Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Вторая половина Нового царства




 

После смерти Эхнатона были восстановлены прежние верования и ритуалы. Имя царя-отступника стало запретным, а столица его была опустошена и заброшена. Преемник Эхнатона Тутанхамон, муж его дочери, старался поддерживать традиции амарнского искусства, но под влиянием жрецов оставил начинания Эхнатона и вернулся в Фивы. Монументальных памятников искусства эпохи Тутанхамона почти не сохранилось, но обнаруженная в 1922 г. археологом X. Картером его гробница принесла фараону мировую известность.

Роскошь его погребения была вызвана стремлением показать истинность старых религиозных устоев. Фараон Тутанхамон был похоронен в Долине царей. Ее история начинается с неожиданного решения фараона Тутмоса I отделить свою гробницу от заупокойного храма и захоронить свое тело тайно. Это решение нарушало традицию, которая существовала 1700 лет. Зодчий фараона отправился в эту отдаленную долину и вырыл могилу в виде колодца. В погребальную камеру на дне колодца вела крутая лестница, высеченная в скале. Подобный план впоследствии использовался при устройстве всех других гробниц.

Ансамбль некрополя обычно формировался вдоль продольной оси храма, следуя его традиционной структуре. Длинная галерея, разделенная на два или три сектора, ведет в подземный храм, где один или несколько колонных залов окружены кладовыми и камерами для приношений, и в конце выводит к святилищу, в котором находятся склеп с саркофагом и сокровищницы. У части усыпальниц имеются боковые ответвления, а иногда – несколько уровней.

Первоначально в погребальных сооружениях хранилось много ценных вещей, но почти все они были разграблены еще во времена фараонов. В этом виновны не только воры, но и очень преданные и религиозные люди, полагающие, что их господин в опасности, и переносящие мумию на новое место. Так Рамсес III был перезахоронен трижды.

Захоронение Тутанхамона полностью сохранилось до наших дней. В его гробнице были найдены подлинные шедевры изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

По своей структуре и оформлению это весьма скромная гробница, сооруженная наспех из-за внезапной смерти царя. Короткий коридор ведет к вестибюлю, из которого можно попасть в погребальную камеру, а из нее в сокровищницу. Кроме этого, имеется пристройка для приношений и утвари. Во всем комплексе только погребальная камера украшена настенными росписями. Они представляют Эйе, второго мужа Нефертити и преемника Тутанхамона.

В вестибюле находилось три погребальных ложа со звериными головами, две разобранные повозки, сундуки, мебель и много других вещей. Вход в погребальную камеру охраняли две статуи, представляющие ка фараона. Кроме этого, в гробнице нашли статуи богинь-хранительниц. В сокровищнице было много предметов из золота, а также стоял наос – деревянный позолоченный ящик, где хранились канопы фараона.

В погребальной камере внутри первого деревянного позолоченного ковчега помещался второй позолоченный ковчег, во втором – третий, в третьем – четвертый, где находился саркофаг из целого куска редчайшего кристаллического кварцита, а внутри него – еще три саркофага.

Из всех сокровищ гробницы, прежде всего поражает последний саркофаг Тутанхамона, сделанный целиком из золота, украшенный эмалями и драгоценными камнями, символизирующими богатство и могущество фараона. В нем лежала мумия Тутанхамона. На лице мумии была золотая маска, на пальцах – золотые кольца, на шее – двойная золотая цепь, на ногах – золотые сандалии.

Особенно хороша маска юного Тутанхамона, выполненная из чистого золота. По представлениям египтян, в портретной маске человека заключалось сосредоточение его души.

Из предметов, сопровождавших фараона в последний путь, особого внимания заслуживает трон Тутанхамона простой формы с ножками в виде львиных лап и подлокотниками, заканчивающимися львиными головами. Деревянная основа трона покрыта листами золота. Спинка, украшенная изображением Тутанхамона с женой, инкрустирована вкраплениями из голубого фаянса и красного стекла (см. цв. вкл.).

Гробницы великих царей XIX и XX династий (1300 – 1100 гг. до н.э.) дают прекрасные образцы живописи Нового царства. Погребальные комплексы этих фиванских династий отличаются от предшествующих им несравнимой монументальностью.

 

Саркофаг Тутанхамона

 

Во многих гробницах сохранились изображения картин жизни после смерти. Они рассказывают об общении фараона с богами и о его победе над смертью, как проявлении его божественности. Вместе с тем росписи царских гробниц не замыкаются только на сюжетах загробного бытия. Настенная живопись отражает важнейшие события древнеегипетской истории: победу Верхнего Египта над Нижним, завоевательные войны и т.д.

Труднодоступная гробница Тутмоса III имеет декоративную роспись исключительной графики и красоты. Здесь нашли воплощение сюжеты канонических текстов «Книги мертвых», а также войны, которые вел Тумос III в Сирии и Палестине.

В гробнице Рамсеса VI в зале с саркофагом на потолке дважды нарисована гигантская фигура богини неба Нут. Два полушария заполнены рядами звездных богов, следующих за солнечными ладьями, которые плывут по небесному Нилу.

Сильно отличаются от других росписи гробницы Аменофиса II. Черной и красной краской по светлому фону нарисованы боги, иероглифы и различные символы воскрешения. Фараон изображен с двумя головами. На одной голове корона Верхнего Египта, на другой – Нижнего. Росписи графичны, в них преобладают черные контурные рисунки. Потолок представляет собой звездное небо – на синем фоне изображено множество золотистых звезд.

Долина цариц расположена примерно в полутора километрах от Долины царей. Эта долина более открытая, чем Долина царей, к ней ведет ущелье, где находятся мемориальные стелы, посвященные походам Рамсеса III. На окружающих скалах можно прочесть выгравированные молитвы, обращенные к Осирису и Анубису. В Долине цариц было найдено около 80 гробниц, сильно поврежденных, в некоторых заметны следы пожара, другие были превращены в стойла. В целом гробницы датируются эпохой XIX и XX династий.

Одна из самых красивых гробниц Долины цариц – гробница царицы Нефертари. Гробница долго реставрировалась, поэтому сейчас ее росписи, выполненные художниками Нового царства, поражают своим великолепием. Именно они в настоящее время составляют главное сокровище гробницы, потому что все ее богатое убранство было разграблено еще в древности. Архитектура погребального сооружения была монументальной. Считалось, что душа Нефертари совершала сложное путешествие по подземному миру. Она попадала из зала с саркофагом через длинный коридор в царство Осириса, проходила очищение и после возрождения совершала тот же путь в обратном направлении, одерживая победу над смертью.

Гробница царицы Тити, которая была, как полагают, супругой фараона XX династии, одно время была превращена в стойло для ослов, но в ней сохранилась прекрасная живопись в нежно-розовых тонах. На одном из рельефов гробницы изображена царица в высоком головном уборе из перьев и широком прозрачном платье, преподносящая дары четырем духам загробного мира.

 

Фасад храма Рамсеса II в Абу-Симбеле

 

Детей фараона, умерших в раннем возрасте, также хоронили в Долине цариц. Гробница принца Амона-хер-Копехефа, сына Рамсеса III донесла до нас необычный декор, отличающийся разнообразием оттенков и интенсивностью цветовой гаммы, где преобладает великолепный синий ультрамарин. На картинах первого зала фараон представляет своего юного сына разным божествам: Тоту, Птаху[6] и четырем сыновьям Гора.

В архитектуре конца Нового царства сохраняется принцип освещения интерьера через высокий центральный неф[7]. При сооружении храмов зодчим приходилось решать задачи по организации внутреннего пространства, его освещения и цветового решения, поскольку рельефы обычно расписывались. Эти задачи значительно усложнялись при сооружении храмов скального или пещерного типа, где только фасад вырублен в наружной части скалы, а все помещения идут вглубь. К этому типу относится знаменитый заупокойный храм Рамсеса II в Абу- Симбеле. Его фасад развернут к Нилу. По обе стороны узкого входа стоят гигантские статуи фараона высотой 20 м и небольшие фигуры его детей и сестры-жены Нефертари. Храм в Абу-Симбеле ориентирован на восток. Первые лучи солнца, освещая фасад, проникают во внутреннее пространство – сначала в первый зал с четырехгранными столбами и статуями Рамсеса II, затем во второй и далее в святилище. В его глубине помещены фигуры Амона, Ра, бога Птаха и фараона. Загадка храма заключалась в том, что дважды в год первый луч солнца падал прямо на корону, венчающую статую Рамзеса II. При постройке высотной плотины в Асуане, необходимой для того, чтобы регулировать разливы Нила, скальный комплекс мог исчезнуть под водой. Поэтому храмы и статуи пришлось распилить на блоки, перенести в другое место и составить снова. Пожалуй, нигде в Египте в такой совершенной форме не проявился синтез архитектуры и скульптуры, как в храме Абу-Симбела.

Правление Рамсеса II завершилось периодом тяжелых длительных войн. Сначала Египет был захвачен Персией, а затем после недолгого освобождения подчинен империи Александра Македонского.

Вопросы и задания

1. Вкакие периоды древнеегипетской истории искусство развивалось наиболее интенсивно?

2. Как изображали богов в Древнем Египте?

3. Назовите основные черты искусства Древнего царства.

4. Как вы думаете, почему египетские пирамиды называют чудом света?

5. Расскажите об основных особенностях египетского канона в изображении фигуры человека.

6. Какие черты характерны для древнеегипетской скульптуры различных периодов?

7. Чем примечательно искусство Среднего царства?

8. Охарактеризуйте искусство первой половины Нового царства.

9. В чем состоят архитектурные достоинства храма царицы Хатшепсут?

10. Расскажите об архитектуре храмов в Карнаке и Луксоре.

11. Дайте характеристику искусству амарнского периода.

12. Расскажите о лучших скульптурных портретах царицы Нефертити.

13. Что вам известно о сокровищах гробницы Тутанхамона?

14. Какие тенденции развивались в искусстве второй половины Нового царства?

15. В чем заключаются архитектурные особенности храма Рамзеса 11 в Абу-Симбеле?


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 217; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты