КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 3. Социально-культурный подход к экономико-психологическим проблемамСтр 1 из 4Следующая ⇒ Концепция цивилизаций. Основные ментальные особенности человека восточно-славянской православной и западной цивилизаций. Особенности хозяйственной жизни и системы управления характерные для этих цивилизаций. Сравнительный анализ иерархии ценностей личности в восточно-славянской и западной культурах. Особенности российской экономической школы и развитие экономической психологии.
Мы уже говорили о том, что психология считает, что поведение человека определяется в том числе воздействием на него внешних факторов. Среди них важнейшее место занимают социально-культурные .Это, прежде всего, принадлежность человека к определенной социальной группе, этносу, типу цивилизации. Тип цивилизации, как мы увидим ниже, определяет религия, на основе которой формируется духовно-нравственная культура. Кроме того, поведение человека определяется и бессознательным, прежде всего коллективным бессознательным, ярким примером котрого является менталитет. Однако вплоть до ХХ века западная экономическая теория отрицала влияние этих факторов на поведение человека в сфере экономики, что приводило ко многим казусам. Так весьма поучительна неудача внедрения «кружков качества» в американской промышленности. Возникнув в начале 60-х годов в Японии, они в середине 70-х привлекли внимание менеджеров в США, и в первую очередь компанию Локхид. К 1980 году «кружки качества» функционировали уже в 230 американских компаниях. К концу 80-х, правда, выяснилось, что лишь в 8 из них они давали положительный эффект. Психология американских рабочих (в отличие от Японии и сопредельных с ней стран) оказалась невосприимчивой к этой форме борьбы за качество продукции. Японский рабочий не может предать интересов своей фирмы, поскольку находится под воздействием моральных установок, воспитываемых с детства: «гири» — долга благодарности и «дзин» — обязательной верности, которые и побуждают его в ущерб своему времени и силам участвовать в тех же «кружках качества» (последние, по нашему мнению, только на данном основании и являются эффективными). Совершенно иным был подход российской экономической школы к поведению человека в сфере экономики. Он как раз учитывал влияние религии, культуры, общества, психологических факторов на поведение человека. К сожалению, как в советское время, так и в эпоху рыночных преобразований о наследии русской экономической школы забыли. Провал рыночных реформ как раз во многом и был вызван тем, что эти реформы не учитывали социально-культурных, ментальных особенностей нашего народа, влияющих и определяющих своеобразие хозяйственной жизни. Поэтому весьма важными вопросами, которые мы и рассмотрим в этой лекции, будут вопросы о сущности теории цивилизаций, особенностях менталитета восточных славян и менталитета «западного человека», о том, как эти особенности повлияли на хозяйственную жизнь и, наконец, вопрос о некоторых особенностях российской экономической школы.
|