КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Кулылура и быт в XVI векеОсновные даты и события: 1532 г. - церковь Вознесения в Коломенском; 1555-1560 ГГ. - строительство Покровского собора на Красной площади в Москве; 1564 Г.- напечатана первая русская датированная книга «Апостол». Исторические деятели:Барма и Постник; Федор Конь; Дионисий; Иван Федоров и Петр Мстиславец; Макарий; Иван Пересветов; Plндрей КурбскиЙ. Основные термины и понятия:шатровый стиль; книгопечатание; публицистика. План ответа: 1) Москва - центр русской кулылуры; 2) архитектура; 3) живопись; 4) просвещение; 5) начало книгопечатания; 6) литература; 7) общественная мысль; 8) изменения в быту. Материал к ответу:Завершение формирования единого Российскщо государства потребовало от власти придания Москве как столице, соответствующего облика. Это проявил ось, в частности, в каменном строительстве. Лучшие мастера со всех концов страны переселялись в Москву. Появились специальные государственные структуры, занимавшиеся организацией строительства в столице - Городовой приказ и Приказ каменных дел. Кремлю был придан статус государственной реЗИденции. Из него были выведены частные дома бояр и крупных чиновников, а вместо них размешены иностранные посольства, приказы и другие государственные учреждения. Особенно ярко достоинства архитектуры XVI в. проявились В строительстве церквей. Одним из наиболее выдающихся памятников этого времени стала церковь Вознесения в подмосковном селе Коломенском, построенная в 1532 г. в честь рождения у Василия IIIсына Ивана. Другим шедевром архитектуры этой поры стал Покровский собор на Красной площади, созданный в 1555-1560 П. известными мастерами Бармой и Постником. Он был посвящен взятию русскими войсками Казани. Необходимость укрепления границ единого государства требовала возведения крепостных сооружений. В XVI в. мощные укрепления были построены не только на западном направлении (Смоленская крепость), юге (Воронеж, Курск, Белгород), но и на востоке (Казань, Самара, Саратов, Царицын, Астрахань) и в Сибири (Тобольск, Тюмень). Самой мощной из них стала Смоленская крепость, на строительство которой были собраны лучшие архитекторы и каменщики со всей России. Образование единого государства и освобождение от татаро-монгольской зависимости изменили и манеру русской живописи, в которой стало больше ярких красок и жанровых сцен. Самым крупным представителем московской школы живописи конца XV - начала XVI в. был Дионисий, манеру которого отличали утонченность рисунка, изысканность красок, преобладание светлых (преимушественно голубых) тонов. Как и прежде, церковная живопись в XVI в. была единственным направлением развития этого вида художественной кулылуры. Самой известной иконой эпохи стала «Церковь воинствуюшая», написанная в середине века в честь взятия Казани. Формирование единого государственного аппарата потребовало болылого числа rpaMoTHbIX, образованных людей. Наряду с церковными и монастырскими школами и училищами стали возникать центры подготовки государственных служаших. Это, в свою очерель, потребовало увеличения вылуска КНИГ, но возможности рукописных мастерских были ограничены. Одним из наиболее значимых событий русской кулылуры XVI в. стало возникновение книгопечатания. В 1564 г. в Москве на Печатном дворе Иван Федоров и Петр Мстиславец изготовили первую русскую датированную книгу «Апостол», а через год первую книгу для обучения грамоте - «Часослов». Печатные книги были намного дешевле рукописных и способствовали широкому распространению грамотности среди населения. Новые явления появились и в литературе. К середине века бьЦlИ созданы «Четьи Минеи» - своего рода церковно-литературная энциклопедия с текстами религиозного содержания для ежедневного чтения. Тогда же появился и «Домострой», содержавший наставления по ведению домашнего хозяйства и воспитанию детей. Одним из новых направлений литературы стала публицистика. Ее ярким представителем был Иван Пересветов. В своих челобитных, адресованных Ивану Грозному, он предлагал проекты реформирования власти и обшества. Другим ярким памятником публицистики того времени стала «История О великом князе Московском» князя Андрея Курбского, а также его переписка с Иваном Грозным, где проявилось столкновение разных взглядов на природу царской власти и ее взаимоотношения с обшеством. Если для царя идеалом организации власти была самодержавная монархия, то Курбский видел таковым сословно-представительную монархию. Новые явления в быту были связаны с усилившимся зарубежным влиянием как с Запада, так и с Востока. Правда, оно было незначительным и затрагивало лишь высшее обшество. Мода на европейскую мебель, вина, предметы ежедневного туалета сочеталась с возникшей у дворянства и части бояр тягой к элементам татарской кулылуры: тюбетейкам, колбасе, табуреткам, которые вошли в обиход после взятия Казани. Таким образом, кулылура России ХУ! в. носила переходный характер. Она впервые отразила специфику формирования общероссийского кулылурного пространства.
|