КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лечения функциональных психических заболеваний, теория личностии теория общества, при этом стержнем всей системы являются его взгляды на развитие и структуру личности человека. Как уже говорилось, с его точки зрения, развитие психики есть приспособление, адаптация к окружающей, преимущественно вра- ждебной, среде. Эта биологическая детерминация и направляет процесс становления психики. Движущими силами психического развития служат врожденныеи бессознательные влечения (или чув- ства, как у более поздних психоаналитиков). С точки зрения психо- анализа, основой психического развития является не интеллекту- альная сфера (как в других школах), а эмоции и мотивы человека; познавательное же развитие есть как бы следствие мотивационного. Фрейд считал, что психика состоит из трех слоев - сознательно- го, предсознательного и бессознательного, в которых и располага- ются основные структуры личности. При этом содержание бессоз- нательного, по мнению Фрейда, недоступно осознанию практиче- ски ни при каких условиях. Содержание предсознательного слоя может быть осознано человеком, хотя это и требует от него значи- тельных усилий. В бессознательном слое располагается одна из структур лично- сти - Ид, которая фактически является энергетической основой психического развития, так как в ней располагаются врожденные бессознательные влечения, стремящиеся к своему удовлетворению, к разрядке, и таким образом детерминирующие деятельность субъ- екта. Фрейд считал, что существует два основных врожденных бес- сознательных влечения - инстинкт жизни и инстинкт смерти, ко- торые находятся в антагонистических отношениях между собой, создавая основу для фундаментального, биологического внутрен- него конфликта. Неосознанность этого конфликта связана не толь- ко с тем, что борьба между влечениями, как правило, происходит в бессознательном слое, но и с тем, что поведение человека вызы- вается чаще всего одновременным действием обеих этих сил. С точки зрения Фрейда, врожденные влечения представляют собой каналы, по которым проходит энергия, формирующая нашу деятельность. Поэтому и сам Фрейд, и его последователи иногда называли его теорию динамической (или даже гидравлической), подразумевая, что психическая энергия стремится к разрядке (т. е. удовлетворению влечений) и равномерному распределению по все- му континууму. Именно поэтому фрустрация влечения приводит к неврозу, так как при этом невозможна разрядка. На основании данных положений разрабатывалась идея катарсического очищения (разрядки) в сеансе психоанализа и идея трансфера, т. е. переноса, обмена энергией между пациентом и психоаналитиком. Либидо, о котором так много писали сам Фрейд и его ученики, и является той специфической энергией, которая связана с инстинк- том жизни. Энергии, связанной с инстинктом смерти и агрессии, Фрейд не дал собственного имени, но постоянно говорил о ее су- ществовании. Он также считал, что содержание бессознательного постоянно расширяется, так как те стремления и желания, которые человек не смог по тем или иным причинам реализовать в своей деятельности, вытесняются им в бессознательное, наполняя его со- держание. Вторая структура личности - Эго, по мнению Фрейда, также является врожденной и располагается как в сознательном слое, так и в предсознании. Таким образом, мы всегда можем осознать свое «Я», хотя это и нелегко. Если содержание Ид в процессе жизни ребенка расширяется, то содержание Эго, наоборот, сужается, так как ребенок рождается, по выражению Фрейда, с «океаническим чувством "Я"», включая в себя весь окружающий мир. Со временем он начинает осознавать границу между собой и окружающим ми- ром, локализует свое «Я» до своего тела, сужая таким образом объем Эго. Третья структура личности - Супер-Эго - неврожденная, она формируется в процессе жизни ребенка. Механизмом ее формиро- вания является идентификация с близким взрослым своего пола, черты и качества которого и становятся содержанием Супер-Эго. В процессе идентификации у детей формируется также эдипов комп- лекс (у мальчиков) или комплекс Электры (у девочек), т. е. комплекс амбивалентных чувств, которые испытывает ребенок к объекту идентификации. Фрейд подчеркивал, что между этими тремя структурами лич- ности существует неустойчивое равновесие, так как не только их содержание, но и направления их развития противоположны друг другу. Влечения, содержащиеся в Ид, стремятся к своему удовле- творению, диктуя человеку такие желания, которые практически не выполнимы ни в одном обществе. Супер-Эго, в содержание ко- торого входят совесть, самонаблюдение и идеалы человека, пре- дупреждает человека о невозможности осуществления этих жела- ний и стоит на страже соблюдения норм, принятых в данном обще- стве. Таким образом, Эго становится как бы ареной борьбы проти- воречивых тенденций, которые диктуются Ид и Супер-Эго. Такое состояние внутреннего конфликта, в котором постоянно находится человек, держит его в постоянном внутреннем напряжении, снижая устойчивость к неврозам. Поэтому Фрейд подчеркивал, что не су- ществует четкой грани между нормой и патологией и испытывае- мое людьми постоянное напряжение делает их потенциальными невротиками. Возможность поддерживать свое психическое здоровье зависит от механизмов психологической защиты, которые помогают челове- ку если не предотвратить (так как это фактически невозможно), то хотя бы смягчить конфликт между Ид и Супер-Эго. Фрейд выделял несколько защитных механизмов, главными из которых являют- ся вытеснение, регрессия,рационализация, проекция и сублимация. Вытеснение - самый неэффективный механизм, так как при этом энергия вытесненного и неосуществленного мотива (желания) не реализуется в деятельности, но остается в человеке, вызывая рост напряженности. Так как желание вытесняется в бессознательное, человек о нем совершенно забывает, но оставшееся напряжение, проникая сквозь бессознательное, дает о себе знать в виде симво- лов, наполняющих наши сновидения, в виде ошибок, описок, ого- ворок. При этом символ, по мнению Фрейда, не есть непосредст- венное отражение вытесненного желания, а представляет собой его трансформацию. Поэтому он придавал такое значение психопато- логии обыденной жизни, т. е. толкованию таких явлений, как ошибки и сновидения человека, его ассоциации. Отношение Фрейда к сим- волике было одной из причин его расхождения с Юнгом, который считал, что существует непосредственная и тесная связь между сим- волом и стремлением человека, и возражал против толкований, придуманных Фрейдом. Регрессия и рационализация являются более успешными видами защиты, так как они позволяют хотя бы частичную разрядку энер- гии, содержащейся в желаниях человека. При этом регрессия пред- ставляет собой более примитивный способ реализации стремлений, выхода из конфликтной ситуации. Человек может начать кусать ногти, портить вещи, жевать резинку или табак, верить в злых или добрых духов, стремиться к рискованным ситуациям и т.д., при- чем многие из этих регрессий настолько общеприняты, что даже не воспринимаются таковыми. Рационализация связана со стремле- нием Супер-Эго хоть как-то проконтролировать создавшуюся си- туацию, придав ей добропорядочный вид. Поэтому человек, не осознавая реальных мотивов своего поведения, прикрывает их и объясняет придуманными, но морально приемлемыми мотивами. При проекции человек приписывает другим те желания и чувст- ва, которые он испытывает сам. В том случае, когда субъект, ко- торому было приписано какое-либо чувство, своим поведением подтверждает сделанную проекцию, этот защитный механизм дей- ствует достаточно успешно, так как человек может осознать эти чувства как реальные, действительные, но внешние по отношению к нему и не пугаться их. Необходимо подчеркнуть, что введение этого защитного механизма позволило в дальнейшем разработать так называемые проективные методы исследования личности. Эти методы, заключающиеся в просьбе закончить неоконченные фразы или рассказы либо составить рассказ по неопределенным сюжет- ным картинкам, стали существенным вкладом в экспериментальное исследование личности. Наиболее эффективным механизмом защиты является сублима- ция, так как она помогает направить энергию, которая связана с сексуальными или агрессивными стремлениями, в другое русло, реализовать ее, в частности, в творческой деятельности. В принци- пе Фрейд считал культуру продуктом сублимации ис этой точки зрения рассматривал произведения искусства, научные открытия. Успех творческой деятельности объясняется тем, что в ней проис- ходит полная реализация накопленной энергии, катарсис, или очищение человека от нее. На основе этого подхода к сублимации позднее в психоанализе были разработаны основы терапии искус- ством - арт-терапии. Либидозная энергия, которая связана с инстинктом жизни, явля- ется также основой развития личности, характера человека, и, исхо- дя из закономерностей ее развития, Фрейд создал свою периодиза- цию. Он считал, что в процессе жизни человек проходит несколько этапов, отличающихся друг от друга способом фиксации либидо, способом удовлетворения инстинкта жизни. При этом Фрейд уде- лял большое внимание тому, каким именно способом происходит фиксация и нуждается ли человек при этом в посторонних объек- тах. На этих основаниях он выделял три больших этапа, разделяю- щихся на несколько стадий. Первый этап- либидо-объект - характерен тем, что ребенок нуждается в постороннем объекте для реализации либидо. Этот этап длится до года и носит название оральной стадии, так как удовлетво- рение происходит при раздражении полости рта. Фиксация на этой стадии происходит в том случае, если ребенок в данный период не смог реализовать свои либидозные желания (например, ему не дава- ли соски). Для этого типа личности характерна, с точки зрения Фрейда, определенная инфантильность, зависимость от взрослых, родителей даже в зрелом возрасте. Причем такая зависимость мо- жет выражаться как в конформном, так и в негативном поведении. В т о р о й э т а п , который длится до начала полового созрева- ния, называется либидо-субъект и характеризуется тем, что для удовлетворения своих инстинктов ребенку не требуется никакой внешний объект. Иногда Фрейд называл этот этап периодом нарцис- сизма, считая, что для всех людей, у которых произошла фиксация на данном этапе, характерна ориентация на себя, стремление ис- пользовать окружающих для удовлетворения собственных нужд и желаний, эмоциональная отгороженность от них. Этап нарциссиз- ма состоит из нескольких стадий. Первая, которая длится примерно до трех лет, - анальная, при которой ребенок не только учится опре- деленным навыкам туалета, но у него начинает формироваться и чувство собственности. Фиксация на этой стадии формирует аналь- ный характер, который характеризуется упрямством, часто жестко- стью, аккуратностью и бережливостью. С трех лет ребенок переходит на следующую, фаллическую ста- дию, на которой дети начинают осознавать свои сексуальные от- личия, интересоваться своими гениталиями. Фаллическую стадию Фрейд называл критической для девочек, которые впервые начи- нают осознавать свою неполноценность в связи с отсутствием у них пениса. Это открытие, считал он, может привести к позднейшей невротизации или агрессивности, которая вообще характерна для людей, фиксированных на этой стадии. В этот период растет на- пряженность в отношениях с родителями, прежде всего с родителем своего пола, которого ребенок боится и к которому ревнует роди- теля противоположного пола. Напряженность ослабевает к шести годам, когда наступает латентная стадия в развитии либидозного влечения. В этот период, который длится до начала полового созре- вания, дети обращают большое внимание на учебу, спорт, игры. Т р е т и й э т а п начинается в подростковом возрасте и назы- вается, как и первый, либидо-объект, так как для удовлетворения либидозного влечения человеку опять необходим партнер. Эту ста- дию также называют генитальной, так как для разрядки либидоз- ной энергии человек ищет способы половой жизни, характерные для его пола и типа его личности. Подчеркивая значение родителей в развитии личности ребенка, Фрейд писал о том, что именно от них во многом зависит способ прохождения этих периодов психического развития, а травмы, по- лученные при общении со взрослым в первые годы жизни, являют- ся причиной психических и социальных отклонений в поведении, которые могут проявиться значительно позднее. Либидозную энергию Фрейд считал основой развития не толь- ко индивидуального человека, но и общества. Он писал о том, что вождь племени является своего рода его отцом, к которому мужчи- ны испытывают эдипов комплекс, стремясь занять его место. Одна- ко с убийством вождя в племя приходят вражда, кровь и междоусо- бица, оно слабнет, и такой негативный опыт приводит к созданию первых законов, табу, которые начинают регулировать социальное поведение людей. Позднее последователи Фрейда создали систему этнопсихологических концепций, которая объясняла особенности психики различных народов способами прохождения основных этапов в развитии либидо. Он писал, в частности, что способы ухо- да за младенцем, зафиксированные в культуре общества, служат основой как индивидуальной психики,.так и ментальности данной нации. Однако дальнейшие исследования не подтвердили эту часть теории Фрейда, выявив более сложные и неоднозначные факторы формирования личности ребенка и развития культуры и общества в целом. Если теория культуры не нашла широкого распространения и подтверждения в науке, то метод, разработанный Фрейдом, со временем стал очень популярным. Психоанализ занимал важнейшее место в теории Фрейда. Имен- но для объяснения действия этого метода и были созданы осталь- ные части его теории. В своей психотерапии Фрейд исходил из того, что врач занимает для пациента место родителя, доминирую- щее положение которого он признает безусловно. При этом между ними устанавливается канал, по которому происходит беспрепятст- венный обмен энергией между терапевтом и пациентом, т. е. появ- ляется трансфер. Благодаря этому терапевт не только проникает в бессознательное своего пациента, но и внушает ему определенные положения, прежде всего свое понимание, свой анализ причин его невротического состояния. Этот анализ происходит на основе сим- волической интерпретации ассоциаций, снов или ошибок пациента, т. е. следов его вытесненного влечения, о котором говорили выше. При этом врач не просто делится с пациентом своими наблюдения- ми, но внушает ему свое толкование, которое пациент некритично принимает. Это внушение, по мнению Фрейда, и обеспечивает ка- тарсис, так как, принимая позицию врача, пациент осознает свое бессознательное и освобождается от него. Так как основа выздо- ровления при этом связана с внушением, такая терапия была назва- на директивной, в отличие от той, которая основана на равноправ- ном отношении пациента и врача. Хотя не все аспекты теории Фрейда получили научное призна- ние, а многие его положения сегодня кажутся принадлежащими скорее истории, чем современной психологии, невозможно не при- знать, что его идеи повлияли на развитие не только психологии, но и культуры, искусства, медицины, социологии. Фрейд открыл це- лый мир, который лежит за пределами нашего сознания, и в этом его огромная заслуга перед человечеством. Дальнейшее развитие психоанализа связано с именами ближай- ших учеников Фрейда, прежде всего с теоретическими поисками К. Юнга и А. Адлера.
|