КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ПЕРЕДНЕЙ АЗИИ
Одной из наиболее древних культур наряду с египетской была культура, созданная народами Передней Азии. На заре цивилизации на протяжении нескольких тысячелетий (4 – 18-е тыс. до н.э.) в плодородных долинах Тигра и Евфрата (Двуречье), а также прибрежных районах Средиземного моря и горных областях центральной части Малой Азии возникли очаги древнейшей культуры. Сменявшие друг друга государства, в которых складывалась ассиро-вавилонская культура – Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия, Урарту и др., внесли свой замечательный вклад не только в культуру Древнего Востока, но и в историю мирового искусства в целом. Рассмотрим наиболее важные этапы художественной жизни таких ведущих держав Двуречья, как Шумер, Аккад, Ассирия и Вавилон. Искусство древних народов Передней Азии глубоко символично. Любое изображение содержит в себе дополнительный смысл, выходящий за рамки сюжета. За каждым персонажем стенной росписи или скульптуры стоит система понятий – добро и зло, жизнь и смерть и т.д. В Передней Азии, как и в Египте, главенствующую роль играла монументальная архитектура, тесно связанная с другими видами искусства. Особенно важное значение придавалось круглой скульптуре, рельефу, мелкой пластике, настенной живописи, ювелирному искусству. Вместе с тем многие черты заметно отличают искусство Передней Азии от египетского. Эти отличия связаны, прежде всего, с природными условиями. Разливы рек вызвали потребность возводить здания на возвышенных местах. Отсутствие камня привело к строительству из менее долговечного материала – сырцового кирпича. Вследствие этого сложилась архитектурная форма с простыми кубическими объемами, отсутствием криволинейных очертаний, было введено вертикальное членение плоскостей стен нишами и выступами, применялись звучные цветовые акценты. Все это способствовало новому пониманию орнаментации, обогащению архитектурного образа. Памятников искусства народов Передней Азии сохранилось до наших дней значительно меньше, чем памятников искусства Египта. Войны, пожары, равно как и непрочность строительных материалов, способствовали их разрушению. Монументальная скульптура в Двуречье не получила столь интенсивного развития, как в Египте, однако создавались разнообразные по пластическим решениям статуи божеств и царей. В рельефах нашли отражение победоносные войны, деяния правителей. Народы Передней Азии достигли высочайшего совершенства в искусстве глиптики – художественной обработке драгоценных камней, самоцветов и стекла. Глиптика возникла в Месопотамии, где с 5-го тыс. до н.э. использовались штемпельные, а затем цилиндрические печати-амулеты. Их покрывали тончайшей резьбой с изображением людей, животных, фантастических сцен. Печати прокатывали по глиняной поверхности и получали оттиск – миниатюрный рельеф с тщательно выстроенной композицией. Большинство сюжетов на печатях посвящено противоборству различных животных. Зверь изображался с пристальным вниманием, точным знанием его облика и движений. В начале 3-го тыс. до н. э. появилось и изображение человека – участника торжественных шествий, храмовых церемоний, а с середины 3-го тыс. до н.э. встречаются фантастические сюжеты. Для жителей Междуречья печать была не просто знаком собственности, а предметом, обладавшим магической силой. Печати хранили как талисманы, дарили храмам, помещали в захоронения.
|