КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
И защиты3. Фрейд Врожденные бессоз- Ид, Эго и Супер-Эго Идентификация с нательные влечения к близким взрос- жизни и смерти (эрос лым своего пола. и танатос), транс- Вытеснение, рег- формирующиеся ли- рессия, рациона- бидозное, агрессивное лизация, проек- и влечение к суициду ция, сублимация Юнг Обобщенная психиче- Сознание, индивиду- ская энергия либидо, альное бессознатель- принимающая разные ное, коллективное бес- формы и канализи- сознательное, типоло- рующая опыт челове- гия личности, постро- ка через врожденные енная на доминирова- архетипы нии экстра-интроверт- ности и одной из пси- хических функций А. Адлер Чувство общности, Типология - форми- Компенсация не- чувство неполноцен- рование индивиду- полноценности - ности и стремление к ального стиля жиз- неполная, полная, превосходству ни, построенная на сверхкомпенсация форме компенсации и мнимая и чувства общности К. Хорни Чувство коренной «Образ Я», который Стремление к лю- тревоги может быть адекват- дям (конформизм), (физиологической и ным или неадекват- от людей (уход) и психологической) ным и включает зна- против людей ние о себе и отноше- (агрессия) ние к себе Г. Салли- Чувство беспокойст- «Я-концепция», состо- Избирательное ван ва, тревоги ящая из хорошего «Я», внимание плохого «Я» и «не-Я» Э. Фромм Стремление к укоре- Типология, основан- Садизм, мазо- ненности и независи- ная на доминирова- хизм, конфор- мости, индивидуали- нии одной из двух мизм, деструкти- зации потребностей - быть визм или иметь Э. Эриксон Личность развивается Ведущая структура Стремление к це- на протяжении всей Эго, стремящаяся к лостности, иденти- жизни, проходя 8 основ- соматической, лич- фикация (с собой, ных этапов своего ста- ностной и социаль- своей культурой, новления, на каждом из ной идентичности этносом и т. д.) которых видоизменяет- ся форма психической энергии (чувство вины, идентичности и т.д.) разработке проективных методик, имеющих ключи и примерные стандарты интерпретации материала. За короткое время появились различные виды таких методик (образных и вербальных), полу- чивших широкое распространение, так же как и метод ассоциатив- ного эксперимента, предложенный Юнгом. Достоинство новых способов заключалось не только в большей объективности, но и в возможности быстрее получить искомые данные. Важным моментом в развитии психоанализа было и изменение подхода к проблеме психологической защиты. Если у Фрейда за- щита выполняла функции примирения внутриличностного конф- ликта (между Ид и Супер-Эго), то в новых теориях Хорни, Фромма, Салливана и других ученых она использовалась и при конфликтах между субъектом и окружающим (см. табл. 8). Поэтому к защите причисляются также другие проявления - такие, как конформизм, агрессия, уход, садизм и т. д. Экстериоризация психологической за- щиты, идея о том, что в стиле общения можно увидеть симптомы невротических переживаний и способы их преодоления, способст- вовали объективации исследований и разработке новых видов коррекции. Значимые открытия в психологии личности, сделанные в дру- гих направлениях, прежде всего в гуманистической психологии, в теориях социального научения бихевиоризма, заинтересовали и психоаналитиков. Поэтому в Эго-психологии А. Фрейд больше внимания стало уделяться сознательным мотивам человека, а в теориях Салливана и Берна - контактам со значимыми другими (см. табл. 8). Данные о развитии мотивации в течение всей жизни человека, о роли творчества в общей иерархии потребностей при- вели Э. Эриксона к пересмотру, казалось бы, незыблемых постула- тов глубинной психологии, связанных с ролью первых лет жизни. Заговорив о кризисах в процессе становления человека, он ввел в психоанализ и новую для него идею (исключая теорию Адлера) о цельности личности, необходимости осознания своей идентичности с самим собой и обществом (см. табл. 8). Таким образом, ко второй половине XX в. психоанализ постепенно стал превращаться в тео- рию личности, хотя первоначально являлся в большей степени мо- тивационной теорией индивида.
|