Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Во второй половине XX века




Развитие основных методологических постулатов глубинной

психологии происходило и во второй половине XX в. Продолжая

исследования, начатые В.Райхом, О. Ранком, К. Хорни, свою тео-

рию выдвинулЭ. Фромм (1900-1980).

Э. Фромм окончил Франкфуртский университет. После получе-

ния в 1922 г. степени доктора философии в Гейдельбергском уни-

верситете он был приглашен специализироваться в области пси-

хоанализа сначала в Мюнхенский университет, а позднее в знаме-

нитый Берлинский психоаналитический институт. В 1933 г. Фромм

переехал в США, где он вначале стал лектором Чикагского психо-

аналитического института, в котором работала и К. Хорни. Спустя

некоторое время он перебрался в Нью-Йорк, где занялся частной

практикой и параллельно читал циклы лекций в ряде американских

университетов.

Фромм по праву считается наиболее социально ориентирован-

ным из всех психоаналитиков, так как для него социальное окру-

жение не просто условие, а важнейший фактор развития личности.

При этом в отличие от Адлера, который также придавал большое

значение среде, Фромм под средой понимал не только ближайшее

окружение ребенка, его семью и близких, но и тот социальный

строй, в котором он живет. Говоря о влияниях, которые он испы-

тывал в своей научной жизни, Фромм подчеркивал, что наиболь-

шее значение для него имели идеи Маркса и Фрейда, которые он и

хотел объединить в своей теории, особенно в ранний период своего

творчества. Если от Фрейда он взял главным образом идею о до-

минирующей роли бессознательного в личности человека, то от

Маркса - его мысль о значении социальной формации для развития

психики, а также идею о развитии отчуждения при капитализме,

понимая под этим психологическое отчуждение, отчуждение людей

друг от друга.

Исследуя развитие личности, Фромм пришел к выводу, что

движущими силами этого развития являются две врожденные бес-

сознательные потребности, находящиеся в состоянии антагониз-

ма, - потребности в укоренении и в индивидуализации. Если по-

требность в укоренении заставляет человека стремиться к общест-

ву, соотносить себя с другими его членами, строить общую с ними

систему ориентиров, идеалов и убеждений, то потребность в инди-

видуализации, напротив, толкает человека к изоляции от других,

к свободе от давления и требований общества. Эти две потребности

способствуют возникновению внутренних противоречий, конфлик-

та мотивов у человека, который всегда тщетно стремится каким-то

образом соединить эти противоположные тенденции в своей жизни.

Стремление человека примирить эти потребности, с точки зре-

ния Фромма, становится двигателем не только индивидуального

развития, но и общества в целом, так как все социальные форма-

ции, которые создаются человеком, являются как раз попытками

уравновесить эти стремления. Он считал, что в начале своего раз-

вития человек был частью природы и не выделял себя из окру-

жающего. Только в этот период он и был счастлив, так как стремле-

ние к укорененности в природе сочеталось с возможностью изоля-

ции от соплеменников. Разрушив свою связь с природой, человек

оставил для себя только одну возможность укорененности - соци-

альную, тем самым поставив себя в зависимость от окружающих.

При этом первый строй - первобытный - способствовал развитию

именно стремления к укорененности, оставляя в тени стремление к

индивидуализации. Не смирившись с этим, человек изменяет строй,

и в рабовладельческом строе у него появляется возможность инди-

видуализации - в богатстве, в войне. Но при этом уменьшается

вероятность укоренения в обществе, становятся менее крепкими

связи между людьми. Страдая от такой изоляции, люди опять изме-

няют общественный строй, приходят к феодализму, в котором

велика возможность укоренения, так как каждый человек жестко

связан с членами своей социальной группы. В то же время такая

жесткая стереотипизация не позволяет проявиться в полной мере

индивидуальности человека, так как он не может выйти за рамки

своего класса. Стремясь к свободе и независимости от этих жестких

рамок, люди переходят к капитализму, который максимально спо-

собствует их свободному развитию, хотя и ограничивает их воз-

можность укоренения, оставляя людей наедине со своей свободой

во враждебном мире.

Таким образом, отношение общества к человеку проявляется

в том, что способы, с помощью которых человек реализует свои

внутренние возможности, определяются тем общественным устрой-

ством, при котором он живет, его личность развивается в соответ-

ствии с теми возможностями, которые данное общество ему пре-

доставляет. Так, при капитализме человек может добиться ощуще-

ния своей индивидуальности, сделав карьеру или составив состоя-

ние. В то же время он может почувствовать свою укорененность,

став служащим большой фирмы. Правда, подчеркивает Фромм,

укорененность при капитализме относительна, так как и служащие

одной фирмы редко бывают едины в своем мировоззрении. Именно

поэтому он считает, что возможности индивидуализации при этом

строе развиваются в ущерб укорененности, о которой человек на-

чинает тосковать, стремясь убежать от обретенной свободы. Это

бегство от свободы, характерное для общества, где все друг другу

чужие, проявляется не только в желании получить надежную рабо-

ту, но и в идентификации себя с главой фирмы или политическим

деятелем, которые обещают ему надежность, стабильность и укоре-

ненность. Таким стремлением убежать от свободы, которая оказы-

вается слишком трудной для человека, объяснял Фромм и появле-

ние фашизма, которое он наблюдал в 30-е годы в Германии.

Говоря о несовершенстве капитализма, Фромм не меньше не-

достатков находил и в социализме, который, с его точки зрения,

тоже лишает людей индивидуальности, давая им взамен укоренен-

ность, стереотипность мышления и мировоззрения. Единственным

чувством, которое, по мнению Фромма, помогает человеку при-

мирить эти две противоположные потребности, является любовь в

самом широком понимании этого слова. Фромм утверждал, что в

стремлении к индивидуализации обычно проявляется желание

освободиться от других, от обязательств и догм, определяющих

жизнь в обществе. Жажда свободы от всех и любой ценой не позво-

ляет человеку задуматься над тем, зачем ему нужна эта свобода.

Поэтому, обретая ее, он не знает, что с ней делать, и у него возни-

кает желание променять ее опять на укорененность. В то же время

есть и другая свобода, «свобода для», т. е. свобода, необходимая

нам для осуществления наших намерений. Такая свобода требует

освобождения не от всех связей, а только от тех, которые мешают

осуществить задуманное. Поэтому обретение «свободы для» и ин-

дивидуальности не тяготит человека, а, наоборот, принимается им

с радостью. Именно такая свобода, свобода для жизни с любимыми

людьми, и рождается в любви. Она дает одновременно удовлетво-

рение потребности в индивидуализации и потребности в укоре-

ненности, примиряет их и гармонизирует жизнь человека, его

личность и отношения с миром. Поэтому Фромм говорил о необ-

ходимости построения на Земле нового общества, которое он на-

зывает «гуманистическим социализмом», построенным на любви

людей друг к другу.

Так как человек постоянно подвергается воздействию проти-

воположных стремлений, ему грозит внутренний конфликт, кото-

рый может сделать его невротиком. Для избежания внутрилично-

стного конфликта человек прибегает к психологической защите,

которая примиряет его с самими собой и с обществом. Здесь

Фромм, как и Хорни, подчеркивал, что личностный конфликт вы-

ливается в противостояние человека и внешнего мира, он проявля-

ется не только во внутренней напряженности, невротизации, но и

в том стиле общения с другими, который становится ведущим для

человека.

Фромм описал четыре механизма психологической защиты - са-

дизм, мазохизм, конформизм и деструктивизм. При садизме и ма-

зохизме имеет место тесная взаимосвязь жертвы с палачом, кото-

рые зависят друг от друга, нуждаются друг в друге, хотя разность

их позиций дает им ощущение собственной индивидуальности. При

конформизме превалирует чувство укорененности, в то время как

при деструктивизме, наоборот, верх одерживает стремление к ин-

дивидуализации, к разрушению того общества, которое не позво-

ляет человеку укорениться в нем. Таким образом, хотя эти меха-

низмы и помогают человеку преодолеть внутреннее несоответствие,

они тем не менее не решают глобальных проблем построения тако-

го общества, которое бы способствовало гармоничному развитию

основных стремлений каждого человека.

Задумавшись над способами построения такого общества,

Фромм пришел к выводу, что есть два способа реализации своей

внутренней природы - способ быть и способ иметь. Люди, которые

живут, чтобы иметь, ориентированы на внешнюю сторону своего

развития, на укорененность в обществе. Для них главное - пока-

зать свою индивидуальность, свое значение, которых на самом деле

у них нет, для того чтобы придать себе вес в глазах других. При

этом неважно, за счет чего они хотят придать себе значительность,

т. е. чем они хотят обладать - знаниями, властью, любовью, рели-

гией. Их не интересует сама суть этих знаний или религии, но им

важно показать всем, что это их собственность. Отсюда их догма-

тизм, нетерпимость ко всем, кто ставит под сомнение истинность

их позиции, их напряженность и неуверенность, так как они бес-

сознательно боятся, что кто-то отберет у них незаслуженную соб-

ственность; отсюда их агрессивность против всех, кто, как они

подозревают, покушается на их собственность. Все это приводит к

неврозу, делая потребность иметь невротически ненасыщаемой и

приводя все к большей невротизации и напряженности человека.

Развитие по принципу быть характеризуется внутренней свобо-

дой и уверенностью человека в себе. Таким людям все равно, что о

них думают другие, для них главное - это не продемонстрировать

обладание знанием, религиозностью, властью или любовью, но

быть, чувствовать себя любящими, религиозными, знающими

людьми. В этом и реализуется индивидуальность человека, его по-

нимание своей самоценности. В то же время такие люди не стремят-

ся рвать все связи с обществом и окружающими, к свободе от всего.

Им нужна свобода только для самореализации, для того чтобы

быть самим собой. Поэтому обретение свободы не оборачивается

для них драмой. Стремясь быть собой, эти люди уважают и стрем-

ления других к бытию, а потому они терпимы и не агрессивны в

отличие от людей, живущих по принципу иметь. Эти люди под-

ходят к жизни как к творчеству, выходя в акте творчества за пре-

делы себя как творения, за пределы пассивности и случайности

своего существования и переходя в область целенаправленности и

свободы. Именно в этой человеческой потребности в трансцен-

дентности, в творчестве, в бытийности и лежат корни любви, ис-

кусства, религии, науки и материального производства. И именно

такие люди, по мнению Фромма, помогут появлению нового соци-

ального общества.

Работы Фромма «Бегство от свободы» (1941), «Человек как он

есть» (1947), «Анатомия человеческой деструктивности» (1973),

«Иметь или быть» (1976) продолжили развитие фрейдомарксизма,

заложенного Райхом и одно время очень популярного в западной

психологии. Однако наибольшее значение работ Фромма заключа-

ется в том, что они, оставаясь в русле основных положений психо-

анализа, отвечали на новые, возникшие уже во второй половине

XX в. вопросы, соединяя идеи Фрейда не только с учением Маркса,

но и с работами Адлера и гуманистической психологией. Попытки

на языке психоанализа показать противоречивость позиции челове-

ка в его общении с окружающими, роль общества, социальной

формации в развитии личности человека имели огромное значение

не только для психологии, но и для смежных наук - истории, социо-

логии, философии, педагогики.

Значительное влияние на развитие глубинной психологии ока-

зали и работы младшей дочери Фрейда -Анны Фрейд (1895-1982).

Хотя первые ее исследования относятся к 30-м годам, наиболее

интересные работы появились позже.

А. Фрейд с детства приобщилась к научной деятельности своего

отца, выполняла в течение многих лет обязанности его секретаря,

а в 1922 г. сделала свой первый научный доклад и была принята в

Венское психоаналитическое общество. В 1938 г., после оккупации

Австрии нацистами, подвергалась аресту и допросам в гестапо,

что послужило дополнительным основанием для Фрейда покинуть

Вену. Ей и жене Фрейда было разрешено эмигрировать вместе с

ним. В Лондоне Анна уделяла огромное внимание моральной под-

держке отца и уходу за ним, когда он заболел.

После смерти 3. Фрейда Анна посвятила себя развитию психо-

аналитического движения и теории глубинной психологии. Наи-

большее внимание она уделяла формированию детского психо-

анализа и стала одним из авторов Эго-психологии. В 1952 г. она

организовала и возглавила Хэмпстедскую клинику детской тера-

пии, которой руководила до 1982 г.

В 1936 г. в книге «Психология " Я " и защитные механизмы» ею

были систематизированы мысли Фрейда о защитных механизмах

и показана их роль в психической жизни. Тогда же она начала

развивать мысли о цельности Эго и его самостоятельной, не зави-

сящей от Ид, роли в психической жизни человека. Эти положения

и легли в основу Эго-психологии.

Основные ее труды были посвящены исследованию «трудных

детей», прежде всего агрессивных и тревожных. Она считала, что в

структуре личности ребенка с самого начала агрессивность появля-

ется как составная часть сексуальной жизни в виде «анального са-

дизма». Уже в раннем дошкольном возрасте одновременно с «само-

сексуальной деятельностью» у ребенка появляются «самоагрессив-

ные возможности очищения». Это проявляется, например, в «бода-

ниях» маленьких детей. Нормальное развитие ребенка требует уже на

этой стадии поворота агрессивности от себя к внешнему миру. На

следующих стадиях развития агрессивность еще раз направляется

против себя, но уже не против тела, а против своего «Я». Идеи

А. Фрейд о специфике психологических кризисов, которые влияют на

дальнейшее развитие личности, нашли отражение в поздних работах

«Детство в норме и патологии» (1968), «Интересы ребенка» (1973).

Согласно А.Фрейд, нормальное детское (как и взрослое) поведе-

ние предполагает существование элементов двух основных стрем-

лений. В нормальном поведении агрессивность сдерживается ли-

бидо. Именно сплав либидо и агрессии нормален и типичен. Но

кроме нормального проявления агрессивности, связанного, напри-

мер, со стремлением удержать объекты любви ребенка (любимая

игрушка, грудь матери для младенца и др.), А.Фрейд обратила

внимание и на патологические проявления детской агрессивности.

Исследуя влияние психической депривации на развитие ребенка,

она пришла к выводу, что такая агрессивность возникает при

аномальных условиях развития ребенка (без родителей, без семьи,

в концлагерях, в домах ребенка, интернатах и т.д.). Результаты

этих исследований были опубликованы в работах «Дети без семьи»

(1943), «Война и дети» (1943). Она считала причинами появления

агрессивности либо полное отсутствие объектов любви в окруже-

нии ребенка, либо частую смену этих объектов, либо невозмож-

ность по каким-то причинам установить отношения с объектами

любви. Таким образом, агрессивные (как и тревожные) тенденции

появляются в связи с тем, что либидо не развивалось или остава-

лось в первичной стадии.

Исходя из этих утверждений, А. Фрейд пришла к выводу, что в

таких случаях коррекционная работа с детьми должна ориентиро-

ваться на развитие либидо, формирование привязанности к дру-

гим людям, развитие у детей чувства защищенности, а не на пре-

одоление у них агрессивных реакций. Начиная с самой ранней ра-

боты «Введение в технику детского анализа» (1927), она занима-

лась методами детского психоанализа, раскрытием возможностей

«игровой терапии».

Наряду с А. Фрейд одним из лидеров детского психоанализа

стала М.Клейн (1882-1960). После знакомства с З.Фрейдом и

Ш. Ференци она, при поддержке последнего, посвятила себя психо-

аналитической работе, прежде всего изучению психоаналитических

проблем детского возраста.

В 1932 г. Клейн опубликовала работу «Детский психоанализ», в

которой изложила свои идеи о внутреннем мире ребенка и возмож-

ностях игровой психоаналитической терапии.. В работах «Зависть и

благодарность» (1957), «Повествования о психоанализе ребенка»

(1961) и других она раскрыла свою концепцию объектных отноше-

ний и существенно расширила содержание понятия «трансфер»,

разработав концепцию проективной идентификации. Тем самым

было обосновано применение в диагностических целях проектив-

ных методик.

М. Клейн, так же как и А. Фрейд, не отрицала наличия агрессив-

ного инстинкта смерти и разрушения, но связывала его не с либидо,

а с некоторыми возрастными моментами детского развития, преж-

де всего с развитием эдипова комплекса и рождением Супер-Эго.

Она считала, что «эдиповы тенденции» ребенка начинают действо-

вать после его оральных фрустраций и в этот же период начинает

формироваться Супер-Эго. Это происходит уже со второго полуго-

дия жизни, при отлучении ребенка от груди, и продолжается до

третьего года жизни, когда уже ярко проявляется эдипов комплекс.

Говоря о том, что сплав разрушительных и либидозных стрем-

лений существует с самого начала жизни детей, Клейн приводит

разные примеры агрессивных поступков младенцев, направленных

против материнского тело, больше всего - груди. Такие агрессив-

ные действия, согласно Клейн, имеют орально-садистский харак-

тер. В связи с этим инстинкт смерти направляется против своего

организма и принимается как опасность для самого «Я», что при-

водит индивида в состояние стресса. Ребенок вынужден перенести

все свои страхи, связанные с инстинктом саморазрушения, на ка-

кой-то другой, внешний объект, и он старается разрушить этот

объект, чтобы защититься от внешних угроз.

Клейн также писала о том, что в союзе либидо и инстинкта

смерти преобладает агрессивность, которая рождает стресс. Стресс,

в свою очередь, усиливает агрессивность. Эта связь может быть

разрушена только с помощью усиления либидо. Таким образом,

она пришла к тому же выводу, что и А. Фрейд: только усиление ли-

бидо может снизить агрессию.

Одной из наиболее значимых концепций для детской психоло-

гии в последние годы стала теория привязанности, разработанная

английским психологом и психиатромД.Боулби (1907-1990).

Окончив в 1929 г. Кембриджский университет, он начал работу в

школе для малолетних правонарушителей. Общение с этими детьми

привело его к мысли о том, что основные проблемы, испытываемые

ими в процессе социализации, связаны с нарушением общения с

родителями, недостатком тепла и заботы в раннем возрасте. Па-

раллельно с работой в школе Боулби обучался психоаналитиче-

ской технологии в Лондонском университете и в начале 30-х годов

начал работу в Главной лондонской детской больнице в качестве

детского психоаналитика.

Постепенно он отошел от классического психоанализа, стремясь

соединить в своей концепции различные подходы к детскому раз-

витию (этологический, когнитивный, культурологический). Крае-

угольным камнем этого соединения было стремление объяснить

формирование связи между грудным ребенком и матерью, исходя

из положений этологии. Однако, исследуя поведение пары ребе-

нок-мать в среде их обитания, он подчеркивал социальный, куль-

турный аспект этой среды, а потому отвергал чисто натуралисти-

ческие объяснительные принципы, так же как и фрейдистские кон-

цепции оральной и анальной стадий. Его идея состояла в том, что

в первые месяцы жизни устанавливается тесная эмоциональная

связь между матерью и ребенком, которая не сводима ни к сексу-

альности, ни к инстинктивному поведению. Резкий разрыв этой

связи приводит к серьезным нарушениям в психическом развитии

ребенка, прежде всего в структуре его личности. Такие нарушения

могут проявиться не сразу (и в этом отличие описываемых Боулби

явлений от госпитализма и сходных с ним форм отклонений), зна-

чительно позднее, часто лишь в подростковом возрасте.

Боулби доказывал, что мать для маленького ребенка является

надежной защитой, своеобразной базой, которую он время от

времени покидает, стремясь исследовать окружающий мир. Однако

эта исследовательская активность стабильна и адекватна в тех

случаях, когда ребенок уверен, что он может в любой момент вер-

нуться под защиту матери. Таким образом, главная цель формиро-

вания эмоциональной связи между ребенком и матерью - дать ре-

бенку ощущение защищенности и безопасности. Именно тепло и

ласка, исходящие от матери в первые годы жизни, важны для ре-

бенка, подчеркивал он, а не правильный уход и обучение, осущест-

вляемые ею. Его исследования показали, что дети, имеющие тесный

эмоциональный контакт с матерью, демонстрируют более высокие

результаты в уровне познавательной активности, чем дети, которые

росли в холодных семьях, или дети, потерявшие мать в дошколь-

ном возрасте. Он также доказывал, что у подростков, которые не

имели устойчивой эмоциональной связи с матерью, чаще наблю-

даются депрессии, формируются изменения в структуре личности.

Эти работы Боулби привели в 50-х годах к изменению условий

госпитализации маленьких детей, которых не разлучают с матерью.

В последние десятилетия в Англии, США и Японии появляется

большое количество работ, в которых анализируются как кратко-

временные, так и долговременные последствия нарушений эмо-

циональных контактов между матерью и ребенком, а также про-

водятся сравнительные исследования различных стилей общения с

детьми, существующих в этих странах.

В настоящее время многие положения психоанализа широко

применяются в практической детской психологии. Главным обра-

зом это идеи катарсиса, очищения от агрессивности и «свободного

антиавторитарного» воспитания.

Коррекционные технологии, основанные на идее катарсиса,

часто применяются, например, для снижения агрессивности детей,

при этом им в игровой деятельности предлагается направить их

агрессивность «к вещам, заменяющим ее причину». В своей книге

«Детская агрессивность» Л. Аткин предлагает давать ребенку мо-

лоток и гвозди или боксерский тренажер. Такая деятельность, с его

точки зрения, позволит уменьшить агрессивность и проявить агрес-

сивные чувства творчески.

Под влиянием психоанализа крупный педагог А. С. Нейлл пред-

ложил новый тип образования, так называемый «антиавторитар-

ный». Нейлл считал, что агрессивность ребенка возникает внутри

личности и готова проявиться как ненависть против жизни, как

сексуальное отталкивание (другого), как стремление к драке. По

мнению Нейлла, проблема появляется тогда, когда взрослые на-

чинают обучать детей, передавая им все отрицательное, что есть у

них. Для Нейлла влияние среды всегда отрицательно, и он пришел

к выводу, что если в этом мире никак нельзя уничтожить влияние

среды, то можно это влияние ограничить, так как «свобода излечи-

вает большинство нервных расстройств у детей».

Продолжались и начатые Г. Салливаном исследования на стыке

нескольких психологических направлений. Продуктивность такого

подхода была продемонстрирована в концепции американского

ученогоЭ.Берна (1910-1970). Берн родился и получил медицинское

образование в Канаде. После окончания университета в Монреа-

ле он эмигрировал в США, где прошел специализацию по психо-

анализу. Его главным достижением является разработка концеп-

ции трансактного анализа, которую он вначале называл социаль-

ной психотерапией, подчеркивая ее связь с социальным научением.

Концепция Берна ориентирована в большей степени на практику,

чем на формирование новых теоретических положений.

В книгах «Игры, в которые играют люди» (1964) и «Что ты го-

воришь после того, как поздоровался» (1972) он изложил ведущие

положения трансактного анализа. В основе его лежит понятие о

трех Эго-состояниях, в которых может находиться человек - роди-

тель, взрослый, ребенок. В каждый конкретный момент человек

может находиться в одном из этих состояний, переключаясь на дру-

гое при изменении ситуации.

Каждое из Эго-состояний хранит определенную информацию

(правила поведения, скрипты, т. е. сценарии жизни, и т. д.) и играет

важную роль в конкретной жизненной ситуации, определяя поведе-

ние человека в ней. На изучении межличностных отношений кли-

ентов, стереотипных схем поведения (игр, по терминологии Берна)

и долговременных жизненных планов (скриптов) и строится работа

по осознанию и изменению Эго-состояний клиентов. При этом за-

дачей психотерапевта является избавление клиента от рано сфор-

мировавшихся деструктивных игр и сценариев и оптимизация его

межличностных отношений.

Принципиально новый подход к модификации глубинной пси-

хологии был осуществлен в теории французского психологаЖ. Ла-

кана (1901-1981). В своих первых работах он исследовал «стадию

зеркала», т.е. начало узнавания себя в зеркале детьми 6-18 меся-

цев, выступающую как начало идентификации субъекта.

В 50-60-х годах Лакан начал разрабатывать свою теорию струк-

турного психоанализа, основные положения которой изложил в

работах «Тексты. Избранное» (1966), «Функции языка в психо-

анализе» (1968) и др. В этих трудах он сделал попытку соединить

идеи Фрейда об особой роли языка и символики в структуре и

функциях бессознательного с положениями структурной лингви-

стики.

В созданных им психоаналитических графах и технике психо-

терапии нашел отражение и его собственный практический опыт.

В психотерапевтической работе Лакан уделял большое внимание

речи пациента, особенно в процессе свободной беседы, а также

моментам перехода от «пустой» речи к «полной» и восстановлению

символического ряда.

Эффективность этих методов подтверждалась теоретическими

исследованиями Лакана, в которых обосновывалась возможность

представить бессознательное в языковых структурах, так как, по

мнению Лакана, влечение человека есть, по сути, влечение другого,

опосредованное его речью. Именно этим он объяснял многочис-

ленные научные данные (не только свои, но и многих других уче-

ных, в том числе российских лингвистов и психологов Потебни и

Шпета) о несовпадении мысли и слова.

Из всех теорий глубинной психологии, появившихся во второй

половине XX в., пожалуй, наибольшее признание и распростране-

ние получила теорияЭ. Эриксона (1902-1994). Это связано с тем, что его мысли о цельности личности, ее тождественности (идентич-

ности) самой себе и обществу, в котором человек живет, стали весь-

ма актуальны для большинства современных социумов, в которых

одной из проблем является разобщенность и одиночество людей.

Будучи учеником и последователем А.Фрейд, он развивал не

столько идеи классического психоанализа, сколько Эго-психоло-

гию, о которой уже упоминалось выше. Эта концепция, заложен-

ная А.Фрейд и А.Кардинером, исходила из того, что главной ча-

стью структуры личности является не бессознательное Ид, как у

Фрейда, но сознаваемая часть Эго, которая стремится в своем раз-

витии к сохранению своей цельности и индивидуальности.

Не менее важно и то, что Эриксон связал воедино несколько

тенденций в развитии психологии личности, соединив психоана-

литический подход с важными идеями гуманистической психоло-

гии, главным образом с мыслью о неоднозначной роли адаптации,

которая приостанавливает саморазвитие личности, и важности со-

хранения собственной идентичности и цельности.

На теории Эриксона сказались и его личные впечатления, так

как в первые годы жизни он пережил трудности, связанные с опре-

делением собственной идентичности, которые позднее описал и

проанализировал в своих работах. Будучи приемным сыном, он

встал перед проблемой отнесения себя к определенной нации, семье,

религии.

После окончания гимназии он некоторое время учился в художе-

ственной школе, а затем отправился в странствия по Европе. В Вене

он случайно получил место учителя рисования в школе, в которую

отдавали своих детей родители, приехавшие лечиться в психоана-

литический институт. Он познакомился с Анной Фрейд, и это

знакомство решило его дальнейшую судьбу. Ее участие и помощь

в становлении профессиональной деятельности были настолько

важны для Эриксона, что даже через много лет, разрабатывая

свою собственную теорию, он не смог преодолеть этого влияния,

отождествляя свою концепцию с психоанализом, хотя и чувство-

вал некоторую искусственность такой идентификации.

С 1927 г. Эриксон принимал участие в семинарах Венской шко-

лы, а в 1933 г. получил диплом специалиста в области «детского

психоанализа». В этом же году он эмигрировал сначала в Данию,

а затем в США, где занимался психоаналитической практикой и

преподавал в университетах Гарварда, Йеля, Беркли. В конце 30-х

годов он занимался исследованием индейских резерваций племени

сиу и юроков, использовав в дальнейшем собранный материал

для формирования своей концепции идентичности. В 1950 г. он

опубликовал книгу «Детство и общество», которая принесла ему

широкую известность. Последующие его работы «Молодой Лю-

тер» (1958), «Идентичность» (1968) и «Истина Ганди» (1969) зало-

жили основу нового подхода к анализу взаимоотношений между

человеком и обществом, в том числе и при анализе исторических

событий и персонажей. Созданное им направление в изучении ис-

тории психологической науки получило название психоистория.

В своей теории Эриксон пересмотрел позиции Фрейда не только

в отношении иерархии структур личности, но и в понимании роли

среды, культуры и социального окружения ребенка, которые, с его

точки зрения, оказывают огромное влияние на его развитие. Он

сделал акцент на отношениях ребенка и семьи, а более конкретно -

на отношениях ребенок-мать. Он считал, что «врожденные влече-

ния» человека являются отрывками стремлений, которые должны

собираться, приобретать значение и организовываться в период

затяжного детского возраста. Удлинение периода детства как раз

и связано с необходимостью социализации детей. Поэтому Эриксон

доказывал, что «инстинктивное вооружение» (сексуальное и агрес-

сивное) у человека гораздо подвижнее и пластичнее, чем у живот-

ных. Организация и направление развития врожденных влечений

связаны с методами воспитания и образования, которые определя-

ются культурой и традициями. Иными словами, каждое общество

вырабатывает свои собственные институты социализации, для того

чтобы помочь детям с различными индивидуальными качествами

стать полноценными членами данной социальной группы.

Таким образом, Эриксон пришел к выводу о значительном

влиянии культуры и социального окружения ребенка на его раз-

витие. Главными для него стали положения о роли среды, цельно-

сти личности и о необходимости постоянного развития, творчест-

ва личности. Эриксон считал, что развитие личности продолжает-

ся всю жизнь, фактически до самой смерти человека, а не только в

первые годы жизни, как считал Фрейд. Влияют на этот процесс не

только родители и близкие к ребенку люди, т.е. не только узкий

круг людей, как считалось в традиционном психоанализе, но и

друзья, работа, общество в целом. Этот процесс Эриксон называл

формированием идентичности, подчеркивая важность сохранения

и поддержания цельности личности, цельности Эго, которое явля-

ется главным фактором устойчивости к неврозам.

Он выделил восемь основных этапов в развитии идентичности,

проходя которые ребенок переходит от одной стадии осознания

себя к другой. Эти стадии являются серией критических периодов,

которые должны преодолеваться в течение жизни. При этом каж-

дый этап не только формирует новое, необходимое для социаль-

ной жизни качество, но и готовит ребенка к следующим этапам.

Каждая стадия позволяет формировать противоположные качест-

ва и черты характера, которые осознает в себе человек и с кото-

рыми он начинает себя идентифицировать.

Основное внимание Эриксон уделял кризису подростково-юно-

шеского периода, который сопровождается важными биологиче-

скими и психологическими трансформациями, так как с изменени-

ем образа тела меняется и образ собственного «Я» подростка. Кри-

зис идентичности, происходящий в этот период, является основой

личностной и социальной идентичности, которая начинает осозна-

ваться с этого времени. Доказывая, в противовес ортодоксальному

психоанализу, необходимость исследования не невротиков, а хоро-

шо социализированных и уверенных в себе подростков, Эриксон

подчеркивал, что основой нормального личностного развития как

раз и служит осознанное чувство цельности, идентичности.

П е р в а я с т а д и я - д о 1 года. В это время развитие детерми-

нируется в основном близкими людьми, родителями, которые

формируют у ребенка чувство базового доверия или недоверия,

т. е. открытости к миру либо настороженности, закрытости к ок-

ружающему.

В т о р а я стадия-с 1 года до 3 лет. В это время у детей разви-

вается чувство автономности или чувство зависимости от окру-

жающих. Это связано с тем, как взрослые реагируют на первые

попытки ребенка добиться самостоятельности. В какой-то степени

описание этой стадии у Эриксона коррелирует с описанием форми-

рования новообразования «Я-Сам» в отечественной психологии.

Т р е т ь я с т а д и я - с З до 6 лет. В это время у детей развива-

ется либо инициативность, либо чувство вины, что связано с тем,

насколько благополучно протекает процесс социализации ребен-

ка, насколько строгие правила поведения ему предлагаются и на-

сколько жестко взрослые контролируют их соблюдение. В этот пе-

риод ребенок учится соотносить свои желания с нормами, приня-

тыми в обществе, реализовывать собственную активность с учетом

принятых в обществе норм.

Ч е т в е р т а я с т а д и я -сбдо 14 лет. В течение этого перио-

да у ребенка развивается либо трудолюбие, либо чувство непол-

ноценности. Школа, учителя и одноклассники играют домини-

рующую роль в процессе самоидентификации. От того, насколько

успешно ребенок начинает учиться, как у него складываются от-

ношения с учителями и как они оценивают его успехи в учебе, за-

висит развитие данных качеств личности.

П я т а я с т а д и я -с 14 до 20 лет. Она связана с формирова-

нием у подростка чувства ролевой идентичности или неопреде-

ленности. На этой важнейшей стадии развития главным фактором

является общение со сверстниками, выбор своей профессии, спо-

соба достижения карьеры, т. е. фактически выбор пути построения

своей дальнейшей жизни. В это время для человека большое зна-

чение имеет адекватное осознание себя, своих способностей и сво-

его предназначения, в русле которых он и строит свои ролевые

отношения с окружающими.

Ш е с т а я с т а д и я -с 20 до 35 лет - связана с развитием близ-

ких, интимных отношений с окружающими, особенно с представите-

лями противоположного пола. При отсутствии такой связи у чело-

века развивается чувство изоляции, которое отчуждает его от людей.

С е д ь м а я с т а д и я -с 35 до 60-65 лет - является одной из

наиболее значимых, по мнению Эриксона, так как она связана со

стремлением либо к постоянному развитию, творчеству, либо к

постоянству, покою и стабильности. В этот период большую роль

играет работа, тот интерес, который она вызывает у человека, его

удовлетворение своим статусным местом, а также его общение со

своими детьми, поскольку, воспитывая их, человек может разви-

ваться сам. Желание стабильности, отвержение и боязнь нового

останавливают процесс саморазвития и становятся гибельными

для личности, считает Эриксон.

Восьмая, последняя стадия наступает после 60-65 лет. В

этот период человек пересматривает свою жизнь, подводя опреде-

ленные итоги прожитым годам; формируется чувство удовлетво-

рения, осознания идентичности, целостности своей жизни, приня-

тие ее в качестве своей. В противном случае человеком овладевает

чувство отчаяния, жизнь кажется сотканной из отдельных, не свя-

занных между собой эпизодов и прожитой зря. Естественно, что

такое чувство гибельно для личности и приводит к невротизации.

Это чувство отчаяния может появиться и раньше, но оно всегда

связано с потерей идентичности, с «отвердением» (частичным или

полным) каких-то эпизодов жизни или свойств личности. Поэто-

му, хотя Эриксон и говорил о важности формирования у человека

активной, открытой и творческой позиции, прежде всего он по-

стоянно подчеркивал важность сохранения цельности, непроти-

воречивости структуры личности, писал о пагубности внутренних

конфликтов. Ни один психолог до него не подвергал сомнению

необходимость формирования самостоятельности, преодоления

чувства неполноценности или вины. Эриксон, хотя и не считал эти

качества положительными, тем не менее утверждал, что для детей

с развитым чувством базового недоверия, зависимости гораздо

важнее оставаться в русле уже заданного пути развития, чем изме-

нять его, вступать на несвойственный им путь, так как это может

нарушить цельность их личности, их идентичность. Поэтому для

таких детей развитие инициативы, активности может оказаться

губительным, в то время как неуверенность в своих силах поможет

им найти адекватный для них способ жизни, выработать ролевую

идентичность. Эти взгляды Эриксона особенно важны для практи-

ческой психологии, для коррекции и формирования у людей свой-

ственного им, индивидуального стиля поведения.

Большое значение придавал Эриксон и внешней стабильности

системы, в которой живет человек, так как нарушение стабильно-

сти, изменение ориентиров, социальных норм и ценностей также

нарушают идентичность и обесценивают жизнь человека. На ос-

новании материалов своих исследований Эриксон пришел к вы-

воду, что структура идентичности включает в себя три части: 1)

соматическую идентичность, заключающуюся в том, что орга-

низм стремится сохранить свою целостность при взаимодействии

с внешним миром, 2) личностную идентичность, которая интегри-

рует внешний и внутренний опыт человека, и 3) социальную иден-

тичность, которая заключается в совместном создании и поддер-

жании людьми определенного порядка, стабильности.

Обостренно переживаемый кризис идентичности подталкивает

человека к решению не только своих собственных, но и социально-

исторических проблем. Обосновывая положения своей психоисто-

рии, Эриксон стремился связать исторические события с особен-

ностями биографии участвующих в них выдающихся людей. Так,

в своих книгах о М.Лютере и М.Ганди он соединил их личные

проблемы, обусловленные переживанием кризиса идентичности, с

историческими проблемами и кризисом целого поколения. Эрик-

сон подчеркивал, что та новая идентичность, которую разрабаты-

вали многие выдающиеся люди, становилась впоследствии достоя-

нием общества, переходя из области личной в социальную.

Таким образом, теория Эриксона демонстрирует продуктивность

соединения нескольких подходов, нескольких точек зрения на лич-

ность, это позволяет более полно рассмотреть процесс ее развития.

* * *

Психоаналитические исследования психики являются одним из

наиболее ценных вкладов в формирование психологии. Учеными,

принадлежавшими к этому направлению, впервые были исследо-

ваны и описаны структура и этапы становления личности, рас-

крыты движущие силы и механизмы личностного развития, разра-

ботаны методы диагностики и коррекции эмоционально-потреб-

ностной сферы человека. Несмотря на то что некоторые положения

этой школы устарели (это относится прежде всего к ортодоксаль-

ным концепциям классического психоанализа), основные откры-

тия, сделанные ее представителями, составляют ядро современной

концепции формирования личности.

Контрольные вопросы

1. В чем заключаются особенности предмета и метода психоаналитическо-

го направления?

2. Какие основные принципы легли в основу теории Фрейда?

3. Какой критерий выбрал Фрейд для своей периодизации развития лич-

ности?

4. В чем роль защитных механизмов?

5. Какова структура личности в теории Фрейда?

6. В чем причины ревизии теории Фрейда?

7. Что такое архетипы и какова их роль в развитии личности?

8. Каким образом трансформировал Юнг подход Фрейда к символической

интерпретации данных психоанализа?

9. В чем состоят основные принципы типологии Юнга?

10. Как формируется индивидуальный стиль жизни, по мнению Адлера?

11. В чем роль компенсации в развитии личности?

12. На каких основаниях строится типология Адлера?

13. В чем причина появления психологической тревоги в концепции Хорни?

14. Как пересмотрела Хорни понятие психологической защиты?

15. Кто из психологов, работавших в русле глубинной психологии, зани-

мался этнопсихологическими исследованиями?

16. В чем суть волевой психотерапии Ранка?

17. Какие изменения в фрейдомарксизм Райха внес Фромм?

18. В чем особенность понятия «социальное окружение» в теории Фромма?

19. Чем отличаются друг от друга люди, живущие по принципу «быть» и

«иметь»?

20. Какие основные проблемы изучала А. Фрейд?

21. В чем отличие теории Эго-психологии от классического психоанализа?

22. Чем отличается взгляд Клейн на агрессию от позиции А. Фрейд?

23. В чем суть «теории привязанности» Боулби?

24. Какова роль языка в теории Лакана?

25. Какие изменения внес Эриксон в периодизацию развития личности?

26. Какие виды идентичности выделены Эриксоном?

27. Что такое психоистория?

Примерные темы рефератов

1. Сравнительный анализ подхода к типологии человека в теориях Юнга и

Адлера.

2. Достижения и недостатки психоаналитического направления.

3. Ортодоксальность и творчество в теории 3. Фрейда.

4. Оппонентный круг А. Адлера.

5. Изменение подхода к проблеме защитных механизмов и его роль в фор-

мировании новых методов исследования.

6. Теоретические различия в практике директивной и индирективной те-

рапии.

7. Проблема идентичности и ее место в современной психологии.

Рекомендуемая литература

Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М., 1995.

Ждан А. Н. История психологии: от античности к современности. - М., 1999.

История зарубежной психологии: Тексты. - М., 1986.

Каннабих Ю. История психиатрии. - М, 1994.

Овчаренко В. И. Психоаналитический глоссарий. - Минск, 1994.

Уэллс Г. К. Павлов и Фрейд. - М, 1989.

Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы личности. - М., 1993.

Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. - М, 1991.

Фрейд 3. «Я» и «ОНО». - Тбилиси, 1991. - Т. 1, 2.

Фромм Э. Иметь или быть. - М., 1990.

Фромм Э. Душа человека. - М., 1992.

Хорни К. Невротическая личность нашего времени. - М, 1993.

Хрестоматия по истории психологии. - М., 1980.

Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис. - М., 1996.

Эриксон Э. Детство и общество. - СПб., 1996.

Юнг К. Психологические типы. - М., 1995.

Юнг К. Архетип или символ. - М., 1991.

Ярошевский М. Г. История психологии. - М., 1996.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 49; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты