КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Среднее царствоВ период Среднего царства в искусстве по-прежнему соблюдали традиции Древнего царства, однако возникли и новые черты: возросло стремление к правдоподобию, снизился пафос монументальности, больше появилось жанровых «вольностей» в трактовке сюжета, в композиции, индивидуальных черт в портрете. Искусство этого времени во многих отношениях стилистически неоднородно. Столичной официальной канонической школе противопоставлялось искусство местных центров, где чаще проявлялась оригинальность в художественных решениях. Следуя канонам, повторяя их изо дня в день, художники невольно забывали о священной сущности изображаемого. Их виртуозно выполненные произведения выглядели официальными и холодными. Вместе с тем произведения искусства этого периода отличают узнаваемость и разнообразие. Почти во всех видах искусства можно увидеть существенно новые стилевые приемы, лучшие из которых будут развиваться в эпоху Нового царства. Египетская письменность окончательно сложилась к началу эпохи Среднего царства и была буквенно-слоговой. Тексты записывались с помощью 700 иероглифов. Так до нас дошли египетские мифы, гимны в честь богов, повести, поучения, сказки и стихи. Кубическая статуя Архитектура.В период Среднего царства гробницы вельмож располагали не у подножия царских пирамид, а отдельно. Пирамиды строили меньше и скромнее, чем в эпоху Древнего царства. В культовом и мемориальном зодчестве особое значение приобретает тип скальной гробницы, сменившей усыпальницу-мастабу и монументальную пирамиду. При этом поминальные храмы становятся богаче и больше по размеру, возрастает роль колоннады. Часть помещений храма Ментухотепа в Дейрэлъ-Бахри (ок. 2060 – 2019 гг. до н.э.), в том числе главное святилище, была вырублена в скале, другие располагались на обширной террасе вокруг открытого двора. Весь ансамбль венчала небольшая пирамида на плоской кровле. Эти принципы нашли наиболее полное развитие в эпоху Нового царства в храме царицы Хатшепсут. К числу новых стилевых черт зодчества этого периода относится оформление входа в храм в виде двух массивных пилонов. Расцвет строительства как храмового, так и жилого приходится на годы правления Аменемхета III.С его именем связывают и легендарный заупокойный храм «Лабиринт». Скульптура.Расцвет скульптуры с официальной тематикой совпадает со временем правления Сенурсета III. С середины эпохи Среднего царства в храмах начали воздвигать статуи фараонов, предназначенные для всеобщего обозрения. Это потребовало передачи не только портретных черт, но и возрастных изменений. Скульптуры Сенурсета IIIи Аменемхета III с крупными чертами лица выглядят сурово, почти скорбно, подчеркнуты резкие складки по сторонам рта, контрасты света и тени. В период Среднего царства активно развивалась мелкая пластика, в большинстве своем связанная с погребальным культом (ладья, принесение даров и др.). Статуэтки вырезали из дерева, покрывали грунтом и расписывали. Создавались и многофигурные композиции в круглой скульптуре. Оригинальной находкой мастеров был тип кубической скульптуры, словно заключенной в каменный блок. Тело сидящей фигуры напоминало по форме куб, голова – шар, при этом руки были симметрично положены на колени и сцеплены или одна из них согнута в локте, взгляд был устремлен вдаль. Кубическая скульптура выглядела очень цельно, монолитно, имела минимум деталей. Она была распространена в Среднем и Новом царстве и даже в более поздний период. Росписи.Искусство Среднего царства необыкновенно богато и своеобразно в отношении росписи. Замечательные росписи найдены в скальных гробницах. Их композиции по-прежнему строились по ярусам-регистрам. Тематически они близки изображениям эпохи Древнего царства, но появлялись и новые сюжеты, в частности сцены привода пленников и эпизоды военных поединков. Росписи обретают большую самостоятельность по сравнению с предыдущим периодом, они меньше связаны с рельефом. Линии контура утончаются, резкая обводка сменяется тонкой и мягкой прорисовкой. На первый план выходит живописная техника, богаче становится красочная палитра, художники используют оттенки основных цветов, смешивая их с белилами. К наиболее известным произведениям этого времени относятся изображения сцен рыбной ловли и охоты в нильских зарослях (гробница Хнумхотепа в Бени-Гасане, конец XX в. до н.э.). Рыбу ловят острогой, на птиц охотятся сетью. Дикая кошка прячется в зарослях папируса. Художник реалистично воспроизвел оттенки шерсти кошки, ее гибкий контур. Нарядная стая птиц укрывается в листве акации, среди них – красавец удод. Мастера передали свое восхищение красотой окружающего мира.
|