Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО РИМА




 

Цивилизация древних римлян, просуществовавшая более 12 веков[12] дала миру величайшие шедевры искусства. Под Древним Римом подразумевается не только город Рим античной эпохи, но и все завоеванные им страны и народы от Британских островов до Египта.

История Рима делится на два этапа. Первый – эпоха республики – охватывает время с конца VI до середины I в. до н.э. Второй этап – императорский – начался правлением Октавиана Августа (31 г. до н.э. – 14 г. н.э.), перешедшего к единовластию, и длился до IV в. н.э.

Для знакомства римлян с греческой культурой большое значение имели вывезенные из Греции картины и статуи. Римские художники продолжали греческие традиции, усердно воспроизводили и копировали греческие образцы. «Греция, взятая в плен, победителей диких пленила», – сказал римский поэт Гораций.

Древнеримская цивилизация дала миру много достижений: прекрасно спланированные города, мощеные дороги, великолепные мосты, здания терм и др. Однако римляне не проявляли такого интереса к искусству, как древние греки. Больше всего ценились у римлян воинская доблесть и подвиги. В отличие от древних греков мифология у римлян не получила широкого развития. Их больше занимала не жизнь богов, а реальные воинские победы и завоевания, которые они отражали в исторических преданиях. Одним из достижений римского искусства был скульптурный портрет, точно передающий как внешние черты, так и внутренний мир человека.

Искусство эпохи республики

 

С распространением римского владычества в Рим потекли несметные богатства и произведения искусства. Благодаря этому и приехавшим из завоеванных провинций мастерам римские храмы и дворцы превратились в своего рода музеи. Однако самими римлянами было создано сравнительно немного произведений.

Архитектура.Вероятно, первые храмы для римлян возводили их соседи, более цивилизованные этруски.

В республиканский период сложились основные типы римской архитектуры. Суровая простота жизненного уклада в условиях постоянных ожесточенных войн повлияла на конструкции инженерных сооружений. Опорные функции в римской архитектуре выполняла обычно стена, часто использовалась арка, опирающаяся на массивные столбы. Возводились многоэтажные сооружения со сводчатыми и купольными перекрытиями – аркады. В них применялись заимствованный у греков пышный коринфский ордер и строгий тосканский, унаследованный от этрусков. Колонна тосканского ордера отличается от дорического наличием базы, отсутствием триглифно-метопного фриза и каннелюр.

Важное стратегическое значение имели дороги, объединяющие разные части страны. Одной из главных была Аппиева дорога (IV-III вв. до н.э.), ведущая к Риму. Возводились мощные мосты и акведуки, доставляющие в город свежую воду с гор.

В эпоху республики основным типом общественного здания был храм. От этого периода сохранилось мало памятников. Главной святыней Рима являлся построенный на Капитолийском холме (Рим был возведен на семи холмах) храм трех богов – Юпитера, Юноны и Минервы. К нему восходили римские полководцы во время триумфальных шествий. Храм не сохранился. Предполагают, что он был спланирован по этрусскому образцу: с глубоким портиком спереди, высоким цоколем и лестницей, ведущей к главному входу. Капитолий оставался средоточием римской жизни при всех императорах.

Строились круглые и четырехугольные храмы с входом лишь с одного фасада. Например, храм Фортуны Вирилис - небольшое сооружение, выполненное из местного материала (серого травертина). Это сооружение относится к типу храма, называемому псевдопериптер. Греческий периптер здесь расчленен на открытый со всех сторон глубокий передний портик и целлу (святилище). Украшение ее стен составляют выступающие полуколонны, которые не имеют конструктивного значения. Прямоугольный объем высится на цоколе, портик поддерживают ионические колонны. Вход подчеркивается парадной лестницей. Здесь соединились традиции этрусской архитектуры: просторный портик и высокий цоколь – и греческие традиции: ионический ордер.

Римский форум. Важную роль в римской жизни играла рыночная площадь – форум. Сначала здесь только торговали, затем стали проводить торжественные религиозные процессии, народные собрания, решать важнейшие государственные проблемы, обучать детей. В последние века республики форум приобрел законченный архитектурный облик. Он представлял собой ансамбль храмов, зданий государственного архива и других сооружений. Среди них выделялся храм богини домашнего очага Весты, где горел неугасимый огонь, символизировавший жизнь римского народа. Здесь же стояли колонны, к которым прикрепляли ростры – носы побежденных вражеских кораблей, отсюда и пошло название ростральная колонна. Площадь была богато украшена статуями, на ней находились также трибуны ораторов.

Форум Романум (Римский) является, замечательным памятником античной художественной культуры. На протяжении веков форум, как и город Рим, неоднократно перестраивался и перепланировался. Сейчас от него остались лишь фундаменты построек. Первоначальный вид форума помогает представить реконструкция.

Помпеи. Помпеи – город на юге Италии, расположенный на берегу Неаполитанского залива у подножия вулкана Везувий. 24 августа 79 г. н. э. земля содрогнулась от грохота – началось мощное извержение вулкана. Дождь из пепла и камней и потоки лавы обрушились на город. Люди умерли от удушья еще до того, как были погребены под пеплом. Улицы, дома и постройки исчезли с лица земли.

После трагедии о существовании города почти забыли. Только в 1748 г. были начаты раскопки Помпеи и найдены разрушенные виллы, улицы, форум. Обнаружение Помпеи и других поселений стало одним из величайших событий в археологии. Появилась возможность более полно воссоздать картину римской культуры периода античности. Сохранившиеся живопись и мозаика позволяют судить о верованиях и повседневных обычаях римлян.

Восстановленные улицы Помпеи помогли представить регулярную планировку города. Прямые улицы были вымощены вулканической породой. Обширные, роскошно отделанные постройки с внутренними дворами {атриями) и садами соседствовали со скромными домиками в два-три этажа, разделенными на тесные помещения. В Помпеях были водопровод, фонтаны и три общественные бани, где жители проводили досуг и общались.

У римлян были домашние боги – лары, которые считались духами предков каждой семьи, и пенаты – духи, охранявшие кладовые. Для почитания домашних богов древние римляне строили небольшие святилища внутри дома и в саду. Иногда это были простые ниши, иногда – изящные маленькие храмы для жертвоприношений.

Узнать об общественной и частной жизни того времени помогают граффити - надписи на оштукатуренных стенах. Их было такое великое множество, что кто-то даже написал:

 

О стена! Я дивлюсь, что стольких

злобу писавших

Выдержав, до сих пор наземь

не рухнула ты.

 

Помпеяне более всего любили театральные постановки и прочие зрелищные увеселения. В городе имелся просторный (на 20 тыс. человек) амфитеатр для гладиаторских боев, недалеко друг от друга располагались два театра: большой и малый. Они оба были построены по принципу планировки древнегреческих театров, в которых ряды каменных скамей подковообразно размещались на естественном склоне холма.

Главный форум Помпеи – большая прямоугольная площадь, где была сосредоточена городская жизнь, – обнесен двухэтажной колоннадой. Сюда допускался только пеший люд: путь колесницам и повозкам преграждали три вертикально поставленные каменные глыбы.

На форуме находились святилище Исиды, храмы Аполлона и Юпитера. Вокруг него возвышалось около 40 статуй, воздвигнутых в честь богов, императоров, полководцев. Император Август постановил, что все важнейшие общественные места должны быть украшены подобными скульптурами. Конечно, и его собственному изваянию следовало красоваться среди выдающихся предшественников и предков.

Многие сохранившиеся от древних сооружений поверхности штукатурки или мрамора, ныне белые, изначально были выкрашены красным, желтым, зеленым; черный рисунок элементов декора хорошо выделялся на их фоне.

Среди зданий, окружавших форум, важнейшими являлись культовые сооружения. Когда форум только закладывался, архитекторы определили в качестве его западной границы боковую сторону храма Аполлона. С северной, более короткой стороны возвышался внушительный храм Юпитера.

Живопись.С основными чертами римской фрески можно познакомиться на примере помпейских росписей. Римляне применяли росписи для украшения фасадов и интерьеров богатых жилых домов и вилл.

Хронологически выделяют четыре помпейских стиля: первый – инкрустационный (II-начало I в. до н.э.); второй – архитектурно-перспективный (80-30 гг. до н. э.); третий – орнаментальный (первая половина I в. н. э.); четвертый стиль – фантазийный (вторая половина I в. н. э.). Эти стили были описаны в конце XIX в.

Первый и второй стили развивались в эпоху Римской республики. Первый, инкрустационный стиль представлял собой подражание кладке стены из цветного мрамора. Цвета росписей этого стиля отличались глубиной и чистотой тона. Преобладали темно-красный, желтый, черный и белый цвета. В инкрустационном стиле выполнены росписи знаменитого дома Фавна. Такой тип росписи был заимствован римскими мастерами у греков.

Росписи второго, архитектурно-перспективного стиля в отличие от плоскостного первого объемны. Их характерной чертой является изображение садовых или городских пейзажей, включающих архитектурные сооружения и фигуры людей. Художники могли во всю стену нарисовать колоннады, всевозможные портики, карнизы, фасады, арки и другие архитектурные элементы, показав их с иллюзорной точностью. Они помещались в средней части стены, причем написаны были в перспективе, с применением светотени, тем самым как бы раздвигалось пространство. Часто в центре стен изображали большие по величине многофигурные сцены в основном на мифологические сюжеты, но встречались и жанрово-бытовые композиции, которые, как правило, были копиями произведений греческих живописцев IV в. до н.э.

Особой художественной значительностью отмечены фрески так называемой виллы Мистерий, сыгравшие важную роль в развитии античной стенной живописи. В одной из комнат этой обширной виллы стены сплошь покрыты фресковой росписью. Развернутая на стенах композиция представляет собой сцены таинств, связанных с культом Диониса. Двадцать девять фигур написаны почти в натуральную величину и объединены в группы. Четкие силуэты выступают на алом фоне. Красный цвет стен будто наполняет ритуальную комнату мистическим огнем (см. цв. вкл.).

Особенно выразительна сцена с крылатой богиней, взмахнувшей хлыстом над склонившейся девушкой. В той же группе выделяется фигура танцующей молодой вакханки в развевающемся золотистом покрывале. Колорит фрески составляют гармоничные сочетания желтых, зеленых, пурпурных, сиреневых и черно-лиловых цветов. Композиция построена на взаимодействии выразительных силуэтов. Пространственные элементы оказываются в зависимости от плоскости стены.

Примечательно, что помпейские фрески включают натюрморты, которые выделяются в самостоятельный жанр. Например, на натюрморте, написанном на стене дома в Геркулануме, с помощью искусно изображенных бликов на вазе прекрасно переданы тонкость и прозрачность стекла. Фреска написана свободными, широкими мазками.

Третий и четвертый стили были созданы в период императорского Рима, и о них мы скажем ниже. Помпейские росписи оказали значительное влияние на дальнейшее развитие западноевропейской живописи.

Скульптура. Символом Рима считается скульптура Капитолийской волчицы, выполненная предположительно этрусками в античные времена. Волчица изображена с оскаленной пастью, настороженно поднятыми ушами, упруго напряженными лапами, втянутыми боками и выступающими ребрами. Такая реалистическая трактовка удачно

 

Капитолийская волчица. Скульптура

 

сочетается с декоративностью отдельных деталей. Например, завитки шерсти на шее и спине зверя напоминают орнамент.

В более поздний период к волчице были добавлены фигуры мальчиков – Ромула и Рема. По преданию, их спасла и вскормила волчица. Хранится скульптура в музее на Капитолийском холме в Риме, этим объясняется ее название.

Одним из достижений римского искусства был скульптурный портрет. Согласно сложившемуся культу предков, знатные римляне заказывали скульптурное изображение головы покойного и хранили его дома в специальных шкафах. Изображения делались из глины, дерева, легкого камня, реже из бронзы. С конца II в. до н.э. в Риме появился обычай снимать с лица покойного маску, по которой делалась отливка, точно передающая его черты. Причем этот обычай римляне заимствовали из Греции, где он распространился в эпоху эллинизма. Но маски для греческого скульптора были лишь подсобным материалом при создании портрета. Римские же мастера, работавшие над портретом в мраморе или бронзе, точно следовали отливке, сохраняя все, даже мельчайшие черты лица. В праздничных процессиях римляне шествовали, неся с собой портреты предков как знак своего знатного происхождения.

Для республиканского времени характерны небольшие по размеру бюсты видных общественных деятелей. Во второй половине I в. до н.э. портретные образы достигают яркой выразительности. Так, портрет Юлия Цезаря воплощает движение души: Цезарь смотрит вопросительно, с укором.

С развитием общественной жизни, с ростом значения государственного деятеля, законодателя появляются в Риме почетные статуи (например, «Август в тоге главы коллегии понтифаков», ок. X в. до н.э.). Фигуры в этом случае изображались закутанными в широкий плащ-тогу.

В римском скульптурном портрете республиканского периода были заложены основы развития всего западноевропейского портретного искусства.

 

Римский патриций с масками предков. Скульптура

 

Искусство империи

 

Рубеж веков – время высочайшего расцвета римского искусства. Наиболее значимые памятники были созданы главным образом во второй половине I – первой половине II в. н.э. Основы имперского стиля начал закладывать Октавиан Август. В период его правления осуществлялись интенсивные поиски выразительных возможностей жанров и форм, которые воплощали бы изменившуюся картину мира. Эти изменения коснулись всех сфер римской культуры, и в первую очередь религиозной традиции.

По-прежнему почитали старых римских богов. Их было великое множество: верховный бог Юпитер (у греков его называли Зевс), бог войны Марс (у греков – Арес), богиня любви Венера (у греков – Афродита), бог виноделия Вакх (у греков – Дионис) и т.д.

Однако в эпоху империи все более значительное влияние приобретали различные культы, религиозно-мистические обряды, заимствованные из культур Востока. В это время в Риме возникло христианство, но ему было суждено пережить долгий период гонений. Официальная религия провозгласила культ обожествленного императора. Этот культ сочетался с поклонением умершим императорам и особенно чтимым ими богам, которые также именовались Августами.

В конце IV в. н.э. христианство стало общепринятой религией. Совершение языческих обрядов было запрещено – и римская религия прекратила свое существование.

Период правления Октавиана Августа античные историки называют «золотым веком» Римского государства. Установившийся «римский мир» стимулировал высокий подъем искусства и культуры. Углубился интерес к культуре греческого и эллинистического мира, которая подверглась своеобразной переработке. Художники настоятельно обращались к греческому наследию, выбирая в качестве образцов творения периода классики. Это наложило особый отпечаток на архитектурные и скульптурные произведения, сочетающие торжественное величие со строгой сдержанностью форм. Так создавался официальный стиль римского искусства начала империи – «августовский классицизм», вдохновляемый образцами IV в. до н.э. Особенно ярко это проявилось в торжественных статуях самого императора. Эпоха Августа – историческая веха в становлении прославленного римского скульптурного портрета.

При преемниках Августа хрупкая гармония имперской идеи и отзвуков республиканских воззрений нарушается. Все большую роль в монументальном строительстве начинает играть не профессиональный вкус художников, а прихотливый каприз заказчика-императора. Примером роскошной, чрезмерно декоративной царской резиденции, предвосхищающим позднеримское искусство, является вилла Нерона «Золотой дом» – огромный дворцовый комплекс в центре Рима. После окончания правления Нерона дворец был разрушен, а на его развалинах возведены термы Траяна.

Новый подъем архитектуры приходится на время правления династии Флавиев (начиная с Веспасиана). Одна из вершин римской архитектуры этого периода – амфитеатр Флавиев, или Колизей.

В эпоху зрелого имперского искусства в римском архитектурном ансамбле органично сочетаются огромные пространства интерьеров и открытых помещений, особенно часто применяются в убранстве зданий живопись и скульптура. Главенствующим типом архитектурного мемориального сооружения становится триумфальная арка. К середине I в. н.э. усилилось стремление к величественности, богатству и торжественной пышности архитектурных сооружений.

Искусство поздней империи достигло вершины в период правления двух императоров-испанцев – Траяна и усыновленного им Адриана (II в. н.э.). Адриан создавал проекты храмов (храм Венеры и Ромы в Риме), писал стихи, был приверженцем всего греческого. Примечательно, что при нем был построен «храм всех богов» – Пантеон (около 125 г.).

Архитектура.Наивысшие достижения древнеримского зодчества можно отнести к периоду расцвета империи (II-20-е годы I в. до н.э.). Технологии строительства быстро совершенствовались. Все шире и разнообразнее применялись бетон, облицовка бетонных стен камнем, кирпичом, а также мрамором. Отличительными особенностями построек этого времени были монументальность и распространение сводчатых конструкций.

Самый известный образец римского храма в форме псевдопериптера, так называемый Квадратный дом в Ниме (Франция), сохранился до наших дней.

Он был возведен из розового известняка на высоком подиуме, фасад выделялся благодаря глубокому шестиколонному портику и ведущей к нему лестницы. В храме, как и в большинстве римских сооружений, использовался коринфский ордер.

Простота замысла и архитектурное мастерство отличали и инженерные постройки, например грандиозный по высоте Гардский мост в Ниме, являющийся частью акведука, снабжающего город водой. Он представлял собой многоярусную аркаду. Масштабность сооружения и вместе с тем его легкость были подчеркнуты динамикой ритма арочных пролетов различного размера. Мост (под названием Пон-дю-Гар) сохранился до наших дней.

В имперский период получили распространение и такие типичные для римской архитектуры сооружения, как триумфальные арки, мемориальные колонны, форумы.

 

Арка Тита. Рим

Триумфальные арки. Древние римляне любили проводить триумфальные шествия в честь побед над врагом. Для этого возводились триумфальные арки, через которые победившее войско входило в город. Замечательным памятником древнеримской архитектуры является триумфальная арка императора Тита, воздвигнутая в 81 г. Она украшена колоннами, а также рельефами с изображениями Тита и его войск, торжественно вступающих в Рим. Это сооружение служило постаментом для статуи императора Тита на квадриге (четверке лошадей), но статуя не сохранилась.

Арка Тита справедливо считается одним из лучших образцов классической римской архитектуры времен империи. От арок августовского времени она отличается не только особой монументальностью, но и замечательным пластическим мастерством. Вероятно, здесь впервые был применен композитный тип ордера, сочетающий ионические волюты и коринфские капители.

Самая большая римская арка – арка Константина, возведенная в 315 г. в честь императора, наиболее хорошо сохранилась. Барельефы и скульптуры, которые украшают ее, относятся к различному времени и вобрали в себя черты двух веков римского искусства.

Форумы. В период правления Флавиев и Траяна (конец I-начало II в. н.э.) создавались грандиозные архитектурные сооружения. Например, рядом с Форумом Романум были возведены форумы императоров, предназначенные для торжественных церемоний. Форум Траяна – самый красивый и внушительный по сравнению с другими императорскими форумами (Цезаря, Августа, Веспасиана, Нервы). Входом на него служила триумфальная арка. Форум был вымощен цветными мраморными плитами. В середине него стояла позолоченная конная статуя Траяна. Здесь были выстроены храм и две библиотеки – греческая и латинская. Между ними находилась Колонна Траяна, сохранившаяся до наших дней. Колонна сложена из мраморных цилиндров, высота ее ствола достигает 38 м. Вся поверхность колонны покрыта четкими рельефами со множеством подробностей победных военных походов и восхвалениями императора (его фигура изображена более 80 раз). Эти изображения служат важным источником информации об исторических событиях и о самом предводителе римского войска – Траяне. Он культивировал идеал простоты. Портреты его времени отличались сдержанностью, внутренний мир моделей был не раскрыт.

На верху колонны стояла монументальная фигура императора, а в основании покоилась урна с его прахом. Таким образом, колонна Траяна служила еще и мемориалом.

Архитектура империи становится главным средством прославления императора и могущества государства.

Например, исключительно торжественный вид форума Августа подчеркивал идею незыблемости государства и власти цезаря.

Колизей. В центре Рима в I в. н.э. был возведен амфитеатр, впечатляющий своими размерами. В окружности он достигал почти 500 м, в высоту – 48,5 м. С первых дней своего существования он был одной из главных достопримечательностей Рима. Амфитеатр поначалу называли Флавиевым, но в дальнейшем он получил название Колизей (от лат. colosseum – громадный, колоссальный).

В здании Колизея свое самое совершенное воплощение нашел прием расположения ярусами на прорезанной арками стене системы ордерных элементов, что придавало зданию величие и масштабность. Внизу находился тосканский ордер, затем – ионический и наверху – коринфский. Четвертый ярус был глухим с коринфскими пилястрами. Ордерная аркада характерна для зрелой древнеримской архитектуры.

Конструктивные особенности Колизея явились принципиально новым словом в архитектуре. Арена в форме эллипса была окружена ярусами трибун, с которых многочисленная публика могла наблюдать захватывающие зрелища: схватки с дикими зверями, гладиаторские бои и др. Эту арену, оснащенную разными техническими приспособлениями, перекрывали парусиновой крышей, превращали даже в бассейн, для того чтобы устраивать сражения кораблей.

Колизей. Рим

 

Пантеон. Рим

 

Более 300 лет публика в Колизее была свидетелем жутких зрелищ, затем они были запрещены, и Колизей стал постепенно разрушаться. В последующие века его использовали как каменоломню, варварски добывая мрамор для новых сооружений. Однако этот памятник устоял до наших дней, и по-прежнему остается символом Римской империи.

Колизей приобрел славу как архитектурное сооружение, намного опередившее свою эпоху, благодаря технической оснащенности и четкой организации размещения зрителей.

Пантеон. По грандиозности замысла с Колизеем соперничает Пантеон – единственное сооружение античного мира, сохранившееся до наших дней в своем первоначальном виде. Он представляет собой цилиндрический объем (ротонду) с выступающим портиком. Совершенны пропорции Пантеона: диаметр купола почти равен высоте всего храма. Купол Пантеона словно парит над величественной панорамой Рима.

Внутри огромного каменного зала храма массивный купол из литого бетона выглядит легким благодаря пяти рядам квадратных углублений (кессонов). Грандиозный эффект производит луч света, падающий сверху через круглое девятиметровое отверстие в куполе («Глаз Пантеона»). Величественное впечатление интерьера подчеркивают двухъярусные стены с колоннами, нишами и сводчатыми арками. Простоте четких геометрических форм внутреннего пространства соответствует строгость убранства. Купол над ротондой символически воспроизводит небосвод. Все здесь напоминает о Вечности и должно свидетельствовать о силе и всемогуществе богов. Заложенная в Пантеоне идея уже близка христианству.

Термы. В римских городах в I в. н.э. появились здания нового типа – гигантские термы (общественные бани), вмещающие 2 – 3 тыс. человек. На самом деле термы для римлян были не просто банями, а чем-то вроде клуба. Помимо их основного предназначения они служили местом содержательного досуга и развлечений. Высокие стены, образующие четырехугольник, окружали большую площадь с дорожками для прогулок. Здесь располагались библиотеки, галереи скульптур, помещения для занятий музыкой, принятия пищи, стадион, сады.

Посещать термы было любимым занятием римлян; там их взор услаждали позолота, мозаики, блеск полудрагоценных камней, украшающих огромные сводчатые и купольные залы. Два аристократа, повстречавшись ранним утром, спешили узнать: «А вы сегодня уже были в термах?»

Наиболее знаменитые термы императора Каракаллы (III в. н.э.) представляли собой грандиозное архитектурное сооружение со сложными перекрытиями сводов – своеобразную энциклопедию архитектурно-художественных приемов. До наших дней дошли лишь развалины этих терм.

* * *

Архитектуре III-первой половины IV в. н.э. были присущи новые искания и противоположные тенденции. С одной стороны, поражала грандиозность масштабов сооружений, с другой – наблюдалось стремление максимально облегчить конструкцию, усилить в ней роль пространства, одухотворить его.

Скульптура. В эпоху империи получили дальнейшее развитие рельеф и круглая пластика. Ведущее место в римской скульптуре по-прежнему занимал портрет. Его новое направление возникло под воздействием греческого искусства. В век правления Августа, который в искусстве называют «августовским классицизмом», резко изменился характер образов: в них воплотился идеал строгой классической красоты, отражающий тип нового человека, которого не знал республиканский Рим. Появились придворные парадные портреты в рост, исполненные сдержанности и величия.

Вместе с тем официальный портрет этого времени полон жизненности и достоверности. Так, парадная статуя Августа в военных доспехах (I в. н.э.), несмотря на традиционную помпезность, отмечена естественностью и точным портретным сходством. Август изображен в одежде полководца, в спокойной, величественной позе, рука поднята в призывном жесте, словно он обращается к своим легионам. Непокрытая голова и босые ноги статуи указывают на то, что скульптору были известны традиции греческого искусства, представляющего богов и героев обнаженными или полуобнаженными. Постановка фигуры с опорой на одну ногу напоминает композиции Поликлета.

Портрет Ливии, жены Августа, показывает молодую, привлекательную женщину в образе богини Цереры. Голову Ливии украшает венок из колосьев. При всей обобщенности форм здесь выражены индивидуальные особенности – характерный нос с горбинкой, маленький рот с узкими губами, острый подбородок. Портрет

 

Август. Статуя из Прима Порта

 

сочетает в себе достоверность, свойственную искусству римлян, и идеализацию образа, присущую греческой классике.

Портрет флавиевского времени – образец высочайшего развития этого жанра, отмечен большей индивидуализацией характеров. При этом пластическое решение скульптур обогащает динамизм энергичных ракурсов и поворотов.

Отличительной чертой римского скульптурного портрета является печально-усталый взгляд, свидетельствующий о разочарованности в жизни.

Такое впечатление создавалось за счет того, что глаза делали преувеличенно большими, с тяжелыми, как бы припухшими веками и поднятыми вверх зрачками. В эпоху Антонинов так изображали всех, даже детей.

Со времен Адриана возникла традиция изображать лицо в обрамлении пышной прически. Особой виртуозности в этом достигли скульпторы при Марке Аврелии. Они изобрели ряд технических приемов, чтобы передать богатую игру светотени на волосах: каждую прядь волос высверливали и соединяли с другой прядью специальной перемычкой, а в ней дополнительно углубляли бороздки.

Затем каноны изображения изменились – перестали делать пышные завитки волос, прошла мода на усы и бороды у мужчин. Главной задачей стало выявление пластики формы.

К эпохе имперского Рима относится конная бронзовая статуя Марка Аврелия (II в.), установленная на Капитолийском холме. Она выполнена по древней античной композиционной схеме: всадник поднял правую руку в указующем жесте. Однако облик всадника не вполне соответствует миссии воителя. Кажется, что Марк Аврелий размышляет не о военных победах, которых у него было немного, а о других, вечных проблемах. Лицо у императора отрешенное и самоуглубленное. Это единственная статуя, уцелевшая без переделки до наших дней. Она рассчитана на восприятие с разных сторон. В портрете свирепого и подозрительного римского императора Каракаллы (211 – 217) точно передан его характер. Это, прежде всего солдат, человек действия. Пороки императора не были ни для кого секретом. Каракалла – типическое воплощение мрачного, жестокого тирана. Ничего не укрылось от художника: отвисшие жировые складки, мешки под глазами, щетина на плохо выбритом подбородке.

В мраморе древнеримские ваятели запечатлевали и образы людей, далеких от императорской власти, например: чванливого, обрюзглого Вителлин; сириянки с изысканной прической и туманным меланхолическим взором; по-солдатски грубого Филиппа Аравитянина; супругов Катона и Порции, трепетно и бережно относящихся друг к другу. Все эти работы – пример глубокой и точной психологической характеристики и блестящего мастерства. Римские скульптурные портреты кажутся поразительно живыми.

Древнеримский скульптурный портрет не похож ни на египетский, ни на греческий: его отличает особая духовность. Портрет – лучшее, что создали римляне в области скульптуры.

Живопись.Помпейские росписи. В период правления Августа был создан третий помпейский стиль, полностью соответствующий имперскому искусству конца I в. до н. э. Орнаменты третьего помпейского стиля включали египетские мотивы, так как к этому времени в состав Римской империи вошел Египет и возник интерес к его искусству.

В противоположность пышности второго стиля третий, орнаментальный стиль отличали чувство меры, изящество и строгость. Росписи подчеркивали плоскость стены, украшенной уравновешенными орнаментальными композициями, тонкими колонками, напоминающими канделябры, легкими цветочными гирляндами. Иногда в центре стены повторяли картину какого-нибудь греческого мастера мифологического содержания. Помимо этого, в композицию вводились натюрморты, пейзажные или бытовые сцены. Третий помпейский стиль стал предметом подражания в европейском искусстве XVIII -начала XIX в., например в орнаментах стиля ампир наполеоновской эпохи.

Помпейским росписям четвертого, фантазийного стиля (вторая половина I в.) свойственны пышность и декоративность. Четвертый стиль развивал традиции изображения архитектуры, присущие второму стилю, а богатством орнамента напоминал росписи третьего стиля. Фантастические, перспективно показанные сооружения создавали впечатление театральных декораций. На стенах в свободной манере повторялись знаменитые живописные картины мифологического содержания. Множество неравномерно освещенных фигур изображалось в стремительном движении, парении, танце. Особенно высоким мастерством отличались росписи Дома Веттиев в Помпеях, в частности фризы с амурами, написанные на сочно-красном фоне. Они помогли представить занятия помпейских ремесленников. На одной фреске были нарисованы купидоны, изготавливающие оливковое масло: двое в правом углу выжимали масло прессом, те, что в середине, нагревали и помешивали масло в котлах, а амуры в левом углу складывали и продавали готовый товар. На другой росписи были изображены купидоны, работающие златокузнецами: двое плавили в горне металл, двое других стучали по наковальне, еще один изготовлял кубок, а купидон-продавец взвешивал на ручных весах украшение.

В истории помпейских стилей заметно последовательное чередование орнаментальных и фигурных композиций. Строгое соотнесение росписей с архитектурой объединяет все четыре помпейских стиля. Развитие и смена стилей помпейских росписей свидетельствуют о том, что римские живописцы овладели законами и приемами передачи пространственной и световой перспективы.

Фаюмские портреты. В римском искусстве портрет получил широкое распространение не только в скульптуре, но и в живописи. Однако эволюцию живописных портретов проследить сложно, так как их сохранилось немного. О ней дают некоторое представление фаюмские портреты (I в. до н.э.-IV в. н.э.), названные по месту их обнаружения – некрополю оазиса Эль-Фаюм в восточной римской провинции Египта. Фаюмские портреты развивались под воздействием эллинистического римского и древнеегипетского искусства.

Наиболее ранние фаюмские портреты были выполнены в технике энкаустики (восковой живописи) на деревянных досках. Они отличались яркой жизненностью образов, объемностью, светотеневой моделировкой форм. Художник точно передавал выразительность лица портретируемого, изображая его голову с поворотом в три четверти, цвет глаз, фактуру волос и золотое сияние украшений. Ранние фаюмские портреты близки античным росписям.

В фаюмских портретах воспроизводились индивидуальные и возрастные особенности моделей, а также этнические черты различных народов, которые тогда населяли Египет.

Особой привлекательностью обладали женские образы. В изысканном «Портрете молодой женщины» (II в. н.э.) за внешней сдержанностью проступает сильная и яркая личность.

К замечательным образцам в технике энкаустики относится «Портрет молодого человека в золотом венке» (см. цв. вкл.). Насыщенные краски переливаются эмалевым блеском. Образ прекрасного юноши с огромными широко раскрытыми глазами поражает своей одухотворенностью. В «Портрете пожилого римлянина» плотные мазки подчеркивают объемность форм осунувшегося лица. Этому способствуют нанесенные на лоб, щеки и нос блики и глубокая тень под подбородком. Художник передал гармонию насыщенных цветов: темно-золотистые краски лица обогащаются голубыми рефлексами на розовых щеках, удачно дополняют друг друга белый и голубой цвета одежды (см. цв. вкл.)

В поздних фаюмских портретах живописная манера уступила место более условной графической с фронтальным положением головы, усилилось воздействие местной древнеегипетской традиции. Формы передавались плоскостно, контур силуэта становился более четким, использовались локальные цвета. Энкаустика вытеснялась темперой. Художник сосредоточивал внимание на передаче внутренней, духовной жизни модели. Во взгляде проявилась напряженность, предвосхищавшая иконные лики Византии.

Римское искусство завершило большой период античной художественной культуры. Разрушенный, разграбленный варварами в IV-VII вв. Рим опустел, но традиции римского искусства продолжали жить. Художественные образы Древнего Рима вдохновляли мастеров Средневековья, Возрождения и классицизма.

Вопросы и задания

1. Как менялось отношение к смерти в искусстве этрусков? Приведите примеры произведений скульптуры и живописи, отражающих эти изменения.

2. Какое влияние на римское искусство оказали достижения культуры этрусков и Древней Греции?

3. Какой вклад в развитие мировой архитектуры внесло зодчество Древнего Рима?

4. Расскажите о памятниках архитектуры Рима периода республики.

5. Расскажите об архитектурно-художественных достоинствах Помпеи.

6. Охарактеризуйте стили помпейских росписей.

7. Каковы основные особенности римского скульптурного портрета?

8. Охарактеризуйте памятники архитектуры периода империи.

9. Расскажите об архитектуре Колизея.

10. Каковы архитектурные достоинства Пантеона?

11. Чем отличаются ранние фаюмские портреты от более поздних?

12. Соберите репродукции и фотографии с шедеврами этрусского и древнеримского искусства.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 551; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты