Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ИСКУССТВО МИКЕН, ТИРИНФА И ТРОИ




После угасания критского искусства еще около трех столетий существовало близкое ему микенское искусство. Оно значительным образом отличалось от критского: было более суровым и строгим. В Микенах – древнем городе на юге Греции – и соседних городах годами длились войны, и их жители вынуждены были для защиты от врагов строить крепости.

Первоначально микенское искусство испытывало сильное влияние Крита, но с течением времени оно выработало свои новые приемы. Характерные черты микенского искусства особенно проявились в зодчестве и монументальной скульптуре. Микенские дворцовые постройки окружены крепостными стенами, придающими им несколько примитивный, но внушительный вид.

Существует легенда, что стены микенских акрополей возводили не люди, а одноглазые чудовища – циклопы. Огромные, неровные камни, из которых они сложены, вызывают ощущение какой-то дикой мощи.

Планировка дворцов-акрополей в Микенах и соседнем городе Тиринфе также значительно отличается от принятой на Крите. Дело не только в крепостных стенах и воинственном духе сооружений: их ясное и четкое построение имело очень мало общего со сложными и запутанными критскими дворцами. Основой микенского дворца служил мегарон («большой дом») – длинное прямоугольное здание, состоящее из открытых сеней с двумя столбами, передней и зала. Все помещения следовали одно за другим.

Богатое убранство интерьера смягчало суровость построек, придавало им торжественность. В удлиненном центральном зале проходили приемы, совершались культовые церемонии, собирались правители для решения особо важных дел. Вдоль стен могли стоять скамьи, как в некоторых критских дворцах. Справа от входа в центре сте­ны обычно возвышался трон. Четыре колонны в центре зала служили опорой для кровли и перекрытий второго этажа. Между ними находился очаг.

Подобно критским парадным залам, мегароны богато украшались росписями. На стенах изображали ритуальные композиции, праздничные шествия с дарами, а также многочисленные сцены войны и охоты. В микенском изобразительном искусстве исчезли многоцветность, воздушность, разнообразие природы. Изображения отличались плоскостным и декоративным решением, пространство почти не передавалось, при этом композицию отличали сила, порядок, логика. Полы покрывали облицовкой с росписью чередующихся в шахматном порядке парных фигур дельфинов и осьминогов. Потолок украшал яркий орнамент, символизирующий звездное небо.

Мегарон соединялся коридорами с рядом служебных помещений, спален и прочих комнат. Некоторые дворцы включали и второй мегарон (меньших размеров). Возможно, в большом дворце жил царь, а в малом – царица. Дворцовые постройки в Микенах и Тиринфе, прямолинейные в плане, считаются прототипом первых греческих храмов.

Среди знаменитых сооружений Микен можно назвать выложенные циклопической кладкой Львиные ворота, царские гробницы, сокровищницу Атрея.

Особое внимание в архитектуре Тиринфа и Микен уделялось укреплению ворот. Львиные ворота в Микенах представляют собой небольшой квадратный проем, сооруженный среди огромных каменных блоков, который сверху закрыт треугольной плитой с высеченными на ней львицами, стоящими перед типично критской колонной. Рельефные изображения двух львиц, охраняющих вход во дворец, дышат уверенной силой, которой не знало критское искусство.

В 1874 г. Г. Шлиман отправился на Пелопонес, чтобы открыть «злато-обильные» Микены. Он действительно нашел в нескольких царских гробницах многочисленные золотые изделия (ок. XI в. до н.э.), ставшие сенсацией для исследователей эгейской культуры. Здесь имелись диадемы с подвесками из золотых лепестков, украшенных изумительным орнаментом, золотые львы, грифоны и другие искусно выполненные фигурки реальных и мифических животных, корона с 36 пластинками из чистого золота, драгоценные кресты и розетки, броши и заколки для волос. Кроме того, Г. Шлиман обнаружил в Микенах золотые маски и щиты, с которыми в древности

 

Львиные ворота. Микены

 

Золотая погребальная маска. Микены

 

погребали царей, дабы оградить их захоронения от злых духов. Г. Шлиман счел, что это сокровища Агамемнона, вождя ахейцев, победителя троянцев. Но на самом деле маски передают черты лица более древнего ахейского царя.

Одним из древнейших центров эгейской культуры была легендарная Троя, воспетая в эпосе Гомера. Ее обнаружили в конце XIX в. в результате изысканий на холме Гиссарык. Археологи Г. Шлиман, В. Дерпфельд, К. Блеган откопали остатки крепостных стен трехметровой толщины, башен, бастионов, жилых домов, составляющих единый архитектурный комплекс. Город на северо-западе Малой Азии был крупным политическим центром, резиденцией царя, дворец которого находился на акрополе. Самое большое разрушение Трое принесла война с ахейцами (Троянская война, ок. 1260 г. до н.э.).

В одной из крепостных стен был найден так называемый склад Приама – золотые и серебряные украшения, оружие из бронзы и камня и предметы декоративно-прикладного искусства. Однако его название ныне считается условным, так как золотые изделия были найдены в слое Троя II (2-е тыс. до н.э.). Гомеровская же крепость, которую осаждали войска Агамемнона, была почти на два тысячелетия древнее.

Эгейское искусство предшествовало греческому, в нем зародились те качества, завершающим воплощением которых много веков спустя стало классическое искусство Древней Греции.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 801; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты