КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психология на рубеже XIX-XX веков 3 страница. нальное определение счастья: «Счастье заключается в правильномнальное определение счастья: «Счастье заключается в правильном и нормальном равновесии удовольствий и страданий как в их ка- честве, так и порядке их смены». Это определение счастья во мно- гом стало основой его дальнейших работ, связанных с исследова- нием свободы воли. Вопрос о свободе воли Грот рассматривал как проблему отно- шения мотивов воли к ее актам, т.е. сводил его к вопросу о возмож- ности такой абсолютной свободы психической деятельности, кото- рая бы совершенно не зависела от другой деятельности, а также к вопросу о характере зависимости человека от своего состояния. Оспаривая популярный в то время взгляд Шопенгауэра, который писал, что сферою свободы воли является сфера внеиндивидуаль- ная, Грот, наоборот, ввел эти отношения внутрь человека, а для объяснения их действия использовал распространенную в то время теорию сохранения энергии, рассматривая ее в качестве основы ба- ланса психических и биологических сил человека. Грот выделял в человеке два основных стремления - отрицатель- ное (с его точки зрения), которое заключается во влечении к чувст- венному, материальному существованию, и положительное, кото- рое состоит в стремлении к вечности. В норме эти идеальные стремления и есть высшие человеческие чувства, а выражением сво- боды личности является осознание возможности падения (к жизни только материальной) и возрождения (к жизни в вечности) лично- сти. Таким образом, подчеркивал Грот, свобода личности пред- ставляет собой и положительное и отрицательное понятие одно- временно. При этом сама проблема наличия или отсутствия свобо- ды воли может быть понята и решена лишь на основе самосознания человека, на основе осознания человеком свободы своего выбора той или иной формы деятельности, т. е. на основе решения вопроса о сознательном отношении воли к ее деятельности. Делая вывод о том, что «развитие в индивидууме личной воли возвращает ему свободу действия или бездействия и является осно- вой, направляющей и определяющей саморазвитие личности», Грот фактически говорил о том, что развитие личности направлено прежде всего на борьбу с опасностью ограничения воли, которая исходит как от внешнего мира, так и от наследственной организа- ции человека, его тела. Таким образом, он пришел к основной для его концепции идее о том, что «свобода личной воли есть дар еди- ной вселенской воли, но достигаем мы ее самостоятельно, в процес- се нашего индивидуального саморазвития». Грот фактически не столько обосновывал возможность свобод- ного и осознанного выбора поведения, сколько говорил о том, какой стиль жизни необходимо избрать для того, чтобы поведение и вся жизнь человека могли рассматриваться как нравственные и правильные. При этом он, как и большинство отечественных уче- ных, однозначно негативно относился к различным проявлениям инстинкта жизни, в то время как в зарубежной культуре такого одно- значного отрицания нет. Более того, некоторые интеллектуалы, в частности Фрейд и писатель Б. Шоу, материальное стремление к продолжению своей жизни рассматривали как мощный фактор са- моразвития личности. Большое значение Грот придавал просветительской деятельно- сти, распространению психологических знаний в обществе. Созна- вая, что университетская наука в России еще молода и, следова- тельно, академические знания доступны небольшому слою людей, Грот, как и многие профессора Московского и Петербургского университетов, стремился к созданию кружков, общедоступных курсов, чтению открытых лекций. В частности, он работал в Мос- ковском психологическом обществе, участвовал в создании журна- ла «Вопросы философии и психологии». Возглавляя Психологическое общество, Н. Я. Грот старался на- править его интеллектуальную энергию в русло, отражающее акту- альные запросы общества. Так, в 1887-1889 гг. в Московском пси- хологическом обществе развернулась дискуссия о свободе воли - дискуссия, с которой связана целая эпоха в развитии отечественной психологии прошлого века. Вокруг «Вопросов философии и психо- логии» сгруппировались все творческие силы России того времени, представлявшие философию и психологию. Общество и журнал просуществовали до 1918г., сыграв огромную роль в формирова- нии психологии в России. Таким образом, личные качества Н. Я. Грота, так же как и осо- бенности стиля его научной деятельности, привели к появлению первого психологического сообщества в России, становлению од- ной из первых собственно научных школ. Он стал также одним из основателей российской экспериментальной психологии, не только заложив основы подхода к психологическому эксперименту и ин- терпретации полученных знаний, но и создав оригинальную тео- рию эмоционально-нравственного развития человека. В своей деятельности он заложил основы совместного творчест- ва в избранной научной сфере. Эта традиция была поддержана и развита учеником Н.Я.Грота-Г.И.Челпановым (1862-1936). В 1887 г. Челпанов окончил историко-филологический факуль- тет Новороссийского университета. Огромное влияние на форми- рование его научной позиции, прежде всего на возникновение инте- реса к экспериментальной психологии, оказал Н. Я. Грот, который в это время заведовал кафедрой философии. Грота и Вундта Челпа- нов считал своими учителями, и именно их принципы психологии, их подходы к исследованию душевной жизни он исповедовал в своей теоретической концепции и в эмпирических исследованиях. В 1892 г. он переехал в Киев и стал преподавателем философии и психологии в Киевском университете св. Владимира, а с 1897 г. - профессором и заведующим кафедрой философии Киевского уни- верситета. После стажировки в лаборатории В. Вундта в Германии Челпанов в 1897 г. организовал при университете психологический семинарий, в котором студенты знакомились с современной пси- хологической литературой и методами исследования душевной жизни. В этом семинарии начинали свою научную деятельность такие известные психологи, как Г.Г.Шпет, В.В.Зеньковский и П.П.Блонский. После защиты в 1906 г. докторской диссертации «Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности» он получил предложение возглавить кафедру фило- софии в Московском университете. В 1907 г. начался почти трид- цатилетний московский период его научной деятельности. Челпа- нов особое внимание уделял подготовке будущих психологов, на- стаивая на открытии кафедры психологии в университете. Период до 1923 г. был самым активным и плодотворным в научной и пре- подавательской жизни Челпанова. Он читал лекции в университете, научных кружках и сообществах, издал новые книги - «Психоло- гические лекции» (1909), «Психология и школа» (1912), «Психо- логический институт» (1914), «Введение в экспериментальную пси- хологию» (1915), организовал новый психологический семинарий, где обучал студентов последним достижениям экспериментальной психологии. Он также принимал живое участие в работе Московского пси- хологического общества, был товарищем председателя (председа- телем в этот период был Л. М. Лопатин), публиковался в психоло- гических и философских журналах. Делом его жизни стала организация Психологического институ- та, который начал строиться в 10-х годах на деньги известного ме- цената С. И. Щукина. Для ознакомления с работой психологиче- ских институтов и лабораторий Челпанов в 1910-1911 гг. неодно- кратно выезжал в США и Германию, по его проектам было заку- плено оборудование для института, организованы различные лабо- ратории. Именно благодаря Челпанову Московский психологиче- ский институт стал в то время одним из лучших в мире по оснащен- ности оборудованием, количеству лабораторных исследований и применявшихся технологий. Большое значение придавал он и подбору кадров, стремясь собрать в институте молодых и талант- ливых ученых. Именно он пригласил в Психологический институт К.Н.Корнилова, П.П.Блонского, Н.А.Рыбникова, В.М.Экземп- лярского, Б. Н. Северного и других известных впоследствии пси- хологов. После революции были приглашены А.Н.Леонтьев и А.А.Смирнов. Таким образом, не будет преувеличением сказать, что именно Челпанов вырастил плеяду молодых ученых, которые стояли у истоков советской психологической школы. Фактически работа в институте началась еще в 1912 г., однако формальное открытие состоялось 23 марта 1914 г. На торжествах, посвященных этому событию, Челпанов выступил с речью «О за- дачах Московского психологического института», в которой под- черкнул, что свою главную цель он видит в объединении всех пси- хологических исследований под одной крышей, для того чтобы сохранить единство психологии. Наполненная научная и педагогическая деятельность Челпано- ва, к сожалению, прервалась в 20-х годах. После революции судьба его сложилась трагически. В 1923 г. его изгнали не только из уни- верситета, но и из созданного им Психологического института. Челпанов, который писал о том, что психология, как математика, физика и другие положительные науки, должна быть вне любой философии, в том числе и марксистской, остался без работы. Однако в первое время судьба оставалась еще достаточно мило- стивой к нему. В конце 1923 г. он начал работать в Государствен- ной академии художественных наук (ГАХН), вице-президентом которой стал Шпет. Работа в физико-психологическом отделе- нии, главным образом в комиссии по восприятию пространства, привлекала Челпанова возможностью продолжения его научной работы по изучению пространства, которая была начата им еще в киевский период. В этот же период Челпанов прочел в Доме ученых цикл научно-популярных лекций об основных психологи- ческих школах начала века. Последняя книга Челпанова была опубликована в 1927 г. Его надеждам на дальнейшую работу не суждено было сбыться. В конце 1929 г. появились первые постановления о педологии и введении единообразия в школьное обучение. Новые веяния кос- нулись и ГАХНа, начались проверки «идеологического соответст- вия» научных исследований, проводимых в академии, марксистской философии. В 1930 г. ГАХН закрыли, и Челпанов, так же как и другие ведущие сотрудники академии, остался без работы. Не оп- равдались и его надежды на сконструированный им в 1925 г. «универсальный психологический аппарат для психологических и психотерапевтических исследований», который так и не удалось внедрить в производство. Он был также лишен возможности продолжать педагогическую работу, хотя все его ученики отмечали, что Челпанов - прекрасный педагог. Он умел интересно и подробно разобрать любое философ- ское и психологическое произведение, проанализировать его по- ложительные и отрицательные моменты. Причем это касалось не только близких ему концепций (Вундта, Гартмана), но и далеких от него идей, например позитивизма, который был ему совершен- но чужд. Стиль Челпанова отличали четкость, логичность, простота, он приводил большое количество примеров, придавая большое зна- чение описанию экспериментальной процедуры и приборов. Не меньшее внимание в своих учебных занятиях уделял он обсужде- нию вопросов о природе этического акта, о соотношении этических и познавательных суждений. Эти проблемы не были для него толь- ко отвлеченными и теоретическими рассуждениями, Челпанов стремился и свою жизнь, свои отношения с учениками строить на основе данных воззрений. Один из его учеников - В.В.Зеньков- ский вспоминал, что честность и духовная правдивость с самим собой, не мешая его широте, педагогической заботливости и вни- манию, определяли его моральные взгляды на конкретные про- блемы жизни. Он также отмечал исключительное педагогическое чутье Челпанова, умение привлечь молодежь и помочь каждому найти свой путь. В своей психологической концепции Челпанов последовательно отстаивал принцип «чистой, эмпирической» психологии, продол- жая традиции западноевропейской школы. Он доказывал, что пси- хология есть независимая, самостоятельная экспериментальная наука. Ее предметом является изучение субъективных состояний сознания, которые так же реальны, как и любые другие явления внешнего мира. Таким образом, Челпанов считал психологию наукой о сознании индивида, феномены которого не могут быть сведены к физиологическим явлениям или выведены из них. Духовная эволюция постепенно привела Челпанова к мысли о том, что психологическая наука не должна основываться на уста- ревшей к XX в. позиции Вундта и Титченера. В 20-х годах на его взгляды оказала некоторое влияние феноменология Гуссерля, при- верженцем которой был Шпет. Он также стремился ознакомить своих студентов с новыми для того времени психологическими на- правлениями - психоанализом, бихевиоризмом. Будучи широко образованным человеком, он хорошо ориенти- ровался в современных ему зарубежных научных школах, прини- мал участие практически во всех международных психологических конгрессах. Поэтому он не мог не оценить значение Вюрцбург- ской школы, важность поворота от исследования элементарных психических процессов к изучению высших познавательных функ- ций. Это был выход к феноменологии познания, который откры- вал, как совершенно справедливо отмечал Челпанов, перспективы для дальнейшего развития психологии, преодоления ею методоло- гического кризиса. Значение этих экспериментов для него было свя- зано и с тем, что они подтверждали его философскую концепцию. Предметом его размышлений были главным образом вопросы, связанные с теорией познания, гносеологией, поскольку он, как Лопатин, Введенский и другие ведущие психологи того времени, считал, что звеном, связующим философию и психологию, явля- ется гносеология. Гносеологические и психологические исследования Челпанова близки по своей философской основе к неокантенианству. Он счи- тал, что познание невозможно без наличия в сознании априорных элементов и идей, объединяющих наши чувственные представле- ния в цельное знание, в опыт субъекта. О существовании априор- ных идей человек узнает из своего внутреннего опыта. В работах «Душа и мозг», «Восприятие пространства» Челпанов утверждал, что в результате самонаблюдения и самоанализа собственных впе- чатлений и возникают априорные понятия пространства, времени, причинности и др. Задачи психологического исследования он видел в точном и объективном изучении отдельных элементов и фактов психической жизни, основанном как на экспериментальных данных, так и на результатах самонаблюдения. Таким образом, подход Челпанова к эксперименту вытекал из его методологических, философских позиций. Поэтому главным методом в его концепции оставалось самонаблюдение, хотя он подчеркивал необходимость дополнения этого метода данными эксперимента, сравнительной и генетиче- ской психологии. Гносеологические взгляды Челпанова объясняют и его позицию при решении психофизической проблемы. Разъяснению этой пози- ции и его взгляда на взаимоотношения психического и физического посвящена книга «Душа и мозг» (1900). Полагая, что психология должна исследовать природу души и сознания, он считал материа- лизм учением, непригодным для решения этих задач, поскольку, по его мнению, такие понятия, как материя и атом, являются умо- зрительными, а не опытными. Таким образом, в психике он видел два полюса - материю, головной мозг, с одной стороны, и субъек- тивные переживания, с другой. Основываясь на этом взгляде, он не мог не прийти к идее о параллелизме души и тела. В работе «Душа и мозг» он писал, что «дуализм, признающий материальный и особенный духовный принцип, во всяком случае, лучше объясняет психические явления, чем монизм». Вопросы, связанные с изучением границ и пределов познания, всегда занимавшие ученого, в период работы в ГАХНе он связы- вал с исследованием возможностей эстетического восприятия. Ис- следования искусства основывались на принципах, которые были установлены Челпановым при изучении личности, души человека. Им предложен особый метод познания личности (а позже искус- ства) - метод «вчуствования». Сущность его в том, чтобы не на- блюдать факты со стороны, не объяснять их, а самому их пережить, пропустить их через себя. Если развитие сознания, по его мнению, связано с восприятием окружающего мира, то развитие самосозна- ния формируется при осознании человеком своего внутреннего мира, причем активную роль в этом процессе Челпанов отводил воле. По его мнению, именно при осуществлении произвольного движения происходит осознание того, что это движение связано с собственным желанием, т.е. «тело осознается моим потому, что оно подчиняется моему «Я». Расширенный образ «Я», в котором соединяется представление о внутреннем мире с представлением о теле, и является, по мнению Челпанова, личностью. Челпанов изу- чал как психологические, так и психофизические причины появле- ния эстетического удовольствия, связывая процесс восприятия ис- кусства с сознательной работой мышления и с бессознательными процессами. При этом сознательное эстетическое удовольствие он объяснял, исходя из понимания душевной деятельности как на- правленной на достижение определенной цели. Противополож- ность между удовольствием и страданием, с его точки зрения, сов- падает с противоположностью между свободным и воспрепятст- вующим действием. Таким образом, не только развитие личности, но и развитие эстетического чувства, формирование художествен- ного вкуса Челпанов объяснял, исходя из волевого действия. Бессознательные процессы, связанные с эстетическим восприя- тием, с точки зрения Челпанова, соотносятся с физиологическими и психофизическими процессами, а также с законами сохранения энергии, о чем говорили и другие ученые, исследовавшие в этот период художественное творчество, например Д.Н.Овсянико- Куликовский. Хотя Челпанов и не создал оригинальной психологической теории, отечественная психология обязана ему появлением многих значительных научных имен. Будучи видным педагогом и органи- затором науки, он сыграл важную роль в формировании высокой исследовательской культуры российской психологической школы. Он создал свою школу, заложив основы дальнейшего плодотвор- ного развития психологии в России. Большое значение для развития экспериментальной психологии имели труды А. Ф. Лазурского (1874-1917), который, как и Грот, стремился разрешить проблему объективной интерпретации полу- ченных при психологическом эксперименте данных, разработал свой метод естественного эксперимента и наблюдения. Он также является основоположником дифференциальной психологии в Рос- сии. Совместно с А. П.Нечаевым он создал одну из первых психо- логических лабораторий в Петербурге. Впоследствии Лазурский на протяжении многих лет возглавлял психологическую лабораторию в Психоневрологическом институте В. М. Бехтерева. В 1897 г. в выходившем под редакцией В. М. Бехтерева журнале «Обозрение психиатрии» была опубликована первая статья Лазур- ского, посвященная проблеме индивидуальных различий, - «Совре- менное состояние индивидуальной психологии». Рассматривая дос- тижения этой науки, он подчеркивал, что ее целью является иссле- дование того, как видоизменяются «душевные свойства у различ- ных людей и какие типы создают они в своих сочетаниях». В работе «Очерк науки о характерах» (1909) Лазурский разра- батывал оригинальную концепцию «научной характерологии», в основе которой лежала идея о том, что индивидуальные особен- ности человека связаны с деятельностью нервной системы. Позиция Лазурского во многом отличалась от взглядов Штерна, Бине и Гальтона, так как он считал необходимым не ограничиваться прикладными исследованиями и доказывал важность формирова- ния основ научной теории индивидуальных различий. С его точки зрения, чисто прикладной подход к ним сводится в конце концов к полному отрицанию возможности планомерного и систематиче- ского изучения характеров. Эта точка зрения противостояла, с одной стороны, прагматическому подходу тестологии, а с другой - распространенному в немецкой психологии мнению (которого при- держивались Вундт, Дильтей и другие ученые), будто повседневный опыт, наблюдательность, сопереживание - лучший источник позна- ния душевного склада личности. Утверждение индивидуальной психологии как теоретической дисциплины не умаляет, подчеркивал Лазурский, значения опыта, прежде всего наблюдения и эксперимента, о важной роли которых писал ученый. При этом он рассматривал эмпирические данные о деятельности различных психических процессов не изолированно, но в системе, доказывая, что главной задачей экспериментального исследования является построение целостной картины человека. Исходя из наклонностей, способностей, темперамента и других индивидуальных качеств человека, можно построить полную, есте- ственную классификацию характеров, которая и составит, по мне- нию Лазурского, основу новой науки. Неудовлетворенность лабораторно-экспериментальными ме- тодами, существовавшими в начале века, побудила Лазурского искать другие способы психологического исследования. Он вы- ступал за естественный эксперимент, при котором преднамерен- ное вмешательство в жизнь человека совмещается с естественной и сравнительно простой обстановкой опыта. Благодаря этому можно исследовать не отдельные психические процессы, как это обычно делалось в тот период, а психические функции и лич- ность в целом. Этот подход, изложенный в работе Лазурского «Об естественном эксперименте» (1911), имел особенно важное зна- чение для возрастной психологии и педологии, так как естест- венный эксперимент в данном случае часто дает не только более полные, но и более объективные результаты по сравнению с лабо- раторным экспериментом, часто неприемлемым в детской пси- хологии. Настаивая на единстве личности, Лазурский понимал его по аналогии с биологическим единством живых систем. Он не видел его социально-исторической природы, доказывая, что изучение индивидуальных особенностей может превратиться из описатель- ной в объяснительную науку только тогда, когда будет установ- лена их связь с корковыми процессами. Лазурский подчеркивал, что речь идет не о воскрешении фре- нологии Галля, не о локализации способностей в отдельных обо- собленных участках больших полушарий, а об исследовании раз- личных сторон деятельности тех или иных нервных центров. Так впервые психоморфологическое объяснение свойств личности за- менялось нейродинамическим. Возможно, Лазурский пришел к этому взгляду под влиянием сотрудничества с Бехтеревым. Однако он сотрудничал не только с ним, но и с известным пси- хологом и философом С.Л.Франком, совместная работа с которым привела его к идее о двух сферах душевной деятельности - эндопси- хической (внутренней) и экзопсихической (внешней). Лазурский вы- сказал ее в курсе лекций «Общая и экспериментальная психология» (1912). Утверждалось, что эндопсихическая сфера основана глав- ным образом на врожденных качествах человека и определяет на- клонности, способности, темперамент, характер и другие прирож- денные стороны личности. Экзопсихическая сфера формируется в процессе жизни, в ее основе лежит система отношений человека с окружающим миром, с людьми, которая показывает, как человек относится к основным категориям окружающей действительности. Введение категории отношения было шагом вперед по сравнению с механическим представлением, согласно которому воздействия среды на организм происходят по типу внешних толчков (именно такое представление доминировало тогда в дифференциальной психологии, не знавшей никаких других факторов, кроме наслед- ственности и воздействующей среды). Исходя из уровня развития разных эндо- и экзогенных факторов, Лазурский разработал первую типологию личности, а также систе- му диагностики и коррекции разных типов отклонений в процессе психического развития ребенка. Развернутое изложение основных положений его характерологии и типологии личности было дано в вышедшей уже после его смерти книге «Классификация лично- стей» (1922). Защищая научную характерологию как опытную, объяснитель- ную науку, опирающуюся на естественный эксперимент и изучение нейродинамики корковых процессов, Лазурский не придавал суще- ственного значения математическим методам. Однако он ощущал недостаточность только качественных методов, предлагая исполь- зовать графические схемы для определения способностей ребенка. Преждевременная кончина прервала разработку приемов количест- венного анализа в характерологии, однако его работы заложили основу нового подхода к этой проблеме. Не менее важным явля- ется вклад Лазурского в разработку новых методов исследования психического развития. Идеи о естественном эксперименте, о необ- ходимости создания опытной положительной психологической науки позднее были развиты в работах его ученика М. Я. Басова. Оригинальная концепция эксперимента развивалась Н.Н. Ланге (1858-1921), который также стоял у истоков экспериментальной психологии в России. Ланге окончил историко-филологический факультет Петербургского университета, обучался, как и Введен- ский, у известного психолога Владиславлева. После стажировки во Франции и Германии (в Лейпцигском психологическом институте Вундта) он был назначен на должность приват-доцента Новорос- сийского (Одесса) университета (1888), а затем стал профессором этого университета, где проработал до конца жизни. Ланге создал в университете при кафедре философии кабинет экспериментальной психологии с целью развития психологии как объективной науки и преподавания ее как учебной дисциплины. Это была первая университетская лаборатория экспериментальной психологии в России. Наряду с научной он активно занимался и общественной деятельностью, защищая принципы общедоступности образования, непосредственно организовывал деятельность школ, предпринимал попытки реализации принципов трудового обучения и методов пробуждения у детей научных интересов и умения само- стоятельно мыслить. Первая крупная психологическая работа Ланге - «Элементы воли» была опубликована в 1890 г. в журнале «Вопросы филосо- фии и психологии». Разрабатывая объективные методы исследова- ния сознания, Ланге пошел по пути объяснения активности субъек- та на основе анализа непроизвольных движений организма. Так как одним из главных объектов изучения сознания служил акт внима- ния, Ланге стал автором моторной теории внимания. В соответст- вии с этой теорией Ланге полагал, что колебания внимания при так называемых двойственных изображениях (когда, например, рису- нок воспринимается то как лестница, то как нависшая стена) опре- деляются движениями глаз, обегающих изображенный контур. Мо- торная теория внимания Ланге принесла ему широкую известность на Западе. Его работы ознаменовали начало открытой борьбы за утверж- дение экспериментального метода в отечественной психологии (психология в то время определялась главным образом как наука о сознании, которое открывает субъекту его самонаблюдение). Этому
|