Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Введение. Для студентов высших педагогических учебных заведений




ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

В ДВУХ ТОМАХ

 

 

Том 1

 

 

Учебник

Для студентов высших педагогических учебных заведений

 

 

ACADEMIA

Москва

Издательский центр «Академия»

 

УДК 7(075.8)

ББК 85.1я73 С597

 

Рецензенты:

доктор педагогических наук, профессор Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А. Шолохова Л.А. Рапацкая; доктор педагогических наук, профессор Московского государственного университета культуры и искусств Т.И. Бакланова

При оформлении обложки использована репродукция картины Сандро Боттичелли «Весна», 1480 г.

Сокольникова Н.М.

С597 История изобразительного искусства : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 2 т. Т. 1 / Н.М. Сокольникова. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 304 с.: ил, [16] с. цв. вкл.

ISBN 5-7695-2895-8 (Т. 1)

ISBN 5-7695-2633-5

 

В учебнике систематизируются знания по истории изобразительного искусства с древнейших времен до XX в., дается представление об идейно-стилистических особенностях каждого исторического этапа, характерных тенденциях в творчестве наиболее выдающихся мастеров. В томе 1 рассматривается история искусства первобытной эпохи, Древнего Египта, Древней Передней Азии, эгейское искусство, искусство Древней Греции, этрусков и Древнего Рима, искусство стран Востока (Индии, Китая, Японии), доколумбовой Америки, Западной Европы (до рубежа XIX –XX вв.). Внимание сосредоточено на наиболее важных явлениях в искусстве античности, романики и готики, Возрождения, барокко, классицизма, романтизма, реализма, модерна.

Для студентов высших педагогических учебных заведений. Книга может быть полезна широкому кругу любителей изобразительного искусства.

 

УДК 7(075.8)

ББК 85.1я73

Оригинал-макет данного издания является собственностью Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом без согласия правообладателя запрещается

ISBN 5-7695-2895-8 (Т. 1)© Сокольникова Н.М., 2006

ISBN 5-7695-2633-5© Издательский центр «Академия», 2006

 

 

Содержание

Введение. 4

Часть 1 ИСКУССТВО ПЕРВОБЫТНОЙ ЭПОХИ.. 13

ИСКУССТВО ЭПОХИ ПАЛЕОЛИТА.. 15

ИСКУССТВО ЭПОХИ МЕЗОЛИТА.. 18

ИСКУССТВО ЭПОХИ НЕОЛИТА.. 19

ИСКУССТВО ЭПОХИ БРОНЗЫ... 21

ИСКУССТВО ЭПОХИ ЖЕЛЕЗА.. 23

Часть 2 ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА.. 27

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА.. 27

Додинастический период. 32

Древнее царство. 33

Среднее царство. 38

Новое царство. 40

Амарнский период. 47

Вторая половина Нового царства. 50

ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ПЕРЕДНЕЙ АЗИИ.. 55

ИСКУССТВО ШУМЕРА И АККАДА.. 56

ИСКУССТВО АССИРИИ.. 58

ИСКУССТВО НОВОВАВИЛОНСКОГО ЦАРСТВА.. 60

ЭГЕЙСКОЕ ИСКУССТВО И ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.. 62

ИСКУССТВО КРИТА.. 63

ИСКУССТВО МИКЕН, ТИРИНФА И ТРОИ.. 66

ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.. 69

Архаика. 72

Ранняя классика. 78

Высокая классика. 82

Поздняя классика. 87

Эллинизм.. 90

ИСКУССТВО ЭТРУСКОВ И ДРЕВНЕГО РИМА.. 94

ИСКУССТВО ЭТРУСКОВ.. 95

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО РИМА.. 99

Искусство эпохи республики. 99

Искусство империи. 104

Часть 3 ИСТОРИЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО ИСКУССТВА.. 114

ИСКУССТВО ВИЗАНТИИ.. 114

СРЕДНЕВЕКОВОЕ ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ... 122

Романское искусство. 123

Готическое искусство. 128

ИСКУССТВО ФРАНЦИИ.. 130

ИСКУССТВО АНГЛИИ.. 134

ИСКУССТВО ГЕРМАНИИ.. 136

СРЕДНЕВЕКОВОЕ ИСКУССТВО ИСПАНИИ.. 137

СРЕДНЕВЕКОВОЕ ИСКУССТВО ИТАЛИИ.. 140

ИСКУССТВО ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.. 142

ИТАЛЬЯНСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ.. 142

Проторенессанс. 144

Раннее Возрождение. 145

Высокое Возрождение. 150

Позднее Возрождение. 162

Северное Возрождение. 163

НИДЕРЛАНДСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ.. 164

НЕМЕЦКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ.. 168

ИСПАНСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ.. 172

ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ XVII в. 177

ИСКУССТВО ИТАЛИИ.. 180

ИСКУССТВО ФЛАНДРИИ.. 182

ИСКУССТВО ГОЛЛАНДИИ.. 185

ИСКУССТВО ИСПАНИИ.. 189

ИСКУССТВО ФРАНЦИИ.. 193

ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ XVIII в. 198

ИСКУССТВО ФРАНЦИИ.. 200

ИСКУССТВО ИТАЛИИ.. 206

ИСКУССТВО АНГЛИИ.. 207

ИСКУССТВО ГЕРМАНИИ.. 211

ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в. 214

ИСКУССТВО ГЕРМАНИИ.. 216

ИСКУССТВО ФРАНЦИИ.. 217

ИСКУССТВО ИСПАНИИ.. 220

ИСКУССТВО АНГЛИИ.. 222

ИКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в. 225

Реализм.. 225

Импрессионизм.. 230

Постимпрессионизм.. 236

ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ РУБЕЖА XIX – XX вв. 242

Часть 4 ИСТОРИЯ ИСКУССТВА СТРАН ВОСТОКА.. 251

ИСКУССТВО ИНДИИ.. 251

Искусство Древней Индии. 254

Искусство средневековой Индии. 268

ИСКУССТВО КИТАЯ.. 278

Искусство Древнего Китая. 280

Искусство средневекового Китая. 282

ИСКУССТВО ЯПОНИИ.. 297

Часть 5 ИСТОРИЯ ИСКУССТВА ДОКОЛУМБОВОЙ АМЕРИКИ.. 310

ИСКУССТВО ОЛЬМЕКОВ.. 311

ИСКУССТВО ТЕОТИУАКАНА.. 312

ИСКУССТВО АЦТЕКОВ.. 313

ИСКУССТВО МАЙЯ.. 314

ИСКУССТВО ИНКОВ.. 315

 

Введение

 

Как известно, искусство это сфера духовно-практической деятельности людей, которая направлена на художественное постижение и освоение мира. В результате этой деятельности появляются произведения искусства, причем не каждая картина, скульптура или архитектурное сооружение достойны этого высокого звания. Произведение искусства – целостная, сложноорганизованная структура, где все элементы участвуют в воплощении художественного замысла, составляя образную картину мира.

Подлинные произведения искусства, возникающие в процессе художественного творчества, должны иметь общественно значимый смысл, определенную эстетическую ценность, новизну и оригинальность. Создание и функционирование произведений искусства происходит в рамках художественной культуры, которая объединяет в исторически изменяющееся целое художественное творчество и искусствознание. Изучение языка искусства помогает полнее и тоньше понимать произведение, глубже проникать в него.

Произведение искусства редко бывает полностью и до конца оригинально, поскольку оно обычно связано с тем, что было достигнуто ранее в истории искусства. Совокупность таких связей и есть традиция. Полет творческой фантазии, как правило, основывается на знании традиций, т.е. того, что передается по наследству из поколения в поколение. Традиция образует необходимую основу, в рамках которой формируются оценки степени оригинальности и новизны произведения искусства.

Искусство сложно по своей структуре, по многообразию видов, жанров, течений и направлений, творческих индивидуальностей. Как же научиться его понимать? Для этого необходимо уяснить роль искусства в жизни человека и в обществе, освоить его функции. Изучение истории изобразительного искусства поможет разобраться в его пластических системах, видах, жанрах, стилях, направлениях и течениях, познакомиться со своеобразием различных художественных школ.

Функции искусства.Искусство выполняет в обществе несколько функций. Назовем наиболее значимые из них: познавательная, идеологическая, ценностно-ориентационная (аксиологическая), знаковая (семиотическая), эмоционально-развивающая, эстетическая, воспитательная, гедонистическая, творческая (эвристическая), коммуникативная, прогностическая (футуристическая), арт-терапевтическая и др. Не принято отдавать приоритет какой-либо одной из этих функций, так как при создании и восприятии произведения искусства в той или иной мере присутствуют они все.

Познавательная функция искусства проявляется в том, что образы, запечатленные на картинах, гравюрах или в скульптурах, помогают открыть незамеченную ранее красоту природы, познать внутренний мир человека, оценить неповторимую сложность человеческих отношений. Историческая живопись в зримых образах представляет нам события давно ушедших дней. Мы можем вместе с живописцами восхититься красотой далеких стран. Воображение художника позволяет нам увидеть на полотнах фантастические миры. Кроме этого, многозначность самого художественного творения порой предоставляет возможность для перманентного процесса познания. В уже знакомом произведении человек в зависимости от приобретенного духовно-нравственного опыта может открыть для себя что-то новое.

Существенную роль играет идеологическая функция искусства, его социально-историческая детерминированность. Обществу нужны от искусства главным образом идеи, и оно успешно воплощает ведущие философские и религиозные идеи различных эпох в самых разных видах и жанрах. С помощью произведений искусства легко внушить массам необходимую идеологию. Очень важна способность искусства не только, воздействовать на сознание, формировать его, но и регулировать направленность действий индивида. Искусство может быть теоретическим фоном культурной политики.

Художники в соответствии с многовековыми традициями выступают в основном выразителями общепринятых духовно-нравственных ценностей. Ценностно-ориентационная (аксиологическая) функция искусства состоит в привитии людям высоких ценностей гуманистической культуры посредством возбуждения у них соответствующих этим ценностям чувств и переживаний, настроений и ожиданий в процессе общения с произведением искусства. Сформированный таким образом ценностный опыт позволяет личности использовать приобретенные знания не только для понимания изобразительного искусства, но и для самостоятельной ориентации в окружающей социокультурной среде. Без серьезного понимания художественного наследия невозможно формирование зрелых идейно-эстетических убеждений, высокое духовно-нравственное развитие, полное овладение профессиональным педагогическим и художественным мастерством.

Знаковая (семиотическая) функция искусства обусловлена тем, что изображение какого-либо объекта является знаком этого объекта. Птица, нарисованная пусть даже с иллюзорной точностью, все равно не оживет и не полетит. Принцип художественного обобщения и принцип символизации, ведущий от живого предмета к его обозначению, тонкость хода мыслительного процесса, выражаемая в лаконичности и изяществе рисунка, в условности колорита, помогают понять особенности построения художественной формы.

Эмоционально-развивающая функция искусства состоит в его воздействии на эмоционально-чувственную сферу личности. Произведения искусства как отражение человеческих переживаний и чувств способствуют обогащению этой сферы, развитию эмоциональной отзывчивости личности.

Общение с искусством развивает в человеке эстетическое чувство, эстетический вкус, формирует эстетический идеал, поэтому искусство служит важнейшим средством эстетического воспитания. Отсюда его эстетическая и воспитательная функции. Приобщение личности к эстетическим представлениям и нормам, развитие у нее восприятия широкого круга явлений действительности, запечатленных в произведениях искусства, способствуют их осмыслению и формированию у человека собственного эстетического опыта с последующим активным включением его в личную деятельность. Эстетический опыт помогает создать особое видение мира, которое очень ценно для человека в мировоззренческом плане и не может быть достигнуто изучением никакого другого предмета, кроме искусства.

Гедонистическая функция искусства заключается в том, что его восприятие доставляет людям радость и удовольствие. Эстетическое наслаждение – уникальный вид наслаждения, поскольку оно основано на объективных свойствах произведений искусства. При этом важно не забывать, что полноценное восприятие картины, графики, скульптуры или архитектурного памятника включает как эстетическое наслаждение, так и стремление понять идею произведения.

Творческая (эвристическая) функция искусства связана с тем, что его восприятие требует сотворчества, а постоянное общение с искусством развивает эту способность. Воспринимая произведения, мы обогащаем свой духовный мир.

Коммуникативная функция искусства облегчает взаимопонимание и общение, обмен культурными ценно­стями, развитие и удовлетворение культурных потребностей человека. Кроме того, сами произведения искусства могут выступать средством коммуникации, так как их образный язык универсален, понятен людям разных стран и не требует перевода.

Искусство обладает прогностической (футуристической) функцией – способностью предвидения, предсказывания будущего. Порой разрушенные памятники на картине художник рисует восстановленными, и так потом происходит в жизни, случаются изображенные события, сбываются людские судьбы.

Арт-терапевтическая (компенсаторная) функция искусства состоит в коррекции негативных психических состояний и оздоровлении человека в процессе его общения с художественным произведением. Искусство выполняет роль эмоциональных и интеллектуальных амортизаторов между реальностью и человеческим сознанием.

Виды искусства.В процессе исторического развития искусства сложились различные его виды. Эпохи наивысшего расцвета искусства свидетельствуют о том, что полнота отображения мира достигается одновременным расцветом всех искусств. Как известно, виды искусства можно объединить в следующие группы: временные, пластические и синтетические (пластическо-временные).

К временным искусствам относят музыку и литературу, так как для исполнения музыкального произведения и чтения книги требуется определенное время.

Пластические искусства – это искусства, произведения которых имеют предметный характер, создаются путем обработки материала и существуют в реальном пространстве. Пластические искусства с XVIII в. называют прекрасными, изящными. К пластическим искусствам отно­сятся изобразительное искусство (графика, живопись, скульптура), архитектура, декоративное и прикладное искусство, дизайн, а также произведения народного искусства изобразительного и прикладного характера.

Произведения пластических искусств воспринимаются зрительно, а иногда и осязательно (скульптура, декоративное и прикладное искусство). Этим они отличаются от произведений временных видов искусства (музыкальные произведения воспринимаются на слух, стихи и прозу можно также воспринимать с помощью слуха).

Пластические искусства тяготеют к синтезу различных видов (слияние и взаимодействие архитектуры с монументальной живописью, скульптурой и декоративно-прикладным искусством; живописи со скульптурой – в рельефах; живописи с декоративно-прикладным искусством – в керамических изделиях, вазах и т.д.).

В пластических искусствах пластика объемов, форм, линий имеет определяющее значение, с этим связано и их название. Окружающая действительность фиксируется художником в пластических образах. Основная их особенность заключается в том, что, материализуясь на плоской или иной поверхности, а также в объеме, они, как правило, становятся знаками реально существующих предметов. Художественность пластического изображения раскрывается в отборе тех качеств предметно-пространственного мира, которые дают возможность передать характерную выразительность и выделить эстетически ценное.

Синтетические искусства – театр, кино, цирк, телевидение – объединяют пластические и временные. Например, в театре в создании спектакля участвуют драматург (автор пьесы как литературного произведения), художник (декорации и костюмы), композитор (музыкальное оформление) и др. Балет тоже считают синтетическим видом искусства, так как в нем происходит слияние музыки и движения на основе пластики человеческого тела.

Архитектура (от лат. architectura, гр. archi – главный и tektos – строить, возводить), или зодчество, – объемно-пространственный вид искусства, искусство проектировать и строить. Архитектура может выражать в художественных образах представления человека о пространстве и времени, о величественном, торжественном, мрачном и др. Вероятно, поэтому говорят, что архитектура – это застывшая музыка.

Различают три основных вида архитектуры: объемные сооружения (культовые, общественные, промышленные, жилые и другие здания); ландшафтная архитектура (беседки, мостики, фонтаны и лестницы для скверов, бульваров, парков); градостроительство – создание новых городов и реконструкция старых. Своей художественно-образной стороной архитектура отличается от простого строительства. Комплексы построек и открытых пространств составляют архитектурные ансамбли. Эстетические, функциональные и конструктивные качества в архитектуре взаимосвязаны.

Связанная в своем развитии с постоянно меняющимися материальными потребностями человека, с достижениями науки и техники, архитектура является одной из форм материальной культуры.

Основные выразительные средства, применяемые в архитектуре, – пластика объемов, масштабность, ритм, пропорциональность, а также фактура и цвет поверхностей. Архитектурные сооружения отражают художественный стиль эпохи, как и произведения любого другого вида искусства. Всемирно известные архитектурные сооружения и ансамбли запоминаются как символы стран и городов (пирамиды в Египте, Акрополь в Афинах, Колизей в Риме, Эйфелева башня в Париже, небоскребы в Чикаго, Кремль и Красная площадь в Москве и др.).

Архитектура воздействует своими монументальными формами на сознание людей. В художественных образах архитектуры отражаются и строй общественной жизни, и уровень духовного развития общества, и его эстетические идеалы. Архитектурный замысел раскрывается в группировке архитектурных масс, организации пространства интерьера, пропорциональных отношениях частей и целого, ритмическом строе. Соотношение интерьера и объема здания характеризует своеобразие художественного языка архитектуры. Большое значение имеет художественное решение наружного облика зданий.

Архитекторы создают для человеческой жизнедеятельности художественно организованное пространство, которое является гармоничной средой для синтеза искусств.

Изобразительное искусство – вид пластических искусств, включающий плоскостные живопись и графику, а также объемно-пространственную скульптуру. Как правило, в основе произведений изобразительного искусства в отличие от неизобразительных видов пластических искусств (архитектура, дизайн) лежит узнаваемый образ действительности. Однако в абстрактном искусстве изобразительность отсутствует. Произведения неизобразительных искусств, наоборот, могут быть весьма изобразительны (дом в виде башмака, гриба, корабля; стул или светильник в виде цветка, животного, человека, часы-домик, декоративный сосуд в виде зверя или птицы, гобелен-дерево, кружевная салфетка-снежинка, кованая решетка ограды из цветов и листьев и др.).

Изделия декоративного и прикладного искусства правильнее отнести к изобразительному искусству, чем к неизобразительному, так как большинство из них украшаются сюжетными или орнаментальными композициями. Кроме того, их форма также может быть изобразительной (примеры чему приводились выше).

Изобразительное искусство может передать духовный облик человека и целой эпохи, психологическое и эмоциональное содержание сюжета. Наглядность образа в изобразительном искусстве позволяет художнику выразить свое отношение к изображаемым событиям.

Пластические системы.В изобразительном искусстве с давних времен существовали одновременно или сменяя друг друга различные системы художественного восприятия и отображения реального мира. Можно говорить о трех пластических системах.

Первая система основана на том, что художник воспринимает мир предметно, уделяя внимание преимущественно плоскостным или конструктивным качествам предметов. Пространственность как воздушная среда не играет для него определяющей роли.

Предметным видением обладали в большой степени русские иконописцы, художники Востока, а также мастера Возрождения. Однако между многими произведениями, относящимися к этой системе художественного творчества, есть большая разница. Поэтому предметная пластическая система условно разделяется на два типа: силуэтно-плоскостной и объемный.

Пластические изображения силуэтно-плоскостного типа доносят до зрителя общую силуэтную характеристику предмета, своеобразную проекцию на изобразительную поверхность. Форма этих силуэтных пятен, их окраска, фактура дают возможность создавать изображение с цветовым планом, выступающим или уходящим в глубину: образуется условное художественное пространство. Силуэтно-плоскостной была, например, роспись древнеегипетских храмов. Русскую иконопись X – XV вв. отличали четкость силуэтов, ясность цветовых отношений и условность пространства. Выразительность древнеиндийской миниатюры строилась преимущественно на ярких декоративных цветовых пятнах, динамических силуэтах и плоскостной трактовке фигур.

Пластические изображения объемного типа при помощи графических или живописных средств создают представления о реальной форме объектов. Объем формы воспринимается как художественная ценность. Главное здесь – передать светотень, предметное окружение предметов. Например, «малые голландцы» – мастера различных видов натюрмортов («завтраков», «десертов», «лавок») – реалистически передавали предметную красоту мира. Фламандские живописцы П. Рубенс, А. Ван Дейк, Я. Йордане, Ф. Снейдерс запечатлели на своих полотнах опоэтизированную материальную красоту природы и образ сильного, энергичного, пышущего здоровьем человека.

Вторая система опирается на восприятие художником пространства как реальной среды, воздуха, ощущаемого, прежде всего оптически. Предметность здесь отступает на второй план.

Вторая пластическая система основана на пространственно-живописной пластике как мощном художественно выразительном средстве, позволяющем передавать красоту и разнообразие меняющегося мира. Яркими примерами пространственной системы может быть живопись барокко, а также произведения таких художников, как А. Ватто, Д. Веласкес, Рембрандт ван Рейн, ФС. Рокотов, В.И. Суриков, У. Тернер. Особенно прославились передачей пространства как среды импрессионисты.

Третья система отрицает и предметность, и пространство – это абстрактное изображение. Для произведений абстрактного искусства характерны отказ от изображения реальных объектов, беспредметность композиции, состоящей из линий, точек, пятен, плоскостей, предельное обобщение или полный отказ от формы, эксперименты с цветом (П. Пикассо, Ж. Брак, В. Кандинский, П. Клее, А. Матисс, Ж. Миро, П. Мондриан и др.).

Представители некоторых течений в абстрактном искусстве создавали и логически упорядоченные конструкции, как на плоскости, так и в пространстве (К. Малевич, Э. Лисицкий, В. Татлин, А. Родченко, А. Экстер, Л. Попова).

Справедливости ради необходимо отметить, что каждый из перечисленных художников по-своему прокладывал путь к беспредметности, и не все из них шли по нему до конца. К тому же абсолютная абстракция едва ли достижима, впрочем, как и абсолютная предметность. Вспомним картину Р. Магритта «Это не трубка». Конечно же, даже иллюзорно выписанный предмет остается всего лишь его изображением и никогда не станет самим предметом.

Абстракционизм распространен также в графике и скульптуре. Абстрактное искусство не отражает действительность, а создает ее коды с помощью специальных знаков и символов.

Стили. Направления и течения. Школы.История изобразительного искусства – непрерывный процесс развития стилей, направлений и течений, но это не простое поступательное движение, не постепенное восхождение к вершинам мастерства. Развитие в искусстве означает определенное накопление художественного опыта и усложнение аналитических процессов художественного мышления. Это сложный путь взлетов, падений, остановок. Обретение новых ценнейших свойств одновременно может означать отказ от чего-то не менее значимого. Периоды, богатые великими именами и произведениями, сменяются годами, не оставляющими шедевров.

Содержание произведения неотделимо от его формального воплощения в картине, гравюре, скульптуре и др., которые создаются в определенном стиле. Именно по стилю легко отличить одно произведение от другого. А для этого важно знать тенденции развития искусства, принципы и закономерности стилеобразования.

В искусствознании существует много определений этого понятия.

Стиль – это художественное выражение восприятия мира, свойственного людям той или иной эпохи. В нем получают свое воплощение историческое и национальное своеобразие художественной культуры. Стиль проявляется и на уровне индивидуального творчества художника.

Изучение стилей – главный вопрос искусствознания. При этом широко используется метод сравнительного анализа, позволяющий точнее установить, где, когда и кем было создано произведение.

Каждый исторический стиль возникает закономерно, развиваясь из предыдущих стилей. Четких границ между ними может и не быть, главное – чтобы осуществлялось непрерывное развитие художественного мышления в исторических категориях стиля. Важнейшие этапы истории изобразительного искусства неповторимы, и лучшее из достигнутого в каждую эпоху входит в совокупный опыт национального и мирового искусства.

Хорошо известно, что в одну историческую эпоху могут сосуществовать художественные стили, идейные установки которых прямо противоположны. Например, классицизм и барокко в XVIIв., романтизм и реализм – в XIX в. и др.

Наименования региональных художественных стилей складывались по именам правителей (стиль Людовика XVI), по национальным признакам (итальянский маньеризм, русский ампир, немецкое барокко), по географическим названиям (помпейский стиль росписи, московский стиль живописи, петербургский стиль графики), по месту и материалу производства художественных изделий (майссенский фарфор, лиможские эмали) и др. Кроме этого, имя каждого крупного мастера можно трактовать как название индивидуального стиля (караваджизм и др.).

Следует отличать понятие стиля как исторически возникшей художественной категории (готика, барокко, рококо, классицизм и др.) от употребления этого слова для обозначения манеры, почерка художника. Искусствоведы используют понятия «ренуаровские женщины» и «левитановские пейзажи», имея в виду стиль художника. Замысел художника, выраженный в стиле его работы, зависит от личности творца и от времени и места создания произведения. При рассмотрении индивидуальных особенностей изобразительного языка художника надо обращать внимание на то, какие средства художественной выразительности он выбирает, какими композиционными приемами пользуется, как передает характер движения, что предпочитает, моделируя форму, – линию, пятно, силуэт, свет или цвет.

Симпатии художника скажутся в выборе сюжета, в трактовке изображаемых явлений и лиц. Часто все это упрощенно называют почерком художника, хотя было бы правильнее именовать эти особенности индивидуальным стилем его творчества. Правда, этот стиль подвержен изменениям во времени в той же мере, в какой изменяются сама жизнь и характер человека.

Для художника стиль эпохи не только достоверное изображение архитектуры, предметов быта, одежды, вооружения, присущих данному времени, но и само понимание основных изобразительных закономерностей, свойственных этому времени.

Стиль – единство содержательных и изобразительных элементов, с помощью которых непосредственно создается художественное произведение. Итак, в изобразительном искусстве под стилем может пониматься способ, который определяет выбор и сочетание сюжетов, и образные характеристики персонажей, структуру композиции, приемы передачи пространства, использование светотени и колорита в каждом конкретном произведении.

В пределах стиля могут существовать художественные явления, в чем-то родственные, объединенные духом своего времени, но в каких-то позициях значительно отличающиеся одно от другого. Их называют течениями и направлениями.

Как было давно остроумно замечено, направления «направляют», а течения «текут». Направления в истории искусства возникают сознательно, течения – стихийно. Художественное направление – это идейно, программно, теоретически оформленное течение. Художественное направление связывает близких по духу, одинаково понимающих цели и методы своего искусства художников. Художественное течение – более узкое понятие. В отличие от направления оно так и не оформляется программно. Внутри художественных направлений часто существуют различные течения. От стиля направление отличается именно тем, что не становится общей нормой для художественной культуры своего времени и страны, а развивается рядом с другими, порой враждебными ему направлениями.

Многие великие мастера, как, например, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Рембрандт, олицетворяют собой целые художественные направления. П. Пикассо создавал направления и сам от них уходил.

В истории развития искусства направления стали формироваться на рубеже XVIII -XIXвв., когда шел процесс переосмысления эстетических категорий просвещения (предромантизм).

В 30-40-е годы XIX в. в немецком искусстве сложился бидермайер (нем. Biedermeier, Bieder-maier; название произошло от вымышленного имени автора народных песен, отличающихся наивностью и добросердечием) – течение, обращающееся во всех видах искусства к изображению бюргерского быта и традиционного городского уклада с характерными национальными чертами.

Многие направления и течения появились в конце XIX-начале XXв. с усилением в искусстве аналитических и дифференционных процессов: фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм, сюрреализм и др. В период 1960-1970-х годов все большее распространение получают акционизм, поп-арт, концептуальное искусство и др. Искусствоведы используют термин «авангардизм» или «модернизм» для обозначения всех новейших направлений, течений, школ и деятельности отдельных выдающихся мастеров искусства конца XIX-первой половины XXв., порывающих с реалистической традицией и считающих эксперимент основой творческого метода. В искусстве авангарда течения и направления тесно переплетены.

Художественные школы представляют собой организационное или условное объединение мастеров на основе общей теоретической, творческой или учебной программы. Школы формируются в рамках определенных художественных направлений. Часто они складываются на основе каких-либо учреждений. Например, «русская академическая школа» – под этим названием обычно имеют в виду круг художников, связанных с Академией художеств, основанной в 1757 г. в Петербурге.

Школы бывают национальные (итальянская школа), региональные (венецианская или флорентийская школа).

В XVIII в. творчество большинства итальянских художников не выходило за рамки барокко, при этом особое место занимала венецианская школа живописи, в которой нашло художественное выражение осознание чувственной полноты и красочности земного бытия. Родоначальником флорентийской школы живописи был Джотто, стремившийся придать религиозным образам и многофигурным композициям пластическую убедительность и жизненную достоверность. Последователи Джотто (Таддео Гадди, Мазо ди Банко и др.) восприняли лишь внешние приемы его творчества.

Школы могут возникать вокруг выдающихся мастеров и состоять из их учеников и последователей. В голландской живописи XVII в. существовало несколько живописных школ: Ф. Хальса – в Гарлеме, Рембрандта ван Рейна в Амстердаме, К. Фабрициуса и Я. Вермера – в Дельфте.

В XIV-начале XVI в. сложилась и интенсивно развивалась одна из основных региональных школ древнерусского искусства – московская школа. Московский тип белокаменного храма возник на основе традиций владимиро-суздальской школы.

Иконописная школа А. Рублева оказала значительное влияние на творчество Дионисия и произведения прикладного древнерусского искусства. Строгановская школа иконописи объединила русских художников, близких по творческим принципам и художественной манере. Русский живописец А.Г. Венецианов основал свою школу живописи во второй четверти XIX в.

XX век завершил очередную, чрезвычайно значимую главу истории искусства. Впереди – новые художественные открытия и свершения.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 473; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты