КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психология развития 4 страницаприятие цвета, пространства, зрительные иллюзии), а также слух, обоняние, вкус, опознание веса, время реакции на различные сти- мулы, память. Были выявлены отдельные межкультурные различия в восприятии цвета и подверженности иллюзиям. В результате Ри- верс утвердился во мнении, что культура воздействует на то, каким образом человек видит окружающий его мир. Однако полученные данные позволили ему прийти к заключению, что нет оснований утверждать, будто примитивные народы обладают более высоко- развитым восприятием, чем европейцы. В XX в. этнопсихология получила значительное развитие в ми- ровой науке. В результате разобщенности исследователей даже возникли две этнопсихологии: этнологическая, которую в наши дни чаще всего называют психологической антропологией, и психологи- ческая, для обозначения которой используют термин сравнитель- но-культурная (или кросскультурная) психология*". Как отмечала М. Мид, даже решая одни и те же проблемы, культурантропологи и психологи подходили к ним с разными мерками и разными кон- цептуальными схемами. Но вне зависимости от того, в русле какой из «родительских» дисциплин проводились и проводятся этнопсихологические иссле- дования, все они осуществляются с точки зрения одного из трех ос- новных подходов - релятивизма, абсолютизма или универсализма. Релятивизм заключается в подчеркивании различий между куль- турами. Его крайний полюо- - максимизация межкультурных разли- чий в содержании и структуре психических процессов, что, впро- чем, не означает явного или скрытого расизма. Напротив, реляти- * Для отечественной науки советского периода было характерно явное отста- вание в развитии этнопсихологических знаний. Исследования практически не проводились, но в зависимости от принадлежности авторо:з к определенной науке этнопсихология рассматривалась: как субдисциплина этнографии, как область знания на стыке этнографии и психологии, как раздел психологии. висты испытывают чувство уважения к каждому изучаемому наро- ду, пытаясь понять людей на «их собственном языке» и «исходя из их ценностей»; они подчеркивают, что все культуры равные, но разные. Яркими примерами культурного релятивизма являются ги- потеза лингвистической относительности Сепира-Уорфа и концеп- ция французского философа и социолога Л.Леви-Брюля, проти- вопоставлявшего первобытное мышление логическому мышлению европейцев. К релятивистским относится и теория «Культура и личность», занявшая начиная с 30-х годов XX в. пространство между культур- антропологией и психологией. Главной своей задачей исследова- тели этой школы считали выяснение того, как индивид действует, мыслит, чувствует в условиях данного культурного окружения. Их интересовало прежде всего вхождение ребенка в культуру, а связь между культурой в широком смысле, включая социальные, экономические, политические и даже экологические аспекты, и личностными характеристиками была для них опосредована социа- лизацией. Именно в школе «Культура и личность» разрабатывалась кон- цепцияР.Бенедикт (1887-1948) о фундаментально различающих- ся между собой конфигурациях культур, каждая из которых имеет свою культурную доминанту - установку. Первостепенное значе- ние для понимания теории «Культура и личность» имеет и выдви- нутаяА. Кардинером (1891-1981) идея о наличии в каждой куль- туре базовойличности,определяемой как основная личностная структура, формируемая культурой в процессе воспитания ее чле- нов в раннем детстве. Базовая личность - это все то, что делает индивида максимально восприимчивым к определенной культуре и позволяет ему достигать удовлетворенности и устойчивости в рамках существующего порядка. Усомнившись в возможности исследования сложных современ- ных культур на основе выделения базовой личности, Р.Линтон (1893-1953) отказался от этого глобального, но абстрактного по- нятия в пользу статистического понятия модальной личности, пред- ставляющей собой не «среднюю» личность, а сравнительно прочно сохраняющиеся черты личности, чаще всего встречающиеся у взрослых членов данного общества. В дальнейшем, столкнувшись с трудностями выделения одной модальной личности в любом индустриальном обществе, культурантропологи стали разрабаты- вать концепцию мультимодальных обществ, согласно которой ка- ждый народ представлен не одной модальной личностью, а не- сколькими, с переходными формами между ними. В рамках школы «Культура и личность» работали многие все- мирно известные исследователи, кроме уже названных - К.Дюбуа, А. Инкелес, М. Мид, но в начале 50-х годов она утратила ведущее положение в американской науке. В дальнейшем культурантропо- логические исследования, имеющие психологический аспект, объ- единяются под названием психологическая антропология, предло- женным Ф. Хсю (Сюй Лангуаном). Американский исследователь, также исповедовающий релятивистский подход, считает, что имею- щиеся у людей социальные представления, существующие в созна- тельной и бессознательной форме и управляющие их действиями, совпадают у большинства членов той или иной культуры. Абсолютизм заключается в максимизации сходства между куль- турами: отрицается любая специфика, игнорируются очевидные различия между ними. Если различия обнаруживаются, они интер- претируются как количественные, иными словами, осуществляются оценочные сравнения. В результате культуры рассматриваются как одинаковые, но неравные. Пример абсолютистского подхода - использование тестов интеллекта в межэтнических и межрасовых исследованиях. Фран- цузские исследователи А. Бине и Т. Симон в начале XX в. создали тесты для измерения готовности детей к школе и выявления тех из них, кому требуется специальное обучение. Но после того, как тесты попали в США, их стали широко применять не только в школах, но и в других правительственных программах, в частности при обследовании прибывающих в США иммигрантов. В резуль- тате столь неадекватного использования тестов, требующих знаний в области языка и культуры, многие выходцы из стран Централь- ной и Восточной Европы признавались умственно отсталыми. Более того, тесты интеллекта могут использоваться (и действи- тельно неоднократно использовались) при попытках доказать ра- совое превосходство одних народов над другими (например, белого над цветным населением США из-за «научно доказанной» интел- лектуальной неполноценности последнего). При этом абсолютисты не учитывают, что существует несколько обусловленных культурой причин различий в IQ (коэффициенте интеллекта) у представите- лей разных народов: в различных культурах существуют разные представления о том, что собой представляет интеллект, могут не совпадать представления о достойном пути проявления своих способностей. Сторонники третьего подхода отстаивают универсализм - един- ство психики с возможными достаточно существенными внешни- ми различиями, полагая, что базовые психологические процессы являются общими для людей повсюду на Земле, но на их проявле- ния серьезное влияние оказывает культура. В исследованиях уни- версалистов проводятся сравнения, но с большими предосторож- ностями, со стремлением избежать оценок и предпочтения своей культуры. Примером универсалистского подхода в этнопсихологии могут служить взгляды французского мыслителя, создателя школы этно- логического структурализма К. Леви-Строса. У народов, которые Леви-Строс изучал, его в первую очередь интересовали не особен- ные и экзотические, а общечеловеческие черты. Всегда за внеш- ними различиями он искал внутренние универсальные структуры, которые лежат в основе любого явления культуры, в том числе универсальные структуры человеческого мышления. Универсальной человеческой потребностью Леви-Строс считает «жажду объективного познания». Он приводит множество ярких примеров того, что в любом обществе мир является объектом мысли, по меньшей мере, настолько же, насколько и средством удовлетворения потребностей. Леви-Строс выделяет еще одну функцию мышления на любых этапах истории человечества, отражающую его общее свойство - требование порядка и состоящую в категоризации и классификации мира с помощью бинарных оппозиций жизнь-смерть, небо-земля, день-ночь, животное-человек и т. п. Хотя Леви-Строс по сути сводит мышление человека к одному аспекту - категоризации, в современной психологии признаются его заслуги, поскольку он стремится за бесконечно разнообразны- ми явлениями внешне абсолютно различных культур обнаружить универсальные операции человеческого ума. В ходе развития этнопсихологии доминировали разные направ- ления, но в целом наблюдалось явное движение к универсализму, осознание того, что культуры - равные, внешне разные, но в основе своей одинаковые - «играют разные вариации на общую тему», как писал Бэрри. Социальная психология* Убеждение, что социальная психология имеет короткую исто- рию, но богатое прошлое, разделяется, наверное, абсолютным большинством социальных психологов вне зависимости от их теоретических пристрастий и стало уже традиционным для исто- рико-гносеологических обзоров в данной области психологии. Во многом подобная согласованность мнений определяется тем, что проблема социальной детерминации различных психологических реальностей имеет многовековые традиции, причем не только изучения, но и сомнения. Является ли человек в своей социальной сущности продуктом и «слепком» своего окружения, или же он творит его? Психологиче- ское есть результат социального влияния, или те или иные социаль- ные явления суть отражения психологических закономерностей? Какой логике отдать предпочтение: социальному конструирова- нию личности или же конструированию личностью поля социаль- * Раздел написан Е. П. Белинской и Е. М. Дубовской. ного? Рефлексии этих оппозиций подчинена история всего гума- нитарного знания - от Аристотеля и Платона, Гоббса и Локка, Дюркгейма и Тарда до современности. Предмет социальной психо- логии как самостоятельной науки складывался во многом через попытки ответить на эти вопросы. И в этом смысле «богатство прошлого» социальной психологии определяется западноевропей- ской традицией постановки проблемы человека. Единодушие социальных психологов в констатации многообра- зия своих «исторических корней» имеет и другие причины. Дело в том, что формирование социальной психологии как составной части психологической науки имело некоторые особенности. При возникновении любой самостоятельной дисциплины можно выде- лить содержательные предпосылки в разнообразных смежных нау- ках, однако основные составные части психологического знания имели в качестве базовой (для становления их проблемного поля, понятийного аппарата и т.д.) именно психологическую науку. Принципиальная особенность социальной психологии состоит в том, что для нее таких «материнских» наук было, по крайней мере, две - психология и социология. Этим объясняется, в частности, тот факт, что многие исследователи, работавшие в этой области, имеют отношение как к социологии, так и к социальной психологии - до- статочно вспомнить Э. Дюркгейма, Г. Тарда, Дж. Г. Мида и многих других. Но дело не только в том, что социальную психологию как на ранних этапах ее становления, так и сегодня «делали и делают» не только психологи. Другим очевидным следствием наличия по- добной «родительской семьи» стало основное предметное содержа- ние социальной психологии. Соотношение индивидуального и со- циального: социальная детерминация поведения человека, с одной стороны, и психологизация социальных процессов, с другой, - та- ковы два вектора становления предмета социальной психологии. Изначально обе эти тенденции складывались и развивались доста- точно изолированно, в рамках различных научных дисциплин, но постепенно, с усложнением взглядов как на психологические, так и на социальные явления, формировался самостоятельный, социаль- но-психологический подход к решению одной из краеугольных проблем гуманитарного знания - проблемы личности и общества. Понятно, что попытка рассмотреть становление предмета со- циальной психологии через призму данной проблемы сталкивает- ся с определенными трудностями выбора: «богатство прошлого» оборачивается в этом случае своей противоположностью, своеоб- разным embarras de richesses (богатством выбора), тем более что собственная «короткая история» социальной психологии задает для прошлого довольно локальные временные рамки. Отдавая себе в этом отчет, мы посчитали возможным остановить- ся в дальнейшем лишь на некоторых ключевых фигурах классиче- ской западноевропейской социологии, тем более что в других раз- делах учебника многие их них представлены достаточно полно. Мы также пошли по традиционному пути, характеризуя историю станов- ления социально-психологических идей сначала на Западе, а затем в России конца XIX - начала XX в. Заметим сразу же, что подобное разделение не является следствием каких-либо идеологических раз- ногласий, а, скорее, отражает желание проследить истоки доста- точно драматичной судьбы социальной психологии в нашей стране. Родоначальниками классической социологии по праву счита- ются О. Конт и Г. Спенсер. Не останавливаясь детально на харак- теристике их концепций (это сделано в главе 6 данного учебника), отметим еще раз, что в большинстве случаев становление социоло- гии как новой предметной области было вызвано успехами естест- венно-научного знания и подчинялось требованиям методологии позитивизма. Хотя заимствования и аналогии производились этими исследо- вателями из разных областей естественных наук (Контом - из ньютоновской физики, Спенсером - из дарвиновской теории эво- люции), общими для зарождающегося структурного функциона- лизма в социологии стали интерес к анализу социальной структуры и утверждение представления о развитии общества как о процессе нарастающей социальной дифференциации. Известный «закон трех стадий» социальной динамики Конта и «теория социальной эво- люции» Спенсера, по сути, сходным образом решали вопрос о взаимоотношении личности и общества. Так, ведущим фактором социального прогресса признавался прогресс человеческого духа, считалось, что развитие общества обусловлено развитием опреде- ленных идей, основные интеллектуальные действия людей, какова бы ни была сложность современной им общественной структуры, универсальны и строятся по одинаковым законам, что, в свою очередь, определяет последовательное накопление знаний человека о себе самом и окружающем его социальном мире. Очевидно, что подобная доминанта свободы и рационализма в данных концеп- циях была обусловлена общим влиянием интеллектуальной рево- люции эпохи Просвещения. Однако последняя была все-таки уже достаточно удалена во времени, и остается неясным, унаследован- ный или же собственный гуманистический пафос заставил, в част- ности, Спенсера во второй половине XIX в. рассматривать соци- альный прогресс как постепенное освобождение личности от оков «социального порядка». Общим было также и понимание основной задачи новой науки - прояснить законы установления и поддержания «социального по- рядка», причем причины его возникновения рассматривались через призму определенных человеческих качеств. Так, согласно Конту, у человека есть два психологических свойства, ведущих к «всеоб- щему согласию»: потребность пребывать в обществе себе подобных и потребность в доброжелательной кооперации. Оба они есть след- ствие победы в ходе исторического развития социального инстинк- та над индивидуалистическим, доказательством чему служат воз- никающие на определенном этапе специфические формы деятель- ности (совместный труд) и социальные институты (семья). Закреп- лению же подобного положения вещей способствуют конкретные механизмы социального контроля, базирующиеся, по выражению Спенсера, на «страхе перед живыми и перед мертвыми» и вопло- щающиеся в создании государственных и религиозных социальных институтов. С точки же зрения специфики способов анализа новое («пози- тивное») знание о человеке как продукте окружающей социальной реальности должно было опираться на методы наблюдения и экспе- римента. И если в теории Конта формулируются лишь самые об- щие требования к данному методическому аппарату (часть из них не утратила актуальности и в наши дни, например: необходимость предварять результаты наблюдения определенными теоретически- ми схемами, возможность анализа «патологических» вариантов протекания социальных процессов как естественного эксперимента для прояснения социально-нормативных закономерностей и т. п.), то Спенсеру принадлежат интересные в своей социально-психоло- гической конкретике «правила социологического метода». Согласно им, основная методологическая проблема любого знания о социальной сущности человека коренится в факте вовле- ченности исследователя в те процессы, которые он анализирует. Эта идея впоследствии не раз обсуждалась в социальной психоло- гии, особенно в критические, «переломные» периоды ее развития (например, на рубеже 60-70-х годов XX в.). По мысли Спенсера, трудности, связанные с тем, что людей изучают тоже люди, застав- ляют исследователя в социальных науках: - обращаться только к общим, фундаментальным закономерно- стям общественного развития и стремиться к созданию адекватного им теоретического знания; - постоянно отдавать себе отчет в собственной несвободе от своих интеллектуальных, эмоциональных и социально-статусных пристрастий и предрасположенностей; -видеть вытекающие из этого различия между конкретными данными и их интерпретацией; - осознавать опасность идеологического прессинга, a priori гро- зящую социальным наукам, и потому «не потрафлять социальному заказу власть имущих и избегать искушений рыночного спроса». Во многом именно эти, значительно опередившие свое время, соображения Спенсера задали основной вектор последующей по- лемики Э. Дюркгейма и Г. Тарда, предметом которой стала научная рефлексия взаимосвязи социального и индивидуального. В ее рам- ках впервые отчетливо были заданы идеологии социологизма и психологизма в анализе личности. С точки зрения Э.Дюркгейма, социальная реальность имеет собственную оригинальную природу и потому должна объясняться социальными фактами. Она не может быть сведена к реальности человеческой индивидуальности, и, следовательно, любые заимст- вования социальными науками объяснительных моделей из других областей знания неплодотворны. Конечно, подобная точка зрения во многом была связана с актуальными для того времени задачами институционализации социологии, решению которых Дюркгейм уделял много времени и сил. Однако его идеи опережали непо- средственные задачи организационного развития молодой науки и имели большое значение для становления социальной психо- логии. Так, идея Дюркгейма о двойственной природе социального фак- та, с одной стороны, и его объективном, независимом от индивида, существовании, с другой стороны, обусловила определенное пони- мание механизмов регуляции социального поведения человека - сначала для социологически ориентированных исследователей, а затем и для социальных психологов. Именно Дюркгейму исходно принадлежит представление о двух возможных формах «социаль- ного принуждения»: с одной стороны, социальное поведение чело- века регулируется и ограничивается внешними, объективно суще- ствующими правилами социального взаимодействия, а с другой - не менее действенным способом социальной регуляции выступают интериоризированные социальные нормы и ценности. Причем по- следним Дюркгейм отводил главенствующую роль, так как считал, что истинная основа солидарности в обществе состоит не в принуж- дении, а в интериоризированном моральном долге по отношению к нормам группы. Рассмотрение в качестве социальных фактов специфического вида (в качестве объективно существующей социальной реальности, оказывающей на человека «внешнее» давление) коллективных пред- ставлений, отражающихся в определенных способах мышления, чувствования и деятельности и приобретаемых человеком в ходе социализации, имело еще более значимые, хотя и отдаленные, по- следствия для социальной психологии. Становление и бурное раз- витие когнитивистской ориентации в социальной психологии прак- тически через сто лет после анализа Дюркгеймом возможной струк- туры социологической теории в значительной степени были связа- ны с возникновением теории социальных представлений Московией, унаследовавшей многие идеи своего соотечественника. Так, социаль- но-психологическое воплощение нашли тезисы Дюркгейма о дейст- венной, регулирующей социальное поведение, роли коллективных представлений; об их символической функции; о возможности изу- чения социальной действительности через анализ содержания кол- лективных представлений, которые, по сути, и являются единствен- ной действительностью, адекватной задачам социальных наук. Заметим здесь же, что мысль Дюркгейма о существовании уров- ня коллективных представлений как одного из двух уровней инди- видуального сознания в дальнейшем в преобразованном виде отра- зилась в одном из основных концептов Дж.Г. Мида - понятии обобщенного другого, представляющем собой результат интернали- зации индивидом социальных установок. Таким образом, в центре внимания Дюркгейма как исследова- теля «фактов коллективного сознания и коллективных способов действия» были проблемы формирования социальных норм и их воздействия на человека. Именно этот аспект анализа он считал собственным предметом социологии: «Основные социальные яв- ления - религия, право, мораль, эстетика - являются не чем иным, как системой ценностей, или общественных идеалов. Социология движется в сфере идеала: не приближается к нему, а берет его в ка- честве исходного пункта. Именно идеал составляет характерную область ее изучения». Во многом подобное понимание предмета было связано со спе- цификой решения вопроса о соотношении индивидуального и со- циального. Согласно Дюрктейму, человек есть «раздвоенная реаль- ность» (Homo duplex), в которой индивидуальное и социальное сосуществуют, фактически не смешиваясь. Наличие в языке множе- ства дихотомий для описания человеческой природы (тело и душа, чувства и разум, инстинкт и сознание) лишний раз доказывает, что полюс индивидуального, связанный с физическими потребно- стями человека, и полюс социального, отражающий наличие у него понятийного мышления и морали, достаточно жестко разведены. Более того: человека делает человеком именно «всеобщее» как сим- волически представленное в его сознании общество. Собственно, именно этот тезис Дюркгейма и вызывал наиболь- шее сопротивление его современников. Так, родоначальник ли- нии психологизма в социологии, оказавший большое влияние на формирование социальной психологии как самостоятельной об- ласти знания, Г.Тард не без иронии отмечал: «Очень трудно по- нять, как может случиться, что, окончательно отбросив индивидов, мы получим в остатке общество». С его точки зрения, социум есть совокупность индивидов, каждый из которых определен веером потребностей, мотивов, влечений, причем большая часть из них имеет иррациональную природу и является бессознательной. Буду- чи «итоговой суммой» подобных разнородных элементов, общест- во закономерно не подлежит однонаправленным изменениям, а по- тому всякие попытки изучения социальной динамики обречены на провал. Источником не только индивидуально-психологического, но и социального служит «неизменная человеческая натура», и, следовательно, единственно возможная задача исследователя в социальных науках - изучение взаимного влияния людей друг на друга как в межличностном взаимодействии, так и в рамках боль- шой группы. И в том и в другом случае основным механизмом социального влияния выступает, по мысли Тарда, подражание: бла- годаря последнему не только транслируются модели поведения, верования, убеждения, но и само общество получает возможность поддерживать свою целостность. Заметим, что эта критика не учитывала того факта, что Дюрк- гейм отмечал не только регулирующую, но и «творящую», конст- руктивную функцию коллективных представлений. С его точки зрения, не только все собственно человеческие «атрибуты» имеют социальную природу, но и общество «живет» в коллективных пред- ставлениях своих членов и соответственно само в определенной степени есть результат коллективного сознания. «Так как Вселен- ная существует лишь постольку, поскольку она мыслится, и так как в своей целостности она мыслится только обществом, то оно ста- новится родовым понятием, без которого не существует ничего». Но этой идее Дюркгейма опять же было суждено «ожить» лишь спустя многие годы в методологии когнитивизма в социальной психологии. Г. Тард был первым исследователем в области социальных наук, который поставил под сомнение страстную веру в человеческий разум, унаследованную западноевропейскими мыслителями от эпохи Просвещения. И хотя он остался на позициях парадигмы объяснения, соответственно отмечая, что основная роль социаль- ной психологии суть роль прогностическая (предсказание соци- ального поведения отдельного человека и групп людей через зна- ние индивидуально-психологических особенностей), его творче- ство послужило своеобразным толчком для последующего ста- новления парадигмы интерпретации в социологии и социальной психологии («понимающей социологии» Вебера, феноменологии Гуссерля и Шюца, символического интеракционизма Мида и др.). Идеи Тарда о роли иррациональных факторов в социальном по- ведении людей, о наличии определенных психологических меха- низмов регуляции социального взаимодействия (подражания, зара- жения, внушения) нашли свое более конкретное воплощение в од- ной из первых социально-психологических концепций - психологии масс Г. Лебона (1841-1931). С точки зрения Лебона, главной чертой наступающей эпохи (имелся в виду XX век) станет замена сознательной деятельности отдельных индивидов бессознательной властью толпы. Причину подобного торжества «массы» над личностью Лебон видел в гос- подстве в обществе определенных идей, а именно идеи социализма. Продолжая линию психологизма в анализе проблемы личности и общества, Лебон считал причиной социальной динамики постоян- ную смену идей: будучи исходно интеллектуальным и духовным достоянием одного человека, определенная идея «путем заражения» проникает в «душу массы», находя все больше и больше привер- женцев. Поэтому «на судьбу народов влияют не революции и вой- ны, а перемены в основных идеях». Сама идея при этом неминуемо упрощается, почти теряя свое исходное интеллектуальное своеоб- разие, превращаясь в догмат, т. е. абсолютную истину на эмоцио- нальной основе. Собственно говоря, только в этом своем превра-
|