КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ИСКУССТВО КРИТА
Крито-микенская культура была открыта на рубеже XIX-XX вв. Английский археолог А.Эванс в 1899 г. приступил к раскопкам в городе Кноссе, который в древние времена был столицей высокоразвитого государства. В результате был обнаружен громадный Кносский дворец с многочисленными подземными сооружениями, напоминающими лабиринт. Ученые давно предполагали, что легенда о Лабиринте критского царя Миноса имеет историческую основу.
Супруга Миноса, правителя Крита, родила дочь Ариадну и двух сыновей: Андрогея и Минотавра – человека с головой быка. Минос приказал построить для Минотавра Лабиринт – огромный дворец со множеством помещений и запутанными проходами.
Эванс решил, что Кносский дворец и был мифическим Лабиринтом. Выстроенный из камня и дерева (в основном кедра), он имел сложную систему переходов, коридоров, лестниц, соединявших многочисленные помещения. Попасть из одного зала в другой было нелегко. После изучения развалин дворца Эванс восстановил все, что было возможно, реконструировал фрагменты фресок и раскрашенных рельефов. Многие ученые считают, что после этого памятник перестал быть исторически достоверным. Композиция критского дворца была причудлива и асимметрична. Многочисленные постройки окружали большой внутренний двор. С востока сооружение было ограничено глубоким оврагом, с юга – рекой, с севера – морем. Западная стена дворца была почти в два раза толще остальных. Здесь был парадный вход, а также, как полагают, «окно явлений», в котором во время ритуальных праздников перед народом представал критский правитель. С восточной стороны дворец имел четыре этажа, с западной – скорее всего, два. На верхних этажах здания были устроены красивые лоджии, террасы, залы для пиршеств и приемов гостей. В открытых двориках, по-видимому, высаживались в горшках священные растения. Колонны дворца выглядели необычно. Они утолщались не к основанию, а к верху, были окрашены в темно-красный цвет и декорированы сверху и снизу темными полосами. Восточная часть дворца включала, по предположению Эванса, апартаменты правителей Кносса и другие помещения (парадные залы, разные по размеру жилые комнаты, склады и др.). Сохранилась так называемая «ванная комната», в которой был обнаружен удлиненный сосуд из обожженной глины, напоминающий ванну. При раскопках северо-западного угла здания Эванс наткнулся на дорожку, мощенную камнем, которая привела к Малому дворцу. Его центральный зал на втором этаже соединялся особым переходом с кухней. Здесь археолог нашел множество битых глиняных сосудов. Тщательно вымощенная площадь перед западным фасадом дворца, вероятно, предназначалась для проведения особо торжественных массовых действ, в которых
Колонны Кносского дворца
участвовали обитатели дворца и жители близлежащих селений. На площади были обнаружены неглубокие, но довольно широкие ямы, видимо, в них высаживали священные деревья. Скорее всего, в Кносском дворце существовал «священный сад» (критяне поклонялись божествам в образе растений). О том, что это был культовый комплекс, свидетельствовали изображения лабриса – двойной ритуальной секиры, символа плодородия. Лабрис, как правило, соседствовал с символическими изображениями бычьих черепов или рогов. Критский дворец был местом для проведения многих годичных праздников. Дворец предназначался для правителя, но считался собственностью богинь, почитавшихся в горных святилищах. Правитель благодаря своему божественному происхождению выступал в роли сына или супруга, а чаще сына-супруга богини. Жена правителя была жрицей и представляла богиню в важнейших ритуалах. Памятники критского искусства свидетельствуют об этом. Фигура женщины изображалась с обнаженным бюстом, тонкой талией и другими деталями, подчеркивающими ее роль матери. Главный проход во дворец назывался Коридором процессий, по нему в дни великих праздников проходили ритуальные шествия. На стенах коридора изображены сцены подношения даров богине. Интересно, что дароносцами выступают только мужчины: они несут дорогие красивые ритоны – культовые сосуды в виде рога животного, изящные вазы, благовония и прочие дары. Участники процессии, идущие впереди, подносят богине, стоящей с двумя лабрисами в поднятых руках, критскую юбку-брюки со складками. С северо-запада к зданию примыкали внушительная лестница и так называемые «театральные площадки». Зрители сидели и стояли на ступенях. В западной части дворца был зал с каменным троном и «склады» с огромными сосудами почти двухметровой высоты – «Трехчастное святилище». Ритуальные праздники на Крите часто включали в себя сцены эпифании (внезапного явления богини). Тронный зал в западной части Кносского дворца предназначался для этого действа. С залом соединялись служебные помещения, в одном из которых жрица переодевалась в богиню. Она внезапно представала перед избранными участниками ритуала, когда из глубокой тьмы свет факелов на мгновение выхватывал ее фигуру, восседающую на каменном троне. Изображение эпифании было распространено в критском искусстве. По всей вероятности, в «Трехчастном святилище» также устраивали праздники урожая. В этих помещениях археологи нашли две ставшие знаменитыми статуэтки «богинь со змеями», магический взгляд которых устремлен на зрителя. Одна богиня изображена в высоком головном уборе, громадные змеи обвивают ее руки и спину, взбираясь на тиару. Другая – в небольшой цветочной короне, на которой сидит кошка, держит в поднятых руках змей головками вниз. Богини одеты в корсажи, подчеркивающие тонкую талию и оставляющие обнаженной грудь, пышные юбки со складками и ритуальные передники. Вероятно, эти статуэтки символизируют богиню-змею. Дворец украшали многочисленные фрески и большие раскрашенные рельефы, вазы со священными символами. На одном из восстановленных изображений представлена сцена ритуального боя с быком. На другом – юноши и девушки развлекаются, перепрыгивая через быка. Возможно, это действо носило ритуальный характер. Тема укрощения быка как тема победы над смертью была очень популярна в крито-микенском искусстве. Об этом свидетельствуют найденные фигурки быков с человечками возле рогов или быков с наброшенной на них сетью, т.е. прирученных. Критских женщин, изображенных на фресках, археологи прозвали «парижанками», потому что они очень изящны: у них тонкие вздернутые носики с горбинкой и маленькие ротики с застывшей полуулыбкой, на щеках румянец, глаза и губы накрашены, прически затейливы, с локонами, выпущенными на лоб, холеные руки обнажены, грудь подчеркнута, талии тонки. На фресках и рельефах тела женщин обычно окрашены в светлые цвета, а стройные тела мужчин с тонкими талиями – в ярко-коричневый цвет (см. цв. вкл.). В ремесленных мастерских в Кноссе археологи обнаружили не только готовые изделия (например, мраморные вазы и керамику), но и еще не завершенные. Благодаря этим находкам можно проследить разные стадии их изготовления. Критяне вдохновлялись морскими мотивами, извивами волн, закрученными спиралями раковин, изгибами водорослей. Асимметрия, извилистые линии, прихотливые формы присущи
Ваза с осьминогом. Остров Крит
живописи, орнаментам и изделиям прикладного искусства. Вазы стиля Камарес (по названию местности на южном побережье Крита, где эти вазы были найдены) отличают пластичность форм, отсутствие четкого разграничения частей, они покрыты орнаментом из крупных розеток, стилизованных цветов и спиралей желтого, красного и вишневого цветов на темном фоне. Морские мотивы в избытке встречаются в произведениях XVII – XVI вв. до н. э. Характерный пример – знаменитая ваза с осьминогом. Волнообразными движениями щупальца осьминога охватывают шарообразную вазу, которая словно пульсирует неровностями формы.
|