КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Концепция цивилизаций
Мир, в котором живет человек, дискретен (многополярен) и един одновременно. Каждый человек в этом мире принадлежит одновременно определенному этносу, типу цивилизации, миру в целом. Каждая из этих сфер оказывает влияние на формирование и жизнь человека. Однако, по мнению многих ученых, превалирующее влияние оказывает все-таки тип цивилизации, в которой человек существует.
Подводя итог более чем столетним исследованиям в области макроистории, можно сказать, что за это время произошло принципиальное изменение научного истолкованиятермина "человечество". То, что сделали ученые в этой сфере, можно сравнить с переворотом, произошедшим в физике в начале XX столетия после открытия Нильса Бора. Бор установил дискретность (разделенность на самостоятельные цифровые значения) атомных состояний, которые до него считались непрерывно переходящими друг в друга.
Немного раньше концепцию дискретности, но относящуюся не к физике, а к истории и социологии, выдвинул Николай Яковлевич Данилевский (1822—1885) в своей книге «Россия и Европа». История, с его точки зрения, развивается как история отдельных цивилизаций или, как он говорит, «культурно-исторических типов», каждый из которых живет как целостный организм: имеет эпоху рождения, молодости, расцвета сил, упадка и гибели. Данилевский формулирует чрезвычайно глубокую и красивую точку зрения на историю: «И прогресс состоит вовсе не в том, чтобы идти все время в одном направлении, а в том, чтобы исходить все поле, составляющее поприще исторической деятельности человечества, во всех направлениях». Иными словами, картина истории, укладывающаяся в одну линию, говоря математическим языком, «одномерная», заменяется гораздо более богатой картиной многомерной», движение идет по некоему полю, в плоскости или впространстве.
Эта идея о культурно-исторических типах (цивилизациях) при жизни Данилевского не получила признания, но потом приобрела колоссальную известность, когда независимо от Данилевского немецким автором Шпенглером была изложена в книге: «Закат Европы», появившейся сразу после конца Первой мировой войны. Шпенглер ни разу не упоминает Данилевского и, может быть, как немец, действительно о нем не знал. Позже английским историком Арнольдом Тойнби, еще раз была развита сходная концепция. Он гораздо подробней развивает ее, насчитывает больше различных цивилизаций (больше 20 и пять основных), чем Данилевский, многостороннее оценивает возможное их взаимодействие. Однако принцип у Тойнби тот же самый.
Данилевский также сформулировал "закон непередаваемости": "Начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа. Каждый тип вырабатывает цивилизацию для себя при большем или меньшем влиянии чуждых, ему предшествовавших или современных цивилизаций. Передача и смешение духовного и культурного начала одного культурно-исторического типа другому смертельно опасна для соответствующего общества.
Во время жизни Данилевского наибольшую силу имел, по его мнению, один тип цивилизации, как он его называет, романо-германский или европейский, на смену которому должен был прийти (как имеющий наибольшую силу) новый культурно- исторический тип – славянский (внесем уточнения – словянско-православный).
Все цивилизации построены по единой схеме (рис 1)
Аргентинский социолог Игорь Андрушкевич сравнивает цивилизации с плодом, например с вишней. Вишневая косточка (в схеме - ядро), как носительница видовых признаков, обеспечивающих генетическую преемственность, уподобляется культу – религии, а мякоть, питающая косточку и не дающая ей засохнуть, — культуре (духовно-нравственная культура ). И то и другое защищается от внешних воздействий плотной кожурой — в цивилизации это государственные институты, включающие армию, полицию, таможенные службы и тому подобное.
| | |
Специфика всякой цивилизации определяется типом верования (религией), который, собственно, и порождает эту цивилизацию, а потом поддерживает ее самоидентичность и отличие от других цивилизаций. Тип верования — это базис, над которым вырастает настройка, т. е. тип общества (по Данилевскому, "культурно-исторический тип"). Понятно, почему это так. Специфика общества определяется теми представлениями о вещах, в частности о том, что хорошо, а что плохо, которые приняты в этом обществе, а эти представления должны иметь безусловный характер, иначе они будут кем-то оспариваться и возникнут разногласия. Безусловный же, неоспоримый характер имеют только догматы веры. Крупнейшие ученые девятнадцатого и двадцатого веков, среди которых в первую очередь надо упомянуть Макса Вебера, Освальда Шпенглера и Арнольда Тойнби, доказали это историческим материалом, но тут можно было бы обойтись и просто логикой. Коллективная жизнь будет стабильной лишь в том случае, если она организуется каким-то внешним регулятором, не позволяющим эгоизму отдельных граждан перейти ту границу, за которой начинает разрушать социум. Таким регулятором служит право. Но оно не возникает из ничего, в его основе лежит правосознание, т.е. представления о том, что можно делать, а чего делать нельзя, образующие принятую в данном обществе норму поведения. А откуда берется правосознание? Критерием различения добра и зла может быть для человека только то, во что он верует. Это утверждение вовсе не опровергается наличием в современном мире "демократического" западного общества, объявившего, что в нем каждый может веровать, во что хочет, и, тем не менее, достаточно стабильного. То, что там всякий верует во что-то свое, есть не что иное, как главный предмет всеобщей веры, а не объективный факт; факт же состоит в том, что на Западе, помимо теоретической веры в наличие у них демократии, имеется практическая вера в доллар, и именно эта составляющая веры служит регулятором коллективного бытия.
Основные цивилизации в древнем мире основаны на языческих религиях, среди них выделяются, например, Древне-Греческая цивилизация, Древний Рим (Римская империя), и на иудаизме – Иудейская, в новом мире (по рождеству Христову ) - это Христианская цивилизация, разделившаяся на три ветки, в начале в ХI веке Западно- (католическую) и Восточно- христианскую (православную) ветки, а затем , через пять столетий от западной отделилась еще одна – протестантская, которая, собственно говоря и составила основу современной технической цивилизации .
В культуре (в широком смысле понятия, включающем нормы морали, права, традиции, в т.ч. традиции и культуру хозяйственной жизни и т.д.) каждой цивилизации есть такие ключевые понятия, которые образуют ее основы. В православной цивилизации можно выделить такие ключевые понятия: СВОБОДА, ВЕРА, ЛЮБОВЬ, СОБОРНОСТЬ, СЕМЬЯ, СТРАДАНИЕ, СПРАВЕДЛИВОСТЬ, ВЛАСТЬ, СОБСТВЕННОСТЬ, ТРУД, БЕДНОСТЬ (БОГАТСТВО). Те специфические знания, которые придаются этим понятиям в Православии, образуют основы православной цивилизации.
Основные ментальные особенности человека восточно-славянской православной и западной цивилизаций. Особенности хозяйственной жизни и системы управления характерные для этих цивилизаций
Именно религия, а также особенности культурно-исторического развития определили формирование и особенности менталитета народов носителей православной культуры, к которым относятся прежде всего восточные славяне (русские, украинцы, белорусы) и народов населяющих Западную Европу, многие из которых были изначально носителями католической, потом протестантской культуры и уже позднее по словам Шубарта, «прометеевской культуры».
Напомним что менталитет – это глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающий и бессознательное, совокупность готовностей, установок, предположений идивида или социальной группы действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир определенным образом. Менталитет формируется в зависимости от традиций, культуры, социальных структур и всей среды обитания и сам , в свою очередь, их формирует, выступая как порождающее сознание, как трудно определимый исток культурно-исторической динамики.
Основные ментальные особенности человека восточно-славянской православной цивилизации и человека западной цивилизации, а также некоторые особенности хозяйственной жизни и системы управления представлены в таблице. Из нее мы можем увидеть действительно абсолютно противоположные портреты человека двух цивилизаций и понять, почему многие из предлагаемых нам западными экономистами реформ были изначально обречены на провал. Конечно, сейчас портрет современного украинца несколько изменился. Проведенные нами исследования экономического сознания современных украинцев показывают наличие в сознании ценностей двух культур и нашей православной и западной. Но это на сознательном уровне. На уровне же коллективного бессознательного все еще ярко проявляются ценности и стереотипы поведения, как православной культуры, так и советской, атеистической. Это также видно из проведенных нами исследований, а также ярко проявляется в повседневной жизни, в том числе в экономике. Ярким примером может служить наше отношение к закону: при отсутствии крепких нравственных устоев в обществе ,жизни по совести и законам Божьим остается неуважение к закону, писаному праву и многие предприниматели, крупные бизнесмены живут по неписанным криминальным правам или другим принятым в их сообществе правилам.
Таблица - Ментальные особенности человека восточно-славянской православной и западной цивилизаций, особенности хозяйственной жизни и системы управления
Православная восточно-славянская цивилизация
| Западная цивилизация
| 1.Главным для человека был поиск смысла жизни, основной идеей организации общества, ценностным ядром культуры является внутреннее преобразование личности (отметим ее неэкономический примат) (5)
2. Восточная цивилизация - это преобладание умозрения мыслительной силы) над действием (волей, силой желаний). Это созерцательная жизнь, направленная на поиск смысла любого чувства и действия.
Сила сердечного созерцания - это чисто христианский феномен, это православное наследие русского человека. Это необъяснимое соединение духовного чувства веры, надежды и любви к Богу и творению с разумом человека, т.е. с его высшей мыслительной способностью. В результате такого сочетания человек начинает видеть первоначальные смыслы вещей, понимать свою природу и природу творения. В сердечном созерцании преодолевается противоречие между верой и знанием - вера, как духовное чувство соединяется в нем с разумом, как органом познания.
С другой стороны нужно отметить и преобладание эмоциональной (чувственной) составляющей.
Так известный русский философ И.А.Ильин отмечал что в русском народе над силами желаний и силами разума господствует чувство, каким бы это чувство ни было. Русскому человеку, перед тем, как что-то делать, или перед тем, как что-то изучать необходимо это «что-то» полюбить, верить в него, положить в него последнюю надежду. Есть вещи, в которые смешно веровать, на которые глупо надеяться, которые стыдно любить. Но куда же денешь натуру - должен русский человек, прежде всего, веровать, надеяться и любить: без всего этого, как отмечает И. Ильин, мы превращаемся в «лентяев и мотов» (волевая сторона) или «пустых и вредных разговорщиков» (интеллектуальная сторона).
| Западнохристианское направление берет начало от Рима, его права, государственности, понятия частной собственности. Основной теологический вопрос этого направления — права человека, а идея общества — правовое устроение социальной жизни.
Линию восходящего развития индивидуализма личности можно описать так: если «Я» Средневековья соответствует корпоративному свойству человека и в отношении к Богу он лишь член корпорации, то уже в эпоху Реформации его «Я»— это уже «Я» светского или религиозного индивидуализма, «Я» человека, ведущего светски активную жизнь. Просвещение и Новое Время принесли признание политических, экономических, правовых и религиозных свобод человека как его естественных прав.
Хозяйство, экономика начинают формировать человека как экономически активного субъекта.
2.Приоритет действия (желаний, воли) над умозрением (разумом), преобладание воли и рацио над чувствами.
|
3.Идее внутреннего преобразования личности соответствует культура интравертной личности.
Внутреннее преобразование личности — обусловило формирование таких качеств, как необходимость целостного восприятия мира (органичного слияния истины и добра, знания и веры), нравственный максимализм, совестливость и самоуглубленность.
4.В мирской (светской, в том числе хозяйственной) жизни русским свойственна большая общинность, соборное начало, в отношении к вере русский менталитет более индивидуализирован:
«хождение перед Богом, прохождение своего пути с мыслью о Боге, с ответственностью перед Ним» (5)
Свойственна склонность к свободе духа, глубина внутренней жизни, частичное передоверение личной свободы коллективу
| 3.Идее правового устроения социальной жизни в Западной Европе соответствует культура — экстравертной личности.
Эта идея воспитала в человеке рационализм, прагматизм, направленный на моральное совершенствование, социализированность.
4.В мирской жизни свойственен индивидуализм. Автономная личность - основной субъект рыночных отношений.
Для европейца спасение человека зависит от деятельности корпорации— церкви, во власти которой отпущение грехов и оценка заслуг верующего (индульгенции существуют до сих пор). В протестантизме велико влияние религиозной общины.
Свобода понимается прежде всего как индивидуальная. Она обеспечивается формализованными правами
| Большая роль принадлежала естественному праву. Русский, украинец менее «законник», для него содержание важнее формы. Для него нет места культу холодной справедливости. «Суди по совести, а не по закону» 5
Традиции дисциплинированности, централизма, уважения к самобытности народностей, соборности, духовности чрезмерное почтение к государственной власти сочетается с неуважением к закону, причем и сверху, и снизу присуще неуважение к казенной собственности— в любых ее формах. Воровство у государства всегда было «нормальным» источником дохода для значительной части населения 3
| Правовое общество. Приоритет «писанного права»
| Способ потребления - «Истинное благополучие— спокойность души и совести»
| Бытовое преуспевание — стандарт западной повседневности Снятие в Западном мире нравственного запрета на личное обогащение привело в движение новые стимулы, что способствовало активизации предпринимательства. Однако стремление к прибыли и стяжательство обернулись потребительством. Когда символом успеха становятся деньги, независимо от того, каким образом они заработаны, стереотип поведения людей резко меняется. Западные исследователи выделяют следующие негативные явления в жизни западного общества: (1) ставка на рационализацию разрушила в Западной цивилизации "духовную ткань", и "западный человек все более ориентирован на ценности предметного мира"; (2) "в обществе наблюдается тенденция приближения к крайнему достижительному типу, в котором ценности успеха не сопровождаются утверждением соответствующих средств". Система правового и морального контроля "за достижением капиталов" оказывается очень ненадежной, "в результате растет самоотключающееся и саморазрушительное поведение"; (3) в американском обществе помимо умения делать деньги находят свое место и другие способности, "но даже, если они и торжествуют, то лишь после того, как прошли сопоставление с денежными ценностями и проверку на пригодность к продаже'12. Итак, власть денег разрушает нравственную основу западного общества, все человеческие способности сопоставляются с денежными ценностями и только потом признается их пригодность.
| Ориентировка на прошлое и будущее, склонность полагаться на «авось», утопизм и долготерпение 3
| Ориентировка на текущий момент, на оптимизирующий расчет
| 1) закалка и «выносливость без меры», «изнеженности народ не ведает;
2) житейская мудрость, так как природа «за любой бытийный шаг заставляет расплачиваться тяжким трудом и лишениями»;
3) предусмотрительность и «вчувствование» в колеблющийся ритм природы и климата, которые можно назвать развитой интуицией - чутьем, догадливостью, проницательностью, основанными на предшествующем опыте;
4) широчайший диапазон (интервал между самыми крайними точками психического возбуждения) настроений, переданный природой, от состояния покоя, уравновешенности, расслабленности, «дремотной интенсивности», даже сонливости до состояния сосредоточенности, стремительности, горения, страстности, когда человек бывает «радостный до небес - до смерти печальный»;
5) бесстрашие, воспитанное природой, «пусть даже она ужасающе неистова и грозна»;
6) интенсивность (напряженность, усиленность) бытия, связанная с тем, что человек «воспринимает страстно и радуется могуществу мировой стихии» и сам ощущает себя ее частью, а значит - несет в себе природную стихийность и проявляет ее в жизни;
7) стремление к глубокому пониманию явлений, потому что «хаос природы является для него не беспорядком, не распадом или гибелью», а самой жизнью, «первой ступенью к более высокому пониманию, приближением к откровению», «в безмерном и бесконечном ищет он закон и форму»;
8) безмерность в проявлении чувств, достижении целей, «мечта о последнем и конечном, желание заглянуть в необозримую даль, способность не страшиться смерти»;
9) инстинктивная, врожденная устремленность к совершенству, красоте, естественно воспринятой из природы, преображению мира, достижению гармонии;
10) развитый инстинкт самосохранения - изобретательный, темпераментный, талантливый в проявлениях». «мы никого не трогаем и нас не тронь». терпение, неамбициозность, не обидчивость.
(1,2)
|
| «Его поддерживает живое вселенское чувство всебщности и успокаивающих взаимосвязей в мире.Его преобладающее ощущение – изначальное доверие»4
| «Его точечному чувству свойственен в качестве преобладающего душевного настроения изначальный страх…Европеец как человек совершенно одинок. Для него надежно существует только его собственное «Я»…Он метафизический пессимист, озабоченный лишь тем, чтобы справиться с эмпирической действительностью.Он не доверяет изначальной сущности вещей.Он не верит твердо в сверхземные силы, осмысленно организющие бытие.Он переживает мир как хаос, который только благодаря человеку получает свой смысл и оправдание.Его постоянно мучает страх, что мир затрещит по всем швам, едва он снимет с неко свою без отдыха творящую руку.Это несчастный человек, куда более несчастный, чем русский. На прометеевской культуре лежит мрачная тень забот.»4
| Особенности климата, обширность территории страны и малая плотность населения, богатство природных ресурсов, аграрный тип экономики.
Город - административный, торговый, литургический центр; промышленность была разбросана по деревням, сбыт продукции производился через торгового посредника на отдаленный рынок, что создавало предпосылки замкнутости на собственное экономическое пространство.
Хозяйственная деятельность осуществлялась в условиях натурального хозяйства и уравнительно - передельной общины
Начавший развиваться в Киевской Руси институт частной собственности был заменен в дальнейшем нерасчлененностью собственности, слиянием власти и собственности(5)
| Особенности климата, небольшие территории стран и высокая плотность населения, бедность природных ресурсов, индустриальный тип экономики
Город-центр мелкой промышленности
Производимая продукция шла на местный рынок, непосредственно к потребителю.
Запад унаследовал от Римской империи понятие частной собственности, опирающееся на хорошо организованную базу юридических уложений. Собственность имела самостоятельное значение и не обязательно идентифицировалась с властью.
Многовековая культура частной собственности развила такое качество экономической личности, как хозяйственный индивидуализм, до экономического рационализма, важного не только для отдельной личности, но и для всего народного хозяйства в целом. (5)
| Государственная организация общества происходила сверху. До середины XVIII в. сословия различались не правами, а повинностями. Сильная государственная власть сосуществовала с развитым институтом местного самоуправления(5)
| Государственная организация общества постепенно формировалась снизу на основе учета взаимных привилегий и обязанностей, которые послужили основой государственно-демократических форм правления (5)
| Рациональная часть системы управления воспринимается у нас довольно скептически, все регламенты, рутина терпится только из необходимости. нет внутренней привычки «долгого волевого дыхания» (И. Ильин), особенно если в основе его стимуляции лежат обыденные, «земные» основания. Русский работник становится волевым в условиях беды или аврала (т.е. на короткое время); на активную работу в течение долгого времени мы заряжаемся только из осознания глобальности задачи (еще лучше, чтобы она в свою формулировку включала мистические элементы).
| Приоритет действия (желаний, воли) над умозрением (разумом). преобладание в англосаксонских культурах воли и рацио над чувствами, ведет к господству на западных предприятиях сильной рациональной системы управления (благоприятствующей применению формализованных и четко документированных процедур), с преобладанием силовых управленческих воздействии, но «эмоционально» сухой.
|
|
| Преобразования носили политический характер (преобразование защитной оболочки), не затрагивали ядро.
| Преобразования затрагивали ядро (изменение религии)
|
|