Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Буддизм. Буддизм проник в Китай в I—II столе­тиях н




Буддизм проник в Китай в I—II столе­тиях н. э. Получает широкое распространение в IV в. и является единственной пришедшей извне философией и религией, которая надолго укоренилась в Китае.

В VI в. император У-ди провозглашает буддизм даже государственным (официальным) учением. Буддизм оставляет заметные следы в литературе, изобрази­тельном искусстве, а также в философии. Однако он никогда не прерывал естественную атеистическую тра­дицию в китайской философии. Наибольшего влияния достигают так называемые школа пустоты и школа чань-цзун (японский дзэн).

Согласно чаньской школе буддизма, высшую исти­ну нельзя выразить символами и знаками. Озарение, нирвана (не-пань) не достигаются упражнениями, но проявляются внезапно как внутренний опыт, раскры­вающийся в одно мгновение. Достижение такого про­никновения в истину возможно тогда, когда человек живет без цели (у синь) и без направленной деятель­ности (у вэй), т.е. без каких-либо волевых проявле­ний. Учение чаньской школы пришло из Индии, а сообщил ему завершенную форму Хуэй-нэн (638— 713).

 

Неоконфуцианство.

Критика буддизма, в частности в вопросах сути и способа существования человека, была очень сильной. В VI в. с такой критикой высту­пает, в частности, Фань Чжэнь, который в «Рассужде­ниях об уничтожимости души» (Шэнь ме лунь), осно­вываясь на тезисе «Тело является материальной осно­вой души, душа же есть проявление тела», выступает против дуалистической интерпретации человека и ут­верждает его естественное происхождение. С критикой буддийского дуализма начинается ренессанс конфуци­анства (Хань Юй (768—824), Ли ао (ум. 844) и Линь Шэнь-ши (ок. 840—880)). Этот период — эпохач ди­настии Тан (618—906) — подготовил наступление нео­конфуцианства.

Неоконфуцианство (дао сюэ, т. е. учение о дао, однако не в даосистском смысле, а как продолжение традиции конфуцианцев) представлено прежде всего двумя различными направлениями:

1) ли сюэ - уче­ние о ли (порядке) как сущности мира;

2) синь сюэ - учение о синь (мышлении) как основе мира (о кото­ром говорится так же, как о школе син ли).

Неокон­фуцианство опирается на некоторые положения дао­сизма, изложенные в «Книге перемен», а также на положения тех конфуцианцев, чьи взгляды совпадают со взглядами Ван Чуна.

Чжу Си(ИЗО—1200) был наиболее выдающимся представителем первого направления. Онтологиче­ские вопросы он решает при помощи категорий ли и ци. Ли представляет основу сущего, оно, однако, не возвышается над вещами как абсолютный разум. Если нечто существует, то оно имеет ли, «это значит, что все явления и вещи имеют свои собственные способы существования». Ци представляет материальную форму вещей. «Ли только одно, но его проявления бесконечны. Ли является путем (дао) всех явлений, ци — это материальная энергия, из которой состоит каждая вещь... ли еще никогда не отделялось от ци», ибо единство мира обеспечивает единство вещей на их собственном пути, тогда как «ли и ци присутствуют во всех вещах вместе». Материальная энергия (ци) упорядочивается в вещах под воздействием инь и ян, участвующих в движении внутри вещей и в мире.-А вследствие того что мышление человека (синь) со­держит ли, как оно присутствует и во всех других явлениях, мир может познаваться человеком.

Лу Цзююань(1139—1192) был видным философом второго направления. Мышление (синь) не познает мир, но мир содержится в мышлении, поэтому человек может различать вещи и их классифицировать. Этот субъективный идеализм Лу Цзююаня в дальнейшем разрабатывает Ван Янмин(1472—1528), согласно которому мышление не может существовать вне чело­века, ибо ли не проявляется вне человеческой мысли. Существует только тот мир, который человек познает и который управляется его мыслью. Человеческий дух в то же время является и мировым духом (тянь синь). Он везде сопутствует людям, и, таким образом, само­познание мира — врожденное качество людей. Поэто­му в познании человек должен руководствоваться интуицией.

Неоконфуцианством мы заканчиваем краткий обзор китайской философии. Несомненно, что оно было им­пульсом также и для развития европейской филосо­фии, где из него черпали идеи, в частности, Лейбниц и Вольф. Европа знакомится с неоконфуцианством и со всей китайской философией в конце XVII и в XV1H в.

 

 


[1] Древнекитайская философия: В 2 т. М., 1972-1973. Т. 1. С. 160.

 

[2] Древнекитайская философия. Т. 1. С. 166.

[3] Древнекитайская философия. Т. 1. С. 166.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 96; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты