КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Новое царство
В эпоху Нового царства процветал культ Амона-Ра, который именовался царем всех богов, ему приписывали военные победы, в его честь слагали гимны, возводили храмы. В изобразительном искусстве Нового царства произошли значительные перемены. Образы стали более утонченными, тяготели к изяществу и декоративной пышности, эмоциональности. В настенных росписях проявилась свобода движений и ракурсов, тонкость цветовых сочетаний, в композиции часто вводился пейзаж. Рисунки на папирусах стали раскрашивать яркими красками. На них изображали картины блаженства в загробной жизни: плодородные поля, лодки, плывущие по полноводным каналам, финиковые и кокосовые пальмы по берегам. Архитектура.В эпоху Нового царства складываются основные типы храмовых архитектурных комплексов – наземные, полускальные и скальные, устанавливается определенная последовательность помещений в них. Вход был обозначен массивным пилоном – стеной в виде трапеции, разделенной узким проходом посередине. У стен стояли статуи фараонов и обелиски. За входом был расположен открытый двор, обнесенный колоннадой, далее следовали один или несколько гипостильных залов[3] и святилище. К храму, как правило, вела аллея сфинксов. Древняя столица Египта – Фивы – была одним из самых блистательных городов, в котором велось бурное строительство. Древнегреческий поэт Гомер образно назвал этот город «Фивы стовратные». Несомненно, это было преувеличением и указывало на огромные размеры города, у которого должно быть много ворот. Со 2-го тыс. до н.э. дворец фараона приравнивается к храму. Это было место властелина мира, бога на земле. Разрастающаяся империя требовала все большего престижа верховной власти. Во дворце размещались официальные апартаменты царя и его двора. Центральным стал заполненный гигантскими колоннами гипостильный зал, ведущий к тронному залу, тоже с колоннадой. Рядом с ним, перед большим вестибюлем, также украшенным колоннами или пилястрами[4], располагались зал празднеств и вспомогательные помещения для придворных и слуг. Все богатство и монументальность ансамбля были сосредоточены вдоль оси, идущей от входа к тронному залу. 0 великолепии и грандиозности дворцов египетских властелинов во 2-м тыс. до н.э. можно судить по возведенным в это время храмам. Например, в храме Сета в Абидосе можно увидеть характерный дворцовый фасад с портиком, а в Карнакском храме имеется, так же как и во дворце, гипостильный зал аудиенций, зал празднеств и тронный зал. В архитектуре египетских храмов и дворцов различных эпох применялись в основном следующие типы капителей колонн: в виде раскрытого папируса, закрытого папируса, связки папируса, цветка лотоса, пальмовых ветвей, женской головки. Волюты из солярных кобр за тысячу лет предвосхищали ионические капители. Были распространены комбинированные капители, соединяющие различные растительные мотивы. В течение многих веков строили на восточном берегу Нила храмы в честь бога солнца Амона-Ра, а на западном берегу по обычаю возводились заупокойные храмы, отличающиеся самобытными чертами. Заупокойный храм царицы Хатшепсут (время правления – конец XVI – начало XV в. до н.э.) в Дейр-эль-Бахри называют еще «Северным монастырем» по имени христианской обители, которая была основана на руинах этого храма и тем самым спасла его от полного разрушения. Он относится к типу полускальных храмов, где наземные помещения сочетаются с молельней, вырубленной в скалах. Царицу Хатшепсут изображали со всеми атрибутами царской власти, в том числе с привязанной бородкой. Она мало занималась завоевательными походами, зато много внимания уделяла грандиозному строительству. Ее заупокойный храм, занимавший правую часть монументального ансамбля Дейр-эль-Бахри, был величественнее и роскошнее храма Ментухотепа I, разместившегося в левой части. В грандиозном комплексе Дейр-эль-Бахри вновь была использована пирамида как кульминация всего ансамбля. От пристани у западного берега Нила к храму Хатшепсут вела длинная прямая дорога, уставленная по сторонам статуями сфинксов с лицами царицы. Две огромные террасы, когда-то окруженные колоннадами, предшествовали третьей, на которой стоял храм. На этих террасах были устроены водоемы, обсаженные деревьями. По наклонным пандусам можно было подняться с одной террасы на другую. Медленное размеренное движение позволяло в полной мере оценить грандиозность архитектурного замысла, который воплотил зодчий Сенмут. Залы храма, высеченные в скале, были украшены живописью и скульптурой. В одном святилище стояло более двухсот статуй. Пол был выстлан золотыми и серебряными пластинами. Все внутри и снаружи храма было направлено на прославление величия царицы, создание торжественной атмосферы. После смерти Хатшепсут ее племянник Тутмос III, которого царица незаслуженно оттеснила от престола, многое уничтожил, стремясь предать ее имя забвению. Он приказал разбить ее портретные статуи, сбить рельефные изображения, смыть ее лица на росписях, стереть прославляющие ее надписи и картуши[5]. У горы возвышался храм Тутмоса III с колоннадой на фасаде, большим гипостильным залом, святилищем. Внутренние, внешние и фронтальные портики с тремя рядами колонн и двумя рядами пилястр образовывали замкнутую композицию. До наших дней сохранились только фундамент и фрагменты расписных барельефов, находящиеся сейчас в Музее Луксора. Жрецы в эту пору стали самостоятельной политической силой, поэтому не менее важное значение, чем заупокойные храмы царей, имели храмы-святилища. Стремление к монументальности не угасло, а возобновилось с новой силой (Карнак, Луксор). В храмах-святилищах Нового царства характер культовой архитектуры во многом был определен спецификой новых обрядов. Так, расположение помещений храма по продольной оси было обусловлено ритуалом встречи божества на Ниле и перенесением священной ладьи в святилище. Целенаправленно использовали освещение: путь пролегал от залитых солнцем дворов через полумрак гипостильного зала к погруженному во тьму святилищу. Интересно интерпретировалось пространство: колонные залы напоминали заросли папируса или пальмовые рощи, а росписи на потолке имитировали синее небо, усеянное звездами. В храмах в многогранной форме проявился синтез всех видов искусств. Тексты гимнов, высеченные на стенах, ритмичным повтором строф были созвучны повторам фигур в рельефе. Неотъемлемую часть мистерий в храмах составляло единство архитектуры и декоративно-пластических форм с музыкой и пением. В эпоху Нового царства были возведены основные части храмового комплекса в Карнаке. Лучше всего сохранился храм Амона – самый большой в мире храм с колоннами. Он считается «каменным архивом» древнеегипетской истории: его стены покрыты многочисленными надписями, гимнами богам, изображениями ритуалов и праздничных торжеств. Из открытого двора путь ведет в полутемный гипостильный зал, а затем в святилище. Грандиозный гипостильный зал – самая необычная часть храма. Это настоящий лес колонн, иные из них не обхватят и пять человек. Зодчий Аменхотеп в организации внутреннего пространства применил прием нарастания движения к центральной колоннаде. Ритм сдвоенных, близко стоящих стволов в виде связки папируса сменяется рядом колонн, поставленных с большим интервалом. Капители колонн – это нераскрытый цветок папируса там, где мало света, и раскрытый – в более освещенных местах. Таким образом, перед идущим вдоль оси храма разворачиваются как бы две фазы жизни – ее зарождение и расцвет. Всего в Карнакском храме насчитывается 134 колонны высотой примерно 20 м каждая. В Карнаке сформировались главные характеристики храма, ставшие канонами для всех последующих построек. Новый храм отличался от сооружений
Колонны храма Амона в Карнаке
предыдущего тысячелетия грандиозностью залов, ведущих в святилище, изысканностью ковчега (иногда заменяемого солнечной ладьей) и большим количеством молелен и ризниц, заполняющих все свободное пространство, вместо массивных стен прежних храмов. Но наиболее броским новшеством стало богатство росписей, занимающих даже потолок и внешние стены. Декоративное убранство, подчеркивающее функции каждого помещения, представляет храм как космос, который вмещает в себя бог. Пол олицетворяет землю, потолок, который расписывался золотыми звездами по синему фону, – небо. На стенах комнат нашли отражение священные мистерии, разыгрывавшиеся в каждой из них. Вокруг ковчега изображены священные ладьи, везущие процессию. События различных мистических культов, например, божественное рождение фараона, показаны на всех стенах окружающих молелен. Северные помещения представляют таинства Осириса. Восточные комнаты посвящены царству Ра. Внешние комнаты и помещения, куда допускался народ, отражают подвиги фараона. Самая сокровенная часть храма – святилище, там находилась статуя бога, в которой, как считалось, обитал его дух. Жрецы обеспечивали статую едой, питьем, одеждой – словом, всем необходимым для жизни. Кульминацией ежегодного праздника в честь бога Амона было перемещение его статуи на священной ладье из Карнакского храма в Луксорский в сопровождении жрецов и жриц в белых одеждах, исполнявших молитвенные песнопения. Неотъемлемой частью храмового комплекса были священное озеро и обелиск - вертикально стоящий четырехгранный камень. Эта архитектурная форма впервые была создана в Египте. Вырезался обелиск прямо в скале и обрабатывался с трех сторон. Затем его отделяли от скалы и шлифовали с четвертой стороны. Полученный таким образом монолит переправляли по Нилу на специальных плотах и устанавливали в нужном месте, обычно у входа в храм. Обелиск был украшен многочисленными иероглифами. Он олицетворял луч солнца и считался символом могущества, власти. Луксорский храмовый комплекс находился на восточном берегу Нила. Он состоял из грандиозных дворцов фараонов и великолепных храмов. Это был один из самых величественных комплексов. Когда-то перед его порталом были поставлены два обелиска, четыре статуи из розового гранита, флагштоки со штандартами и два гранитных колосса, изображающие сидящего фараона Рамсеса II. Сегодня из двух обелисков остался лишь левый высотой 25 м. Другой был увезен во Францию и установлен в центре площади Согласия в Париже в 1836 г. У северного входа в храм возвышается большой пилон Рамсеса 11 с колоссами и обелиском. Через этот торжественный вход можно попасть в просторный двор, украшенный двойным рядом колонн с капителями в форме бутона папируса. В глубине между колоннами находятся статуи Осириса. В этом же дворе есть еще один небольшой храм Тутмоса III. Величественная колоннада ведет во двор Аменофиса III, окруженный с трех сторон двойным рядом папирусообразных колонн, напоминающих каменный лес. Своеобразие композиции ансамбля заключается в наличии второго гипостильного зала, располагающегося после храмового двора. Внешний вид храма также очень интересен. Многочисленные боковые молельни украшены сценами религиозных церемоний и сражений с врагами. Рельефные композиции Луксора составляют единое целое с архитектурным пространством храма. Сфинксы из Луксорского храма с ликом Аменхотепа III были в 1832 г. вывезены в Россию и водружены на Университетской набережной в Петербурге. Особая достопримечательность Луксорского храма – аллея сфинксов с бараньими головами. Остальные сфинксы, дошедшие до нас, изображались с головой человека. Скульптура. В эпоху Нового царства скульпторы продолжают придерживаться канонов, однако в их работах усиливаются декоративность и индивидуализация образов. Например, создаются стилистически различные портреты Аменхотепа III – от идеализированных, канонических изображений (колоссы Мемнона, сфинксы Аменхотепа) до вполне индивидуализированных портретов, передающих не только внешний облик, но и характер. На просторной равнине, раскинувшейся вокруг Фив, между Нилом и Долиной Царей, в начале XIVв. до н.э. был построен храм. От него остались две огромные статуи, почти 20-метровой высоты из монолитных блоков песчаника, известные под названием колоссов Мемнона. Каждая из них изображает сидящего на троне фараона с лежащими на коленях руками. Около 27 г. до н.э. мощное землетрясение серьезно повредило большую часть фиванских сооружений, в том числе и колоссы. После разрушения было замечено, что каждое утро одна из статуй испускает протяжный звук, будто поет. Греки говорили, что это Мемнон, сын богини утренней зари Эос, приветствует свою мать. Подобное явление с научной точки зрения можно объяснить так: звуки возникают от вибраций, появляющихся на поверхности излома при воздействии первых солнечных лучей на остывший за ночь камень. Еще в древности статуи были отреставрированы, и колосс перестал «петь». Строительству монументальных храмов сопутствовало интенсивное развитие скульптуры. Назначение ее не ограничивалось сферой заупокойного культа – статуи устанавливались в открытых дворах храмов, ставились перед пилонами. Они решались обобщенно, так как были рассчитаны на восприятие издалека. Помимо монументальной скульптуры эпоха Нового царства оставила многочисленные произведения пластики малых форм, которые отличаются разнообразием и изысканностью. Одним из лучших образцов малой пластики такого типа является туалетная ложечка в виде плывущей женской фигурки с цветком розового священного лотоса в руках. В отличие от предшествующего периода в строгий канон вносится утонченность: пропорции фигур стали более изящными, силуэты – удлиненными и стройными, формы – более округлыми. Особое место среди таких памятников занимают изделия из дерева, например парная группа скульптур, изображающая верховного жреца Аменхотепа и его жену, «певицу Амона» Раннаи из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина. Эти фигурки удивительно пластичны и декоративны. Темное эбеновое дерево украшено инкрустацией золотыми пластинами ожерелья и браслетов. Позы скульптур традиционны: левая нога выдвинута вперед, обе ступни стоят на земле, но кажется, что фигура находится в движении. Если в облике Раннаи мастер подчеркивает стройность, изящество и хрупкую женственность, то фигура Аменхотепа отличается
Статуэтка жреца Аменхотепа Статуэтка жрицы Раннаи
Охота в нильских зарослях. Фрагмент росписи
некоторой жесткостью форм. Взор Раннаи, традиционно устремленный в пространство, затаенно тревожен, словно о чем-то вопрошает. Лица обеих статуэток тонко моделированы и имеют ярко выраженные портретные черты. Скульптурный групповой портрет, особенно изображения супружеской четы, получил большое распространение в искусстве Нового царства. Необычайная тонкость отличает многочисленные предметы туалета, употреблявшиеся в быту сосуды, шкатулки, ложечки, выполненные в виде грациозных женских фигур. Росписи.В эпоху Нового царства важное значение придавалось настенным росписям. Усилившиеся во всех областях искусства декоративные тенденции в первую очередь нашли отражение в живописи. Стенопись царских гробниц вызывала в памяти развернутый свиток папируса, где священные тексты сопровождались сюжетными композициями. В эпоху Нового царства ритуальные сцены царских гробниц по сюжету и стилю исполнения напоминали графику, а росписи некрополя фиванской знати отличались большой живописностью. В композициях выделялись три основных цикла: сцены земного бытия, обряд оживления тела покойного для перехода к вечной жизни и жертвенный пир. Расположение композиций отвечало планировке гробниц. В погребальных склепах знатных персон в отличие от царских гробниц живопись поражала свободой движения, орнаментированностью форм, тончайшим разнообразием цвета. Например, на фресках гробницы Нахта, жреца Амона (XV в. до н.э.), производит впечатление редкая изысканность и пластичность силуэтов женщин, играющих на музыкальных инструментах. Живописец подметил интересную деталь – одна из музыкантш повернула голову так, что даже ее многочисленные косички встрепенулись. Сцены воскрешения и жертвенного пира показаны с реалистической убедительностью. Характерный пример искусства Нового царства – роспись «Охота в нильских зарослях» из Фив (Британский музей). На ней подробно показаны приемы охоты, растительность и животный мир Нила. Фараон как самый главный по иерархии выделен большим размером, маленькая женская фигурка у его ног – это жена. Наряду с монументальными росписями создаются иллюстрации к каноническим текстам «Книги мертвых». Свои непосредственные наблюдения египетские мастера фиксировали в зарисовках, которые они делали на черепках (остраконах). Подобные зарисовки служили исходным материалом для многих композиций («Акробатка», XII в. до н.э.).
|