![]() КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Бауман «Мыслить социологически».Сообщество — это группа, в которой факторы, объединяющие людей, гораздо сильнее и важнее того, что может их разъединять; различия между ее членами второстепенны по сравнению с их сущностным — можно сказать всепоглощающим — сходством. Сообщество мыслится как естественное единство. Индивид свободен в своем выборе присоединиться к сообществу или выйти из него. В качестве сообществ Бауман рассматривает 2 примера. Но обе рассмотренные модели группировки людей оказались неполноценными: ни образ сообщества как тотального объединения личностей, ни модель организации как координации ролей с целью рационального выполнения поставленной задачи (бюрократия) не могут адекватно описать процесс человеческого взаимодействия. Самосохранение и постоянство группы как самостоятельной единицы становится вопросом поддержания и сохранения повседневных действий ее членов, приспосабливающихся к общему идеальному образцу “правильного поведения” в группе. Хантингтон «Кто мы?» “Идентичность – самосознание индивида или группы. Она представляет собой продукт самоидентификации, понимания того, что вы или я обладаем особыми качествами, отличающими меня от вас и нас от них ”. Наполняет смысл идентичности, называя основные её моменты: 1) идентичностью обладают как индивиды, так и группы. Индивидуальная идентичность в отличие от групповой достаточно гибкая, так как вторая основывается на заранее заданных параметрах. Но при этом индивиды приобретают и изменяют идентичность только в группах. 2) идентичность представляет собой мысленный конструкт. 3) и индивиды, и группы могут обладать множеством идентичностей, которые в зависимости от контекста могут становиться более или менее значимыми. 4) идентичность является результатом социального взаимодействия индивидов или групп, в котором важное значение приобретает то, что идентичность, на которую ты претендуешь, признавали остальные. 5) “значимость альтернативных идентичностей индивида или группы ситуационна”. Индивиды делают акцент на той идентичности, которая им выгодна в определенной ситуации. Идентичность требует диффереренциации. Необходимо выявление признаков, которые отличают “нашу ” группу от “их” группы. Определить себя можно через то, чем ты не являешься, через отрицание. С. Хантингтон пишет, что сравнение неминуемо порождает оценку. “Групповой эгоизм ведет к логичному выводу: все “наше” намного лучше. А поскольку представители других групп рассуждают аналогичным образом, конфликтующие позиции ведут к конкуренции”. (Из лекций Фадеевой) Система воспроизводит сама себя рекрутируя и обучая. Политическая социализация – это процесс включения индивида в политическую систему посредством оснащения его опытом данной системы и возникшего на ее основании государству, закрепленное в политической культуре. Л. Пай особое внимание уделяет взаимодействию политической культуры и политическойсоциализации, он отмечает, что политическая культура передается от поколения к поколению в процессе социализации. В политико-культурном контексте под политической социализацией понимается процесс усвоения политической культуры. Политическая социализация является процессом консервативным и не подвластным полному контролю. Она длится всю жизнь и является сложным и многофакторным процессом. Политическая социализация - процесс универсальный, поскольку любое общество нуждается в наличии у людей навыков, необходимых людям того, чтобы они могли играть те или иные политические роли - от участия в выборах до управления страной. Процесс этот влияет как на знания и представления, так и на навыки и эмоции людей. Усвоение политической культуры идет намного сложнее, чем усвоение собственно профессиональных знаний. Политическая социализация отличается от процесса обучения тем, что не может быть столь же целенаправленной и планируемой, поскольку осуществляется через посредство различных институтов - семьи, рабочего коллектива и пр. Политическая идентичность играет существенную роль в процессе формирования «внешнего поведения» индивида: с помощью политической идентичности индивид или группа становится субъектом политических отношений и политического процесса. Под политической идентичностью следует понимать отождествление субъектом политического процесса себя с определенной политической позицией, признаваемое другими субъектами политических отношений. Идентичность формируется под влиянием явлений трех типов: - психологической деятельности субъектов, - системы ценностей и стереотипов - спецификой политической позиции (ее функциональными особенностями). Политическая идентичность, так же как и социальная, имеет групповую природу. Она проявляется в ощущении принадлежности к какой-либо группе (например, партии, идеологическому течению и т.д.) и/или как отождествление группой себя с какой-либо политической позицией и признание этого со стороны других субъектов политического процесса (например, борьба партий за возможность сформировать правительство и проводить определенный политический курс, а также последующее поведение ее как правящей партии с целью доказательства своего соответствия этой позиции). Политическая идентичность и идентификация также тесно связаны с легитимностью и легитимацией, ибо идентичность и идентификация предполагает признание правомерности занятия той, или иной позиции со стороны других субъектов политических отношений.
|