Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Пояснительная записка. 1.1. Актуальность. Сказка как культурный феномен донесла до нашего времени архаичную форму коммуникации и жизнедеятельности




1.1. Актуальность. Сказка как культурный феномен донесла до нашего времени архаичную форму коммуникации и жизнедеятельности, мировосприятия и дисциплины, отражения реальности и саморефлексии. Этот способ миропорядка отличается от современного, и его не хватает в современном урбанизированном мире. Художественное творчество авторского типа имеет иной воспитательный и прочий заряд по сравнению со сказкой.

В сказке отражается и пока сохраняется особая реальность человеческого «я». Как отдельное явление сказка не получает адекватного методического и методологического навыкового и воспитательного воплощения в существующих программах школы.

1.2. Задачи и цели. По мере развертывания курса сказки по сложности цели меняются от навыков знакомства с текстами в сторону культурологической специализации: знакомство со сказками; систематизация сказки; понимание символизма сказки; осознание связи сказки с календарем, языческими праздниками, миропониманием наших предков; знакомство со сказкой как с системой воспроизводства человека; прикосновение к художественному богатству сказки; освоение символического языка записи сказки и сюжетов вообще; осмысление этнического смысла сказки; знакомство с историей сказки; развитие творческого подхода к обычным вещам; знакомство с географией сказки.

1.3. Специфика. Материалом курса является знакомство со сказкой и ее анализ. Курс «Сказка» является частью планируемого курса русской культуры.

Сказки по своему тексту отражают определенный тип текстов-рассказов, имеют колоссальное многообразие и богатство образов и стилей. Сказка отражает специфику национального и культурного видения мира разными народами. Все это попадает в круг изучения при знакомстве со сказкой.

Разворачиваясь как курс, «Сказка» ставит разные задачи: от чтения до философии, поэтому курс носит интегративный характер. На уроках сказки можно дополнять навыки, приобретаемые на основных предметах интересовыми моментами.

Описание структуры курса

Курс строится в 9 этапов.

1. Знакомство со сказками.

Сказки подбираются по схеме возрастов (дитя – парень – мужик – старик – предок – пращур – дух – потомок – подробнее об этнографической концепции схемы возрастов общины и отражении ее в структуре сказки в работе автора[19]).

Учитель работает с двумя-тремя сказками конкретного возраста. Итоговое занятие – объединение сказок в систему, как в сказках проявляется система возрастов. (Желательно не углублять знакомство детей с системой, акцент в знакомстве со сказкой на образную и художественную сторону сказки.)

2. Круг событий как последовательность событий сказки.

В качестве повторения: определить место сказки в системе, читая сказку.

Художественная специфика сказки: идеологизмы; последовательность событий сказки. Шесть элементов круга сказки (под кругом сказки подразумевается провокация антагониста; развилка как путь героя к противнику; служба и соответствующий ей тип помощника; способ возврата; неудача при первом возврате, отчего второй круг; возмездие). Разбор каждого элемента круга на примере двух-трех сказок. Заключительное занятие: обобщение схемы действия сказки (упрощенный круг сказки).

3. Строение сказки (аналогия с характерными моментами поступков человека). 1) В качестве повторения: круг сказки. 2) Тройной повтор в сказке. 3) Двойной круг сказки. Искусство разведения кругов сказки. Примеры двух-трех сказок на разные варианты соединения кругов. 4) Элементы морфологии сказки: типы провокаций, развилок, служб и помощников, возмездия. Карта сказки. Освоение карты сказок.

4. Символический язык сказки. Проблема интерпретации сказки.

Повторение: система сюжетов: две-пять сказок для воспроизведения; схема действия в сказке; строение сказки (двойной круг).

Символический язык записи сказки. Система персонажей сказки. Восемь персонажей сказки, статика их участия, моменты включения. Усвоение статики персонажей (когда кто действует и бездействует и что делает, а чего не делает, сравнение с современными способами поведения человека).

Рисование схем сказок, Освоение символьного языка сказок. Определение сказки по персонажам. Две-три сказки по возрастам.

Художественная сторона: проблема интерпретации персонажей, символический смысл главных участников сказки: Баба-Яга, Кащей, Змей Горыныч, Царь, Конь, Граница, Круги мира и прочие. Интерпретация сказок об основных персонажах.

5. Этнический смысл сказки. Схема возрастов общины. Два альтернативных варианта: восьми- и двенадцатичленные, связывание системы возрастов с календарем и ритуалом в общих чертах. Повторение соединяется с освоением системы возрастов общины. Сказки по возрастам: сказки про стариков, потустороннее дитя, дитя, мужика, парня. Связь возрастов в единый круг, связь возрастов со схемой двойного круга сказки.

Схема ритуала. Соответствие с возрастами и отражение в сказке. Строение ритуала, основной ритуал и модификации его на конкретных праздниках. Соотнесение ритуала, системы возрастов и кругов строения сказки. Структура единой архаичной сказки. Примеры слипания кругов сказки: пять примеров с привлечением коми, казахской и хантыйской сказки как примера архаичного слияния.

6. История сказки. Виды сказок. Примеры, чтение, анализ и систематика: эволюция сказки от мифа, сказки про животных, вторичные сказки про животных. Волшебные, бытовые, героические, новеллистические сказки и переход к авторским сказкам. Сопровождение этой эволюции изменением образа жизни людей. Желательно сопровождение историческим материалом.

Волшебная сказка. Ее анализ, классификация сюжетов. Формы коллективной работы. Ознакомление с системой сюжетов волшебной сказки.

7. «Лаборатория» сбора сказок. Изучение таблиц сюжетов. Участие в собирании коллекции сказок с освоением сканирования, редактирования, работа со схемами и иллюстрациями. Иконическая запись сказки. Знакомство с вариантами изображения. Специфика языка сказки. Элементы слогового языка и его логика. Символьный язык и его логика. Иероглиф. Психические и логические основы перехода к буквенному языку и последствия этого для культуры.

8. Сказки мира. Сказочные ареалы. Страны и народы, имеющие сказки. Сказочные ареалы. 1) Сказки близкие, европейский тип сказки. Сказки индоевропейских народов. 2) Ареалы, дополняющие и поясняющие русские волшебные сказки: народы севера, финно-угорские народы, казахские, Кавказ, Дальний Восток. 3) Сказки иного типа. Различие принципиальное. Палеоазиатский тип сказки. Африканская сказка. Различие последующее. Арабская сказка. Восточные сказки. Религиозные варианты. 4) Ареалы архаичной сказки: ханты, Центральная Индия. Знакомство со спецификой сказок мира и их особенностей.

9. Происхождение и место сказки.

Рефлексия логическая. Существующие концепции сказки и теории ее происхождения. Отдельно: В. Я. Пропп, Е. М. Мелетинский, Й. Хейзинга, финская, казахская, венгерская школа.

Рефлексия историческая. Переход от мифа к сказке. Позиция рассказчика.

Рефлексия поведенческая. Что несет в себе сказка. Попытка реставрации сказочной системы восприятия мира и воспроизводства личности.

Изложение в лекционной форме концепции «Ритуальная формация».

1.4. Методы и формы. Программа курса «Сказка» рассчитана на преподавание в течение всей школьной программы. В зависимости от времени начала ее преподавания она модифицируется. По мере развития ребенка меняется ее методика. Методически программа разработана в качестве дополнительного средства освоения основных навыков обучения и саморазвития ребенка.

Методика начального этапа преподавания курса: чтение сказки и пересказ ее; работа с трафаретами героев сказки, рисование ситуаций сказки; изготовление книжки-сказки классом, а потом индивидуально; видеопросмотр и сюжет сказки по фильму; образное сопровождение переломных ситуаций сказки; изготовление карты сказок; игра на карте сказок, связывание персонажей с конкретным пространством, усвоение символизма пространства сказки; оперирование сюжетом; классификация атрибутики сказки: карты В. Я. Проппа, морфология сказки, система волшебных предметов, система персонажей сказки; символическое изображение сказки с помощью системы персонажей, системы сюжетов, системы структуры сказки и другие, освоение систем изображений сказки.

Методика преподавания сказки в средних классах должна состоять в постепенном подключении ученика в лабораторию учителя, использование сказки в качестве коррекции нормы ребенка (подробнее см. работу автора «Сценарии формирования ученика»).

Методика преподавания сказки в старших классах должна быть обращена на навык саморефлексии культурного основания современного человека, самого себя и выявление с помощью такой рефлексии границ современного мира. В этом плане курс существенно коррелируется с другим курсом «Семейной школы» – фантастикой. Если сказка – концентрация альтернативы культурного воспроизводства, то фантастика – концентрация существующего технологического способа воспроизводства человека.

1.5. Рекомендации. Для детей, у которых программа преподается не с первого класса, первые этапы проходятся сокращенно и ускоренно. К началу теоретического курса необходимо знакомство детей с русскими сказками. Нецелесообразно использовать курс для знакомства, так как его цель – анализ сказки. Способом погружения в мир сказки является участие учеников в праздниках, восстанавливаемых по описанному сценарию и схемам. Если участие младших школьников происходит спонтанно, то далее повышается уровень погружения в смысл праздника и осознания своего места в нем.

1.6. Учебно-тематический план. 1-й класс – 1 ч в неделю, 31 ч в год. 7-й класс – 1 ч в неделю, 31 ч в год.

1.7. Формы контроля. Помимо общепринятых форм контроля на курсе необходимо использовать формы, связанные с его методами и формами: анализ фильма, написание его сюжета по ходу просмотра, затем соединение анализа и просмотра; навыки в коммуникативном диалоге, искусство передачи и понимания информации от другого ученика; создание «читабельного» и понятного другому конспекта и сюжета сказки, в том числе для ученика, не читавшего ее; передача в изложении сюжета и сказки своего отношения и своих эмоций по поводу произведения; навыки «сворачивания» и «разворачивания» произведение в сюжет и сюжета в произведение; контроль в использовании новых средств обучения: составление графических конспектов.

Темы: 1. Чтение сказки «Маша и медведь». 2. Сказка «Три медведя», рисование героев. 3. Сказка «Медведь» (рисование, трафарет), «Царь-медведь». 4. День Медведя. 5. Изготовление книжки про медведя. 6. Сказка «Баба-яга». 7. «Гуси-лебеди». 8. «Баба-яга и Жихарь». 9. «Баба-яга и Заморышек» (трафарет). 10. Изготовление трафаретов. День Бабы-яги. 11. Изготовление книжки про Бабу-ягу. 12. Подготовка к выставке. 13. Выставка работ и книжек. 14. Подготовка новогодних костюмов. 15. «Три царства». 16. Изготовление макета интерьера сказки. «Ивашко-медведко». 17. «Иван Быкович». 18. День Змея Горыныча. 19. Изготовление книжки про Змея Горыныча. 20. Сказка про Кощея Бессмертного. 21. Изготовление трафаретов. 22. «Марья Моревна».

Учебно-тематический план

Сказка и русская мифология. 1-й класс. 31 ч в год.

Темы: 1. Откуда пришли сказки? 2. Какие бывают сказки. 3. Сказки о детях. Баба-Яга. 4. Баба-Яга и Жихарь. 5. Баба-Яга и Заморышек. 6. Итоговое занятие по образу Бабы-Яги (день Бабы-Яги). 7. Другие лесные чудовища. 8. Сказки о сиротах. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». 9. Сказки о сиротах. «Сказка про утку с золотыми яйцами». 10. Сказки о добром молодце. Образ Змея Горыныча. 11. Змей Горыныч – антагонист. Царь подземного царства. 12. Итог по образу Змея.(День Змея). 13. Другие подземные нечистые силы. 14. Подземное царство на карте сказки. 15. Сказки о добром молодце. Волшебный конь. 16. Волшебный конь. Служба героя царю. 17. Волшебный конь как конь предков. 18. Итог по образу волшебного коня. 19. Серый волк – помощник героя. 20. Тридесятое царство на земле. Образ ведьмы. 21. Падчерица в сказках. «Две сестры». 22. Падчерица в сказках. «Василиса Прекрасная». 23. Помощники падчерицы. «Крошечка-Хаврошечка». 24. Заколдованный принц. «Аленький цветочек». 25. Подводное царство. 26. Заколдованная царевна. «Ночные пляски». 27. «Вот и сказке конец». Свадьба. 28. Сказка после свадьбы. 29. Место Кощея и Лукоморья на карте сказки. 30. Сказки про старика. 31. Итоговое занятие – игра по карте сказки.

Русская мифология. 7-й класс.

Темы: 1. Картина мира в русских мифах. 2. Русские веды. 3. Происхождение мира. 4. Особенности мифологического мышления. 5. Проблема трансляции мифологической картины мира. 6. Мифологическое содержание русской сказки. 7. Язычество и христианство в русской сказке. 8. Символизм русской сказки. 9. Исторические основы русской сказки. 10. Сравнение сюжетов сказок разных народов мира. 11. Сюжеты сказок о детях. 12. Баба-яга. 13. Сирота. 14. Сказки о парнях (сюжеты – 15 вариантов). 15. Варианты службы. 16. Обобщение сюжетов про парня. 17. Сказки о падчерицах. 18. Сказки о женихе и невесте (18 вариантов). «Дракон», «Оборотень», «Дедок», «Кощей». 19. Виды помощников. 20. Сказки о жене и муже (12 вариантов). 21. Работник. 22. Мудрость. 23. Смерть. 24. Потустороннее дитя. 25. Особые сюжеты. 26. Цель. 27. Интерпретации смыслов сказок (Змей Горыныч). 28. Конь (Пропп). 29. Зачет. 30. Обобщение курса.

1. Сказки про дитя: «Баба-Яга», «Маша и Медведь», «Ивашко и ведьма», «Терешечка», «Три медведя», «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Чудесная курица», «Сказка про утку с золотыми яйцами», «Дикие лебеди», «Князь Данило-Говорило», «Баба-Яга и Заморышек», «Баба-Яга и Жихарь», «Терешечка».

2. Сказки про парня. Стадии возраста – типы испытаний: «Иван Сученко и белый Полянин», «Иван Быкович», «Иван-царевич и серый волк», «Кощей Бессмертный (Булат-молодец)», «Царевна-лягушка», «Стоптанные туфельки», «По щучьему веленью», «Сивко-Бурко».

Падчерица: «Две сестры», «Мороз Иванович», «Гуси-лебеди», «Двенадцать месяцев», «Василиса Прекрасная», «Золушка», «Крошечка-Хаврошечка», «Морской царь и Василиса Премудрая», «Арысь-поле».

Жених. Переход в мужика: «Кощей Бессмертный», «Булат-молодец», «Волшебный конь», «Жар-птица и Василиса-царевна», «Кот в сапогах», «Морской царь и Василиса Премудрая», «Елена Премудрая», «Царевна, разгадывающая загадки», «Финист-ясный сокол», «Аленький цветочек», «Сопливый козел», «Скорый гонец», «Безногий и слепой богатыри», «Три царства: медное, серебряное и золотое».

Невеста: «Волшебное кольцо», «Царевна, разгадывающая загадки», «Заколдованная королевна», «Окаменелое царство», «Царевна-лягушка», «Царевна-змея», «Морской царь и Василиса Премудрая», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Белая уточка», «Свиной чехол», «Волшебное зеркальце».

3. Сказки про Мужика: «Пойди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что», «Мудрая жена», «Лягушка-царевна», «Иван Сученко и Белый Полянин», «Зорька, Вечорка и Полуночка», «Усыня, Горыня, Дубыня – богатыри», «Марья-Моревна».

Подмена дитя: «По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре», «Поющее дерево и птица-говорунья», «Косоручка».

Работник: «Иванко Медведко», «Три копеечки».

4. Сказки про старика: «Золотая рыбка», «Чудесное дерево», «Двое из сумы», «Петух и жерновки», «Курочка Ряба», «Смерть петушка», «Коза с орехами», «Теремок», «Репка», «Клад».

Мудрость и колдун: «Хитрая наука», «Морской царь и Василиса Премудрая», «Марья Моревна», «Чудесная рубашка».

Чудо-дитя: «Покатигорошек», «Мальчик-с-пальчик», «Глиняный Иванушка», «Иван – медвежье ушко», «Колобок», «Чудесная дудка», «Снегурочка».

Содержание курса «Сказка и русская мифология. 1-й класс»

1. Откуда пришли сказки? Наши предки – славяне. Лес – место обитания. Устная сказочная традиция.

2. Какие бывают сказки. Сказки про животных, волшебные сказки. Место персонажей на круге. Цвет персонажей: Баба-Яга – зеленый, Змей – красный, Кощей – черный.

3. Сказки о детях. Баба-Яга. Мотив погони за девочкой, спасение при помощи волшебных предметов.

4. «Баба-Яга и Жихарь». Спасение через изжаренье Яги. Печь как центр мира.

5. «Баба-Яга и Заморышек». Смыкание сюжета о заморышке с сюжетом о чудо-ребенке. Неудачный поиск невест.

6. Итог по Бабе-Яге. День Бабы-Яги. Место Бабы-Яги на карте сказки. Лес – граница между мирами. Баба-Яга – обряд инициации. Превращение ребенка в молодца.

7. Другие лесные чудовища. Медведь – более древний образ, чем Баба-Яга. Сказки о медведе: «Три медведя», «Маша и медведь», «Медведь – липовая нога».

8. Сказки о сиротах: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Взросление мальчика через изгнание и превращение. Коза – земледельческий символ.

9. Сказки о сиротах: «Сказка про утку с золотыми яйцами». Получение ребенком чудесного дара, изгнание (бегство), обретение силы.

10. Сказки о добром молодце. Образ Змея Горыныча. «Три царства: медное, серебряное и золотое». Мотив Змея-помощника. Печь – атрибут младшего брата (Запечник). Добывание невест для братьев.

11. Змей Горыныч – антагонист. Царь подземного царства. «Иван Быкович». Двойная природа главного героя (полузверь, получеловек). Мотив боя на Калиновом мосту.

12. Итог по образу Змея (день Змея). Место Змея на карте сказки – царь подземного мира, связь с добрым молодцем и свадьбой.

13. Другие подземные нечистые силы. «Иван крестьянский сын и мужичок сам с перст усы на семь верст». Три невесты – пленницы подземного мира, предательство старших братьев. Возвращение героя – птица-переносчик.

14. Подземное царство на карте сказки. Места на карте – переходы в подземный мир. Кто населяет. Пекельная природа подземного царства.

15. Сказки о добром молодце. Волшебный конь. «Волшебный конь». Превращение «паршивого жеребенка» в прекрасного коня.

16. Волшебный конь. Служба героя царю. «Жар-птица и Василиса-царевна». Служба героя царю при помощи волшебного коня: добывание Жар-птицы и царевны, купание в кипятке.

17. Волшебный конь как конь предков.

«Сивко-бурко». Огненная природа волшебного коня, его связь с подземным миром. Предок-даритель.

18. Итог по образу волшебного коня. Место Волшебного коня на карте сказки. Образы, связанные с волшебным конем (старик-предок, Жар-птица, Солнечная царевна).

19. Серый волк – помощник героя. Сходство образов серого волка и волшебного коня. Столб – развилка.

20. Тридесятое царство на земле. Образ ведьмы. Ведьма – хранитель молодильных яблок и живой воды. Крылатый конь и царевны–помощницы. Место ведьмы и царевен на карте сказки.

21. Падчерица в сказках. «Две сестры». Участь падчерицы. Богатство – награда за доброту и трудолюбие. Парность образа (падчерица – родная дочь). Дарующая волшебная сила: Баба-Яга, Мороз Иванович.

22. Падчерица в сказках. «Василиса Прекрасная». Куколка-помощница – вместилище души матери. Мотив добывания огня. Баба-Яга – хранительница стихий.

23. Помощники падчерицы. «Крошечка-Хаврошечка». Превращение: мать – корова – яблоня.

24. Заколдованный принц. «Аленький цветочек». Искупление дочерью вины отца. Образ заколдованного принца-чудовища. Волшебные свойства цветка.

25. Подводное царство. «Морской царь и Василиса Премудрая». Связь образов орла и морского царя. Погоня морского царя и спасение через превращения. Забытая невеста. Место подводного царя на карте сказки.

26. Заколдованная царевна. «Ночные пляски». Старуха – помощница героя. Волшебный плащ и шапка-невидимка.

27. «Вот и сказке конец». Свадьба. Превращение молодца в жениха и девицы в невесту. Путь и помощники жениха (Змей, конь, волк, волшебная невеста). Путь и помощники невесты (Баба-Яга, Мороз Иванович, куколка, корова, яблоня).

28. Сказка после свадьбы. Образ Кощея Бессмертного. Путь царевича в Тридесятое царство. Помощники и стихии (медведь, заяц – земля, селезень – воздух, щука – вода.) Смерть Кощея в яйце. Образ яйца – вместилища мира.

29. Место Кощея и Лукоморья на карте сказки. Образ уточки. Ее связь с яйцом Кощея.

30. Сказки про старика. «Курочка Ряба». Золотое яичко – аналогия с яйцом Кощея. Смерть в сказке. «Золотая рыбка». Путь старика от силы к бессилию. Сравнение сказок про рыбку и про чудесную березку (превращение стариков в медведей).

31. Итоговое занятие – игра по карте сказки. Сказочное пространство – три мира (Дом, Мир, Тридесятое царство). Нахождение мест всех главных образов. Волшебные помощники и волшебные предметы. Связь между мирами.

Содержание курса «Русская мифология. 7-й класс»

1. Картина мира в русских мифах. Календарь, возрасты и сезоны. Их единство как основа языческой картины мира. Роль в этом единстве праздников и ритуалов. Система праздников, отношение праздника и будней.

2. Русские веды. Знакомство с единым комплексом мифологических представлений. Споры о достоверности источника. Чтение русских вед. Сюжет.

3. Происхождение мира. Комплекс миров. Влияние шаманизма. Роль уточки, коровы. Гора Березайя. Родство с древнеарийскими представлениями.

4. Особенности мифологического мышления. Триединство мира: тело человека, тело общества и тело мира. Уровни языка: слоговое, иероглифическое, буквенное – и разные логики миропредставления на их основе.

5. Проблема трансляции мифологической картины мира. Система возрастов, классификация по возрастам сказок. Границы возрастов и функционал каждого из них.

6. Мифологическое содержание сказки. Аналогии сказок и сюжета вед.

7. Язычество и христианство в русской сказке. Собиратели. Единая картина сказки и ее искажение. Миропонимание смерти и бессмертия в христианстве и язычестве – точка раскола.

8. Символизм русской сказки. Роли Бабы-Яги, Кощея и Змея Горыныча как хозяев трех границ мира. Интерпретация Горыныча как превращение мужика в старика.

9. Исторические основы русской сказки. Историчность и ее проявление в сказках. Атрибутика, снижение роли коня. Роли царя, солдата. Как определить, когда создавалась сказка.

10. Сравнение тем и сюжетов сказок различных народов мира. Примеры сюжетов: например, «Колобок» у англичан, скандинавов, казахов. Сказка о поросенке.

11. Сюжеты сказок о детях. Сказка про детей в лесу, сказки о сиротах. Институт сиротства как момент воспитания ребенка. Путь и служба.

12. Баба-яга. Сравнение сказок и выявление общего сюжета, который в отдельных сказках отражен частично. Поиск аналогии с мифологическими героями. Велес.

13. Сирота. Сюжеты типа «Брат и Сестра». Их варианты. Роль Буренушки, мачехи.

14. Сказки о парнях (сюжеты – 15 вариантов). Описание сюжетов: подземелье, три брата, конек, служба, окаменевший. Варианты табу, которые налагались на поведение парня.

15. Варианты службы. Мотив службы: варианты. Путь, развилка, служба, помощники, возвращение, неудача, повторная служба. Значение двойной службы и троекратного повтора в сказке.

16. Обобщение сюжетов про парня. Структура сказки: два круга, шесть стадий, три повтора центральной службы, восемь типов персонажей.

Занятие имеет смысл предварительного обобщения сюжетов сказки.

17. Сказки о падчерицах. Стадии развития сказки: сказки про путь, сказки про службу, сказки про помощника (мать-буренка и ее превращения, кукла и ее символизм в сказке), Золушка, месть мачехи, проклятие на падчерице.

18. Сказки о женихе и невесте (18 вариантов). Типы невест: гордая, волшебная, заколдованная, забытая. Сравнение и разделение сюжетов.

19. Дракон, Оборотень, Дедок, Кощей. Особенность сказок про жениха, чему она учит. Скромность, сдержанность. Анализ сюжетов, сравнение и различение.

20. Виды помощников. Звери и их типы, небесные, сверхпомощники, зависимость того, какие помощники, от сюжета. Смысл соотвествующих помощников.

21. Сказки о жене и муже (12 вариантов). Умная жена, жена-помощница. Анализ и сравнение сюжетов. Особый анализ подмены дитя. В данном случае начинается переход к многовозрастной сказке.

22. Работник. Варианты сюжетов: не обидься. Поп и Балда. Благословенный заработок.

23. Мудрость. Сюжеты: смерть стариков, хитрость, гадатели, следопыты.

24. Смерть. «Сказка про курочку Рябу», про смерть петушка. Анализ типов смерти и типов перехода между возрастами и внутри возрастов. Соизмерение со схемой общины и схемой ритуала.

25. Потустороннее дитя. Особенности его взросления и подвигов. Конец героя. Варианты регрессивные и разворачивающиеся. Попытка интерпретации особенности чудо-дитя, что оно должно наверстать, что всегда ребенок во время беды растет быстрее.

26. Особые сюжеты: «Поросенок», «Теремок», «Царь зверей», «Человек и собака (зверь)».

27. Цепь. Кумулятивная сказка, примеры. Кумулятивная сказка как прототип сказки исходной формы «кольцевой».

28. Интерпретации смыслов сказок (Змей Горыныч). Интерпретация сказок про змея Горыныча, как мужик в старика превращается. Особенность общины русских, акцент на возраст мужика и одновременно отсутствие мужика. Сравнение с общинами других народов, с акцентами на другие возрасты: библейская, восточная и западная версии.

29. Конь (Пропп). Конь в сказках кочевых народов и замена его у других. Примеры казахской, калмыцкой сказок. Анализ сюжета коня.

30. Зачет в форме прочтения сказки и анализа ее сюжета, соотнесение трех сказок с классификацией.

31. Итоговое занятие. Обобщение курса. Проблемы.

Требования. В результате курса ребенок должен получить представление и навыки общения в режиме языческого мировосприятия. Освоить и приблизить к быту эти представления. Повысится искусство владения сюжетом. Ученик получит представление о сравнительной этнографии и истории дописьменного периода. Программа дает навык саморефлексии индивидуальностью мировосприятия языческого мира и ритуала. Позволяет представить ребенку культурные варианты архаических представлений, которыми богата сказка. Программа нацелена на использование богатейшего воспитательного потенциала сказки.

Перечень методического обеспечения. Пластинки с текстами сказок; библиотека книг со сказками; отсканированные сказки; видеофильмы по сюжетам сказок; графические схемы по курсу; тексты сказок.

Список диафильмов: 1. «Три медведя». 2. «Чудодейное колечко». 3. «Верлиока». 4. «Пойди туда, не знаю куда». 5. «Бычок, черный бочок, белые копытца». 6. «Добрыня и Змей». 7. «Сказка о морском царе и Настасье Премудрой». 8. «Никита кожемяка». 9. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». 10. «Дево­чка Снегурочка». 11. «Петушок-золотой гребешок и чудо-меленка». 12. «Кот-серый лоб, козел да баран». 13. «Жихарка». 14. «Кот и лиса». 15. «Морозко». 16. «Стоптанные башмачки». 17. «Солнце, Месяц и Ворон-Воронович». 18. «Златовласка». 19. «Молодильные яблоки». 20. «Летучий корабль». 21. «Две сестры». 22. «Царевна-лягушка».

Список пластинок со сказками: 1. «Глиняный Иванушка». 2. «Зимовье зверей». 3. «Крошечка-хаврошечка». 4. «Василиса Прекрасная». 5. «Марья Моревна». 6. «Иван-царевич и серый волк». 7. «Финист-ясный сокол». 8. «Волшебное кольцо». 9. «Пузырь,соломинка и лапоть». 10. «Лисичка со скалочкой». 11. «Мужик и медведь». 12. «Петушок-золотой гребешок». 13. «Кот, петух и лиса». 14. «По щучьему велению». 15. «Лисичка-сестричка и серый волк». 16. «Сестричка Аленушка и братец Иванушка».

Список мультфильмов: 1. «Кот в сапогах». 2. «Белоснежка». 3. «Русалочка». 4. «Спящая красавица». 5. «Конек-Горбунок». 6. «Царевна-лягушка». 7. «Сказка о золотой рыбке». 8. «Мойдодыр». 9. «Снежная королева». 10. «Серая шейка». 11. «Сестрица Аленушка». 12. «Аленький цветочек». 13. «Бременские музыканты» (2 серии). 14. «Малыш и Карлсон». 15. «По щучьему велению». 16. «Вовка в три­девятом царстве». 17. «Остров сокровищ». 18. «Золушка». 19. «Дюймовочка». 20. «Спящая красавица». 21. «Красавица и чудовище».

Список фильмов: 1. «Снежная королева». 2. «Варвара-краса, длинная коса». 3. «Каменный цветок». 4. «Василиса Прекрасная». 5. «Морозко». 6. «Вол­шебная лампа Алладина». 7. «Руслан и Людмила». 8. «Огонь, вода и медные трубы». 9. «Принцесса Павлин». 10. «Финист-ясный сокол». 11. «Сказка о царе Салтане». 12. «По щучьему велению». 13. «Илья Муромец».

Библиографию и приложения см. в книге: Николин В. В. Волшебная сказка: исследование воспроизводства культуры: Монография. – Екатеринбург: Старт, 2000.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 92; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты