен, коллекция оборачивается сама на себя: интенсифицируется деятельность по обработке предметов коллекции. И далее две возможности: либо коллекционер переходит к изготовлению предметов коллекции (что с марками невозможно), либо теряется интерес к коллекции. Таким образом, мы можем сказать, что сосредоточение коллекции самой на себя уничтожает коллекционный интерес, хотя и на время.

Выше мы рассматривали позиции в игре, и, как нам кажется, эволюция игры идет от первых позиций к последним, что и соответствует вырождению игры в коллекцию или в профессионализм.

Вместе с тем отметим, что для возникновения коллекции или игры должна быть определена психическая направленность ученика: на экстра – или интроверсию, это важное условие успеха деятельности. Тип ситуации успеха создает либо стремление к коллекции, либо стремление к игре. Успех может создавать «псевдоэкстраверта» или «псевдоинтроверта». Это «псевдо-» задается успехом в игре или коллекции и их инерцией, а не характеристиками личности.

Разочарование в них наступает, когда происходит переоценка ситуации успеха. Кроме того, стихийно формируясь, игра и коллекция могут и не проходить названных стадий, могут разворачиваться и исчерпываться на уровне примитивных форм.

Поэтому перед учителем стоит задача обучения ребенка играм в коллекционирование. В этом процессе важно невмешательство посторонних, так как даже случайная оценка товарища может привести к разрушению рождающегося интереса.

Важнейшее качество коллекционного и игрового интереса заключается в запретности некоторых тем и сфер для других.

Для каждого ребенка в классе-группе должно создать пространство его преобладания, а также его изолированности. Но даже если это достигается, то и тут проявление превосходства происходит по-разному: одни проявляют в реакциях, обращенных в себя, когда ребенок в ответ на столкновение с событием реагирует на теле предмета коллекции; либо игровой вариант реакции, когда ребенок стремится сыграть на реванш.

Трудности управления ситуацией коллекции связаны с ее быстротечностью и однократностью, неповторимостью. Ребенок если не сделал, то потом не сделает, тут верна поговорка, что переучивать труднее, чем учить. Учитель может не разгадать состояние и тип действия, неправильно определить интерес.

Коллекционер в игровом действии замедляется, теряется. Трудность управления коллекцией связана с ее недоступностью. Недоступностью особого рода, когда любое проникновение в коллекцию отчуждает ее от ребенка, он как бы уходит из коллекции, если в нее проникает другой; хотя внешне – вот они предметы, можно наблюдать, что с ними делается. Но это не случайно, ведь, по принципу коллекции, «интерес к интересу убивает интерес».

Итак, у коллекции и игры есть принципиальные границы. Во-первых, они при интенсификации самоуничтожаются как интересы. Во-вторых, при явности результата и измеряемости коллекции они теряют интерес вследствие предсказуемости и просматривания предела. В-третьих, коллекция перерождается в игру, и часто ребенок ее использует как новый фактор в игре, но это помогает недолго, и он вновь удаляется в себя. Аналогично игра превращается в коллекцию, т. е. граница игры и коллекции нежесткая, и мы можем говорить о коллекционере или игроке только по соотношению времени, первичных реакций. Но это не абсолютно. В-четвертых, и коллекция, и игра претерпевают внутреннее развитие в сторону усложнения деятельности, причем это происходит не столько в рамках одной коллекции, сколько от коллекции к коллекции, от одной игры к другой. Таким образом, идет качественное развитие деятельности. В-пятых, коллекция и игра – два способа включения способностей ребенка в качестве ученика. При этом неважно, что он коллекционирует и во что играет: в оценки или в предметы. Отсюда следует необходимость двойственной методики. При этом целесообразно совмещать коллекционные фазы с поглощением знания, а игровые – с приобретением навыка. В-шестых, коллекция и игра по мере развития порождают качественно иные плоскости интереса «к новому» и «к старому».

Ядром развития коллекции является переход от собирания предметов к оперированию ими. А главное в игре – переход от непосредственного контакта к изменению правил; с одной стороны, организация предметов, с другой – правила действия.

С одной стороны, страх поражения, избегание открытого конфликта, наращивание знаний, дабы предотвратить поражение, и переход к игре как доказательству верности накопления. То есть конечной мерой продуктивности коллекции должна быть ее эффективность в редких игровых стычках, эффективность накопленного.

С другой стороны, стремление к риску, интерес испытания себя на прочность. Достижение выигрыша через «мелочи» правил, через максимальное использование ситуации.

Таким образом, «Коллекция» вырождается в интерес «к старому», в рефлексию, а «игра» – в интерес «к новому», в проспекты. Отсюда следует опасность торможения обоих типов интереса.

Коллекция, если она дает успех, продолжается, ребенок чувствует в ней свою внутреннюю силу. Коллекция демонстрируется, входит в отношения ребенка с людьми, и смыслы коллекции отходят на второй план. Чем больше коллекция относительно других, тем больше она утрачивает смысловое ядро. А ядро перехода основано на смысловом пространстве. Так что успех коллекции может привести к тупику коллекции. Это соответствует перерождению коллекционного интереса в игровой интерес, или в интерес «к старому».

Выигранная игра также тормозит развитие игрока, как победившая коллекция. Игрок предпочитает играть в ту игру, которая дает ему выигрыш. Ядро игры, состоящее в испытании своей силы, скорости и прочего уступает место славе, если игрок не встречает равного соперника. Только встреча с более сильным противником перестраивает игрока на новое развитие.

Эта опасность тем более сильна, что методика интересового развития приводит к разбеганию детей по интересам. Суть опасности даже не в том, что игрок выигрывает, а коллекция побеждает, а в том, чтонет развития и нет перехода.

Еще более сильна эта опасность у тех учеников, которые несильны в коллекции или игре. Они ищут в коллекции и игре убежища. Эти типы интереса выступают как защитные системы, а не интересовые действия.

Обобщим пространственные модели в таблице 6.

 

Таблица 6. Пространство интересов

Тип интереса Пространство Результат
К новому Представлений Восприимчивость
К старому Оценок Удовлетворение
Коллекционный Смыслов Саморазвитие
Игровой Противников Состязание

 

«Коллекция и игра» есть освоение навыка в пространстве подчинения деятельности собственному началу и инициативе ребенка; «старое и новое» суть иное пространство познания (когда у ученика появляется собственное знание и самооценка, т. е. он может соизмерить себя сам): ведомость (исполнительность) ученика препятствует развитию первых интересов, но способствует развитию последних.

Граница восприятия полей «коллекция – игра» и «новое – старое» лежит на переходе от пассивного к активному отношению к учебе, к интересу ребенка: в первом случае интерес преобладает, а во втором преобладает подчинение интереса, чем формируется новый интерес. Новый и по типу, и по информации.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 115; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.01 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты