КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психология на рубеже XIX-XX веков 4 страницавоззрению, сопряженному с субъективным методом, Ланге проти- вопоставил понятие о «психическом мире» - огромном целом, простирающемся по планете, «от едва брезжащей зари сознания у низших животных и до высокого его развития у исторического и социального человека». Следуя генетическому стилю мышления, Ланге представил систему движений, совершаемых организмом, в образе ступеней, «лестницы форм». Тем самым он предвосхитил идею различных уровней построения движений. Им также было пересмотрено (вслед за Сеченовым) исходное понятие о рефлексе как своего рода «дуге», которое он заменил схемой «кольца». Ланге выделил ряд стадий в психической эволюции, соотнося их с изменениями, претерпеваемыми нервной системой: стадию недиф- ференцированной психики, недифференцированных ощущений и движений инстинктивного типа, стадию индивидуально приобре- тенного опыта и, наконец, качественно новую ступень - развитие психики у человека как социокультурного существа. С переходом к человеку психическая регуляция поведения становится качест- венно иной. Если у животных действует биологическая наследст- венность, то у людей передача от одного поколения к другому всей совокупности достигнутых знаний осуществляется через подража- ние и обучение, т.е. путем социальной преемственности. Он писал, что «душа человеческой личности в 99% случаев есть продукт исто- рии и общественности». В связи с этим решающая роль отводится языку: «язык с его словарем и грамматикой формирует всю умст- венную жизнь человека, вводя в его сознание все те формы и кате- гории, которые исторически развивались в предыдущих поколе- ниях». В значении любого слова, писал Ланге, можно найти мно- жество «полей сознания», уходящих все глубже в неопределенную темную даль. Он говорил о том, что океан истории мысли плещется за каждым словом через трактовку слова как основного элемента сознания, процесс анализа которого останавливается «не твер- достью духа, а мраком отдаленности». Таким образом, в своей последней обобщающей книге «Психо- логия» (1914) Ланге переходил от дарвинизма к истинному исто- ризму. В этих его суждениях отразилась одна из общих тенденций развития мировой психологической мысли. Работы Ланге явились самым крупным достижением российской экспериментальной пси- хологии на рубеже XIX-XX вв. Широкое распространение получила в России на рубеже XIX- XX вв. и теория психологизма, о которой уже упоминалось. Наи- большее влияние она оказала на литературоведение и юриспруден- цию. Благодаря развитию экспериментального метода и математи- ческого анализа психология, по общему мнению, в это время всту- пила окончательно и бесповоротно в число точных наук. В каче- стве такой объективной, позитивной дисциплины она и была объ- явлена основной наукой о духе, все же остальные науки о человеке рассматривались как производное от нее или методы психологии. Предмет этих наук, как и предмет самой психологии, понимался в виде кристаллизованной формы духовного творчества. С такой точки зрения, наука, искусство, право существуют только в пере- живаниях отдельных людей и все эти проявления объективного духа являются лишь продуктами индивидуально-психической дея- тельности. Такое безграничное расширение пределов психологии было равнозначно возведению ее в ранг научной философии. Теория психологизма повлияла и на развитие самой психологии, так как в рамках той психологии, которая существовала к началу 80-х годов, т.е. психологии эмпирической и психофизической, не- возможно было решать психологические проблемы этики, эстети- ки, логики. Так, в частности, возникла волюнтаристическая психо- логия, которая попыталась решить поставленные перед ней психо- логизмом проблемы. В литературоведении психологическое влияние связано прежде всего с именем Д.Н. Овсянико-Куликовского и его теорией пси- хологии творчества. В юриспруденции психология проявилась главным образом в работах Л. И. Петражицкого, посвященных раз- витию нравственных и правовых чувств. Л.И.Петражицкий (1867-1931) был одним из наиболее значи- тельных представителей теории психологизма. Первоначально поступив на медицинский факультет Киевского университета, он перешел на юридический факультет, по окончании которого про- должил юридическое образование в Берлине. По возвращении в Россию в 1897 г. Петражицкий защитил докторскую диссертацию и стал в 1898 г. заведующим кафедрой энциклопедии и философии права в Петербургском университете. В этот период Петражицкий активно занимался не только научной, но и политической деятель- ностью. Он входил в ЦК партии кадетов и был избран депутатом Первой Государственной думы. В 1918 г. он эмигрировал в Польшу и стал профессором и заведующим кафедрой философии Варшав- ского университета, которую и занимал до конца жизни (он покон- чил самоубийством в состоянии сильной депрессии). Занимаясь теорией психологизма, Петражицкий связывал пси- хологию с юриспруденцией в своих работах, посвященных разви- тию нравственных и правовых чувств: «Введение в психологию права и нравственности. Основы эмоциональной психологии» (1908), «Теория права и государства в связи с теорией нравствен- ности» (1909), «Новое учение о праве и нравственности» (1910). Петражицкий доказывал, что право есть психический фактор общественной жизни и потому оно действует изнутри, через пси- хику, а не извне, через давление общества. Таким образом, право (как наука и искусство) существует только в переживаниях от- дельных людей и является кристаллизованной формой индивиду- ально-психической деятельности. Действие права состоит, дока- зывал ученый, во-первых, в возбуждении или подавлении мотивов к разным действиям, а во-вторых, в укреплении и развитии одних склонностей и черт человеческого характера и искоренении других, т. е. в воспитании народной психики. Первое действие он называл мотивационным или импульсивным действием права, а второе - его педагогическим действием. Таким образом, Петражицкий пе- ресмотрел существовавшие в его время взгляды на проблему и предмет права, переводя его во внутренний план и исследуя преж- де всего способы формирования правовой, или нравственной, мо- тивации. Говоря о недостатках современной ему психологии, Петражиц- кий доказывал необходимость построения новой психологии эмо- ций, причем на первый план выдвигал исследование проблемы мо- тивов. Создание научной теории мотивации поведения, подчерки- вал он, есть необходимое условие для научного построения не только права, но и множества дисциплин, которые имеют дело с че- ловеческим индивидуальным и массовым поведением, с социальны- ми явлениями, их историей и другими подобными дисциплинами. Петражицкий выдвинул гипотезу, что все внутренние пережи- вания, которые имеют двойную пассивно-активную природу, сле- дует для построения научной психологии объединить в один класс психических феноменов, противопоставив их известным ранее односторонним элементам, имеющим односторонне-пассивную природу (к ним он относил познание и чувства) или односторон- не-активную природу (к ним он относил волю). Этот новый класс психических явлений он предложил назвать эмоциями. Изучая психику на основании биологических и механических законов (прежде всего закона сохранения энергии), он писал, что эмоции представляют собой вследствие их двойственной, раздражительно- моторной природы коррелят двойственной, центростремительно- центробежной анатомической структуры нервной системы и явля- ются прототипом психической жизни вообще, с ее двойственным, пассивно-активным характером. Связывая развитие эмоций с формированием нравственного и правового самосознания индивида, Петражицкий утверждал, что существуют специальные интеллектуально-эмоциональные обра- зования, которые представляют собой ассоциации между опреде- ленными представлениями и эмоциями долга (он называл их пред- ставлениями нормативных фактов). Содержание таких представле- ний образуют позитивные нормы общества. Этические же убежде- ния, в которых нет таких дополнительных ассоциаций с норматив- ными фактами, он называл интуитивными или автономными, пока- зывая, что первые имеют связь с общественными нормами и требо- ваниями, а вторые вырабатываются самим индивидом, автономно, без дополнительного влияния общества. Кроме моральных норм существуют еще и нормы права, кото- рые ученый называл атрибутивными, обязательно-притязатель- ными нормами и которые отличаются от нравственных норм имен- но своей обязательностью, а не добровольностью исполнения. Он считал, что между чисто императивными этическими явлениями (моралью) и императивно-атрибутивною их ветвью {правом) суще- ствуют два важных, с точки зрения их влияния на поведение, разли- чия. Этической психике, морали чужда активная мотивация, свой- ственная праву, а атрибутивный характер правосознания сообщает пассивной этической мотивации особую силу, так что эта мотива- ция решительнее и надежнее, нежели чисто моральная. При этом Петражицкий считал, что переход от моральных, не- обязательных к правовым, обязательным эмоциям является шагом вперед по пути социального прогресса, так как то социально-ра- зумное и желательное поведение, которое вначале соблюдалось лишь наиболее выдающимися в этическом плане людьми, превра- щается в общее и правильное социальное явление. Он также дока- зывал, что колебание уровня правового сознания народа не явля- ется врожденной особенностью национального духа, а отражает влияние культуры и социального окружения, показывая подъем или упадок правового сознания народа в тот или иной историче- ский момент. Он делал вывод о том, что без учета императивно- атрибутивной правовой психики и ее моторного действия нельзя понять человеческую жизнь, индивидуальное и массовое поведение, психические пружины и причины экономических и иных общест- венных процессов. Говоря о формировании социально активной и нравственной личности, Петражицкий подчеркивал, что отсутствие развитого правового сознания связано с отсутствием личной свободы, поэто- му необходимо как можно раньше развивать как личностное само- сознание детей, так и правовые атрибутивные эмоции. Такой под- ход позволил ему прийти к важному положению его теории - обос- нованию роли мотивов и эмоций в процессе социализации чело- века, усвоения им нравственных и правовых норм. Для российского искусства, прежде всего для художественной литературы, исследования морального, нравственного развития людей были не менее важной проблемой, чем для отечественной психологии. Поэтому неслучайно возникают психолингвистиче- ские концепции, изучающие роль литературы в осознании и транс- ляции типичных для определенной исторической эпохи пережи- ваний. Так, ученые отмечали, что популярность какого-то художест- венного произведения в определенную эпоху объясняется тем, что мысли и настроения его автора близки многим, и эти произведе- ния позволяют людям лучше понять себя и свое время. Не менее важны, с данной точки зрения, знания о том, кто из героев про- шлого особенно часто упоминается в определенный период, это также помогает точнее и глубже понять типичные переживания и стремления людей в конкретную эпоху. В 20-х годах более под- робно об этом писал Г. Шпет, доказывая, что именно такого рода переживания и лежат в основе национальной идентичности. Не- даром в пореформенную и послереформенную эпохи наибольшее внимание ученых и писателей привлекала личность Петра I, а в 80-90-х годах XIX в. - Пушкина. Не менее примечательна и на- раставшая в начале XX в. в России популярность драм Шекспира, особенно «Гамлета», на что одним из первых обратил внимание Лопатин. Таким образом, литературоведы и филологи стремились понять психологию данного народа в определенную эпоху. Однако наи- большее внимание этим проблемам уделялось в теории, разраба- тываемой Д. Н. Овсянико-Куликовским (1853-1920). Овсянико-Куликовский, как и Петражицкий, является одним из ведущих представителей теории психологизма в России и осно- вателем школы, получившей название психологии творчества. Раз- вивая эту теорию, он стремился преодолеть некоторую ограничен- ность современной ему психологии, которая часто рассматривала человека как бессловесное животное, не замечая или не исследуя влияния речи на психику. Он опирался на работы психологов, кото- рые рассматривают слово не как готовый продукт, а как деятель- ность, энергию, т.е. на работы Сеченова, Потебни, Вундта и других ученых. Овсянико-Куликовский пытался объяснить процесс художест- венного творчества, исследуя механизм его появления из глубин индивидуальных переживаний; он понимал это возникновение как самопорождение, саморазвитие духа. С его точки зрения, творчест- во может быть продуктом только личной, а не коллективной дея- тельности. Он считал науку, искусство, религию разновидностями «отвердевшего» индивидуального духа, поэтому он доказывал, что для их понимания надо подняться к истокам той творческой деятельности, которая всегда индивидуальна. Для исследования этой индивидуальной психической деятель- ности он применил закон сохранения энергии, назвав его законом сохранения, экономии умственных сил, а также ввел в психологию творчества идеи эксперимента и наблюдения, разделив творцов на субъективных наблюдателей и объективных экспериментаторов. Он доказывал, что жизнь духа - это работа мысли, чувства и воли, подчеркивая при этом, что человеческая мысль работает двояко - тратя и сберегая психическую энергию. С его точки зре- ния, энергия сберегается в тех процессах, которые происходят в бессознательном плане, так как эта работа совершается автомати- чески и не приковывает к себе внимания. Он делает акцент именно на проблеме внимания, так как, по его мнению, показатель траты энергии - утомление, которое испытывает от напряженного внима- ния человек. Идея Овсянико-Куликовского состоит не только в применении энергетического принципа к мышлению, но и в новом понимании роли языка, слова в этом процессе. Он считал, что язык помогает экономить психическую энергию в процессе мышления, так как при помощи слова общее суждение, появляясь и действуя почти авто- матически, быстро упорядочивает множество фактов и тем самым сберегает энергию. Так, овладение грамматикой в детском возрасте требует определенных усилий и затраты энергии, но затем эконо- мит гораздо больше энергии у взрослого, сберегая его силы при разговоре и мышлении. Именно в этом, т.е. в смене процессов траты и сохранения энергии, и состоит психическое развитие, с точки зрения Овсянико-Куликовского. Развитие речи не только помогает сберечь впоследствии энер- гию, но и пробуждает самосознание, рефлексию человека. Таким образом, задача образования, как справедливо отмечал Овсянико- Куликовский, состоит не в том, чтобы наполнить голову ребенка каким-то материалом, а в том, чтобы, упражняя рефлексию, воспи- тать самосознание и выработать критическую силу мысли. Появ- ляющаяся у взрослого бессознательная логическая мысль, сбере- гающая его силы, возникла за счет того, что когда-то была затра- чена энергия на овладение грамматикой; таким образом, грамма- тика сберегает силы для логики, считал он. Как практически все отечественные психологи, Овсянико-Ку- ликовский стремился не только исследовать роль речи в мышлении, но и показать ее влияние на развитие нравственности. Он писал, что «научно-философская даль, раскрывающаяся перед человеком в процессе познания, психологически связана и с другой бесконеч- ностью - нравственной». Ставя вопрос о взаимосвязи творчества и нравственности в структуре личности, Овсянико-Куликовский выделял в субъекте постоянное активное начало, которое реализуется и проявляется в творчестве. В объекте он видел ту же самую деятельность, но уже кристаллизовавшуюся, застывшую в своем результате. Естественно, что главным предметом его анализа было не содержание, а форма художественного произведения. Продолжая и развивая мысли Потебни о природе художествен- ного творчества, Овсянико-Куликовский писал, что художествен- ная деятельность мотивируется не извне, а изнутри, являясь порож- дением духовной потребности, потребности в самовыражении. Таким образом, художественное творчество представляет собой сочетание двух условий - наличия потребности выразить себя, свою мысль или настроение и создание соответствующего дан- ному настроению или мысли выражения. Ценность художествен- ного произведения определяется в этой теории не пользой, кото- рую оно приносит, а гибкостью его формы, ее способностью вы- звать соответствующее эмоциональное состояние у читателей и зрителей. Важность этой мысли для Овсянико-Куликовского связана с тем, что процесс творчества происходит не только при создании, но и при восприятии художественного произведения, так как при этом мы в некотором роде воспроизводим путь его создания, пе- реживаем то же состояние творчества, что и художник. Овсянико- Куликовский говорил, что искусство - это умственная творческая деятельность, направленная на постижение и развитие человечно- сти и обладающая особыми стимулами - возбудителями творчест- ва, которыми служат художественные образы и «лирическое чув- ство». Для того чтобы понять произведение, т.е. воспроизвести путь его создания, подчеркивал он, нужны определенные жизнен- ный опыт и уровень умственного развития. На основе психологии поэтического творчества Овсянико-Кули- ковский пытался вывести некоторые закономерности развития национальной, этнической поэзии. Он говорил, что древняя поэзия была синкретична, т. е. объединяла в себе разные формы - танцы, песни, стихи, и лишь со временем эти виды искусства постепенно разделялись, образуя самостоятельный вид творчества. Он также подчеркивал, что без личности, как и без национальности, поэзия не может развиваться, она всегда несет на себе отпечаток того и другого, т. е. художественное произведение всегда национально и индивидуально. Таким образом, теория психологии творчества, разработанная Овсянико-Куликовским, поднимала важнейшие для отечественной науки проблемы, связанные с динамикой развития личностного начала в человеке, которое проявляется в нравственности и твор- честве. * * * Анализ развития психологии на рубеже XIX-XX вв. показыва- ет, что в этот период в российской науке, как и в зарубежной, появ- ляется несколько направлений, которые предлагают собственную концепцию построения психологии. Это, прежде всего, экспериментальная психология, которая, взяв за основу труды Вундта, стремилась разработать объективные методы изучения мышления, эмоций, индивидуальных различий, воли и внимания. Грот, Ланге, Лазурский, Введенский, каждый по-своему, соединяли лабораторный эксперимент с достижения- ми психофизиологии и философии, достигая значительных резуль- татов. Говоря о значении теории психологизма, необходимо отметить, что она поднимала важнейшие для отечественной науки проблемы, связанные с динамикой развития личностного начала в человеке, которое проявляется в нравственности и творчестве. Процесс становления личности, ее самосознания и самоопре- деления был также в центре внимания ученых, которые создали оригинальные психологические концепции, ориентированные на взгляды В.Соловьева. Как показывает анализ этих теорий, отечественная психология начала развиваться по-настоящему именно с признания первенства индивидуального, личного, а не сверхличного духа, что и стало ее основным отличием от зарубежной науки. При этом в евро- пейской психологии в качестве сверхличного, объединяющего было признано мышление, т. е. рациональное в душе человека. Сверхличность характеризуется не только тем, что она является объединяющей, организующей функцией сознания, но и тем, что она вырабатывается и формируется коллективными усилиями лю- дей, в недрах социальности, культуры общества, как, например, ло- гика Милля. В то же время отечественная психология не отрицала сверх- личных элементов в сознании и видела их прежде всего в нравст- венности, также разрабатываемой не отдельными личностями, но коллективами людей, нациями. Некоторые ученые пытались све- сти эти сверхличные компоненты к религии, понимая ее как осно- ву нравственности, которая не вырабатывается народом, а дается ему в готовом виде. Следствием такого подхода явилась не только этическая ори- ентация нашей науки, но и ее сакральность, стремление некоторой части ученых уничтожить границы между знанием и верой. Те же этические, нравственные элементы были положены большинством ученых в основу национального самосознания, которое поэтому базировалось не на единстве языка, как в европейской психоло- гии, а на единстве веры или сходном эмоциональном отклике на события внешнего мира. Таким образом, логика развития науки, социальная ситуация и особенности самосознания, повлияв на развитие отечественной пси- хологии, определили ее качественное отличие от зарубежной. Кро- ме того, по характеру постановки и решения основных психологи- ческих проблем можно определить время, в которое жил ученый.
|