КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Регуляция рефлексапервичных в мире идей знанная и вторич- и вещей яв- необхо- ных качеств ляется осно- димость и призна- вой истин- (Спиноза) нию невоз- ности знания можности (Спиноза). полной по- Познава- знаваемо- тельная ак- сти мира тивность че- ловека обус- ловливает субектив- ность его знаний,что не противо- речит их истинности (Лейбниц) Психологи-рационалисты выделяли в процессе познания два этапа. Первый этап, состоящий из нескольких ступеней, заклю- чался, как и в сенсуализме, в восхождении от частного к общему при переходе от восприятия к логическому мышлению. Важным отличием было то, что понятие, которое формировалось таким образом, рационалисты не считали окончательным и, главное, объективным, передающим существенные свойства окружающего мира. Для постижения общего недостаточно чувственного опыта, считали они, выделяя еще один этап познания - интуитивное мыш- ление, которое черпает знания из разума, мгновенно актуализи- руя в нем понятия, осознавая всеобщие законы и свойства пред- метов. В начале Нового времени, несмотря на усилия Ф. Бэкона, более распространенным был рационалистический подход, который раз- рабатывался такими известными учеными, как Р.Декарт, Б.Спи- ноза, Г.В.Лейбниц (см. табл. 3). Во многом это было связано с не- обходимостью для психологии и философии преодолеть послед- ствия схоластики. Однако уже к середине века бурное развитие точных наук, промышленности сделало очевидной необходимость учитывать в психологии и новые требования, а потому все боль- шее распространение стал получать сенсуализм, представленный в это время в концепциях Д. Локка и Т. Гоббса. Появление строго объективных методов исследования и изме- нение предмета психологии сказались и на понимании новым по- колением психологов понятия «душа». Так как в объяснении фак- тов психической жизни она уже не играла прежней роли, то, со- гласно принципу Оккама, психология в то время и не испытывала нужды в использовании этого понятия в своих исследованиях. Однако в этом случае необходимо было найти другой подход для объяснения активности тела, выявить новый источник энергии для внутренней и внешней активности. Этому и помогли законы меха- ники, открытые современной для того времени физикой, законы И.Ньютона. Именно они и были использованы Декартом для обоснования первой в истории психологии теории рефлекса, кото- рая со временем получала все большее обоснование в открытиях в смежных с психологией областях науки и стала одним из постула- тов современной психологии. Принцип активности, использованный Лейбницем для объяс- нения процессов познания, позволил по-новому представить себе соотношение между субъективностью и истинностью, адекватно- стью предмету в наших представлениях о внешнем мире. Его взгляды впервые показали порочность прежних идей о познании как независимом от эмоций и мотивов человека процессе, проде- монстрировав единство всех сфер психического. Не менее важной для психологии (особенно для немецкой пси- хологии) была и концепция Лейбница души-монады, в которой он доказывал, что в психике есть не только область сознания, но и об- ласть бессознательного. Хотя в то время это представление и не было полностью принято психологией, которая оставалась еще почти два века наукой о сознательных процессах, эти идеи Лейбница легли в основу последующих работ Гартли, Гербарта и, наконец, Фрейда, сделавшего бессознательное предметом своей глубинной психологии. Появление новых социальных групп и нарождение нового об- щества требовали пересмотра не только научных истин, но и нравственных ценностей уходящей эпохи, а следовательно, и раз- работки новой этики. Анализ подхода к проблеме эмоций и сво- боды человека в теориях психологов Нового времени показывает, что в решении этих вопросов они во многом склонялись к позиции ученых античности, которые считали, что эмоции отражают внеш- нюю ситуацию (а часто и вызываются ею). Поэтому они также свя- зывали свободу с возможностью преодоления аффекта и разумной регуляцией деятельности. В этом плане обращает на себя внимание позиция Декарта, который выделял пассивные эмоции (страсти), доказывая, что они связаны с мышлением и являются одной из со- ставляющих наших понятий, когнитивной оценкой предмета или ситуации. То есть концепция Декарта, по сути, служит основани- ем для последующего развития современной когнитивной теории эмоций.
|