КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Готическое искусство
Готика – художественный стиль, возникший в середине XIIв. во Франции и распространившийся в Западной, Центральной и частично в Восточной Европе. Название готического стиля связано с германским варварским племенем готов, в 410 г. разграбившим Рим. Как раз падение Вечного города – Рима и ознаменовало конец Античности и наступление Средних веков в европейской культурной истории. Термин «готика» утвердился в эпоху Возрождения для обозначения всего средневекового искусства, считавшегося «варварским». Углубленные богословские размышления, математические расчеты, совершенствование техники строительства позволили сформировать тот художественный мир, который назвали готикой. Периодизация готики такова: вторая половина XII в. – первая четверть XIIIв. – ранняя готика; вторая четверть XIII в. – XIVв. – зрелая, или высокая, готика; XIV – XV вв. – поздняя готика («пламенеющая»). Готика зародилась в Северной Франции, где каменные соборы получили свою классическую форму. Смелая и сложная каркасная конструкция готического собора позволила преодолеть массивность романских построек. В период зрелой готики произошло обогащение и усложнение синтеза искусств. В искусстве поздней готики особое внимание уделялось человеку и его эмоциям, отражающим сложный драматизм жизни, трагическим сценам страдания и смерти. Это время было отмечено быстрым развитием градостроительства, сооружением ратуш, торговых рядов, дворцов, особняков, жилых зданий. Все они украшались сложнейшим декором, подчеркивающим вертикальность линий. Последнюю стадию развития стиля еще называют «интернациональной готикой», так как она распространилась во многих странах. В ней особенно сильно проявились экспрессивная надломленность формы, доходящая до гротеска графичность, обилие символики, сложных аллегорий, странных трансформаций, преувеличений. Иногда эту стадию именуют «готическим маньеризмом». В связи с тем, что новых идей в формообразовании этот период не дает, а все усилия направляются на украшательство. Так, «пламенеющая готика» в архитектуре XIV – XV вв. не заключала в себе принципиальных открытий, а лишь усложняла существовавшие ранее элементы, делая их все более изысканными и вычурными. Для нее характерны извивающиеся наподобие языков пламени башни-пинакли с завершениями-фиалами, своей формой давшие название этому стилевому течению. Архитектурный декор терял свою объемность, становился жестким кружевом на поверхности стен, сводов, башен. Важно отметить, что символико-аллегорический строй готического искусства, отличающийся высокой духовностью, сочетался с расширением интереса к реальному миру, природе. В скульптуре и живописи стали развиваться портретный и пейзажный жанры. Образам присущи индивидуальные черты, одухотворенность и возвышенность. Эпоха готики – время расцвета книжной миниатюры, эмалей, художественного ткачества, декоративных изделий из серебра, драгоценных камней, слоновой кости и др. Например, краски знаменитых лиможских эмалей (Франция) не померкли до наших дней. Готический стиль объединил в единый ансамбль художественные предметы быта, мебель, одежду, украшения и архитектуру. Поскольку архитектура была главным формообразующим фактором готического стиля, то мебель, предметы церковной утвари повторяли в миниатюре форму, композицию и детали архитектурных сооружений. Готический стиль в разных странах имел ярко выраженные национальные черты. Во Франции – это ясность пропорций, чувство меры, изящество форм. В Англии – тяжеловесность, перегруженность композиции, излишество архитектурных деталей. В Германии готика получила более отвлеченный, мистический и страстный по выражению характер. В Испании готические формы обогатились элементами мусульманского искусства. В Италию XIII в. проникли лишь отдельные готические элементы, но в XIV в. и в этой стране готика распространилась повсеместно. Архитектура. В религиозных трактатах Средневековья готический собор описывался как модель мира и символ самой бесконечности. Он выражал христианскую идею духовности, устремления ввысь, к небу. Отсюда и основная композиционная доминанта – вертикаль. Готический собор – в большей степени организация пространства как внешнего, так и внутреннего, чем формы. Можно сказать, что собор вырастал из земли, но жил в небе. Об этом хорошо написал О. Мандельштам:
Кружевом, камень, будь И паутиной стань: Неба пустую грудь Тонкой иглою рань.
Готический храм сохранил ту же базиликальную форму, что и романский, но конструкция его свода изменилась: его основой стала каркасная система из столбов и опирающихся на них стрельчатых арок. Кладка крестового нервюрного свода начиналась с двух диагонально перекрещивающихся арок – нервюр, которые составляли ребра перекрытия, поддерживающие облегченные плиты свода. Использование стрельчатых арок – отличительная черта готической архитектуры. Нервюрный свод позволил перекрывать не только квадратные, но и прямоугольные и еще более сложные в плане пролеты. Это было возможным потому, что нервюры сходились в пучки на опорных столбах, на которых концентрировалась вся нагрузка перекрытий. Опорные столбы укрепляли контрфорсами (опорами стен) и аркбутанами (1/4 арки, переброшенной через крышу боковых нефов к основанию свода центрального нефа, более высокого, чем боковые). Такая конструкция с весьма сложным инженерным расчетом стала нововведением готики. Вынесение наружу конструктивных элементов, поддерживающих крестовый свод, помогало создать огромное, несоизмеримое с человеческим ростом, пространство интерьера. Стены собора были прорезаны многочисленными окнами с витражами, которые в таинственном полумраке светились яркими красными, синими, желтыми цветами, создавая особую духовную атмосферу (см. цв. вкл.). Устремленность собора ввысь была подчеркнута гигантскими ажурными башнями, высокими стрельчатыми арками, порталами и окнами, многочисленными удлиненными статуями, богатыми декоративными деталями. Небывалый по размерам собор возвышался над городом и мог вместить порой все его население. Готический собор идеальным образом подходил для синтеза искусств: архитектуры, скульптуры, витражей – главного вида готической живописи, декоративного искусства (резьбы по камню, дереву, кости и др.). Порталы и алтарные преграды были сплошь украшены статуями, скульптурными группами, орнаментами. На порталах ясно обозначались три основные темы скульптурного декора: Страшный суд; цикл, посвященный Марии; цикл, связанный с патроном храма или наиболее почитаемым местным святым. Лучшие статуи святых и аллегорические фигуры были отмечены глубокой духовной красотой. Застылость и замкнутость романских скульптур сменились подвижностью, ритмическим богатством пластики фигур, обращенных друг к другу и к зрителю. На фасадах и крыше размещались фантастические скульптуры зверей (химеры или горгульи). В искусстве готики органически переплелись лиризм и трагизм, возвышенная духовность и социальная сатира, фантастический гротеск и точные жизненные наблюдения. Выдающимися произведениями готической архитектуры являются: во Франции – собор Нотр-Дам (собор Парижской Богоматери) в Париже, соборы в Реймсе, Амьене, Шартре; в Германии – собор в Кельне; в Англии – Вестминстерское аббатство в Лондоне и др.
|