Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


IV. Остальные сочинения Самвлака




Из трех исторических статей Григория Самвлака одна — «Сказание о перенесении святых мощей преподобной Параскевии в Сербскую землю» — известна нам только по имени [490], а две издавна печатаются в общедоступных книгах, именно: «Повествование о сербском царе Стефане» — в Прологе под 9-м числом мая, и «Страдание святого великомученика Иоанна Нового, Сочавского» — в Чети-Минеи [259] под 2-м числом июня. Потому останавливаться на этих статьях считаем излишним, хотя не можем не заметить, что слог последней статьи, помещенной в Чети-Минеи, значительно изменен и поновлен [491]. Что касается до богослужебного стиха на Успение Пресвятой Богородицы, то он напечатан нами в приложении 20-м к 4 тому нашей «Истории». А о полемической статье Григория против латинян мы сказали в самом тексте.

ГРАМОТА ЦАРЕГРАДСКОГО ПАТРИАРХА К ВЕЛИКОМУ КНЯЗЮ МОСКОВСКОМУ ВАСИЛИЮ ДИМИТРИЕВИЧУ (около 1393 г.)

«Благороднейший великий князь московский и всей Руси, возлюбленнейший сын нашей мерности, кир Василий! Благодати, мира, милости, здравия души и тела, молитвы, благоволения и всего, что есть доброго, а вместе и спасения, желает мерность наша от Бога Вседержителя благородству твоему. Благородство твое знает, какое разделение и смятение не так давно произошло в Церкви Русской, по поводу которых и вы опечалились и мы имеем очень тяжелое дело. С тех пор как по судьбам, которые ведает Бог, мерность наша взошла на высокий патриарший престол, мы особенно заботились и очень много старались о том, чтобы умирить Церковь сию и возвратить ее в прежнее положение, что при содействии Господа, умиротворяющего всяческая, удалось: опять поставлен святейший митрополит Киевский и всея Руси и препочтенный, возлюбленный во Святом Духе брат нашей мерности и сослужитель Киприан — единым митрополитом на всю Россию по древнему порядку, а по смерти его также будет один. Не так давно присланный от вас посол митрополита и благородства твоего, возлюбленный во Святом Духе брат нашей мерности кир Димитрий Афинейский донес державнейшему и благочестивому моему самодержцу и царю и нашей мерности о схизмах и отпадении, происшедших в Великом Новгороде. И мы чрезмерно опечалились, тем более что Церковь Христова едва только успокоилась у вас, по благодати Христа, соединившего расстоящая, разрушившего средостение врага и примирившего Крестом небесное с земным, и едва стихли у вас несогласия и смятения, как опять дьявол воздвиг означенные схизмы на погибель тамошних христиан. Нет ничего, впрочем, удивительного: демону, всегда склонному к возмущениям и охотнику до брани, свойственно воздвигать сие против христиан; природа лукавая и человеконенавидящая не может смотреть на христиан, наслаждающихся спокойствием, почему воздвигает на них всякую брань, а особенно ныне, когда он постыжден и побежден силою Христа Спасителя нашего, сказавшего, что Церковь будет крепче самых врат адовых. Мерность наша, возревновав вместе с державнейшим и благочестивым моим самодержцем, заботливым поборником Церкви, опять писала для исправления сей Церкви; что имеет увидеть благородство твое. Поелику же мерность наша имеет тебя как сына ближайшего и друга и принимает участие в пользах души твоей и чести и власти твоей, то чего бы ни просило у нас благородство твое, лишь бы было позволительное, справедливое и законное, считаем необходимым исполнить то, как и исполняли. Мы исполнители Божественных законов и канонов и обязываем к тому всех христиан, тем более людей великих, повелителей народов и градоначальников, как благородство твое. И все сие насколько сделано канонически и законно, благородство твое имеет узнать из грамот, которые мы писали. Я, как общий учитель всех христиан, необходимым считаю, если только где слышу о чем-либо, допущенном тобою, вредном для души твоей, писать тебе и пишу как отец и наставник с увещанием и убеждением, да исправишь то. А ты как христианин и сын Церкви обязан исправить. Отчего ты не уважаешь меня, патриарха, и, не воздая должной чести, какую воздавали предки твои, великие князья, не почитаешь не только меня, но и людей, которых я посылаю к вам и которые не получают ни чести, ни места, всегда и везде принадлежавших патриаршим людям? Неужели не знаешь, что патриарх носит образ Христа и Им поставляется на владычний престол? Ты не уважаешь не человека, но Самого Христа, потому что воздающий честь патриарху почитает Самого Иисуса Христа. Почему же мы ради общих согрешений не бросали областей и стран ваших, а теперь должны терпеть еще пренебрежение от христиан? Пусть мы не пользуемся мирскою властию; но христианство владычествует повсюду, и нам принадлежит та самая честь, которую имели апостолы и их преемники. И они не пользовались ни славою человеческою, ни властию мирскою, а более были гонимы, хулимы нечестивыми и по вся дни умирали; но величие их и сила, какие имели на христиан, были выше всякой чести. Посему, сын мой, пишу, убеждаю и советую благородству твоему, дабы ты почитал как Самого Христа, так и патриарха, а вместе и слова его, грамоты, указания и людей, которых он посылает. Ибо сие полезно тебе как для души твоей, так для чести и власти твоей. Если же ты не брежешь и не чтишь Бога, внимай, каков Он будет некогда отмститель за Себя: Страшно, говорит, впасть в руки Бога живого, и опять чрез пророка говорит: «Видите ли, презрители, и подивитесь, и удалитесь от глаз». Это я обязан возвестить и внушить благородству твоему; а ты, как сын Церкви, обязан послушаться и исправиться. Кроме того, слышу некоторые слова, которые произносит благородство твое о державнейшем и благочестивом самодержце моем и царе, и скорблю, что ты возбраняешь, как говорят, митрополиту поминать Божественное имя царя на сугубых ектениях,— это дело небывалое! Слышу, что ты говоришь: «Мы имеем Церковь, но царя не имеем». Не думаем, чтоб и это было хорошо. Царь, как царь святой, имеет большое значение в Церкви: он не такой царь, как другие начальники и местные правители. Изначала цари утверждали и поддерживали благочестие по всей вселенной; они же собирали Вселенские Соборы и сами подкрепляли и законом предписывали решать все, относящееся до православных догматов и образа жизни христиан согласно с Божественными и священными канонами; они же много потрудились против ересей и издавали указы о кафедрах архиереев, о разделении епархий и разграничении их пределов. А потому и имеют великую честь в Церкви. И хотя по допущению Божию языческие народы окружили державу царя и пределы, несмотря на это, царь доныне имеет такое же посвящение от Церкви, как и прежде, удостаивается такого же миропомазания и поставляется в царя и самодержца римского, т.е. всех христиан. И во всяком месте, где только есть христиане, имя царское поминается всеми патриархами, митрополитами и епископами, чего ни один из других начальников или местоблюстителей не имеет нигде. Царь имеет такую власть над всеми, что и сами латины, не имеющие никакого общения с нашею Церковию, воздают ему ту же самую честь и то же самое уважение, какое оказывали в прежние времена, когда были с нами в единении; тем более православные христиане обязаны оказывать ему это. А из-за того, что народы языческие стеснили державу царя, христианам отнюдь не следует презирать его; напротив, это обстоятельство должно послужить им уроком и сделать их благоразумнее: если и великий царь, владыка вселенной и глава, облеченный толикою властию, доведен до такого стеснительного положения, то чего не могут потерпеть другие, удельные местоблюстители и начальники небольших владений? Так и твое благородство и твои области часто терпят и пленяются от нечестивых. Но это не дает нам права пренебрегать тобою; напротив, мерность наша и благочестивейший царь по древнему обычаю пишем к тебе и воздаем тебе ту же самую честь, какую имели от нас прежде бывшие князья, в грамотах, сношениях и чрез послов. Итак, очень нехорошо, сын мой, что ты говоришь: «Церковь имеем, а царя не имеем». Невозможно христианам иметь Церковь, а царя не иметь. Царство и Церковь имеют между собою тесное единение и общение, и невозможно отделять одно от другого. Христиане отвергают только царей-еретиков, которые неистовствовали против Церкви и вводили догматы, извращенные и чуждые учению апостольскому и отеческому. Но державнейший и благочестивый мой самодержец по благодати Божией есть православнейший, вернейший поборник Церкви, защитник и блюститель, и невозможно, чтобы нашелся такой архиерей, который бы не поминал его. Послушай верховного апостола Петра, который в первом своем соборном послании говорит: Бога бойтесь, царя чтите. Не сказал: «царей», дабы кто не подумал об именуемых царях отдельно у каждого народа, но — царя, показывая тем, что один есть кафолический царь. Какого же это царя? Конечно, нечестивого, который был в то время и преследовал христиан. Но святой апостол, провидя в будущем, что христиане будут иметь и единого царя, повелевает чтить даже нечестивого царя, дабы они научились из того, как должно почитать царя благочестивого и православного. Если же некоторые из христиан усвоили самим себе имя царя, то это неестественно, незаконно и допущено более по произволу и насилию. Ибо какие отцы или какие Соборы и какие каноны говорят об этих царях? Но о прирожденном царе сверху и снизу вопиет все: его законоположения, повеления и распоряжения принимаются по всей вселенной; имя его одного, а не другого кого, поминают повсюду христиане. Итак, сын мой, пишу к благородству твоему и советую...» (конца недостает) (Acta Patriarch. Const. 2. 188—192 [425]).

ГРАМОТА ЦАРЕГРАДСКОГО ПАТРИАРХА К МИТРОПОЛИТУ КИЕВСКОМУ О ПОСОБИИ (1397)

«Святейший митрополит Киевский и всея Руси, возлюбленный о Святом Духе брат нашей мерности и сослужитель! Благодать и мир да будет от Бога с священством твоим! Священство твое знает, что державнейший и благочестивый самодержец кир Мануил и мерность наша писали и отправили послов к священству твоему и благороднейшему сыну моему, преславному великому князю всей Руси, и прочим князьям, дабы вы, как помогли нам в недавнее время присланными вами пожертвованиями, которые употреблены на утешение города и в помощь христианам и великой церкви, так и теперь прислали, и от себя самих и от приношений прочих христиан, вспомоществование нам, стесненным от облежания и браней окружающих нас врагов. По прошествии долгого времени, употребленного для изгнания их отсюда, святые цари наши при содействии и помощи умиротворяющего все Христа и Бога нашего примирились между собою и соединились, как бы отец и сын, и узнало естество само себя; не стало более ни разногласия между ними, ни брани, ни битв. И святой царь кир Мануил отошел в пределы Фриггии для помощи и обороны города и христиан, а святой царь кир Иоанн, двоюродный брат его, возвратился сюда из Силиврии с державнейшею святою царицею, своею материю, и со всеми чиновниками, и, приняв царство от рук державнейшего и благочестивого моего самодержца, дяди своего, сделался самодержцем и царем христиан милостию Божиею, и начал борьбу, и все приготовляет для защиты и спасения города и христиан. Чтобы у вас не распространились превратные слухи о делах, здесь происходящих, мы сочли за лучшее чрез наших хороших людей и грамоты известить вас о всем. Почему и посылаем вам подробное описание только что случившегося у нас. Других побуждений к тому мы не имеем, кроме тех, о которых писали к вам с прежними нашими послами. Для большей же чести вашей мы избрали и посылаем к вам послом своим святейшего архиепископа Вифлеемского, возлюбленного о Святом Духе брата нашей мерности и сослужителя, как известного в ваших местах и друга твоего священства. Он должен, сколько возможно, поспешать и сойтиться с прежними нашими послами, а те да примут его к себе в помощь и, если что Бог помог им собрать от христиан, пусть вместе несут сюда поскорее собранное, ибо мы в великой крайности. Враг наш, услышав о примирении наших святых царей и о том, что державнейший, благочестивый мой царь кир Мануил с оружием приближается от пределов Фриггии для защиты города, неистовствует и злобствует на нас. Посему у нас ныне крайность от нападения врага и от больших издержек, потребных для нашей защиты, гораздо более, чем была прежде. И мы надеемся из ваших стран значительного и великого пособия; желаем также, чтоб и священство твое не отказался от участия в содействии нам своими благами, за что будут молиться за тебя святые отцы, брат возлюбленный! Если тебе нужно будет потрудиться, то потрудись, как человек расположенный к римляням (т.е. грекам), научи, уговори и убеди всех, чтобы они сделали так, как мы предлагаем и считаем справедливым. Объясни всем хорошенько, что данное для защиты святого города имеет более цены, нежели данное за совершение литургий, для милостыни бедным и освобождения узников, и что кто принесет жертву в помощь нам, тот обретет у Бога большую награду, нежели воздвигнувший храм и монастырь или оказавший им пособие. Ибо сей святой город есть краса христиан всей вселенной, утверждение, освящение и слава. И каких монастырей не создал бы иной, скольких пленных не освободил бы, чтобы только спасти монастыри святого града и живущих в нем? Таким создателем и освободителем будет тот, кто, вразумленный Богом, подаст милостыню и сделает приношение на помощь нашему городу и христианам. Священство твое, убеждая всех к тому, да явится и ныне главным деятелем» (Acta Patriarch. Const. 2. 359-361 [425]).


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЫМ МАКАРИЕМ В 4-5 ТОМАХ «ИСТОРИИ РУССКОЙ ЦЕРКВИ»

РУКОПИСИ [492]

Библиотека новгородского Софийского собора (Отдел рукописей Российской национальной библиотеки, г. Санкт-Петербург)

1. Великие Минеи Четьи митрополита Макария. XVI в. Софийск. № 1317-1323; Евангелие. 1325—1359 гг. Софийск. № 2.

2. Евангелие. 1362 г. Софийск. № 3.

3. Канонник. 1411 г. Софийск. № 389.

4. Кормчая. XVI в. Софийск. № 1174.

5. Кормчая. Кон. XV в. Софийск. № 1173.

6. Минея служебная на февраль. 1441 г. Софийск. № 196.

7. Минея служебная на март. 1369 г. Софийск. № 198.

8. Минея служебная на апрель. 1441 г. Софийск. № 200.

9. Минея служебная на июнь. 1439 г. Софийск. № 207.

10. Минея служебная на октябрь. 1370 г. Софийск. № 189.

11. Минея служебная на ноябрь. 1438 г. Софийск. № 191; Пролог. XIV в. Софийск. № 1325; Паисиевский сборник. 1-я четв. XV в. К.-Б. № 4/1081.

12. Сборник. XIV-XV вв. Софийск. № 1262.

13. Сборник. XIV-XV вв. Софийск. № 1365.

14. Сборник. XVI в. Софийск. 1361.

15. Сборник. XVI в. Софийск. № 1389.

16. Тимоновский сборник, включающий Слова митр. Григория Цамблака.; Кон. XV в. Софийск. № 1426. Триодный Торжественник. 1589 г. или XVI в. Софийск. № 1356 или Софийск. № 1423.; Триодный Торжественник. 2-я пол. XVI в. Софийск. № 1284.

17. Устав. XV в. Софийск. № 1140.

Библиотека новоиерусалимского Воскресенского монастыря (Отдел рукописей Государственного Исторического музея, г. Москва)

18. Евангелие. Кон. XIV в. Воскр. № 1 бум.; Евангелие. Нач. XV в. Воскр. № 2 перг.

19. Минея служебная на июль. 1365 г. Воскр. № 17 перг.

20. Псалтирь. XIV в. Воскр. № 6 перг.

21. Служебник. 1380 г. Воскр. № 7 перг.

22. Служебник. XIV в. Воскр. 8 перг.

23. Служебник. Сер. XVI в. Воскр. № 3 бум.

Библиотека Троице-Сергиевой лавры (Научная библиотека Казанского государственного университета, г. Казань: Отдел рукописей Российской государственной библиотеки, г. Москва)

24. Беседы свт. Григория Двоеслова. XIV в. РГБ. ТСЛ. № 10.

25. Диоптра прп. Филиппа Пустынника и сборник поучений. 1418 г. РГБ. ТСЛ. № 190.; Евангелие. 1344 г. РГБ. ТСЛ. Ризница № 1/М. 8653.

26. Златая Цепь. Кон. XIV в.— нач. XV в. РГБ. ТСЛ. № 11; Коломенская Палея. 1406 г. РГБ. ТСЛ. № 38.

27. Лествица. Нач. XV в. РГБ. ТСЛ. № 158.

28. Лествица. Нач. XV в. РГБ. ТСЛ. № 170.

29. Поучения аввы Дорофея. 1414 г. РГБ. ТСЛ. № 165.

30. Поучения прп. Исаака Сирина. 1381 г. ТСЛ. № 172.

31. Поучения прп. Исаака Сирина. 1431 г. РГБ. ТСЛ. № 175.

32. Пятикнижие. Кон. XIV — нач. XV в. РГБ. ТСЛ. № 2.

33. Сборник житий византийских святых. 1-я пол. XV в. РГБ. ТСЛ. № 755.

34. Слова свт. Григория Богослова. Кон. XIV в. РГБ. ТСЛ. № 8.

35. Устав. 1429 г. НБ Каз. ГУ. № 4634.1.

Библиотека московского Чудова монастыря (Отдел рукописей Государственного Исторического музея, г. Москва)

36. Диоптра прп. Филиппа Пустынника. 1388 г. Чуд. № 15.

37. Поучения аввы Дорофея. Кон. XIV в. Чуд. № 14; Апостол апракос (Псковский). 1309—1312 гг. Син. № 15.

Синодальное собрание (Отдел рукописей Государственного Исторического музея, г. Москва)

38. Беседы свт. Григория Богослова. XIV в. Син. № 954.

39. Беседы свт. Иоанна Златоуста на Книгу Бытия. 1426 г. Син. № 36, 37.

40. Галицкое Евангелие. 1358 г. Син. № 68.

41. Главы свв. Максима Исповедника, Феодора Эдесского и Нила Синайского. Кон. XIV в. Син. № 644.

42. Диоптра прп. Филиппа Пустынника. Нач. XV в. Син. № 930.

43. Евангелия (2). 1325-1359 гг. Син. № 68, 70.

44. Евангелие. 1383 г. Син. № 742.

45. Ефремовская Кормчая. Нач. XII в. Син. № 227.

46. Изборник. 1403 г. Син. № 275.

47. Измарагд. 1518 г. Син. № 765.

48. Книги 16 пророков с толкованиями. XV в. Син. № 576. 48". Кормчая. XIV в. Син. № 131.; Кормчая. XVI в. Син. № 222.

49. Лествица. XIV в. Син. № 105.

50. Лествица. XV в. Син. № 106.

51. Минея служебная на март, апрель. XIV в. Син. № 172; Новгородская Кормчая. 1280 г. и сер. XIV в. Син. № 132.

52. Октоих. 1435 г. Син. № 199.

53. Пандекты прп. Антиоха Черноризца. Кон. XIV — нач. XV в. Син. № 3.

54. Пандекты прп. Никона Черногорца. XIII—XV вв. Син. № 193, 194, 836.

55. Патерики. XIV-XV вв. Син. № 213,142, 212.

56. Прологи. XIV-XV вв. Син. № 239, 240, 244-247.

57. Псалтирь. 1296 г. Син. № 235.

58. Сборник. XVI в. Син. № 264.

59. Сборник. XVI в. Син. № 935.

60. Сборник, включающий Слова митр. Григория Цамблака. XVI в. Син. № 384.

61. Сборник, включающий Слова свт. Фотия. Кон. XV в. Син. № 682.

62. Сборник отеческий. XV в. Син. № 489.

63. Сборник поучений на воскресные и праздничные дни. XVI в. Син. № 76.

64. Слова свт. Афанасия Александрийского. XV в. Син. № 20.

65. Служебник. Кон. XIV — нач. XV в. Син. № 601.

66. Служебник. 1400 г. Син. № 600.

67. Служебник прп. Сергия Радонежского. XIV в. Син. № 952.

68. Тактикой прп. Никона Черногорца. Нач. XV в. Син. № 189.

69. Тактикой прп. Никона Черногорца. XV в. Син. .№ 232.

70. Творения прп. Григория Синаита. XV в. Син. № 923.

71. Творения прпп. Симеона Нового Богослова и Петра Дамаскина. XV в. Син. № 950.

72. Толкование Олимпиодора на Книгу Иова. 1412 г. Син. № 202.

73. Толковое Евангелие. XV в. Син. № 73.

74. Толковый Апостол. XV в. Син. № 18.

75. Требник. 1481 г. Син. № 326.

76. Требник. XV в. Син. № 268.

77. Устав. 1398 г. Син. № 333.

78. Устав. Кон. XIV в. Син. №328.

79. Устав. Кон. XIV в. Син. № 329. 79'. Устав. 1438 г. Син. № 331.

80. Шестоднев Иоанна, экзарха Болгарского. XIII в. Син. № 345.

81. Шестоднев Иоанна, экзарха Болгарского. XIV в. Син. № 35; Устав. 1456 г. 31.6.8.

Основное собрание императорской Публичной библиотеки (Отдел рукописей Российской национальной библиотеки, г. Санкт-Петербург)

82. Апостол. XIII-XIV вв. F. п. I. 22.

83. Апостол. 2-я пол. XIV в. Q. п. I. 5.

84. Апостол. XV в. F.I. 56.

85. Браиловская Кормчая. XVII в. F. II. 81.

86. Диоптра прп. Филиппа Пустынника. XV в. F. п. I. 43.

87. Евангелие. Кон. XV в. F. 1.14.

88. Евангелие. XV в. Q. п. I. 2.

89. Евангелие. XV в. Q. п. I. 4.

90. Евангелие учительное. XV в. F. I. 98.

91. Изборник. XV в. Q. I. 208.

92. Измарагд. XV-XVI вв. F. I. 209.

93. Лестница. 1419 г. Q. п. I. 17.

94. Маргарит свт. Иоанна Златоуста. 2-я пол. XIV в. F. I. 197.

95. Огласительные поучения свт. Кирилла Иерусалимского и Слова митр. Григория Цамблака. Нач. XVII в. Q. I. 222.

96. Пандекты прп. Никона Черногорца. XV в. F. I. 210.

97. Пандекты прп. Никона Черногорца. XV в. Q. I. 203.

98. Паренесис прп. Ефрема Сирина. Нач. XV в. F. I. 202.

99. Переславское Евангелие. 1389—1425 гг. F. п. I. 21.

100. Поучения аввы Дорофея. Кон. XIV — нач. XV в. F. п. I. 42.

101. Поучения прп. Исаака Сирина. 1416 г. Q. I. 207.

102. Пролог. XIV в. F.n. I. 47.

103. Пролог. 1431-1434 гг. F. п. I. 43.

104. Псалтирь. XIV в. F.n. I. 2.

105. Псалтирь. 2-я пол. XIV в. F. п. I. 1.

106. Псалтирь. XIV в. F.n. I. 4.

107. Псалтирь. XV в. Q. п. I. 10.

108. Псалтирь. XV в. Q. I. 89; Рязанская Кормчая. 1284 г. F. п. II. 1.

109. Сборник. XVI в. F. I. 251.

110. Сборник. XVI в. F. I. 243.

111. Сборник. XVI в. F. I. 224.

112. Сборники, содержащие Слова митр. Григория Цамблака. XVI в. F. I. 242; F. I.261.

113. Сборник Слов и апокрифов. XIII в. F. п. I. 39.

114. Сборник толкований на Священное Писание и творения св. отцов. XIII в. Q. п. 1.18.

115. Следованная Псалтирь. XV в. F. п. I. 28.

116. Следованная Псалтирь. XV в. Q. I. 89.

117. Следованная Псалтирь. Кон. XV в. Q. I. 88.

118. Слова митр. Григория Цамблака. XVI в. F. I. 250.; Слова митр. Григория Цамблака. Нач. XVII в. Q. I. 225.

119. Слова постнические прп. Исаака Сирина. 1416 г. Q. I. 207.

120. Слова свт. Василия Великого. 2-я пол. XV в. F. I. 199.

121. Слова свт. Григория Богослова с толкованиями. XV в. F. I. 195.

122. Тактикой прп. Никона Черногорца. XV в. F. I. 200.

123. Тактикой прп. Никона Черногорца. XV в. F. I. 192.

124. Тактикой прп. Никона Черногорца. 1397 г. F. п. I. 41.

125. Толковое Евангелие. 1434 г. F. I. 73.

126. Торжественник. 1-я треть XVI в. F. I. 257.

127. Устав. 1412 г. F. п. I. 25.

128. Устав. XV в. F.n. I. 27.

129. Часослов. XIV в. Q.n. I. 8.

130. Четья Минея на июнь. Кон. XVI — нач. XVII в. F. I. 294; Кормчая. 1615 г. № 51 С.

Собрание Кирилла-Белозерского монастыря (Государственный Исторический музей, г. Москва; Государственный Русский музей, г. Санкт-Петербург; Историко-художественный музей-заповедник, г. Кириллов; Отдел рукописей Российской национальной библиотеки, г. Санкт-Петербург)

131. Апостол. Нач. XV в. ГРМ. Др. гр. № 20.

132. Евангелие. Нач. XV в. ГРМ. Др. гр. № 9.

133. Евангелие. Нач. XV в. ГРМ. Др. гр. № 12.

134. Евангелие. Нач. XV в. ГРМ. Др. гр. № 13.

135. Евангелие. Нач. XV в. К.-Б. ИХМЗ. № 402.

136. Евангелие Христофора. 1416-1417 гг. ГРМ. Бк. 3268.

137. Ефросиновский сборник. XV в. РНБ. К.-Б. № 9/1086.

138. Канонник. 1407 г. ГРМ. Др. гр. № 15.

139. Канонник. 1423 г. ГРМ. Др. гр. № 14.

140. Канонник. 1424 г. ГИМ. Муз. № 3771.

141. Лествица. 1422 г. РНБ. К.-Б. XI.

142. Псалтирь. 1424 г. ГРМ. Др. гр. 17.

143. Сборник. Нач. XV в. РНБ. К.-Б. XII.

144. Сборник. 1-я четв. XV в. РНБ. К.-Б. № 3/1083.

145. Сборник монашеских правил. 1-я треть XV в. РНБ. К.-Б. XIII.

146. Сборник прп. Кирилла Белозерского. К.-Б. ИХМЗ. № 403.

Собрание Макария, митрополита Московского и Коломенского (Отдел рукописей Центральной научной библиотеки Национальной Академии наук Украины, г. Киев)

147. Сборник. XVI в. П. 4/Аа 176.

148. Сборник. XVII в. П. 28/Аа 106.

149. Сборник. Ок. 1700 г. П. 25/Аа 118.

150. Сборник. 1-я пол. XVII в. П. 29/Аа 154.

151. Сборник. 1-я пол. XVII в. П. 30/Аа 155.

152. Сборник. XVII в. П. 36/Аа 146.

153. Сборник. XVII в. П. 37/Аа 107.

154. Сборник. XVI в. П. 37/Аа 108.

155. Сборник. XVI в. П. 42/Аа 112.

156. Сборник. XVI в. П. 43/Аа 142.

157. Сборник. XVI и XIX в. П. 40/Аа 168.

Собрание Московского исторического общества (Отдел рукописей Российской государственной библиотеки, г. Москва)

158. Лествица. Нач. XV в. Собр. ОИДР. № 126.

159. Псалтирь. Кон. XIV в. Собр. ОИДР. № 167.

160. Толкование на Песнь Песней. XIII в. Собр. ОИДР. № 171.

Собрание московского Успенского собора (Отдел рукописей Государственного Исторического музея, г. Москва)

161. Великие Минеи Четьи митрополита Макария. XVI в. Син. № 986—997; Кормчая. Кон. XVI в. Усп. 21/1072 бум.

162. Устав Саввина монастыря. XV в. Усп. 5 перг.

Собрание Московской Духовной Академии (Отдел рукописей Российской национальной библиотеки, г. Москва; Российский государственный архив древних актов, г. Москва)

163. Кормчая. 1-я пол. XVI в. РГАДА. PC. On. I. № 552.

164. Лествица. 1387 г. РГБ. Собр. МДА. Фунд. № 152.

165. Поучения прп. Феодора Студита. XIV в. РГБ. Собр. МДА. Фунд. №32; Псалтирь. 1-я четв. XV в. МДА. Фунд. № 142.

Собрание Н. П. Румянцева (Отдел рукописей Российской государственной библиотеки, г. Москва)

166. Беседы свт. Григория Богослова. XV в. Рум. № 85.

167. Выписки исторические. XIX в. Рум. № 39.

168. Евангелие. XIV в. Рум. №117.

169. Евангелия. XV в. Рум. № 120-126.

170. Житие свт. Иоанна Златоуста. XV в. Рум. № 150.

171. Зарайское Евангелие. 1401 г. Рум. № 118.

172. Златоуст. 1555 г. Рум. № 182.

173. Златоуст. XVI в. Рум. № 180.

174. Измарагд. XIV в. Рум. № 186.

175. Книги 16 пророков с толкованиями. Кон. XV — нач. XVI в. Рум. № 31.

176. Кормчая. XV-XVI вв. Рум. № 231.

177. Кормчая. Поел. треть XV в. Рум. № 232.

178. Кормчая. XVI в. Рум. № 233.

179. Кормчая. XVI в. Рум. № 234.

180. Кормчая. Нач. XVII в. Рум. № 235.

181. Кормчая. 1620 г. Рум. № 238.

182. Лествица. XIII в. Рум. № 199.

183. Лествица. 1431 г. Рум. № 200.

184. Минея служебная на январь. 1441 г. Рум. № 273.

185. Поучения прп. Исаака Сирина. XV в. Рум. № 188.

186. Пролог. Нач. XIV в. Рум. № 319.

187. Пролог. XV-XVI вв. Рум. № 321.

188. Пролог. XVI в. Рум. № 322.

189. «Просветитель» прп. Иосифа Волоцкого и митрополичьи грамоты в Псков. XVI в. Рум. № 204.

190. Псалтирь. 2-я пол. XIV в. Рум. № 327.

191. Псалтирь. 1-я пол. XV в. Рум. № 328.

192. Пятикнижие. 2-я пол. XV в. Рум. № 27.

193. Сборник. XIV-XV вв. Рум. №357.

194. Сборник. Кон. XV — нач. XVI в. Рум. № 358.

195. Сборник. XVI в. Рум. № 260.

196. Сборник житий. XVI в. Рум. № 153.

197. Слова отцов Церкви от недели мытаря и фарисея. XV в. 1419 г. Рум. № 406.

198. Служебник. XIV в. Рум. № 398.

199. Служебник. XIV в. Рум. № 399.

200. Творения an. Дионисия Ареопагита с толкованиями прп. Максима Исповедника. XV в. Рум. № 93.

201. Толковый Апокалипсис. XIV в. Рум. № 8.

202. Торжественник. XVIII в. Рум. № 437.

203. Устав церковный Иерусалимский. 1428 г. Рум. № 445.

204. Устюжская Кормчая. XIII-XIV вв. Рум. № 230.

205. Хождение an. Иоанна Богослова с дополнениями. 1419 г. Рум. № 451.

206. Холмское Евангелие. XIV в. Рум. № 106, 113; Кормчая. 1-я пол. XVI в. Рогож. № 256.

Собрание И. Н. Царского (Отдел рукописей Государственного Исторического музея, г. Москва)

207. Диоптра прп. Филиппа Пустынника. 1426 г. Увар. 369—4.

208. Измарагд. XV-XVI вв. Увар. 252-1.

209. Кормчая. XIII в. Увар. 124-1.

210. Лаптевская Кормчая. Сер. XV в. Увар. 205—1.

211. Лествица. XV в. Увар. 447-4.

212. Пандекты. Нач. XVI в. Увар. 130-1.

213. Пандекты. Нач. XVI в. Увар. 198-1.

214. Пандекты. XVI в. Увар. 137-1.

215. Паренесис прп. Ефрема Сирина. XIV в. Увар. 273—1.

216. Патерик Египетский и сборник. Сер. XIV в. Увар. 510—4.

217. Поучения аввы Дорофея. XIV в. Увар. 373-4; 374-4.

218. Пролог. Кон. XIV в. Увар. 96-1.

219. Пролог. XIV в. Увар. 325-1.

220. Пролог. XIV в. Увар. 326-1.

221. Сборник. 2-я пол. XIV в. Увар. 249-4; Сборник. XVI в. Увар. 111-1.

222. Сборник житий. XVII в. Увар. 100-1.

223. Тактикой. XVI в. Увар. 138—1.

224. Тактикой и Пандекты прп. Никона Черногорца. Нач. XVI в. Увар. 127-1.

225. Толковый Апокалипсис. Кон. XIV в. Увар. 81—1.

Собрание Синодальной типографии (Российский государственный архив древних актов, г. Москва)

226. Паремийник. 1314 г. Син. тип. 61; Сильвестровский сборник. 2-я пол. XIV в. Ф. 381. № 53.

ПЕЧАТНЫЕ ИЗДАНИЯ [493]

227. Абрамов Н. О введении христианства у березовских остяков // ЖМНМ. 1851. Ч. 72. № 12. Отд. V. С. 1-22.

228. Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комис-сиею. СПб., 1841-1842. 5т.

229. Акты, относящиеся до юридического быта древней России, изданные Археографическою комиссиею / Под ред. Н. Калачева. СПб., 1857— 1884. 3 т.

230. Акты, относящиеся к истории Западной России, собранные и изданные Археографическою комиссиею. СПб., 1846—1853. 5 т.

231. Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России, собранные и изданные Археографическою комиссиею. СПб., 1863—1892. 15 т.

232. Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею Академии наук. СПб., 1836. 4 т.

233. Акты юридические, или собрание форм старинного делопроизводства, изданные Археографическою комиссиею. СПб., 1838.

234. Амвросий (Орнатский), еп. История российской иерархии. М., 1807—1815. 7 т. То же. 2-е изд., испр. Киев, 1827. Т. 1.

235. Амфилохий (Сергиевский), архиеп. Описание рукописей Воскресенского монастыря // Изв. ОРЯС. 1858. Т. 7. Отд. В. С. 257-288; 1859/1860. Т. 8. Отд. В. С. 89-112,186-202.

236. Арцыбашев Н. С. Повествование о России. М., 1838—1843. 3 т.

237. Беляев И. Д. О монгольских чиновниках на Руси, упоминаемых в ханских ярлыках II Архив историко-юридических сведений, относящихся до России / Изд. Н. В. Калачев. М., 1850. Кн. 1. Отд. 1. С. 97-110.

238. Бодянский О. М. О поисках моих в Познанской публичной библиотеке // Чтения в ОИДР. 1846. Кн. 1. Отд. 1. С. 1-45.

239. Буслаев Ф. И. Историческая хрестоматия церковнославянского и древнерусского языков. М.,1861.

240. В лето 1416 о Григории Цамблаке послание грамоты всех епископов литовских // Древняя российская вивлиофика. 2-е изд. М., 1790. Ч. 14. С. 122-128.

241. Варлаам, архим. Обозрение рукописей собственной библиотеки преподобного Кирилла Белозерского // Чтения в ОИДР. 1860. Кн. 2. Отд. 3. С. 1-69.

242. Варлаам, архим. Описание историке-археологическое древностей и редких вещей, находящихся в Кирилле-Белозерском монастыре // Там же. 1859. Кн. 3. Отд. 1. С. 1-104.

243. Варлаам, архим. Описание сборника XV столетия Кирилле-Белозерского монастыря: Приложение к описанию // Учен. зап. ОРЯС. 1859. Кн. 5. Отд. 3. С. 1-66.

244. Василий Великий, сет. Беседа на святых четыредесят мученик // Творения святых отцов в русском переводе с прибавлением духовного содержания. М., 1846. Т. 8. Ч. 4. С. 295-308.

245. Вкладная запись Григория Дружиловича на пять крестьян и хлебную ругу для витебского Богородицкого монастыря 1406 г., октября 9 // Вестник Юго-Западной и Западной России / Изд. К. Говорский. Киев, 1862. Т. 1. Отд. 1. С. 140-146.

246. Востоков А. X. Описание русских и словенских рукописей Румянцев-ского музеума. СПб., 1842.

247. Голос в защиту предания о святом Василии I, епископе Рязанском // Чтения в ОИДР. 1859. Кн. 3. Отд. 1. С. 147-160.

248. Горский А. В. Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы лавры. 3-е изд. М., 1857.

249. Горский А. В. Кирилл II, митрополит Киевский и всея России // Прибавления к изданию творений святых отцов в русском переводе. М., 1843. Ч. 1. С. 415-432.

250. Горский А. В. О древних Словах на святую Четыредесятницу // Там же. 1858. Ч. 17. С. 34-64.

251. Горский А. В. Святой Алексий, митрополит Киевский и всея России // Там же. 1854. Ч. 6. С. 89-128.

252. Горский А. В. Святой Киприан, митрополит Киевский и всея Руси // Там же. 1848. Ч. 6. С. 295-369.

253. Горский А. В. Святой Петр, митрополит Киевский, и его исповедание веры // Там же. 1844. Ч. 2. С. 73-84.

254. Горский А. В., Невоструев К. И. Описание славянских рукописей Мо­сковской Синодальной библиотеки. М., 1855—1917. 3 отд.
Отд. 1: Священное Писание. М., 1855.
Отд. 2: Писания святых отцов. М., 1858—1862. 3 т.
Т. 1: Толкования Священного Писания. М., 1858.
Т. 2: Писания догматические и духовно-нравственные. М., 1859.
Т. 3: Разные богословские сочинения. (Прибавление). М., 1862.

255. Григорович В. И. Протоколы Константинопольского патриархата XIV столетия. СПб., 1847. [Оттиск из ЖМНМ. 1847. Ч. 54. № 6. Отд. 2. С. 131-164].

256. Григорьев В. В. О достоверности ярлыков, данных ханами Золотой Орды русскому духовенству: Историко-филол. исслед. М., 1842.

257. Два поучения о постах // Православный собеседник. 1859. Ч. 3. С. 444-455.

258. Диев М. Историческое описание костромского Ипатьевского монасты­ря. М.,1858.

259. Димитрий (Туптало), сет., митр. Ростовский. Жития святых (Четьи Минеи).

260. Доброхотов В. И. Памятники древности во Владимире Кляземском. Соборы: кафедральный Успенский и бывший придворным великого князя Всеволода — Дмитриевский. М., 1849.

261. Долгоруков П. В. Российская родословная книга. СПб., 1840—1841. 4 кн. То же. СПб., 1854-1857. 4 кн.

262. Дополнения к Актам историческим, собранным и изданным Археогра­фическою комиссиею. СПб., 1846—1875.12т.

263. Досифей, архим. Географическое, историческое и статистическое опи­сание ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря. М., 1836.

264. Древнерусские поучения и послания к инокам о монашеской жизни / Публ. и прим. К. Невоструева // Материалы для истории Русской Церкви. Харьков, 1862. Т. 1. С. 104-195.

265. Древности Российского государства. М., 1849—1853. 6 отд. 17 т.

266. Дубенский Д. Предисловие [к изд. памятников древнего русского права по харатейному списку имп. Московского общества истории и древно­стей российских] // Русские достопамятности/ ОИДР. М., 1843. Ч. 2. С. I-XV.

267. Евгений (Болховитинов), митр. История княжества Псковского с присовокуплением плана города Пскова. Киев, 1831. 4 ч.

268. Евгений (Болховитинов), митр. Описание Киево-Печерской лавры с присовокуплением русских грамот и выписок, объясняющих оное, также планов лавры и обеих пещер. 2-е изд., испр. и доп. Киев, 1831.

269. Евгений (Болховитинов), митр. Описание Киево-Софийского собора и киевской иерархии. Киев, 1825.

270. Евгений (Болховитинов), митр. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской Церкви. 2-е изд., испр. и доп. СПб., 1827. 2 т.

271. Евфимий, монах. Оглавление Четьих Миней Всероссийского митрополита Макария, хранящихся в московском Успенском соборе / Вступл. В. Ундольского // Чтения в ОИДР. 1847. Кн. 4. Отд. 4. С. I-VI, 1-78.

272. Елагин Н. В. Первые христианские мученики в Литве // ЖМНМ. 1843. Ч. 38. № 6. Отд. 2. С. 113-129.

273. Жалованная грамота полоцкого князя Ярослава Изяславовича полоцкому Борисоглебскому монастырю на мельницу, на реке Бельчице 1396 г. II Вестник Юго-Западной и Западной России / Изд. К. Говорский. 1862. Год 1-й. Т. 1. Отд. 1. С. 122-123.

274. Житие преподобного Арсения Коневского и служба ему. СПб., 1820.

275. Житие преподобного Димитрия Прилуцкого // Материалы для истории Русской Церкви. Харьков, 1863. Т. 2. С. 51—77 .

276. Житие преподобного Михаила Клопского // Памятники старинной русской литературы / Изд. Г. Кушелев-Безбородко; Под ред. Н. Костомарова. СПб., 1862. Вып. 4. С. 36-51 /

277. Житие преподобного Пахомия, Нерехтского чудотворца // Христианское чтение. 1858. Ч. 1. С. 413-428.

278. Житие святого Арсения Тверского.

279. Житие святого Евфимия, архиепископа Новгородского // Памятники старинной русской литературы / Изд. Г. Кушелев-Безбородко; Под ред. Н. Костомарова. СПб., 1862. Вып. 4. С. 16—26.

280. Житие святого Ионы, архиепископа Новгородского // Там же. С. 27—35.

281. Житие святого Исаии, епископа Ростовского // Православный собеседник. 1858. Ч. 1. С. 432-439.

282. Житие святого Леонтия, епископа Ростовского // Там же. С. 297— 318.

283. Житие Стефана, епископа Пермского // Памятники старинной русской литературы / Изд. Г. Кушелев-Безбородко; Под. ред. Н. Костомарова. СПб., 1862. Вып. 4. С. 119-171.

284. Зиновий (Отенский). Истины показание к вопросившим о новом учении. Казань, 1863.

285. Зубрицкий Д. И. Критике-историческая повесть временных лет Червонной, или Галицкой, Руси / Пер. с польск. и предисл. О. Бодянского. М., 1845.

286. Иванчин- Писарев Н. Д. Прогулка по древнему Коломенскому уезду. М., 1843.

287. Иванчин-Писарев Н. Д. Еще несколько воспоминаний о коломенском пути и самом городе. [В доп. к соч. «Прогулка...»] М., 1845.

288. Иловайский Д. И. История Рязанского княжества. М., 1858.

289. Иоанн Дамаскин, прп. Слово на преславное Преображение Господа нашего Иисуса Христа // Христианское чтение. 1842. Ч. 3. Отд. 1. С. 166-205.

290. Иоанн Златоуст, сет. Беседа на усекновение главы святого Иоанна Крестителя // Там же. 1837. Ч. 3. Отд. 1. С. 136-149.

291. Иоанн Златоуст, сет. Беседа о предательстве Иуды, о Пасхе, о приобщении Тайн и о забвении обид, говоренная во святой и Великий Четверток // Там же. 1824. Ч. 14. Отд. 1. С. 3-29.

292. Иоасаф (Гапонов), иером. О святых иконах, особенно чтимых, находящихся во Владимирской епархии. Владимир, 1859.

293. Иосиф Волоцкий (Санин), прп. Отвещание и сказание о святых отцех, бывших в рустех монастырех // Чтения в ОИДР. 1847. Кн. 7. Отд. 4. С. 1-16.

294. Иосиф Волоцкий (Санин), прп. Просветитель, или обличение ереси жидовствующих. Казань, 1857.

295. Исторический список епископов и потом патриархов святой и великой Церкви Христовой, находящейся в Константинополе // Христианское чтение. 1843. Ч. 1. Отд. 3. С. 290-315, 401-453; 4.2. Отд. 2. С. 538-553; Ч. 3. Отд. 2. С. 278-292; Ч. 4. Отд. 2. С. 412-436.

296. Калайдович К. Ф. Историческое и топографическое описание мужеского общежительного монастыря св. чудотворца Николая, что на Пешноше, с присовокуплением устава его и чиноположения. М., 1837.

297. Калайдович К. Ф., Строев П. М. Обстоятельное описание славянороссийских рукописей, хранящихся в Москве, в библиотеке... графа Ф. А. Толстова. М., 1825. Первое прибавление / Изд. П. Строев. СПб., 1825. Второе прибавление / Изд. П. Строев. СПб., 1827.

298. Калачев Н. В. «Мерило праведное» // Архив историке-юридических сведений, относящихся до России / Изд. Н. В. Калачев. М., 1850. Кн. 1. Отд. 3. С. 28-40.

299. Калачев Н. В. О значении Кормчей в системе древнего русского права // Чтения в ОИДР. 1847. Кн. 3. Отд. 1. С. 1-128.

300. Калачев Н. В. Приложения к статье «О значении Кормчей в системе древнего русского права» // Там же. 1847. Кн. 4. Отд. 1. С. 1—80.

301. Карамзин Н. М. История государства Российского. 2-е изд. СПб., 1818-1829.12 т.

302. Карамзин Н. М. История государства Российского: В 3-х кн., заключающих в себе 12 т. с полными прим. / Изд. И. Эйнерлиг. 5-е изд. СПб., 1842-1843. 3 кн.

303. Карамзин Н. М. История государства Российского. 6-е изд. СПб., 1851-1853.12 т.

304. Келейные правила инокам по списку XIII—XIV в. («Завет мнихом уным в кельи житье») // Материалы для истории Русской Церкви. Харьков, 1862. Т. 1. С. 23-26; 156-161.

305. Кирилл Философ. Слово на Собор архистратига Михаила // Чтения в ОИДР. М., 1847. Кн. 8. Отд. 4. С. 1-21.

306. Клеванов А. С. История Юго-Западной Руси от ее начала до половины XIV в. М., 1849.

307. Книга правил святых апостол, святых Соборов Вселенских и Поместных и святых отец.

308. Книга степенная царского родословия, содержащая историю российскую с начала оныя до времен государя царя и великого князя Иоанна Васильевича / Сочинена трудами митр. Киприана и митр. Макария; Напечатана под смотрением Герарда Фридерика Миллера. М., 1775. 2ч.

309. Кормчая книга. 2 ч.

310. Кормчая книга напечатана при царе Алексее Михайловиче (Номоканон печатный). М., 1650.

311. Коцебу А. Ф. Свидригайло, великий князь литовский, или Дополнение к историям литовской, российской, польской и прусской. СПб., 1835.

312. Куприянов И. К. Обозрение пергаменных рукописей Новгородской Софийской библиотеки // Изв. ОРЯС. СПб., 1858. Т. 6. Отд. В. С. 34-66, 276-320.

313. Летописец русской от пришествия Рурика до кончины царя Иоанна Васильевича / Изд. Н. Львов. СПб., 1792. 5 ч.

314. Летописец, содержащий в себе российскую историю от 6360/852 до 7106/1598 г. (Архангелогородский летописец). М., 1781.

315. [Л(инденблатт) П. П.]. Описание Киево-Софийского кафедрального собора Рукопись. Изд. Киев, 1882.

316. Литва в отношении к России и Польше // Вестник Юго-Западной и Западной России / Изд. К. Говорский. 1862. Т. 1. Отд. 2. Кн. 1—3. С. 1-16, 17-32, 114-135; Т. 2. Отд. 2. Кн. 4-6. С. 177-189, 203-219, 241-260.

317. Макарий. архивп. Памятники церковных древностей в Нижегородской губернии II Зап. имп. Археолог, общества. СПб., 1857. Т. 10. С. 1— 514.

318. Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. СПб., 1857— 1866. Т. 1-4.

319. Макарий (Булгаков), митр. О Григории Цамблаке, митрополите Киевском, как писателе // Изв. ОРЯС. 1858. Т. 6. Отд. В. С. 98-153.

320. Макарий (Булгаков), митр. О первоначальном составе славянской Кормчей книги // Христианское чтение. 1851. Ч. 1. С. 535—560.

321. Макарий (Булгаков), митр. О сочинениях митрополита Киевского Кирилла II // Изв. ОРЯС. 1859/1860. Т. 8. Отд. В. С. 161-185.

322. Макарий (Булгаков), митр. Святой Кирилл, епископ Туровский // Там же. 1856. Т. 5. Отд. 4. С. 225-263.

323. Макарий (Миролюбов), архиеп. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. 2 ч.

324. Макарий (Миролюбов), архиеп. Древние кресты в Новгороде, поставленные на поклонение // Зап. имп. Археолог, общества. 1861. Т. 2. Вып. 2. С. 84-102.

325. Марко Поло. Путешествия венецианца Марка Поло... с доп. и попр. К. Ф. Неймана / Пер. с нем. А. Н. Шемякина // Чтения в ОИДР. 1861. Кн. 3. Отд. 4. С. 1-26. Кн. 4. Отд. 4. С. 28-100; 1862. Кн. 1. Отд. 4. С. 101-212. Кн. 2. Отд. 4. С. 215-348. Кн. 3. Отд. 4. С. 349-414. Кн. 4. Отд. 4. С. 415-524.

326. Минея служебная.

327. Михайлов М. Подробная история северного края Вологодской губернии, заселенного зырянскими племенами // Вологодские губернские ведомости. 1850. № 1-14,16,17,19-22, 25-28, 30, 32, 34, 35, 38-42, 44-46, 49, 50, 52.

328. Муравьев А. Н. Жития святых Российской Церкви, также иверских и славянских. СПб., 1855—1858. 12 т.

329. Неволин К. А. О пространстве церковного суда в России до Петра Великого II Неволин К. А. Поли. собр. соч. СПб., 1859. 6 т. Т. 6. Отд. IV. С. 251-389.

330. Невоструев К. И. Вновь открытое поучительное послание святого Алексия, митрополита Московского и всея России // Душеполезное чтение. 1861. Ч. 1. С. 449-467.

331. Новые поучения Серапиона, епископа Владимирского // Православный собеседник. 1858. Ч. 2. С. 472-484.

332. Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа сега ново проведенный от славенскаго на болгарский язык от Неофита иеромонаха П. П. Рылца и с прилежанием. Смирна, 1840.

333. О книгах истинных и ложных, по двум спискам // Материалы для истории Русской Церкви. Харьков, 1862. Т. 1. С. 37—43 \

334. Обозрение Киева в отношении к древностям, изданное по высочайшему соизволению киевским гражданским губернатором Иваном Фундукле-ем. Киев, 1847.

335. Описание ростовского ставропигиального первоклассного Спасо-Яковлевского Дмитриева монастыря и приписного к нему Спасского, что на Песках. СПб., 1849.

336. Остромирово Евангелие 1056—1057 г. / С прил. текста Евангелий и граммат. объясн. А. X. Востокова. СПб., 1843').

337. Остроумов И. Н. История Флорентийского Собора. (Магистерск. дис., переработ, проф. А. В. Горским). М., 1847.

338. Паисий (Ярославов). Сказание о Спасо-Каменном монастыре // Православный собеседник. 1861. Ч. 1. С. 197— 216t).

339. Палаузов С. Н. Румынские господарства Валахия и Молдавия в исто-рико-политическом отношении. СПб., 1859.

340. Памятники древней русской словесности / Изд. И. Куприянов // ЖМНМ. 1854. Ч. 84. № 12. Отд. 2. С. 177-190.

341. Памятники древней русской словесности: Слова и поучения / Публ. и прим. М. П. Погодина // Москвитянин. 1851. Ч. 2. № 6. Кн. 2. С. 119-134.

342. Памятники отреченной русской литературы / Собр. и изд. Н. Тихонра-вов. М„ 1863. 2 т.

343. Пассек В. В. Историческое описание московского Симонова монастыря. М.,1843.

344. Пискарев Л. И. Собрание надписей на памятниках рязанской старины // Зап. имп. Археолог, общества. 1856. Т. 8. С. 271—324.

345. Поведание о побоище великого князя Димитрия Ивановича Донского / Изд. И. Снегирев // Русский исторический сборник. М., 1838. Т. 3. Кн. 1. С. 1-18.

346. Повесть о водворении христианства в Муроме (по рукописи Румянцев-ского музея № 364) // Памятники старинной русской литературы / Изд. Г. Кушелев-Безбородко; Под ред. Н. Костомарова. СПб., 1860. Вып. 1. С. 229-240.

347. Повесть о чюдеси Пречистыя Богородицы, о граде Муроме и о епископе его, како прииде на Рязань // Летописи русской литературы и древностей / Изд. Н. Тихонравов. М., 1859. Т. 2. Кн. 4. Отд. 3. С. 97-99.

348. Повесть Симеона Суздальского о Флорентийском Соборе («Хожение на Исидоров Собор») // Материалы для истории Русской Церкви. Харьков, 1862. Т. 1. С. 60-76.

349. Погодин М. П. Следы глаголических букв в Новгороде в нач. XI в. // Москвитянин. М., 1843. Ч. 4. № 7. С. 103-105.

350. Полевой Н. А. История русского народа. М., 1829—1833. 6 т.

351. Полное собрание русских летописей / Изд. Археограф, комиссией). СПб., 1841— [продолжающееся издание].
Т. 1: Лаврентиевская и Троицкая летописи. СПб., 1846 .
Т. 2: Ипатиевская и Густынская летописи. СПб., 1843.
Т. 3: Новгородские летописи. СПб., 1841.
Т. 4: Новгородские и Псковские летописи. СПб., 1848 .
Т. 5: Псковские и Софийские летописи. СПб., 1851.
Т. 6: Софийские летописи. СПб., 1853.
Т. 7: Летопись по Воскресенскому списку. СПб., 1856.
Т. 8: Продолжение летописи по Воскресенскому списку. СПб., 1859. Т. 9: Летописный сборник, именуемый Патриаршею, или Никоновскою, летописью. 1862 . Т. 15. Летописный сборник, именуемый Тверскою летописью. СПб., 1863.

352. Попов А. Н. Летописи великих князей литовских // Учен. зап. ОРЯС. 1854. Кн. 1. Отд. 3. С. 21-58.

353. Послание епископа Владимирского к сыну святого Александра Невского II Материалы для истории Русской Церкви. Харьков, 1862. Т. 1. С. 14-16.

354. Послание епископа Владимирского к сыну святого Александра Невского // Православный собеседник. 1861. Ч. 3. С. 467—472.

355. Послание Епифания к преподобному Кириллу 1413 г. / Публ. А. И. Никифорова // Там же. 1863. Ч. 3. С. 323-328 /

356. Послания Всероссийского митрополита Киприана, доселе еще не изданные / Публ. А. С. Павлова // Там же. 1860. Ч. 2. С. 75-106.

357. Поучение Петра митрополита // Памятники старинной русской литературы / Изд. Г. Кушелев-Безбородко; Под. ред. Н. Костомарова. СПб., 1862. Вып. 4. С. 186-188.

358. Поучение святителя Алексия митрополита от Апостольских деяний к христолюбивым Христианом // Прибавления к изданию творений святых отцов в русском переводе. М., 1847. Ч. 5. С. 30—39.

359. Поучение святого Петра, митрополита Киевского // Там же. 1844. Ч. 2. С. 85-90.

360. Поучения Кирилла, епископа Ростовского // Православный собеседник. 1859. Ч. 1. С. 244-258.

361. Поучения Фотия, митрополита Киевского // Там же. 1860. Ч. 2. С. 453-473. Ч. 3. С. 97-112, 222-240, 357-366, 481-500; 1861. Ч. 2. С. 181-204.

362. Правило Кирилла, митрополита Русского // Русские достопамятно-сти / ОИДР. 1815. Ч. 1. С. 104-124.

363. Православие и русская народность в Литве // Христианское чтение. 1851. Ч. 1. С. 430-497. Ч. 2. С. 174-233

364. Прение Лаврентия Зизания с игуменом Илиею // Летописи русской литературы и древностей / Изд. Н. Тихонравов. М., 1859. Т. 2. Кн. 4. Отд. 2. С. 80-100.

365. Пролог.

366. Пролог. М., 1641.

367. Путешествие Исидора митрополита на Флорентийский Собор в 1436 г. // Древняя российская вивлиофика. 2-е изд. М., 1788. Ч. 6. С. 27-70.

368. Пушкарев И. И. Описание Российской империи в историческом, географическом и статистическом отношениях. СПб., 1844—1846.1 т.: в 4 кн.

369. Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. М., 1852.

370. Родословная книга великого Российского государства великих князей от... Рюрика и до... Федора Иоанновича // Временник ОИДР. 1851. Кн. 10. Отд. 2. С. I-VIII, 1-286.

371. Роэенкампф Г. А. Обозрение Кормчей книги в ее историческом виде. М., 1829. То же. 2-е изд. с многими переменами и прибавлениями. Начатое сочинителем, изд. В. Анастасовичем. СПб., 1839.

372. Руднев Н. Рассуждение о ересях, и расколах, бывших в Русской Церкви со времени Владимира до Иоанна Грозного. М., 1838.

373. Рукописи графа А. С. Уварова / Изд. и вступ. ст. М. И. Сухомлинова. СПб., 1858. 2 т. Т. 2.

374. Русская летопись по Никонову списку. СПб., 1767—1792. 8 ч.

375. Савва (Тихомиров), архиеп. Указатель для обозрения Московской Патриаршей (ныне Синодальной) ризницы. 2-е изд., испр. и доп. М., 1858. 2 т. То же. 3-е изд., значит, доп. М., 1858. То же. 4-е изд. М., 1863.

376. Савваитов П. И. Описание вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря. СПб., 1844.

377. Сахаров И. П. Исследования о русском иконописании. СПб., 1849. 2 кн.

378. Сахаров И. П. Обозрение русской археологии // Зап. Отд-ния рус. и славян, археологии имп. Археолог, общества. 1851. Т. 1. Отд. 1. С. 1—80.

379. Сахаров И. П. Путешествия русских людей по Святой земле. СПб., 1839.2 ч.

380. Синодальное деяние 1389 года о духовном единстве России / Публ., предисл. и прим. В. Григоровича // Архив историке-юридич. сведений, относящихся до России / Изд. Н. Калачев. М., 1861. Кн. 3. Отд. 2. С. 1-20.

381. Сказание о блаженном Петре, царевиче Ордынском // Православный собеседник. 1859. Ч. 1. С. 356-376.

382. Сказания о святых Борисе и Глебе: Сильвестровский список XIV в. / Изд. И. И. Срезневский; С предисл. И. И. Срезневского. СПб., I860'.

383. Слава Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, открывшаяся в явлениях чудотворных Ее икон в России. М., 1853. 3 ч.

384. Слова преподобного отца нашего Серапиона, епископа Владимирского / Публ. архиеп. Филарета. // Прибавления к изданию творений святых отцов в русском переводе. М„ 1843. Ч. 1. С. 97-111, 193-205.

385. Слово о житии и о преставлении великого князя Димитрия Ивановича, царя русского / Изд. И. Снегирев // Русский исторический сборник. М., 1838. Т. 3. Кн. 1. С. 81-106.

386. Слово похвальное в память святого Леонтия, епископа Ростовского // Православный собеседник. 1858. Ч. 1. С. 420—431.

387. Слово святых отец, како жити крестьяном // Там же. 1859. Ч. 1. С. 128-146.

388. Смирнов С. К. Историческое описание Саввино-Сторожевского монастыря. М., 1846. То же. 2-е изд., испр. и доп. М., 1860.

389. Смирнов С. К. Преподобный Сильвестр, игумен обнорский, чудотворец // Душеполезное чтение. 1861. Ч. 3. С. 229—264.

390. Снегирев И. М. Памятники московской древности с присовокуплением очерка монументальной истории Москвы и древних видов и планов древней столицы. М., 1841.

391. Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в Государственной коллегии иностранных дел. М., 1813—1828. 5 ч.

392. Собрание древних грамот и актов городов: Вильны, Ковна, Трок — православных монастырей, церквей и по разным предметам. Вильно, 1843.2 ч.

393. Собрание путешествий к татарам и другим восточным народам в XIII, XIV и XV столетиях: 1. Плано-Карпини; 2. Аецелин / Пер. и изд. Д. Языков. СПб., 1825.

394. Содержание рукописи «Златая Цепь», принадлежащей нач. XIV в. / Сообщ. архиеп. Филаретом // Чтения в ОИДР. 1847. Кн. 2. Отд. 4. С. 45-48.

395. Соловьев С. М. История России с древнейших времен. М., 1851— 1879. 29 т.

396. Сравнительное обозрение старинных Типиков, или церковных Уставов, употреблявшихся в Русской Церкви до патриарха Никона // Православный собеседник. 1865. Ч. 1. С. 3—50.

397. Срезневский И. И. Древние памятники русского письма и языка (X— XIV вв.): Общее повременное обозрение и дополнения с палеографическими указаниями, выписками и указателями // Изв. ОРЯС. 1861— 1863. Т. 10. С. 1-36, 81-109, 161-234, 273-373, 417-583, 593-704. Указатель к обозрению // Там же. С. 705—740.

398. Срезневский И. И. Еще одно поучение Кирилла Туровского по неизданным спискам // Там же. 1855. Отд.: Исторические чтения о языке и словесности. С. 221—231.

399. Стасов В. В. Каменный крест новгородского Софийского собора // Зап. имп. Археолог, общества. 1861. Т. 3. Вып. 5. С. 423—427.

400. Стоглав [2-е изд. Казань, 1862.]

401. Строев П. М. Библиотека императорского Общества истории и древностей российских. М.,1845.

402. Строев П. М. Выходы государей, царей и великих князей Михаила Феодоровича, Алексия Михаиловича, Феодора Алексиевича, всея Ру-сии самодержцев. (С 1632 по 1682 г.). М., 1844.

403. Строев П. М. Обстоятельное описание старопечатных книг, славянских и российских, хранящихся в библиотеке тайного советника, сенатора... графа Федора Андреевича Толстова. М., 1829.

404. Строев П. М. Описание старопечатных книг славянских, находящихся в библиотеке московского первой гильдии купца и Общества истории и древностей российских благотворителя Ивана Никитича Царского. М.,1836.

405. Строев П. М. Описание старопечатных книг славянских, служащее дополнением к описаниям библиотеки графа Федора Андреевича Толстова. М., 1841.

406. Строев П. М. Рукописи славянские и российские, принадлежащие почетному гражданину и Археографической комиссии корреспонденту Ивану Никитичу Царскому. М., 1848.

407. Суд Ярослава Владимировича. Правда Русская // Русские достопамятное / ОИДР. М., 1815. Ч. 1. С. 17-58.

408. Татищев В. Н. История российская с самых древнейших времен. [М.], 1768-1784. 4 кн.

409. Толстой М. В. Древние святыни Ростова Великого. 2-е изд., испр. и доп. М., 1860.

410. Толстой М. В. Несколько слов об Успенском Дубенском монастыре, с двумя литографированными видами его // Чтения в ОИДР. 1860. Кн. 1. Отд. 1. С. 45-50.

411. Узаконения Константиновы // Русские достопамятности / ОИДР. М., 1843. Ч. 2. С. 138-200.

412. Ундольский В. Замечания для истории церковного пения в России // Чтения в ОИДР. 1847. Кн. 3. Отд. 1. С. 1-46.

413. Федоров Анания. Историческое собрание о богоспасаемом граде Суж-дале: О построении, и о именовании его, и о бывшем прежде в нем великом княжении, и о протчем к тому потребном, ради любопытных собранное из различных показаний вкратце / Подг. к печ. Я. А. Соловьев // Временник ОИДР. М., 1855. Кн. 22. Отд. 2. С. 1-212.

414. Филарет (Гумилевский), архиеп. Изыскание о проповеднике XIII столетия Владимирском архиепископе Серапионе // Прибавления к изданию творений святых отцов в русском переводе. М., 1843. Ч. 1. С. 92-111; 193-205.

415. Филарет (Гумилевский), архиеп. Исторический обзор песнопевцев и песнопения Греческой Церкви. СПб., 1860.

416. Филарет (Гумилевский), архиеп. История Русской Церкви. М., 1847-1848. 5 т. То же. 2-е изд. М., 1850-1851. 3 т.

417. Филарет (Гумилевский), архиеп. Обзор русской духовной литературы. 2-е изд. Харьков, 1859—1861. 2 кн.

418. Филарет (Гумилевский), митр. Русские святые, чтимые всею Цер-ковию или местно: Опыт описания жизни их. Чернигов, 1861—1864. 8 т. То же. 2-е изд., доп. Чернигов, 1865. 2 т. Отд. 1, 3.

419. Хондемир. История монголов. От древнейших времен до Тамерлана. Пер. с персидск. / Предисл. и прим. В. Григорьева. СПб., 1834.

420. Чертков А. Д. Описание древних русских монет. М., 1834. Прибавление 1-е. 1837. Прибавление 2-е. 1838. Прибавление 3-е. 1842.

421. Шевырев С. П. История русской словесности, преимущественно древней. М., 1846-1860. 4 ч.

422. Шевырев С. П. Поездка в Кирилле-Белозерский монастырь... в 1847 г. М., 1850. 2 ч.

423. Ярлыки, сиречь жалованные грамоты, иже давали первые цари ордынские и сущие по них вси святейшим преосвященным митрополитам Киевским и всея Руссии // Древняя российская вивлиофика. 2-е изд. М., 1788. Ч. 6. С. 10-26.

 

424. Abulghasi Bahadur Chani. Historia Mongolorum et Tataromm, nunc primum Tatarice edita. Casani: Ex Universitatis Imperialis typ., 1825. [Абульгази. Родословная тюркского племени. Соч. Абуль-Гази / Пер. Г. Саблукова. Казань, 1854.]

425. Acta Patriarchatus Constantinopolitani [1315—1402] / Ed. F. Miklosich, I. Muller. Vindob., 1860. 2 t.

426. Acta sanctorum quot quot to orbe coluntur, vel a catholicis scriptoribus celebrantur, quae ex Latinis et Graecis, aliarunque gentium antiquis monumentis collegit, digessit, notis illustravit loannes Bollandus. 1643— 1902. 60 v. 1733-1743. V. 32-36. Acta... Augusti. 61.

427. Allacci L. De Ecclesiae Occidentalis atque Orientalis perpetua consensione libri tres. Coloniae Agrippinae, 1648.

428. Bandtkie J. S. Dzieje krolestwa Polskiego. Wyd. powtome i poprawne. Wroclaw, 1820. 21.

429. Berault-Bercastel. A. H. de. Histoire de l’Eglise. Paris, 1779-1790. 24 v.

430. Binius S. Concilia generalia et provincialia Graeca et Latina quae reperiri potuerunt omnia. Item epistolae decretales & romanorum pontificum vita. Lutetiae Parisiorum, 1636. 9 t.

431. Binterim A. J. Die vorzuglichsten Denkwurdigkeiten der Christkatholischen Kirche aus den ersten, mittlem und letzten Zeiten. 7 v.

432. Corpus juris civilis quo jus universum Justinianeum comprehenditur: pandectis, ad florentinum archetypum expressis... Additae et institutionum novellarum Justiniani, Leonis & Feodorum eputomae... Coloniae Allobro-gum, 1624. 2 t. To же. Lutetiae Parisiorum, 1628. 2 t.

433. Cromerius M. Polonia, sive De origine et rebus gestis Polonorum libri XXX. Coloniae Agrippinae, 1589. To же. Kromer M. Kronika [De origine et rebus gestis Polonorum] / Na polski iezyk przebzona przez Marcina Blazowskiego. Warszawa, 1767.

434. Danitowicz J. Latopisiec Litwy i kronika Ruska: z rekopisu sbwiariskiego przepisane. Wilno, 1827.

435. Dlugosz J. Historia Polonica. Francofurti, Lipsiae, 1711—1712. 2 v.

436. Dorotheas. [Sancta generalis Horentina Synodus / ed. by Dorotheus]. Roma, [1636]. 2v.

437. Dubowicz J. Hierarchia abo 0 zwierzchnosci w Cerkwi Bozey. Lwow, 1644. 5 ks.

438. Ducas, fl. Ducae Michaelis Ducae nepotis Historia Byzantina res in imperio Graecorum gestas complectens: a loanne Palaeologo I. ad Mehemetem II. Parisiis, 1649.

439. Dupin L. E. Nouvelle bibliotheque des auteurs ecclesiastiques, contenant l'histoire de leur vie, le catalogue, la critique, et la chronologie de leurs ouvrages. 19 v.

440. Fleury Cl. Histoire eccle'siastique. Paris, 1691-1743. 36 v.

441. 441.Iohannes Chrysostomus. Opera omnia / Opera et studio Bemardi de Montfaucon. Parisiis, 1718-1738. 13 v.; To же. Venetiis, 1734-1741. 13 v.; To же. Parisiis. 1834-1839. 13 v.

442. Jaroszewicz J. Obraz Litwy pod wzgledem jej cywilizacyi, od czasow najdawniejszych do konca wieku XVIII. Wilno, 1844-1845. 3 t.

443. Joseph Bryennius. Joseph Monachou tou Bryennion ta Heurethenta. Leipzig, 1786. 3 v.

444. Kojalowicz W. Miscellanea rerum, ad Statum Ecclesiasticum in Magno Lituaniae Ducatupertinentia. Vilnae, 1650.

445. Kossow 5. Patericon abo Zyvoty ss. ojcow peczersldch. Kijow, 1635.

446. Kulczynski I. Specimen Ecclesiae Ruthenicae (cum S. sede Apostolica Romana semper unitae) ab origine susceptae fidei ad nostra usque tempora. Romae, 1733-1734. 2 t.

447. Le Beau Ch. Histoire du Bas-Empire, en commengant a Constantin le Grand. Paris. 29 v.

448. Lequlen M. Oriens christianus, in quatuor patriarchatus digestus; quo exhibentur ecclesiae, patriarchae, caeterique praesules totius Orientis. Parisiis, 1740. 3 v.

449. Narbutt Т. Dzieje starozytne narodu litewskiego. Wilno, 1835—1841. 9 v.

450. Naruszewicz A. S. Historia narodu polskiego. Z rekopisma Biblioteki Putawskiej i Jozefa hrabiego Sierakowskiego. [2-e wyd.]. Warszawa, 1803— 1824. 10 t. To же. Wyd. nowe Jana Nep. Bobrowicza. Lipsk, 1836-1837. 10 t.

451. Rinaldi 0. Annales ecclesiastici ab anno quo definit Card. Caes. Baronius. 1198, usque ad annum 1565 continuati. 2 d ed. Cololniae Agrippinae, 1691-1727.13 v.

452. Ruysbroek W. van. Voyage remarquable de Guillaume de Rubruquis, envoile en ambassade par le roi Louis IX en differentes parties de Г Orient / Tr. de l'anglois par le s-r. de Bergeron. La Haye, 1735.

453. Saint-Martin A. J. Histoire d'Armenie par le patriarche Jean VI, dit Jean Catholicos / Traduite de l'armenien en fran^ais par M. J. Saint-Martin. Paris, 1841.

454. Stebelski I. Dwa wielkie swiatta na horyzoncie Potockim z cieniow zakonnych powstajace. Wilno, 1781—1783. 3 t.

455. Stryikowski M. Kronika polska, litewska, zmodzka i wszystkiej Rusi. Warszawa, 1846. 2 t.

456. Syropoulos S. Vera historia unionis non verae inter Graecos et Latinos, sive Concilii florentini exactissima narratio. Hagae-Comitis: Ex typographiae AdrianiVlacqi, MDCLX [1660].

457. Tolstoy D. Le Catholicisme Romain en Russie. Paris, 1863. 2 t.

458. Turgenev A. I. Historica Russiae monumenta, ex antiquis exterarum gentium archivis et bibliothecis deprompta. Petropoli, 1841—1842.

459. Voigt J. Geschichte Preussens, von den altesten Zeiten bis zum Untergange der Herrschart des deutschen Ordens. Konigsberg, 1827—1839. 9 t.

460. Wessenberg I. H. K. Die groBen Kirchenversammlungen des 15. und 16. Janrhunderts in Beziehung auf Kirchenverbesserung geschichtlich und kritisch dargestellt mit einleitender Ubersicht der fruhem Kirchengeschichte. Constanz, 1840. 4 bd.


 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 82; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты