Координаты ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ' ЧЕЛОВЕКА
учащихся с более высокими достижениями, а также ана- лиз большого числа профессиограмм (Клаус, 1984; Ильин, 1988).
В той или иной мере многие авторы пытались ответить на вопрос о том, возможно ли на основании данных о взаимосвязи стилевых параметров между собой и с вне- шними элементами среды построить типологическую мо- дель, дающую представление о механизмах явления. Дума- ется, используя только списки — хотя бы даже достаточно полные — стилевых параметров и их комбинаций с фраг- ментами действительности, достаточно сложно сделать выводы о природе изучаемого феномена.
Вряд ли кто-то будет оспаривать утверждение, что оха- рактеризовать типичную картину, рисунок поведения че- ловека в целом можно только с помощью стилевых при- знаков. Однако как же обозначить уникальное простран- ство стилевых проявлений, канва которого образована универсальными закономерностями?
Проведенный сравнительный анализ типологических моделей и классификационных схем позволяет в контек- сте формального подхода говорить о существовании мета- параметров, являющихся интегральными измерениями стиля человека. Факторно-аналитическое исследование различных индивидуально-психологических особенностей дает возможность выделить следующие базовые метаизме- рения, отражающие специфику формы взаимодействия, то есть стиля, человека с физической и социальной реаль- ностью (см. компоненты внешнего контура на рисунке 11):
интенсивность—умеренность характеризует частоту ин- теракций, отражающую готовность человека к энергозат- ратам, проявляющимся в его адаптационных и конструк- тивных возможностях;
устойчивость—изменчивость связана с временными па- раметрами взаимодействия человека со средой;
широта—узость характеризует масштаб субъективных шкал, а также меру сложности в структуре внутренних и внешних связей стилевых компонентов;
включенность—отстраненность субъекта при взаимодей- ствии со средой выступает как проявление меры дистант-
СТИЛЬ ЧЕЛОВЕКА: СПОСОБЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С МИРОМ
ности между ними. Предполагается, что "включенный в среду субъект" опирается на внешний источник побужде- ния и учитывает, в первую очередь, семантику рельефных признаков среды. "Отстраненный" субъект характеризует- ся дистантностью по отношению к внешним референт- ным стимулам.
Метапараметры представлены в виде двухполюсных факторов, однако это не означает существования между параметрами каждой дихотомии только линейных зависи- мостей. Важным является то обстоятельство, что выделен- ные измерения интерпретируются нами с позиций струк- турно-функционального анализа и используются для опи- сания специфики формальной динамики в целом, а также формообразующих компонентов отдельных психологичес- ких образований — от темперамента до Я-концепции.
Выделенные метапараметры стиля создают систему ко- ординат как для изучения инструментальной стороны ин- дивидуального поведения и деятельности в целом (см. гла- ву 10), так и для исследования типологических особенно- стей людей (см. главу 19). Надо заметить, что первоначаль- но к таким метаизмерениям, описывающим особенности стилевого взаимодействия человека со средой, были отне- сены три параметра: интенсивность—умеренность, вклю- ченность—отстраненность и устойчивость—изменчивость. Дальнейшие исследования показали необходимость вклю- чения в первоначальную схему еще одного метаизмере- ния: широта—узость диапазона взаимодействия (Либин, 1994). Семантическое поле метапараметра стиля человека "широта—узость" интегрирует в себе также элементы та- ких понятий как "сложность—простота" (Bieri, 1955), "це- лостность—детализированность" (Klein, 1951), широта ска- нирования (Hoizman, 1966) и некоторых других. Как и ос- тальные метахарактеристики стиля, "широта—узость" про- является в различных способах взаимодействия субъекта с фрагментами реальности, например, при сканировании перцептивного поля или при использовании концептуаль- ных систем в процессе оценивания других людей.
190 координаты ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
7.8. Типология стилей человека
Как известно, теория предполагает возможность созда- вать на ее основе практические приложения. Примером может послужить типология, которая выглядит следующим образом (см. рисунки 12 и 13).
1;
Рис. 12. Структурно-функциональная модель 3
индивидуальности человека '
Интерпретация биполярных шкал:
А (+) адаптивность = "синхронность", соответствие требовани- ям среды; , А (-) дезадаптивность = несоответствие требованиям среды; \ К (+) сбалансированность структуры индивидуальности = пози- тивный компенсаторный эффект; ' К (-) дисбаланс в структуре индивидуально-психологических свойств = наличие гипер- или гипокомпенсации; ;
О (+) оптимальность = адекватная стоимость затрат (физиоля гических, психологических и т.д.) на достижение цели; , О (-) хаотичность = стоимость затрат не упорядочена и не ;
соответствует значимости достигнутой цели ;
На первом этапе выделяются восемь базовых типов стюи человека, каждый из которых может быть проанализирован с помощью трех биполярных конструктов — адаптивность\| дезадаптивность; сбалансированность\дисбаланс; оптималь-j ность\неупорядоченность — описывающих внутреннюю3 структуру стиля, и четырех метаизмерений, характеризую- щих внешние аспекты взаимодействия человека с миром (в приведенном ниже примере они не рассматриваются). Про- ведем также сопоставление возможных стилей жизни и ти-
СТИЛЬ ЧЕЛОВЕКА: СПОСОБЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С МИРОМ 191
пов личности (на рис. 13 приводится фрагмент такого сопос- тавления). Если стиль жизни метафорически представить в виде реки жизни, а тип личности определять по качествам пловца, вошедшего в эту реку, то образные обозначения этих параметров стиля будут отражать специфику взаимодействия человека с миром, выявляемую также с помощью приве- денных шкал.
Рис. 13. Типология стилевого поведения (фрагмент)
Краткая интерпретация типов:
1 — никогда не знает, чего именно хочет, тратит много сил впустую, неадекватно оценивает себя и окружающих;
2—добивается признаваемых другими результатов, которые при этом совсем не обязательно соответствуют собственным желаниям; к тому же физиологическая стоимость результатов слишком высока и не оп- равдывается;
3 — стремится найти себе тихое место, озабочен только исполнени- ем своих желаний, следит за тем, чтобы не потратить лишних сил, не стремится к успеху ("Главное — чтобы меня не трогали"), равнодушен к порицанию или одобрению;
4 — готов использовать любые средства, чтобы добиться выполне- ния своих желаний, пусть даже идущих вразрез с имеющимися спо- собностями;
5 — делает все по-своему, даже назло своим желаниям, однако умеет находить оптимальные пути для достижения успеха;
6 — не вступает в противоречие с групповыми нормами, выбирает сферу деятельности в соответствии с собственными желаниями, но, как правило, не достигает успеха и тратит впустую много сил;
7 — выраженная форма социальной дезадаптации сочетается с уме- нием правильно расходовать свои силы, верно определять цели (но не находить адекватных способов их достижения);
8 — отличается гармоничной структурой стиля, сочетающейся с адекватной самооценкой и постоянным стремлением к изменени- ям, поиску новых, более оптимальных способов достижения наме- ченных целей.
|