Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ПУТИ ПИОНЕРДВИЖЕНИЯ




 

Мы так привыкли к пионерской организации, что забываем, что семь лет назад шли еще споры о том, нужно ли организовывать особое детдвижение.

Первые отряды пионеров, появившиеся на собрании взрослых, произвели громадное впечатление. Помню рассказ одного рабочего-партийца о том, как у него, видавшего виды, закаленного в борьбе, хлынули слезы, когда в зал заседания впервые под бой барабана вошел стройный ряд одетых в красные галстуки ребят.

Рабочим больше чем кому-либо понятно все значение организации ребят.

В деревне пионерорганизация встретила также поддержку со стороны сознательных элементов.

Возникла организация в момент наибольшей разрухи школы, в 1922 г.

 

ПЕРВЫЕ ШАГИ

 

Первое время дорогу детдвижению пробила его красочность: стройные ряды, красные галстуки, пение, барабанный бой – все это эмоционально заряжало, увлекало детвору. И по сию пору из глухих мест приходят бесчисленные письма о галстуках, барабанах и пр. Неправы те комсомольцы, которые утверждают, что прошло время барабанного боя, бесед у костра и пр. Для детей оно никогда не пройдет. Элементы игры, красочность должны остаться: пионердвижение ведь движение детское.

Но первое время ехали главным образом на этой красочности, только на ней, о содержании заботились меньше, и через год-полтора наступил перелом. Практические руководители пионердвижения – комсомольцы – стали перегибать палку и ставить часто знак равенства между пионерской и комсомольской организациями.

Бесконечные заседания, часто до глубокой ночи, бесконечные прения, резолюции стали обыденным явлением в детдвижении. Ребята скучали, тянулись за старшими, за комсомольцами. Силенки детские плохо выдерживали такую нагрузку.

Теперь это изжито, кажись. Изжито потому, что это очень уж противоречило детским устремлениям, детской натуре, во-первых, а во-вторых, потому, что и в самом комсомоле мы видим чрезвычайно здоровый перелом – переход от слов к делу. ВЛКСМ делается с каждым днем все более действенной организацией.

Комсомол увлекает за собой и детвору, вовлекая ее в общественную работу в помощь строительству. Это очень хорошо. Плохо только то, что комсомол сплошь и рядом не учитывает детских сил, чересчур перегружает ребят. Что под силу комсомолу, то не под силу детям и подросткам.

 

ПРЕОДОЛЕЕМ ТРУДНОСТИ

 

Детдвижение – живая организация, быстро развивающаяся и охватывающая всё большие слои ребят. Как развивающаяся, растущая организация, она проходила через различные стадии развития, изживая целый ряд трудностей и недочетов. Выше я пробовала отметить некоторые этапы этого развития. Надо отметить также, что хотя партия, делегатки, общественные организации сочувствуют, но больше платонически, помогают же детдвижению мало, и рост движения замедляется благодаря отсутствию помещений, руководителей и пр. Трудность заключается также и в том, что движение требует обширных кадров педагогически подготовленных руководителей. Их нет. Вывозит лишь инстинкт молодости и общая комсомольская установка вожатых.

Перед пионердвижением лежит громадное будущее. Это движение должно охватить поголовно всю детвору. Оно должно воспитать всю детвору в ленинском духе, воспитать подлинно коммунистическое поколение, которое доведет до конца борьбу за строй социализма.

Чтобы это было возможно, необходимо окружить пионердвижение тем вниманием, которого оно заслуживает.

Необходимо, чтобы партия, профсоюзы, Советы, все сознательные рабочие и работницы смотрели на укрепление пионердвижения как на свое кровное дело.

Пионерам нужны в возрастающем количестве помещения, школы, библиотеки, книжки, мастерские. Разве это уж такие непреодолимые препятствия? В День индустриализации профсоюзы собрали 18 миллионов. Профсоюзы прекрасно понимают, что значит организация. Неужто они не помогут пионерам?

 

ПОКАЖЕМ ДЕТЯМ НОВУЮ ЖИЗНЬ

 

Рабочие и работницы помогут ребятам видеть окружающее. Они покажут им фабрики и заводы, коммуны и новые совхозы, расскажут о том, как жили встарь, расскажут, что достигнуто трудом, борьбой, организацией. Эти рассказы научат ребят видеть и понимать окружающую жизнь, научат их лучше понимать читаемое. Рабочие и работницы, коммунары, колхозники должны научить пионеров работать, научить действовать во всем организованно.

Партийцы расскажут ребятам о том, как росла и складывалась партия, какую внутреннюю дисциплину выковывает партия, расскажут, как Ленин учил, что партиец должен быть готов на все, должен быть готов годы беззаветно работать на пользу делу, должен быть готов умереть за победу рабочего дела, должен быть смелым, идти вперед, как бы трудно это ни было. Партийцы должны научить пионеров подчинить свою волю коллективу, научить сплоченности, товариществу.

Необходимо, чтобы рассказы партийцев не превращались в поучения, нужно, чтобы они (партийцы) умели на живых примерах сделать понятным ребятам, в чем сила партии.

Перед вожатыми-комсомольцами лежит задача поработать над собой, воспитать из себя подлинных педагогов-коммунистов, которые будут знать меру детских сил, научиться помогать развертыванию в пионерах всех их творческих способностей, научиться строить крепкие детские коллективы, спаянные товариществом, взаимопомощью в труде и борьбе. Вожатые должны научиться понимать те утонченные формы классовой борьбы, при помощи которых буржуазные государства воспитывают из трудящихся масс рабов капитализма. Только тогда они научатся как следует давать отпор этой утонченной обманной пропаганде.

Большая работа лежит перед педагогами-коммунистами. Они должны вновь и вновь продумать вопрос, как заложить в пионерах основы материалистического мировоззрения, как научить ясно понимать, куда идет общественное развитие, как выработать из ребят не на словах, а на деле «борцов и строителей».

Надо продумать, как лучше предохранить ребят от фразерства, «пичванства» (пионерского чванства), слепящего глаза, от отсутствия критического отношения к своей работе, от насквозь буржуазного стремления выдвинуться за счет других.

Надо помочь им сделаться более организованными, сплоченными и более закаленными, чем были, чем могли быть предыдущие поколения борцов.

Надо вспомнить слова Ильича, который писал в 1913 г.: «Нашему поколению тяжелее, чем нашим отцам. Но в одном отношении мы гораздо счастливее наших отцов. Мы научились и быстро учимся бороться – и бороться не в одиночку, как боролись лучшие из отцов... Мы боремся лучше, чем наши отцы. Наши дети будут бороться еще лучше, и они победят»[35].

Мы должны готовить ребят к этой борьбе и к этой победе.

1929 г.

ВОСПИТАЕМ ХОРОШИХ ОБЩЕСТВЕННИКОВ (РЕЧЬ НА СОВЕЩАНИИ ДЕЛЕГАТОВ ПЕРВОГО ВСЕСОЮЗНОГО СЛЕТА ПИОНЕРОВ)

ПИОНЕРЫ – ОРГАНИЗАТОРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ РАБОТЫ

 

Нам на нашем совещании нужно будет обсудить вопрос о том, каким образом пионеры должны помогать организации общественной работы школы. Вот давайте сначала поговорим об общественно полезной работе. Чрезвычайно важно прежде всего, чтобы эта работа делалась не по заказу, а добровольно, всеми ребятами. У нас часто бывает так: говорят, что школа провела какую-то общественно полезную работу. Когда посмотришь, как эта работа проводилась, то оказывается, что заведующий школой дал ребятам задание, которое они должны выполнить, а почему, зачем – не рассказал. Вот вы скажите, часто это бывает у вас или не часто? (Голоса. Всегда!) Дают задание сделать то-то и то-то. А важно, чтобы ребята понимали, что надо сделать, чтобы они сами проявляли инициативу. Скажем, видят ребята беспризорных ребятишек, которых оставляют матери дома, уходя в поле. И вот они должны, не дожидаясь приказа учителя, постараться организовать, например, детскую площадку, где бы эти детишки были под надзором. Ребятам следует проявлять всегда инициативу, почин в общественной работе.

Затем важно, чтобы в эту работу было втянуто побольше детей, чтобы все ребята были заинтересованы проводимой работой. Я боюсь, что этого у вас нет, часто общественно полезная работа проводится формально. Обыкновенно завшколой или вожатый говорит ребятам: нам надо сделать такое-то дело, скажем провести то или другое мероприятие. Между тем ребята должны сами внимательно кругом смотреть, что надо делать, и осуществлять те или другие дела. Это одно.

Другое: следует добиться того, чтобы все ребята принимали участие в этом деле. А то бывает так, что работают два-три пионера или школьника, а остальные ничего не делают.

Вот, например, недавно я говорила с ребятами. Мы, заявляют они, делаем Доклады о поднятии урожайности. Сделали столько-то докладов.. Я спрашиваю: что же, все ваши ребята доклады читают? Нет, говорят, нас только трое пионеров. Их только трое, а в школе учащихся больше сотни. Они читают доклады, а другие ничего не делают. Я им сказала, что такая работа никуда не годится, необходимо всех ребят вовлечь в это дело. Только в таком случае будет настоящая, организованная работа. Итак, необходимо, чтобы инициатива исходила от ребят, чтобы они добровольно брались за дело, чтобы все ребята вели общественную работу.

 

ЗА ПЛАНОВОСТЬ, ЗА УЧЕТ, ЗА ОРГАНИЗОВАННОСТЬ

 

Необходимо также составлять план работы. Вы, вероятно, уже слыхали о пятилетке. Знаете, что существует в нашей стране такое учреждение – Госплан. Вот этот Госплан и составил на пять лет такой план, по которому будет развиваться все наше хозяйство. Для того чтобы провести в жизнь пятилетний план, необходимо, чтобы каждый сознавал значение этого плана, был бы с ним знаком и, главное, чтобы умел планировать свою собственную работу. Надо, чтобы пионерские организации учились планировать работу. А то бывает так: работа начинается, сделали то, другое, третье, затем не закончили ее, перешли на другую, случайно захватили третью работу и т. д. Так бывает не только с ребятами, но и со взрослыми. Вот раньше у нас устраивались субботники, но нередко бывало так: идут, поют, а когда приходится приниматься за дело, например снег чистить (тогда были большие снежные заносы, из-за чего поезда не могли подвозить хлеб), то оказывалось, что нет лопат, нет других необходимых принадлежностей. Или, например, идут разгружать дрова: берется девушка за такое дело, с которым с трудом сможет справиться сильный мужчина, и вот выбивается она из сил и еле дышит, или какой-нибудь из стариков возьмется таскать бревна и тоже остается без сил. Толку от такого дела очень мало, плановости здесь никакой, никакой целесообразности нет в работе. Но мы все-таки научились понемногу работать организованно, и по плану. Если сейчас, например, комсомол проводит субботники, то делает это он по определенному плану, знает наперед, сколько человек будет работать, что будет делать каждый и т. д., и сейчас субботники проходят гораздо лучше.

 

ПОМОГАЙТЕ ОТСТАЮЩИМ РЕБЯТАМ

 

И вот вам, пионерам, следовало бы поупражняться в этой области и начать хотя бы с того, чтобы составлять план работы, хотя бы сначала на пять часов. Звено должно всю работу на пять часов наметить, распределить и просмотреть, как это выходит. Вы тут сразу заметите, что не умеете составлять план. Окажется, что не все ребята втянуты, что непосильное дело задумали и т. д. Затем, начали работать – надоело, бросили. Поэтому очень важно научиться составлять план. Это должно делаться в школе и в пионеротряде. Вот когда вы будете высказываться, то расскажите, как обстоит у вас дело с плановой работой, проводите ли вы свою общественную работу по плану, как распределяете между собой всякие обязанности. Необходимо так распределить работу, чтобы все свою работу, пусть самую небольшую, выполняли и чтобы дело дружно продвигалось вперед. А часто бывает так, что если кто послабее, не справляется с работой, то ему никто не оказывает помощи. Важно, чтобы организация не стала его только ругать за это, но оказала бы ему товарищескую помощь. Иногда стоит немного помочь – и дело поправится. Вот в школе занятия должны идти таким образом, чтобы вся работа шла вровень, а не то чтобы один выскочил вперед, далеко ускакал, а другой бы остался позади. Следует всячески подтягивать отстающих к ребятам более сильным. Даже в старой школе ребята помогали друг другу. Помню, в старой школе придешь задолго до урока и начинаешь помогать тем, кто послабее. Правда, помогали мы часто не так, как надо, помогали просто обманывать учителя. Напишешь слабому ученику работу, он ее и подает, хотя и не сознает, что там написано. Так помогать не надо, а следует слабому товарищу все объяснить, чтобы он сознательно понимал, в чем дело, и мог бы учиться вместе со всеми товарищами. Необходимо наладить дружную коллективную работу, а не просто приучать ребят к трудолюбию. Вот, я помню, в 1919 г. мне пришлось быть в Казани. Было там собрание учителей, и они говорили: мы должны в детях воспитывать трудолюбие. Я тогда выступила и сказала, что не в этом дело, а дело в том, чтобы научить их дружной коллективной работе. Коммунистическое воспитание заключается не только в том, чтобы много работать, – этому в прежнее время учили бедных ребят, – а в том, как работать. Вот очень важно научиться как можно лучше работать, создать товарищескую обстановку и помогать друг другу.

 

ЗА ОБЩИЙ ТРУД ДЛЯ ОБЩЕГО ДЕЛА

 

Наконец следующее, что необходимо, – это учет работы. Необходимо всегда учитывать все, что сделано и что не сделано. Если что-либо не сделано, то очень важно узнать, почему именно это не сделано.

В заключение я хотела бы вам прочесть то, что писал т. Ленин о коммунистическом труде, когда стали организовывать субботники. Он писал: «Коммунистический труд в более узком и строгом смысле слова есть бесплатный труд на пользу общества, труд, производимый не для отбытия определенной повинности, не для получения права на известные продукты, не по заранее установленным и узаконенным нормам, а труд добровольный, труд вне нормы, труд, даваемый без расчета на вознаграждение, без условия о вознаграждении, труд по привычке трудиться на общую пользу и по сознательному (перешедшему в привычку) отношению к необходимости труда на общую пользу, труд, как потребность здорового организма»[36]. Такое отношение к труду может выработаться лишь постепенно. У нас уже немало ростков нового отношения к труду. Я уже говорила, что была в совхозе «Гигант». И вот там подняли они никогда не пахавшееся поле – 60 тысяч гектаров.

Работают там самые усовершенствованные машины. Конечно, если бы они работали без плана, то у них ничего бы не вышло. Они работают по определенному плану, который очень подробно обсуждали агрономы. И вот было постановление произвести сев до такого-то числа. Там рабочих несколько тысяч, и они все работают с увлечением. Во главе совхоза стоит бывший питерский рабочий. И он, как рабочий, закаленный в борьбе, знающий, что такое организация, сумел работу в этом совхозе наладить по-новому и заразить своим увлечением всех работающих там рабочих. Так вот, надо было к такому-то числу закончить посев. Если бы его не закончили, то хлеб уродился бы очень плохой. И вдруг дождь, да такой, что вся работа останавливается. Все очень волнуются. Из Ростова шлют телеграммы: как быть, так как вся работа срывается? Ведь если будет плохой урожай на 60 тысячах гектаров, то это бедствие. Сейчас совхоз дал около 80 тысяч тонн хлеба, а если бы не кончили вовремя сев, то дал бы очень мало. И вот собрались рабочие этого совхоза и говорят директору: давайте будем работать и день и ночь изо всех сил, пока не свалимся, а сев кончим. И вот этот директор уже отвечает Ростову, что работа будет выполнена к сроку. В Ростове думают: никак, директор с ума сошел? Здесь вся работа остановилась, а он пишет, что все будет выполнено к сроку. Однако рабочие приняли определенное решение, работали они днем и ночью с фонарями и все засеяли к сроку. Это и есть то, что Владимир Ильич называл коммунистическим отношением к труду. Они работали не для того, чтобы получить вознаграждение, а для того, чтобы выполнить то дело, за которое взялись, и дать стране хлеб, в котором страна так нуждается. Это есть настоящий коммунистический труд, и нам в школе с вашей главным образом помощью необходимо стремиться к тому, чтобы приучить ребят к такому отношению к труду.

 

В НОГУ С ЖИЗНЬЮ

 

Ребята должны это понимать и стараться оказывать окружающему населению всякую помощь в его работе. Бывает так, что надо вести борьбу с вредителями, а ребята вместо этого едут спектакль ставить. Конечно, спектакль, может быть, посмотреть и интересно, но население в данный момент интересует борьба с вредителями. И надо им помочь именно в этом.

Затем, надо работать сообща, так как дружная работа имеет большое значение. Вы являетесь передовым отрядом в школе, и вы должны здесь приложить все усилия к тому, чтобы такую работу наладить. Это самое главное и необходимое дело. Вот что говорит дальше Владимир Ильич: «Всякому ясно, что до широкого, действительно массового применения такого труда нам, т. е. нашему обществу, нашему общественному укладу, еще очень и очень далеко»[37](это Владимир Ильич говорил в 1920 г. – Н. К.), что еще очень мало людей понимают, что такое коммунистический труд. А дальше он говорит: мы счастливые, что живем в такое время, когда можем по-новому организоваться для такого труда. Владимир Ильич надеялся на то, что наша школа поможет в этом деле ребятам и на этом труде вырастут подлинные коммунисты, которые будут не на словах бороться за дело рабочего класса, а непосредственно своим активным участием строить новую жизнь. При общей работе легче достигаешь общей цели, и здесь важно, чтобы сильные подтягивали отстающих и слабых.

1929 г.

 

ШКОЛА СТРОИТЕЛЕЙ СОЦИАЛИЗМА. (РЕЧЬ НА ЗАСЕДАНИИ КОЛЛЕГИИ НАРКОМПРОСА СОВМЕСТНО С ДЕЛЕГАТАМИ ПЕРВОГО ВСЕСОЮЗНОГО СЛЕТА ПИОНЕРОВ)

 

Товарищи, несколько лет тому назад многие из ребят еще думали, что важно только пионерское движение, а школа – дело второстепенное, дело неважное, мы, юные пионеры, юные ленинцы, будем работать сами по себе, а школа – сама по себе. И вот, товарищи, я вам хочу сказать: когда произошла Октябрьская революция и вся наша жизнь перевернулась, то первое время все особенно напряженно, особенно страстно думали о том, что же будет впереди. Сразу после Октябрьской революции все заговорили о том, как должны сорганизовываться рабочие на фабриках и заводах, каким образом должна перестроиться деревня. И тогда уже говорили о том, какой должна быть наша школа. Был созван I съезд по народному образованию. На этом съезде выступал т. Ленин, который говорил о школе. Он говорил, что теперь наша школа освободилась от опеки буржуазии. Что это значит? Товарищи пионеры, которые приехали из других стран, вероятно, расскажут или уже рассказали вам, как у них в буржуазных странах школа находится под влиянием буржуазии, как ребят заставляют читать те книжки, которые воспитывают из них послушных рабов капиталистов. Пионеры Западной Европы и Америки вам подробно расскажут, как часто их бьют и наказывают в школах для того, чтобы они думали только так, как велят им учителя. Учителя же делают только то, что приказывают им капиталисты. Так поставлено дело в школах тех стран, где господствует буржуазия.

Мы из истории знаем, что и в нашей школе дело тоже обстояло таким образом: нас наказывали, нас заставляли служить всякие молебны, молиться за здоровье царей и т. д. Наша старая школа также была целиком в руках помещиков и капиталистов. И вот Ленин говорил, что теперь, после Октябрьской революции, наша школа освободилась от опеки буржуазии и не только школа, но и весь народ стал свободным от буржуазии. Сейчас школа вместе со своим освобожденным от цепей рабства народом пойдет по новому пути, пойдет к социализму и будет строить свою работу на основах равенства и братства. Когда Владимир Ильич кончал свою речь, то он сказал следующее: «Необходимо приложить все силы, энергию и знания, чтобы возможно скорее возвести здание нашей будущей трудовой школы, которая лишь одна сумеет оградить нас в будущем от всяких мировых столкновений и боен, подобно той, что продолжается уже пятый год»[38]. Когда Ленин выступал в 1918 г., то еще продолжалась мировая война, еще шла бойня. И вот Ленин говорил о том, что нам надо построить новую трудовую школу, совершенно на иных началах, чем при буржуазии, такую школу, где дети росли бы как коммунисты и сознательно относились ко всему окружающему. Такая школа, говорил он, будет иметь то громадное значение, что она поможет уничтожению всяких войн. Владимир Ильич крепко надеялся на то, что молодое поколение сумеет при помощи новой школы так организоваться, так хорошо понять, что такое социализм и как его надо строить, что молодое поколение, когда оно вырастет, сумеет установить коммунистическое общество. Ленин надеялся, что подрастающее поколение сумеет так сплотиться, установить в своей среде такие товарищеские отношения, что оно станет непобедимым и никакая буржуазия не сумеет его одолеть. Так говорил Владимир Ильич одиннадцать лет тому назад.

 

ПРОЙДЕННЫЙ ПУТЬ

 

И вот пришлось создавать эту трудовую школу. Вы знаете, какими тяжелыми были первые годы после Октябрьской революции. Тогда шла гражданская война и никому почти не было дела до школы. Приходили всякие военные отряды, занимали помещения школ, разрушали эти помещения, хотя и знали, какое значение имеет школа. Тогда ничего нельзя было поделать, приходилось бороться за то, чтобы отстоять нашу молодую республику, и поэтому волей-неволей школы разрушались. Затем, вы знаете, как нам пришлось в следующие годы бороться за то, чтобы восстановить все разрушенное, сколько сил и средств мы должны были употребить на то, чтобы опять вновь вспахать запущенные поля и пустить в ход стоявшие из-за отсутствия топлива и сырья фабрики и заводы. На это тогда было обращено главное внимание, и поэтому нам не удалось построить так быстро школу, как мы того хотели. До сих пор у нас нет такого количества школ, которое необходимо для того, чтобы можно было охватить всех ребят. Нам надо непременно стать страной образованной и культурной, такой страной, где действительно возможно было бы строить новую жизнь. И школа нам нужна до зарезу. Так вот, вначале перед нами стояла задача восстановить все то, что было разрушено.

Затем, когда это было сделано, перед нами встал другой, очень важный вопрос: как строить эту новую школу и чему учить ребят в школе? Об этом мы сначала, надо сказать, знали только в общих чертах. Нам пришлось очень много подумать и поработать над тем, чтобы из преподавания выбросить весь тот старый хлам, которому обучали в старой школе. Конечно, мы с первых дней знали, что такой предмет, как закон божий, не должен иметь места в школе. Мы должны воспитать ребят, понимающих весь окружающий мир по-настоящему, т. е. таким, как этот мир есть на самом деле, сообщить ребятам все то, до чего дошла уже наука и как она объясняет все явления. Поэтому сразу прекратилось в нашей школе преподавание закона божьего. Вы знаете, что гимназия в старое время была построена таким образом, что там занимались тем, что изучали язык греков и римлян, живших в давно прошедшие времена, но совершенно не интересовались в школе, как живут люди сейчас. Теперь об этом даже смешно говорить, так как ребята очень уж привыкли изучать в школе окружающую жизнь, потому что наша школа связана с жизнью, со всем тем, что делается вне школы. Если раньше школьникам и гимназистам приходилось целые дни проводить над греческой и латинской грамматикой и изучать жизнь царей и королей, то сейчас учащиеся в нашей школе прежде всего изучают окружающую жизнь и знакомятся с тем, за что и как борются люди. Были выброшены в новой школе из предметов преподавания греческий и латинский языки. Затем, в старое время школа существовала отдельно для мальчиков и отдельно для девочек. Мальчиков учили одному, а девочек – другому. Девочек воспитывали в духе подчиненности мужчинам, воспитывали таким образом, чтобы они могли стать по окончании школы или гимназии слепо подчиняющимися мужу женами и т. д. Это разделение было нами сразу прекращено, и в нашей школе мальчики воспитываются совместно с девочками. Мы стремимся к тому, чтобы установить в школе между мальчиками и девочками самые настоящие товарищеские отношения.

 

В НОГУ С ОКРУЖАЮЩЕЙ ЖИЗНЬЮ

 

Наконец, мы с первых же шагов попытались сделать нашу школу трудовой. Эта задача была самой трудной, так как в нашей школе не только орудий труда не было, но даже отсутствовали бумага, карандаши и книжки. Поэтому вначале трудовой принцип в нашей школе выразился в том, что мыли полы, кое-что стругали, шили. Но это, товарищи, не есть еще настоящая трудовая школа. В последние годы, уже после окончания гражданской войны, когда мы начали вылезать понемногу из нищеты, наша школа также начала поправляться. И тут оказалось очень трудным многое провести в жизнь, так как осталось нам в наследство очень много привычек и предрассудков старого строя, остались нам в наследство и старые учителя, да, наконец, и сами родители зачастую, находясь во власти старых предрассудков, требовали, чтобы их детей учили по старинке. У нас были такие случаи, когда приходила в школу несознательная мать и с сожалением спрашивала: «Почему вы не наказываете моего ребенка?» Вот это влияние старого быта было очень сильным. В особенности трудно было заводить новые порядки в деревне.

Если мы сейчас посмотрим на нашу школу, то увидим, что она очень далеко ушла вперед. Мы можем с радостью сказать, что сейчас ребята учатся в школе тому, как надо понимать окружающую жизнь, ребята учатся тому, как надо работать и жить. Ребята идут рядом со взрослыми, помогают взрослым, и если взрослые строят социализм, то и ребята по мере своих детских сил делают то же самое. Вот мне пришлось недавно быть на Северном Кавказе, где я осматривала очень большие совхозы и коммуны. В коммунах дети живут по-новому. Я получаю письма от пионеров, живущих в коммунах и совхозах. И видно, что ребята многому учатся в этих построенных по-новому хозяйствах, ребята видят, как растет коллективная работа. И родители также уже начинают по-новому работать и по-новому думать, и когда они приходят в школу, то уже не требуют, чтобы их детей учили по старинке, а просят побольше рассказать детям, что такое коллективное хозяйство и как надо его строить и работать в нем. Наша жизнь подвигается вперед, и ребята также растут.

Семь лет тому назад у нас не было еще детского движения. Мы тогда еще спорили о том, нужно ли детское движение. Тогда было еще много таких товарищей, которые считали, что дети должны только учиться и что никакого движения не нужно. И только потом, главным образом благодаря усилиям комсомола и при поддержке Наркомпроса, создалось мощное коммунистическое детское движение. Создались пионерорганизации, и ребята стали называться пионерами.

 

ЧТО ТАКОЕ ПИОНЕР?

 

Что такое пионер? Пионер – это значит тот, который начинает строить новое, который прокладывает новые пути. Пионерами назывались раньше люди, которые приезжали в Америку и на пустом месте возводили свои хозяйства и начинали новую жизнь. Значит, пионер – это строитель нового, это тот, который прокладывает новый путь. И вот пионеры наши и должны быть такими ребятами, которые указывают другим ребятам путь к новым порядкам. Каждый пионер должен помнить, что ему не следует замыкаться в школе, в своих пионерских организациях, а нужно заботиться о том, чтобы сорганизовать всех детей. Мне пришлось недавно беседовать с неорганизованными ребятами. Спрашиваю: «Что делает у вас в школе пионерский отряд?» Они отвечают: «Пионеры нам не говорят, что они делают, они не хотят с нами иметь дела». Я надеюсь, ребята, что это только отдельные случаи, но что в массе пионеры тесно связаны со всеми школьными ребятами. Пионерский отряд в школе должен быть застрельщиком в деле организации всех ребят.

Позвольте, ребята, высказать вам пожелание, чтобы вы в будущем помогали сорганизоваться в школе другим ребятам, так как вы являетесь наиболее сознательными и наиболее передовыми детьми. Позвольте еще раз пожелать вам успеха в этом деле, пожелать того, чтобы вы помогали своими детскими усилиями построить ту школу, о которой говорил Владимир Ильич, – школу, которая будет воспитывать подлинных коммунистов, подлинных строителей социалистического общества в нашей стране и во всем мире.

1929 г.

 

ЛЕНИНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПИОНЕРОВ (ДОКЛАД НА МЕЖДУНАРОДНОЙ ПИОНЕРСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ)

 

ЛЕНИН И ДЕТИ

 

Прежде всего позвольте горячо приветствовать собравшихся пионеров разных стран.

Товарищи, вы хотите знать, что говорил Ленин о пионерах. Но надо сказать, что у нас пионерское движение стало развиваться тогда, когда Ленин был уже на краю смерти, и поэтому нет никаких специальных обращений его к юным пионерам. Есть его речь, обращенная к комсомолу, которую он произнес в 1920 г. на съезде комсомола. Эта речь переведена на много языков, и многие из вас, вероятно, уже читали ее – во всяком случае, вы можете с ней ознакомиться.

Очень часто в своих речах, обращенных ко взрослым, Ленин говорил о детях. Как он смотрел на них? Он говорил: «Мы научились и быстро учимся бороться – и бороться не в одиночку, как боролись лучшие из отцов... Мы боремся лучше, чем наши отцы. Наши дети будут бороться еще лучше, и они победят»[39]. И вот эту свою надежду на молодое поколение, на то, что дети рабочих, дети трудящихся всех стран сумеют сорганизоваться, сумеют так повести борьбу со старым миром, с миром капитализма, что во всем мире победит социализм, победит дело рабочего класса, – в этом Ленин был глубоко уверен. Часто, когда он говорил с детьми, он полушутя, полусерьезно спрашивал: «Не правда ли, ты вырастешь хорошим коммунистом?» Конечно, это была полушутка, но это было и его глубокое желание, чтобы каждый ребенок вырос сознательным коммунистом и продолжал то дело, за которое мужественно боролись и борются революционеры всех стран.

Товарищи, но важно ведь не только то, что Ленин говорил детям и о детях, – важна вся его жизнь, вся его борьба. Мы знаем, что перед Лениным всегда стояла великая цель. Эта цель – борьба с капитализмом, борьба за социализм. Что бы он ни делал, на каком бы собрании он ни выступал, всегда он думал об одном: какую пользу его выступление или статья принесет делу борьбы рабочего класса за социализм.

 

ЗА ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

 

Ленин был интернационалист, он не мог не быть интернационалистом. Ленин рос и учился в глухом городе на реке Волге – в городе Симбирске (теперь этот город называется Ульяновск). Он и сейчас производит впечатление захолустного города. Там почти пет ни фабрик, ни заводов, почти не было рабочих. Когда Ленин складывался в сознательного революционера, у нас в стране не было еще рабочего движения. И вот, товарищи, если бы Ленин не учился у рабочего движения других стран, у великих теоретиков рабочего класса – Маркса и Энгельса, он никогда не стал бы тем, чем он стал. Вглядываясь в окружающую жизнь, Ленин научился ненавидеть эксплуатацию и гнет, но, как добиться их устранения, он учился у великих борцов за социализм. И вот поэтому все его учение, вся его борьба насквозь интернациональны. С ранних лет он видел каждодневно, как царская власть угнетала слабые национальности – евреев, татар, мордвинов, – угнетала все многочисленные национальности, которые населяли старую Россию, а теперь населяют Союз Советских Социалистических Республик. Они не имели права учиться, у них было ничтожное количество школ, они не имели никаких прав. И вот Ленин, живя на Волге, наблюдал детей других народностей – маленьких татар, маленьких евреев – и видел, в каком угнетенном состоянии они находились. В нем зарождалось чувство желания помочь им, возмущение этим угнетением. И всю свою революционную работу он пропитал духом братского отношения к угнетенным национальностям. Когда он вглядывался в американское движение, он первым вопросом ставил: а как американцы относятся к неграм? Когда он изучал, на практике наблюдал рабочее движение в Англии, его интересовал вопрос: а как английские рабочие, как масса английских рабочих относится к тем национальностям, которые населяют колонии? Когда он интересовался немецким, французским движением, колониальный вопрос его чрезвычайно интересовал. Он говорил: необходимо братство народов, необходима дружная, объединенная борьба за социализм. Только тогда удастся победить, когда рабочий класс всех стран дружно будет бороться за великую цель – за социализм. И в своей работе он старался сделать все от него зависящее для того, чтобы укрепить интернационал, укрепить международное рабочее движение. Он чрезвычайно радовался растущему движению молодежи. Теперь он точно так же радовался бы до глубины души тому, что вы, молодежь, понимаете все значение международного движения, все значение организации.

 

КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ КОММУНИСТ

 

Ленин принадлежал к тому поколению, на глазах которого происходила борьба прежних социалистов, которые боролись с царским строем путем террора, т. е. устрашения отдельных, особенно злостных угнетателей, стреляли в них, кидали в них бомбами. Отдельные революционеры шли тогда на героические поступки, они шли на смерть, но они боролись в одиночку, и их борьба давала мало результатов. Старший брат Ленина, который был на несколько лет его старше, точно также решил пойти на борьбу против царя. Он принимал участие в покушении на царя, был схвачен и казнен. И вот это сильное переживание – казнь старшего брата – заставило молодого Ленина особенно задуматься над тем, что такая борьба в одиночку, хотя это и самоотверженная, героическая борьба, дает мало результатов.

Ленин пришел к заключению, что победить может лишь рабочий класс, который должен как можно лучше сорганизоваться. Он много раз говорил, что в организации – наша главная сила. От старого героического движения против царизма, от героев «Народной воли» (так называлась партия, из которой выходили одиночки, которые боролись с царизмом) – от них унаследовало наше движение готовность к борьбе до конца.

Ленин писал, что коммунист должен быть готов на все, что он должен быть готов отдать свою жизнь за рабочее дело, готов работать в подполье – скрываться и работать так, чтобы никто не знал даже его имени. Он должен вести не покладая рук повседневную борьбу. Если развернется гражданская война, нужно, чтобы он умел взять винтовку и бороться на баррикадах. Нужно, чтобы он сумел делать и повседневную, самую простую, незаметную, но нужную для дела работу.

Так говорил Ленин. И наша Коммунистическая партия так и организуется. Каждый коммунист знает, что он должен быть готов на все, с оружием в руках защищать дело рабочего класса; точно так же он должен быть готов к повседневной, простой, но нужной для дела работе по организации широких слоев рабочих и крестьян, по пропаганде и агитации среди них. Ленин говорил очень много о том, как нужно дружно, сплоченно работать. Об этой сплоченности, об этой дружной работе он писал много и примером показывал, как надо организовать партию. И вот этот пример работы Ленина и всей Коммунистической партии заразил массы.

Оглянувшись на наше прошлое, увидим, что с самого зарождения рабочего движения в нашей стране дети принимали в этой борьбе участие. Когда у нас происходила революция 1905 года, дети точно также шли на баррикады. Если вы пойдете в московский Музей Революции, вы увидите, например, фотографию мальчика, которого жандармы и черносотенцы искололи штыками и убили насмерть. Если вы посмотрите, как шла революция 1917 года, вы увидите, что дети вместе со взрослыми принимали в ней участие. Наконец, во время гражданской войны дети вели такую же упорную борьбу, как и взрослые.

 

ДЕЛО ЛЕНИНА НЕПОБЕДИМО

 

Мне пришлось быть в 1919 г., в разгар гражданской войны, на далеком Урале. Там, около того места, где начинается Урал, есть Ижевский завод. Белые громили этот завод, убивали взрослое население. Но они удивились, когда нашли там организацию подростков: дети 10–12–14 лет имели там свою организацию, у них был свой клуб, было красное знамя. Белые, увидев этот Детский клуб, перестреляли почти всех ребят. Когда мы приехали в Ижевск, несколько месяцев после того, рабочие повели нас на то место, где был раньше Детский клуб и где теперь работали дети, которые уцелели тогда, – они организовались в свою детскую организацию.

Вам важно изучать то движение, которое было в России, ту борьбу и те достижения, которые у нас были, но и нам необходимо учиться у других национальностей. Сейчас в нашей стране ребятам, может быть, легче жить: им не приходится вести такой отчаянной борьбы, как в других странах, но им приходится очень много работать и бороться с остатками старого, с остатками религии, со старым отношением к собственности, с тем, что каждый старается заботиться только о себе. И вот в этой повседневной работе мы можем многому научиться у других стран – у Америки, Германии, Франции. Мы должны перенять их знания и технику, чтобы лучше вооружиться для борьбы. Вы, юные пионеры, должны держать тесную связь между собой – только тогда вы сможете выполнить заветы Ленина, только тогда вы будете настоящими ленинцами. Теперь учение Ленина проникло в массы, теперь не один Ленин – ленинцев миллионы. И вот для того, чтобы примкнуть к этим миллионам, нужна товарищеская, братская работа.

Позвольте пожелать вам, дорогие ребята, успеха в этой борьбе. Эта борьба будет продолжаться еще долгие годы, но как Ленин был убежден, так и мы все твердо убеждены, вся наша партия, весь комсомол, все пионеры убеждены в том, что дело, начатое Лениным, непобедимо!

1929 г.

 

О ДЕТЯХ РЕВОЛЮЦИИ (РЕЧЬ НА СОБРАНИИ, ПОСВЯЩЕННОМ ЗАКРЫТИЮ ПИОНЕРСКОГО СЛЕТА)

 

Товарищи! Все революции ставили в порядок дня вопросы народного образования. Мы знаем, с какой остротой ставила этот вопрос Великая французская революция. И каждая революция уделяла внимание этому большому вопросу – как воспитать подрастающее поколение. Но только пролетарская Октябрьская революция поставила во весь рост все проблемы воспитания. Мы наших ребят воспитываем в чрезвычайно сложных условиях. Мы пытались и пытаемся создать школу, которая воспитывала бы из наших ребят людей, которые продолжали бы дело, начатое в Октябре, и довели его до конца. Не только школа воспитывает. Воспитывает также среда. Владимир Ильич говорил, что наша революция не уничтожила старого, а только перевернула, что нужна еще длительная борьба для того, чтобы организовать всю жизнь по-новому. И вот, товарищи, наши дети растут в такой обстановке: они учатся в нашей школе, школа наша связана с жизнью, а ребят, кроме того, окружает очень сложная среда. С одной стороны, они видят, как организуется, как борется пролетариат за социализм, за новые порядки. А с другой стороны, темное старое еще влияет на наших ребят, влияет в отрицательную сторону. Мы знаем, что революция всегда захватывает ребят. Мы знаем, как в революции 1905 года дети рабочих, когда были забастовки рабочих, всегда тут же вертелись. Как часто можно было слышать от какого-нибудь мальчугана: «Я вот влепил директору комок грязи, когда наши бастовали». Так что ребят захватывало революционное настроение, которое было тогда.

Мы знаем, что средняя школа в 1905 г. также принимала участие в забастовках, но это была старая школа, в которой детей рабочих не было, были только дети интеллигенции.

Потом мы знаем, как в 1918 г. рабочая молодежь принимала участие в борьбе взрослых и в гражданской войне. Уже в 1917 г. между двумя революциями – Февральской и Октябрьской – мы видели, как разделилась молодежь. Учащиеся в средних школах были против большевиков, они подходили к дому Кшесинской и выкрикивали те фразы, которым их учила буржуазия, но в то же время мы видим, что дети рабочих начинали также организовываться и шли нога в ногу с борющимися старшими.

 

ВЕЛИКАЯ БОРЬБА ЗАХВАТЫВАЕТ РЕБЯТ

 

Во время гражданской войны в 1919 г. мне пришлось слышать рассказы, как на Бондюжском заводе, когда завод заняли белые, даже малые ребята высказывали свою ненависть к белым. То же на Ижевском заводе. Когда пришли белые, они расстреляли ребят рабочих, собиравшихся в клубе. Так вот, товарищи, не успели уйти белые, как оставшиеся в живых ребята снова организовывались в клубе. Великая борьба влияет, захватывает ребят.

Прошло больше одиннадцати лет со дня Октябрьской революции. В повседневной борьбе нам иногда кажется, что мы сделали все же ужасно мало, мы сознаем, что то, что сделано, еще далеко от того идеала, от тех целей, которые мы себе ставим. Точно так же, когда стала организовываться самостоятельная организация ребят под руководством комсомола – пионерорганизация, то, признавая всю ее важность, все же порой кажется, что она недостаточно крепко организована, что не всегда справляется с задачами, хочется, чтобы она была возможно сильнее и возможно большего достигала.

В повседневной борьбе мы критикуем постановку дела, и нам кажется порой, что мы слишком медленно двигаемся. Но, присутствуя на слете, каждый из нас видел, что Советская страна – это страна, которая действительно растит поколение борцов, и можно быть спокойным за то, что начатое в Октябре дело молодым поколением будет доведено до конца. Когда мы видели, как ребята стройными рядами организованно выступают, как они действуют заодно, дружно, когда мы слышали выступления пионеров, выступления и на конференции и на собеседованиях в комиссариатах, мы чувствовали, что наш строй – такой строй, который действительно сможет воспитать новое поколение.

Рабочие Москвы встретили ребят с заботой, встретили их так ласково, что на ребят это произвело сильное впечатление. Они рассказывали про то, что у рабочих они чувствовали себя, как в родной семье. Почти каждый ребенок рассказывал об этих своих впечатлениях.

 

БОЛЬШЕ ЗАБОТЫ О ДЕТЯХ

 

Но вот, товарищи, слет кончен. Его огромное политическое значение в том, что он наглядно показал широчайшим массам, что в наших условиях школа и детская организация и влияние всей окружающей среды способствуют воспитанию молодого поколения, воспитанию его в ленинском духе. Но, товарищи, юных пионеров два миллиона, а всех ребят этого возраста во много раз больше. Есть много ребят неорганизованных, которых нужно еще организовать, втянуть. А главное, мы должны отдать себе отчет в том, что нужна громадная работа взрослых в деле помощи комсомолу, в его работе с ребятами, что нужна громадная работа, чтобы поставить наше растущее молодое поколение в такие условия, когда бы все ребята могли расти ленинцами.

И вот, товарищи, каждый из нас знает, что в смысле материального обеспечения у нас еще плохо. Ленин говорил, что каждому ребенку надо обеспечить бутылку молока, но это не обеспечено, мы не можем еще обеспечить всем детям крова, пищи. Тут нужна большая работа, большая организация. Необходимо, чтобы каждый взрослый сознавал, что мы должны заботиться о нашем поколении, которое будет продолжать наше дело, чтобы оно росло в хороших условиях, чтобы оно могло свободно развиваться.

Затем, мы должны отдать себе отчет в том, что у нас еще не обеспечено для ребят всеобщее обучение, что в этой области еще нужна громадная работа для достижения того, что стоит в программе партии. Мы должны позаботиться также о том, чтобы ребятам было где собираться, чтобы они могли учиться труду, чтобы они организованно, коллективно научились работать и чтобы не только научились коллективно работать, а могли бы примкнуть к общему повседневному труду. Мы должны обеспечить права ребят, пересмотреть всё наше законодательство, достаточно ли оно обеспечивает, охраняет ребенка от эксплуатации, потому что от старого еще осталось много, еще мелкое крестьянское хозяйство, еще кустарные промыслы существуют, а в них часто ребенок эксплуатируется. И вот, товарищи, необходимо сорганизоваться, а не работать в одиночку. У нас есть бюро юных пионеров, которое связано с друзьями детей. Но такие бюро у нас не везде. У нас есть общество «Друг детей» по отдельным городам. Но нужно, чтобы эти общества были действительно сильными обществами, организованными обществами, которые работали бы по единому, общему плану, чтобы каждый участок города был у них на виду, чтобы друзья детей знали, в какой помощи ребята нуждаются, чтобы они всеми силами помогали нашему подрастающему поколению. При таком условии организация юных ленинцев может развиваться с гораздо большей силой. Она может охватить всех детей трудящихся. Мне кажется, что слет в сердца тех рабочих, которые имели дело с пионерами, внедрил твердую решимость помогать ребятам, и нужно, чтобы это чувство не пропало, не распылилось, а вылилось в активной работе. Нам нужна такая организация, где бы не только платили членские взносы, а где бы каждый член ее практически принимал участие в оказании помощи ребятам.

 

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ПАДАЕТ НА НАС

 

Мы знаем, что при капиталистическом строе вся жизнь, весь уклад был таков, что из ребят и в школах, и при помощи церкви, и при помощи всей обстановки воспитывали послушных рабов капитала. Мы из наших детей воспитываем борцов и хотим, чтобы это воспитание шло возможно успешнее. У нас нет религиозного воспитания детей. Наша школа с первого дня после Октябрьской революции изгнала религию. Школа борется с религией. Мы учим ребят самих организовываться и перестраивать жизнь, вести общественный труд в школе и вне школы. Этот общественный труд воспитывает внутреннюю дисциплину, он воспитывает коммунистический подход к труду. И мы, глядя на наших детей, должны сказать, что ответственность за воспитание этих детей падает на нас. Мы должны сделать все, чтобы помочь молодому поколению развиваться дальше по тому пути, по которому уже идет наше молодое поколение. Владимир Ильич говорил, что гвоздь строительства социализма в организации. И мы являемся свидетелями того, как создается организация нашего подрастающего поколения. Этой организации должно всячески помогать.

1929 г.

 

ЗА РЕОРГАНИЗАЦИЮ ОБЩЕСТВА «ДРУГ ДЕТЕЙ» (РЕЧЬ НА СОВЕЩАНИИ ПРИ ЦК ВЛКСМ)

 

РАСТЕТ И УЧИТСЯ НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ

 

Товарищи, вопросы охраны детей, вопросы воспитания ребят – одни из самых насущных. Уже несколько лет внутри Наркомпроса ставится вопрос о необходимости создать в этом направлении настоящее большое движение. В области хозяйственной – все сознают – нам надо «догнать и перегнать все капиталистические страны», но надо сказать, что и в области культурной мы должны проделать громадную, напряженнейшую работу, чтобы создать действительно такие условия, которые дадут возможность изменить взаимоотношения людей друг к другу. Мы должны позаботиться о том, чтобы наше подрастающее поколение, наша молодежь росла в таких условиях, чтобы действительно из нее вышло поколение, которое сможет продолжать начатое дело и довести его до конца. Сейчас общественное мнение все же порядочно взволновал пионерский слет. Мне приходилось наблюдать, как в Совнаркоме выступали пионеры. Они очень организованно защищали вопрос о том, какая школа должна быть в деревне, какая школа должна быть для крестьянской молодежи. Члены Совнаркома с интересом слушали выступления ребят. Впечатление у присутствующих создалось такое, что у нас молодежь здорово растет и учится, но что это не очень нами замечается. Это было не только в Совнаркоме. По наркомату проходили секции по обсуждению различных вопросов народного образования. Все немножко даже были удивлены той деловитостью, с которой ребята подходили к вопросам. Педагоги радовались и говорили, что новое поколение хорошо растет. Но был актив, конечно, а надо, чтобы поголовно все ребята росли в условиях, в которых можно было бы правильно развиваться. Надо создать эти условия. Но пионеры также говорили и об этом. Мы видим, что ребятам приходится жить зачастую в тяжелых и нездоровых условиях.

 

ПРИВЛЕЧЕМ К ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ОБЩЕСТВЕННИКОВ

 

Надо сказать, что охрана детства, забота о детях у нас порядочно-таки отстает не только от того, что должно быть, но даже от того, что есть в Европе. Если взять Швейцарию, Данию, то мы видим там очень большую заботу о детях. Правда, она связана с большим одурманиванием ребят, воспитанием их в духе религии, в духе слепого послушания и т. д., но надо сказать, что ребята не так заброшены, как часто у нас бывает. Как идти? Надо создать вокруг этого вопроса общественное движение. Мы на опыте культурного похода знаем, что когда берется всерьез общественность за какое-нибудь дело, то это значит, что здесь можно работу продвинуть. Возьмем вопрос ликвидации неграмотности. Пока не удалось широко привлечь общественность к этой работе, это дело шло, как говорится, «не шьет, не порет», а тут все, кто мог, стали работать. Теперь, после того как общественность широко развилась по линии ликвидации неграмотности, – и ассигновки увеличены на это дело, и отделы народного образования стали относиться внимательнее, уже завоеваны определенные позиции. И, конечно, вокруг дела охраны детства, дела воспитания, создания надлежащей обстановки для ребят необходимо точно так же организовать общественность. Если мы посмотрим на то. что у нас есть, мы должны сказать, что еще очень много недочетов. Если мы возьмем законодательство, то в законодательстве у нас есть мало таких постановлений, которые охраняют ребят. Если мы возьмем Наркомтруд, то многие из положений в Наркомтруде недостаточно четко формулированы, так что настоящей защиты труда не получается. В этом отношении интересны высказывания батрачат по этому вопросу. Было предложение запретить труд детей до 16 лет. Тогда кто-то из пионеров-батрачат говорит: «Если запрещать труд, тогда надо высчитать, сколько детских домов нужно открыть для тех ребят, которые сейчас работают батрачатами». Это замечание показывает трезвость мысли пионеров. Они понимают, что нельзя издавать такой закон, который ставил бы в невозможное материальное положение, ставил бы ребят перед невозможностью существования.

По вопросам охраны труда нет у нас надзора над тем, чтобы имеющиеся законы исполнялись. Это недостаточно четко формулировано в законе.

Точно также право ребят на учебу не обеспечено. Говорят, у нас нет достаточного количества школ, чтобы ребят учить. Тем не менее мы можем проводить ликбезовскую работу среди ребят, так же как проводим ее среди взрослых. Мы должны энергичнее добиваться того, чтобы это право ребят – быть грамотными, примкнуть к самообразовательной работе – было осуществлено.

Элементарное право ребят – право на существование – наиболее плохо обеспечено. Нужно обеспечить ребятам возможность какого-то питания, какой-то возможности найти кров, какое-нибудь пристанище. Это необходимо. Тут сделано очень мало. Это особенно чувствуется на фоне слета. Когда мы смотрим на наше пионердвижение, на слет, мы видим, какой огромный шаг вперед сделан в деле пробуждения в ребятах сознательности и активности. Но каждый знает, что это только передовой отряд, что перед нами огромное поле, на котором надо начать работать, и общественность должна быть тем трактором, который все это поле должен вспахать.

 

"ДРУГ ДЕТЕЙ" ДОЛЖЕН СТАТЬ ВСЕРОССИЙСКИМ ОБЩЕСТВОМ

 

Тут, на собрании, присутствуют члены общества «Друг детей». Я не знаю достаточно близко работу этого общества, но мне представляется – об этом мне достаточно приходилось слышать, – что это общество не представляет собой единого целого, не представляет всероссийского общества. Оно существует по разным городам, по отдельным организациям городского или районного масштаба, но нет единого общества. А по-моему, здесь объединение необходимо. Затем, не ясно, какие права и обязанности имеют члены общества «Друг детей». Скажем, имеет ли право член общества «Друг детей» вмешаться, когда он видит, что бьют детей, или имеет ли он право вмещаться, когда он видит эксплуатацию детей в какой-нибудь форме; и не ясно, что он обязан сделать. На вокзале мать бьет у всех на виду девочку 6 лет. Все смотрят, будто это так и полагается, а, если здесь есть член общества «Друг детей», обязан ли он вмешаться или нет? Необходимо, чтобы принадлежность к обществу «Друг детей» была связана с определенными правами, потому что без этого членство сводится к внесению членских взносов и настоящей работы по охране ребят, по созданию обстановки, в которой они могли бы расти и развиваться по-настоящему, нет.

Мы здесь многому должны поучиться у буржуазных стран. Мне пришлось долго жить в эмиграции и наблюдать, как некоторые вещи просто разрешаются в Швейцарии. Приходит ребенок в школу, и учительница спрашивает: «Как у вас дома – каждый день обедают?» И, если ребенок говорит, что не каждый день, тогда не спрашивают даже родителей – записывают ребят на завтраки и обеды. Швейцария выделяется из других стран в этом отношении. Где-нибудь во Франции вы этого не найдете, но показательно то, что здесь не надо никаких формальностей. Когда у нас материальное положение будет лучше, тогда и мы сможем обеспечивать каждого нуждающегося ребенка, но здесь дело в том, насколько все это делается без всяких формальностей, без всякой волокиты.

Или другой пример: достаточно матери заявить в школе, что нет у ребенка сапог, – ребенку дают сапоги, правда простые, стучащие, слышно по улице, как ребенок идет в казенных сапогах, и поэтому швейцарцы не очень любят эти простые сапоги, – но все-таки достаточно простою словесного заявления, чтобы дали сапоги.

 

ВНИМАНИЕ ДЕТЯМ

 

Дальше. Какая-нибудь малюсенькая девочка приходит с корзиночкой, в которой в бумажке завернуты деньги и в записке написано, чего дать. Малышку пропускают вперед, дают то, что в записке написано, и еще конфетину, так что ребята очень охотно ходят в кооператив. Но никому в голову не придет обсчитать ребенка или отнять у него продукты. Я хотела бы посмотреть, как происходило бы у нас, если бы ребята-дошкольники ходили в кооперативы. Я думаю, что, если бы друзья детей занимались тем, что охраняли ребят, которые ходят в кооперативы, у нас скоро узнали бы, что всякий защитит ребенка, если его обижают.

Это не значит, что мы представляем себе, что в буржуазных странах все хорошо. Мы прекрасно знаем, как там давят ребят работой, как психологически их воспитывают рабами. Мы будем воспитывать ребят по-иному, в другом духе, но многому у них мы должны поучиться, точно так же, как наши инженеры и агрономы учатся технике и агрономии у буржуазных стран.

Возьмем Германию. Там еще в 1902 г. социалисты образовали общество охраны детства. Члены этого общества имели право вмешиваться, если они видели, что родители бьют ребят. Они шли к родителям, убеждали их и, в случае если битье переходило границы, поднимали дело.

Возьмем право на посещение школы, обязательность обучения. В Германии не понимают так обязательность обучения, что это только директива или бумажное постановление какое-нибудь. Если родители там не посылают ребенка в школу, то за это с них берется штраф. Я, помню, искала обменный урок, чтобы мне обучать русскому языку, а меня обучали бы за это немецкому языку. Мне пришлось говорить с одной – не знаю, кто она была: жена торговца или что-нибудь в этом роде. Она жаловалась на немецкие законы: «У меня служит девочка лет 14, и от меня требуют, чтобы девочка ходила в дополнительную школу. Мне нельзя ее отпускать, у меня много работы, а приходит полицейский и требует, чтобы я девочку посылала в дополнительную школу, иначе угрожает штрафом». Этому нам надо поучиться, чтобы не было такого произвола, чтобы какой-нибудь реакционный родитель или самодур говорил: «Мы росли, не учившись, пускай и наши дети растут, не учась». Надо, чтобы обязательность обучения проводилась действительно, чтобы тот был ответствен, кто детей своих в школу не посылает. Но это можно провести только при содействии широкой общественности. Надо выявить, кто не посылает и почему не посылает. Надо, чтобы кто-то за этим смотрел. Надо подумать над тем, как нам организовать общество «Друг детей», чтобы оно могло развернуться гораздо более широко. Надо подумать, какие права должны иметь члены общества «Друг детей» и какие обязанности должны нести. Затем, не хватает плана работ. Необходимо, чтобы был план работ, чтобы в каждой местности было ясно, что нужно сделать обществу в данном месте и на какой вопрос надо обратить внимание. Нужно, чтобы была ясна картина, чем в данном месте помочь. Важно, чтобы общество «Друг детей» было связано с другими организациями, например с Советами, с ККОВами (крестьянские комитеты взаимопомощи. – Ред.) в деревне, со школой, с органами народного образования.

С чего начать? Я думаю, что в больших городах надо начать с обследования того, в каком положении находится детвора.

 

ПРОТИВ БЕЗНАДЗОРНОСТИ РЕБЯТ

 

Перед приездом сюда я была в санатории в Железноводске. Мне пришлось столкнуться с таким явлением: приходит врач и говорит: «Мы, врачи, наблюдаем, что тут делается с детворой. Детвора (дети служащих) все совершенно беспризорны. Служащие на курорте получают оплату труда только за 4 месяца, а на зиму курорт закрывается, и служащие получают лишь пособие по безработице – 10 рублей в месяц. Понятно, что во время сезона они. стараются заработать побольше. Работают с утра до вечера, сдавая последний угол жильцам, а сами ютятся в сараях, на дворе и т. д. Ребята остаются безнадзорными и живут в ужасающих условиях». Врачи говорили о необходимости организации детской площадки, о необходимости обеспечить ребятам возможность хоть два раза выпить чашку молока (хлеб с собой принесут). Надо было видеть, как инспектор ОНО (он же заведующий школой-семилеткой) в штыки встретил мысль об этой площадке: «У нас есть своя площадка на 40 человек – этого совершенно достаточно». Начался спор. Врачи говорят: для 40 человек площадка недостаточна, надо еще открыть 1–2 площадки на сотни ребят, а отдел народного образования говорит, что этого достаточно.

Как же решить вопрос? Это может решить обследование. Мы должны выяснить, в каком положении, например, в Москве, находится детвора. Надо выяснить, в каких условиях живут подростки. Надо поделить город на участки так, чтобы в каждом участке было выявлено, что там делается, чтобы была ясна вся картина жизни ребят. Товарищи, работающие в этой области, должны знать, какие есть недостатки, чем ребята болеют, в чем нуждаются, как они учатся, в каком положении находятся, насколько они оторваны от общественной жизни и т. п. После этого надо, чтобы в каждом районе Москвы был разработан четкий план работы общества «Друг детей», где должны быть установлены ведущие начала и вскрыты вопиющие недостатки. Сейчас чувствуется полное отсутствие общественности. Я не знаю, есть ли сейчас дежурство у т. Калинина, но иногда приходишь и видишь, как люди сидят на тротуаре в ожидании, когда их примет т. Калинин. Они обращаются к нему с вопросами по народному образованию, на которые он ответить не всегда может. Он эти дела не всегда знает. Вот в таких местах, как, например, у т. Калинина, необходимо устроить информбюро и выяснение того, где что есть. Это есть предпосылка того плана работ, который необходимо развернуть. Из обследований будут ясны все больные места в городе, будет ясно, чего не хватает в охране труда, чего не хватает в жилищном строительстве, чего не хватает по вопросам охраны здоровья.

Можно было бы в порядке инициативы внести в Моссовет и проработать целый ряд предложений, которые Моссовет проведет и издаст определенные распоряжения. Это относится не только к Москве. Важно, чтобы это было проведено и в других больших городах.

Необходимо как-то ребят взять пол общественную опеку. Надо также заботиться о создании наиболее благоприятных условий для развития ребят. Необходимо, например, обеспечить им возможность разумно проводить досуг. Тов. Кошелева в профсоюзе подняла вопрос о том, чтобы профсоюзы выделили в клубах определенное число комнат, где утром могли бы собираться ребята. Я не знаю, как подвинулось это дело, – возможно, оно на точке замерзания. Друзья детей, члены профсоюзов должны в своих союзах снизу напирать на профсоюзников, чтобы они углы эти детям дали. Точно также есть масса учреждений, пустующих по вечерам. Конечно, не всегда и везде можно ребят пустить. Но есть масса учреждений, где можно выделить одну-другую комнату, где ребята могли бы проводить определенное время. Затем, должны быть устроены комнаты при жилтовариществах. Надо также обеспечить ребятам возможность читать книги. Тут многое нужно сделать. Мы в Наркомпросе с Госиздатом на эту тему разговаривали. Важно, чтобы тут создалось определенное общественное мнение.

 

ЗАВОД И КОММУНА ВОСПИТАЮТ НОВЫХ ЛЮДЕЙ

 

Сейчас мы создаем фабрично-заводские семилетки. Сейчас дело происходит таким образом, что у школы есть соглашение только с управлением завода или с директором завода о том, что завод будет отчислять такую-то сумму денег на школу. Тем дело и ограничивается. А надо как? Надо, чтобы завод чувствовал эту школу своей, чтобы он знал, что в этой школе делается, чтобы отдельные рабочие помогали вести общественно полезную работу, чтобы они заботились о том, чтобы ребята могли в этой школе правильно заниматься, чтобы отдельные выделенные представители от рабочих посещали школу, смотрели, как занятия происходят, делали свои замечания, чтобы эти вопросы обсуждались.

Как идет дело с воспитанием ребят в сельскохозяйственных коммунах? Коммунары в целом ряде коммун обращают много внимания на воспитание ребят. Если воспитание в деревне чрезвычайно заброшено, то надо сказать, что в целом ряде коммун начинается правильный подход к воспитанию ребят. Мать в коммуне может быть спокойна, если ребенок заболеет; она знает – ее сынишка или дочь не останутся беспризорными в случае ее смерти: коммуна позаботится о том, чтобы им были обеспечены кров и пища и возможность учиться. Это изменяет отношение к школе: родители принимают участие в обсуждении содержания обучения в школе и в воспитании. Таким образом, население в коммунах и колхозах начинает поближе подходить к этому вопросу, начинает ближе интересоваться им. Мне кажется, что друзья детей многое могут сделать, связавшись с коммунами. Вопросы коллективизации должны стать близкими друзьям детей.

Надо, чтобы около журнала «Друг детей» создалась большая общественность, чтобы там не только помещались статьи, а учитывалось все, что надо сделать по охране детства и для воспитания ребят. Этот орган должен являться организующим общественность, и поэтому журнал «Друг детей» надо сделать таким, чтобы это был орган, который помогал бы все это дело организовывать.

 

С ДЕТСТВА РАБОТАТЬ ПО-КОММУНИСТИЧЕСКИ

 

Вот, мне кажется, по этому пути надо было бы пойти. Комсомол предлагает созвать большое совещание в связи со слетом. Такое совещание нужно приветствовать. Там будут разрешены вопросы о том, как организовать помощь ребятам, чтобы ребята выросли сознательными людьми, выросли пионерами, а из пионеров в комсомол шел бы прямой путь для ребят. Думать, что во всяких условиях это будет, что не важно создать материальные предпосылки, или думать, что эти предпосылки можно создать только путем сбора средств, было бы ошибкой. На этом большом собрании нужно было бы провести составление точного положения и этим положением положить начало большой работе общества «Друг детей» и организации практической работы членов этого общества.

Несколько лет тому назад я присутствовала на одном собрании, когда Моно устраивал собеседование для друзей детей. Признаться, у меня осталось очень тяжелое впечатление от этого собрания, потому что была такая картина: Моно сделал доклад, а что хочет сказать общество «Друг детей», все те добровольные работники, которые работали в этом обществе, – это как-то не было заслушано. «Вот сейчас слепые ребята будут играть, будет концерт». Какое-то развлечение устраивали для общества «Друг детей», когда был ряд наболевших вопросов, по которым члены общества «Друг детей» имели что сказать. Есть целый ряд важных вопросов в деле воспитания детей, требующих немедленного разрешения, и, только опираясь на общественность, можно их разрешить.

Конечно, коммунисты – друзья детей – будут образовывать фракции, которые будут более детально обсуждать вопросы, как воспитывать в к


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 55; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты