КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Во второй половине XIX векаКак уже говорилось, дальнейшее развитие ассоцианизма про- шло под знаком позитивизма и было направлено на трансформа- цию психологии в объективную (позитивную) науку. Централь- ным моментом в этом процессе стали поиски объективного мето- да исследования психики. Одним из первых попытку перестроить ассоциативную психоло- гию предпринял немецкий психолог и педагог И. Ф.Гербарт (1776- 1841). В его теории соединились основные принципы ассоцианизма и традиционные подходы немецкой психологии - идеи апперцеп- ции, активности души, роли бессознательного. Гербарт исходил из того, что наш внутренний мир весьма отно- сительно связан с миром внешним, поэтому говорить об отраже- нии, особенно отражении адекватном, передающем основные свой- ства окружающих вещей, невозможно. Для того чтобы уйти от об- суждения вопроса о степени адекватности и точности отражения - вопроса, который служил своего рода водоразделом между разны- ми направлениями в теории познания, Гербарт заменил термин «ощущение» термином «представление», подчеркнув тем самым отгороженность внутреннего мира от внешнего, отсутствие связи между представлением как частью внутреннего, психического ми- ра и предметом, который является непсихическим, внешним по отношению к человеку. Труды Гербарта «Психология по-новому, основанная на мета- физике, опыте и математике» (1816) и «Учебник психологии» (1834) стали новым этапом в развитии ассоцианизма. Говоря об ассоциа- ции представлений, Гербарт пришел к выводу, что представления не являются пассивными элементами в душе человека, но обладают собственным зарядом, активностью, которая определяет их поло- жение в сфере психического. Для Гербарта сохранение психологии как науки о душе было важным постулатом его концепции психи- ческого, так как душа в его понимании есть центр, в котором хра- нятся и перерабатываются знания, который служит источником активности человеческой личности, а не просто соединяет в себе различные психические процессы. Развивая теорию Лейбница о структуре души, Гербарт писал, что в душе можно выделить три слоя - апперцепцию, перцепцию и бессознательное. При этом под апперцепцией он понимал область ясного и отчетливого сознания, а под перцепцией - область смутного сознания. Таким образом, и для Гербарта область души была шире, чем область сознания, и для него большое значение, как и для Лейбница, имело бессознательное. Огромное значение для развития объективной психологии и про- никновения в нее математических способов обработки полученных данных имела идея Гербарта о динамике представлений. Он исхо- дил из предположения, что каждое представление обладает опреде- ленной силой, зарядом, т.е. ввел в психологию еще один параметр - силу, добавляя его к уже существовавшему параметру - времени. Наличие этих двух параметров позволяло применить к исследова- нию психических процессов математический аппарат, который придавал объективность получаемым при исследовании данным. Не меньшее значение введение этого параметра имело и для развития исследования порогов ощущений, которое впоследствии было предпринято Фехнером. С точки зрения Гербарта, каждое представление стремится попасть в центральную область души - область сознания. Однако объем этой области, так же как и об- ласти апперцепции, не безграничен, и поэтому попасть туда может только представление, обладающее достаточной интенсивностью, т. е. такой силой, которая может преодолеть порог, отделяющий сознание от бессознательного. Еще большую интенсивность долж- но иметь представление для того, чтобы преодолеть порог аппер- цепции и попасть в центр внимания человека, в область отчетли- вого сознания. Хотя сам Гербарт и не имел еще возможности экс- периментально изучить ту наименьшую интенсивность, которая необходима представлению для того, чтобы попасть в сознание, идея порога ощущения связана именно с этими его работами. Естественно, что каждое сильное представление, попадая в со- знание, вытесняет оттуда уже имеющееся там, но более слабое представление. Отсюда Гербарт сделал вывод о том, что между противоположными представлениями существуют отношения кон- фликта, вытеснения. Однако существуют, подчеркивал он, и сход- ные представления, которые могут соединяться или даже сливать- ся в одно. В том случае, если в области сознания человека уже на- ходится сходное представление, новому знанию не надо обладать очень высокой интенсивностью, так как оно не вытесняет старое, а сливается с ним и таким образом попадает в сознание. Более то- го, если в области смутного сознания или бессознательного рас- положены некие представления, к которым добавляются даже и не очень сильные, но сходные новые представления, сливаясь, они могут стать достаточно интенсивными для перехода из бессозна- тельной части души в сознание. Эта концепция Гербарта, которую он назвал «теорией статики и динамики представлений», сыграла большую роль и в теории обучения. Гербарт выдвинул идею о четырех принципах обучения, которые должны учитываться при разработке новых методов и обучающих программ. Он говорил о необходимости ясности, ассо- циаций, системы и метода. С его точки зрения, методика обучения должна строиться так, чтобы новое знание сразу же попало в центр внимания человека, для чего оно должно быть или достаточно привлекательным, или соединяться с другими, имеющимися уже у субъекта знаниями. В любом случае, знание сохранится в душе только в том случае, если оно войдет в систему с другими, уже имеющимися там знаниями. Механизмом такого соединения поня- тий являются классические законы ассоциаций. Теория Гербарта, в которой появились новые и актуальные для психологии идеи о динамике представлений, их связях и конфлик- тах, их расположении в душе человека, была одной из самых рас- пространенных и значимых психологических теорий в прошлом веке. Она сыграла важную роль и в дальнейшем развитии психо- логии, оказав большое влияние на многих известных психологов, в частности, повлияла на положения Фрейда о вытеснении и кон- фликте между сознанием и бессознательным. Новый этап в развитии ассоциативной психологии связан с именемДжона Стюарта Милля (1806-1873) - известного психоло- га, экономиста и общественного деятеля. Воспитателем Милля был его отец Джеймс Милль, считавший, что законы психологии не только дают знания о содержании духовной жизни человека, но и подсказывают способы его безграничного совершенствования. Этим подходом он руководствовался и в программе обучения сво- его сына, достигнув больших успехов. К 12 годам Джон неизмери- мо превосходил по уровню развития своих сверстников. Он знал не только множество языков, но и ряд разделов высшей математики. Восприняв убеждение в том, что психическая жизнь человека подчинена законам ассоциаций, Милль-младший внес в это убеж- дение своего отца важные коррективы. Он предложил заменить «ментальную физику» «ментальной химией». Следует иметь в виду, что в этот период развитие химии ознаменовалось крупными успе- хами. Такая замена означала, что, благодаря соединению первич- ных психических элементов в новый продукт, последний способен приобрести качества, которые отсутствовали у его исходных эле- ментов, подобно тому как синтез кислорода и водорода порождает обладающую совершенно новыми качествами воду. Милль считал, что такие же «химические» преобразования происходят в области психики, многие явления которой невозможно объяснить теми пер-" вичными элементами, из которых они произошли. Учение Милля о «ментальной (психической) химии» сыграло важную роль в преодолении слабых сторон ассоциативного на- правления в психологии, особенно в разработке проблем творче- ского мышления. Эти идеи были впоследствии положены Вундтом в основу одного из трех ведущих законов психической жизни, кото- рый получил название закона творческого синтеза. Милль также пересмотрел законы ассоциаций, выделив из них три главных: 1) сходства (сходным идеям присуще возбуждать друг друга); 2) смежности (если два впечатления часто переживаются одно- временно или в условиях непосредственной смены одного другим, сукцессивно, то в тех случаях, когда одно из них возвращается в сознание, оно создает тенденцию к появлению и другого впечат- ления); 3) интенсивности (сила впечатления делает более вероятной частоту его слияния с другими). Однако наибольшее значение имела деятельность Милля, на- правленная на разработку принципов построения научного зна- ния. Его учение о методах исследовательской деятельности было изложено в работе «Логика» (1843). Рассматривая ассоциации в качестве производных от законов логики, ученый доказывал, что логические операции (суждение, умозаключение и т.д.) подчиня- ют себе связи впечатлений внутри индивидуального ума. Поэтому логика и является критерием правильности человеческих рассуж- дений. Однако, что более важно, считал Милль, логика может стать и тем объективным и надындивидуальным методом, кото- рый поможет психологии изучить содержание сознания, особен- ности протекания познавательных процессов. Именно такой под- ход соединит психологию с объективной наукой и откроет перед ней путь к дальнейшему развитию в качестве естественной и точ- ной дисциплины. Другой путь соединения психологии с естествознанием предла- гали ученые, связывающие ее дальнейшее развитие не с логикой, но с биологией, теорией эволюции. Как уже говорилось выше, эволю- ционная теория Ч.Дарвина оказала огромное влияние на психоло- гическую науку. Открытие этой теории означало расширение пред- мета психологии, включение в него новых проблем, направленных на исследование вопросов взаимосвязи морфологии и функции, поведения и сознания и т.д. Однако самое большое значение имел тот факт, что с теорией эволюции в психологии появились два но- вых постулата - об адаптации как главной детерминанте, опреде- ляющей психическое развитие, и о генезисе психики, т.е. о том, что все психические процессы не появляются в готовом виде, но проходят закономерные этапы в своем развитии. Мысль о том, что можно выделить генетические этапы в разви- тии психики, привела к появлению нового метода исследования - генетического, который исследует закономерности общей психоло- гии, изучая постепенное формирование определенной функции. Естественно, о таком подходе к исследованию говорилось задолго до Дарвина, но сознание универсальности этого метода и возможности исследовать закономерности процесса развития, общие для всех сфер психической жизни, связаны с эволюционной теорией. Именно эти положения привели к осознанию того, что генетический метод может стать основой особой области психологической науки, пред- метом которой как раз и является исследование генезиса психики, т. е. к появлению генетической, или возрастной, психологии. Эволюционный подход в психологии отразился прежде всего на концепциях А. Бэна и Г. Спенсера, которые утверждали, что пси- хика является закономерным этапом эволюции и ее функция заклю- чается в обеспечении адекватного приспособления к окружающей среде. А.Бэн (1818-1903) в работах «Ощущения и интеллект» (1855), «Эмоции и воля» (1859) доказывал, что ассоциативная психология должна рассматривать не только ассоциации, существующие в сознании индивида, но и те, которые лежат в основе его поведе- ния. Труды Бэна отличаются совершенно необычным для книг по психологии той эпохи богатством физиологического материала, стремлением возможно теснее связать психические процессы с те- лесной организацией. Бэн настаивал на том, что не только мозг, но и вся «телесная система, хотя и в различной степени, связана с психическими функ- циями». Это и позволяет путем изучения органов чувств и органов движений проникнуть в деятельность мозга, заставить его клетки и волокна открыть свой смысл и назначение. Он решительно от- стаивал теорию «психофизического параллелизма», начало разра- ботки которой связано с именем Лейбница. Однако Бэн рассматри- вал этот подход не как обособление души от тела, а как утвержде- ние их неразделимости. Теорию взаимодействия он отвергал имен- но из-за того, что она строится на предположении, будто психика способна функционировать по отношению к телу в качестве само- стоятельного агента, тогда как в действительности любой эффект в психической сфере относится не только к сознанию, но и к телу. Большое внимание Бэн уделял уровням психической деятель- ности, непосредственная связь которых с телесным устройством очевидна, а зависимость от сознания минимальна, - рефлексам, инстинктам, навыкам. Поэтому значительное место в общем строе психофизической деятельности отводилось в его теории мышечной системе. При этом речь шла вновь, как у Гартли, о реальном акте, а не только о сопровождающих его ощущениях. Это означало важ- ное расхождение с классическими теориями ассоциаций, так как даже Браун говорил лишь о чувственном тоне движения, но не о самом действии. Таким образом, именно в теории Бэна в предмет ассоциативной психологии было включено реальное поведение жи- вого существа, хотя этот факт и не получил теоретического обосно- вания, как в теории Спенсера. Истолковывая движущие силы поведения, Бэн вступил в про- тиворечие с причинной тенденцией в физиологии и психологии, где главным механизмом поведения считался, еще со времен Декар- та, рефлекс. Бэн же противопоставил рефлексу спонтанное дейст- вие, ставшее одной из главных категорий его психологии. Спонтан- ными он называл действия, для возникновения которых прямых физических причин недостаточно. Принципом спонтанных движе- ний Бэн объяснял возникновение навыка. Исходным для него слу- жат беспорядочно повторяющиеся случайные движения, из кото- рых отбираются и закрепляются путем повторения те, что приве- лик успеху. Большее внимание Бэн обращал и на факторы, которые опреде- ляют переход от инстинктивного поведения к поведению волевому, руководимому человеческим разумом. В своих рассуждениях он впервые апеллировал к положениям эволюционной теории Дарви- на, проводя аналогию между биологическими и психологическими понятиями. Бэн доказывал, что, как природа, пробуя и ошибаясь, отбирает наиболее продуктивные виды, так и человек совершает переход от неосознанного, спонтанного поведения к разумному и волевому не сразу, но постепенно. Человек отбирает путем проб и ошибок наиболее продуктивные и целесообразные формы реакции на определенные события и предметы окружающего мира, которые и закрепляются в виде навыка или волевого, разумного действия. Так появилась в психологии модель проб и ошибок, которая в дальнейшем была положена американской психологией в основу объективного исследования поведения. Сочетание спонтанности (источник поведения - внутри организма) с механицизмом (отбор полезного идет путем слепого поиска) - вот наиболее характер- ные черты этой модели, перешедшей впоследствии от Бэна к Торндайку. Если Бэн способствовал фактическому расширению области пси- хологического исследования, то теоретическое обоснование подоб- ного изменения предмета психологии было сделаноГ. Спенсером (1820-1903). Наряду с О. Контом и Д. С. Миллем Г. Спенсер был одним из основателей позитивизма, в русле которого он и стре- мился трансформировать методологию ассоциативной психоло- гии. Основой позитивной психологии Спенсер, как и Бэн, делает теорию эволюции. Таким образом, в его теории переплетаются влияния позитивизма, эволюционного подхода и ассоцианизма. Впервые со времен Декарта Спенсер обратился к анализу пред- мета психологии, так как считал его отождествление с сознанием неудовлетворительным. Он пересмотрел предмет психологии, оп- ределив его как соотношение внешних форм с внутренними, ассо- циации между ними. Таким образом, он расширил область психи- ческого, включив в нее не только ассоциации между внутренними факторами, т. е. ассоциации в поле сознания, но и связь сознания с внешним миром. Спенсер писал о том, что существует объективная психология, изучающая строение мозга, и субъективная психология, занимаю- щаяся состоянием души. Исследуя различные состояния души, он пришел к выводу, что существуют параллельные этапы в развитии внутренних и внешних (поведенческих) психических актов. Таким образом, и внутреннее и внешнее становилось предметом иссле- дования психологии, что позволяло выработать объективные ме- тоды исследования, невозможные при сведении психики только к сознанию. Он также подчеркивал специфику психологического исследования, говоря об уникальности психологии как единствен- ной науки, которая рассматривает связь внешнего и внутреннего, в то время как другие дисциплины остаются либо во внешнем по- ле (физика, химия), либо во внутреннем (философия, физиология). Важным моментом в таком определении было исследование про- цесса, что, по мнению позитивистов, открывало выход на более широкие закономерности. Исследуя роль психики в эволюции человека, в своей обобщаю- щей книге по психологии «Основы психологии» (1870-1872) Спен- сер писал о том, что психика является механизмом адаптации к среде. Так в науке появился новый подход к детерминации психи- ки - биологический, пришедший на смену механистическому объ- яснению. Из этого подхода следует, что психика возникает законо- мерно на определенном этапе эволюции, в тот момент, когда усло- вия жизни живых существ усложняются настолько, что приспосо- биться к ним без адекватного их отражения невозможно. Большое значение имел тот факт, что Спенсер изучал генезис психики, ис- ходя из того, что психика человека есть высшая ступень развития, которая появилась не сразу, но постепенно, в процессе усложнения условий жизни и деятельности живых существ. Исходная форма психической жизни - ощущение развилось из раздражимости, а затем из простейших ощущений появились многообразные формы психики, отражающие связанные между собой уровни становления сознания и поведения. Все они являются своеобразными инстру- ментами выживания организма, частными формами адаптации к среде. К таким частным формам приспособления относятся:
|