Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ИСКУССТВО ФРАНЦИИ. Архитектура первого периода развития готического стиля во Франции представлена, в частности, собором в Шартре и собором Парижской Богоматери.




 

Архитектура первого периода развития готического стиля во Франции представлена, в частности, собором в Шартре и собором Парижской Богоматери.

Шартрский собор – это трехнефный храм, который имеет несколько грандиозных дополнений: пятинефный хор с венцом капелл и пересекающий здание почти посередине (в плане собор представляет собой крест) широкий трехнефный трансепт. В отличие от романской церкви с ее четкими формами готический собор необозрим, часто асимметричен и даже неоднороден в своих частях: каждый из его фасадов со своим порталом индивидуален. Скульптура заполняет пространство собора изнутри и снаружи. Статуи-колонны в углублениях порталов, статуи и орнамент в «пучках» готических колонн, рельеф тимпанов[15] и узорные башенки – каждая архитектурная деталь содержит в себе зримый мир, оживающий благодаря фантазии резчика.

Наиболее знаменит в Шартрском соборе «королевский портал» (1145 – 1150), занимающий западный фасад. Он выполнен в романском стиле. Дело в том, что в 1194 г. романский собор в Шартре был уничтожен пожаром, уцелели только крипта и западный фасад. К 1260 г. собор был восстановлен в готическом стиле. Рельеф изображения высокий, это уже практически отделяющийся от стены барельеф. Мотив Страшного суда лишен назидательной устрашающей силы. Нет изображений ада и рая, остался только Христос-судия с просветленным ликом в окружении евангелистов и ангельского хора. Идея «королевского портала» состоит в том, что человеку дан выбор веры не из-за страха будущих мучений, а во славу прекрасного мира. Так было положено начало гуманизации священных образов и библейской тематики в целом.

 

Шартрский собор. Западный фасад

 

«Королевский портал» – наиболее ранняя часть скульптурного убранства Шартра. В дальнейшем появилась резьба в трансептах, еще позже скульптура северного и южного порталов. Входные арки трансепта не углублены в стену, как «королевский портал», а выступают из нее уже в виде портика. Фигуры апостолов и пророков, украшающие их, объемны. Резчики создали для этих статуй особую пространственную среду, поместив балдахины над их головами. Между персонажами есть некая смысловая и пластическая связь – они не только общаются друг с другом, но и реагируют поворотами, движением на слова собеседника. Апостол Петр, Иоанн Креститель переполнены чувствами. Образы отцов церкви на южном фасаде храма индивидуализированы: рядом с вдохновенно проповедующим Мартином Турским стоит невысокий Иероним, похожий на ученого схоласта, а папа Григорий Великий погружен в глубокие раздумья. В скульптуре северного портала ваятели делают важное художественное открытие: они создают готическую скульптурную группу. Диалог Марии и Елизаветы передается сложнейшей пластикой фигур. Стремительное движение складок одежды прорицающей Елизаветы, ожидающей рождения Иоанна Крестителя, как бы переплескивается в драпировки одежды будущей Богоматери.

Ансамбль Шартрского собора включает комплекс витражей XII – XIII вв., которые сохранились почти без изменения до наших дней. Темы витражных росписей Шартра разнообразны: сцены Ветхого и Нового Завета, изображения пророков и святых, сюжеты из жизни крестьян и ремесленников (около 100 композиций). Шедеврами «световой живописи» собора являются изображение Богоматери в окне южного обхода хора (XII в.), витраж со сценой из жизни св. Евстрафия и изображение Карла Великого (начало XIII в.).

В XII – XIII вв. использовались две техники витражной росписи: «гризайль» и сюжетная роспись. Роспись «гризайль» осуществлялась черной и серой красками по прозрачному дымчатому или зеленоватому стеклу. Сюжеты писали по наборному цветному стеклу. В XII в. изображение наносилось на стекло в два приема: сначала

 

Фигуры святых. Шартрский собор

 

делали подмалевок, а затем прорабатывали тени. После каждой операции витраж подвергали обжигу. В XIII в. ограничивались однократным обжигом расписанного стекла. Изготовленные таким образом элементы витража скрепляли между собой свинцовыми перемычками и заключали в железную раму в форме оконного проема.

В высоких окнах Шартра насыщенные по цвету, витражи XII в. соседствуют с более темной гаммой красок окон XIII в. Общую сиреневато-розовую тональность освещения храма в солнечный день пронизывают ярко-красные блики, а в пасмурную погоду интерьер наполнен божественным голубым мерцанием.

В конструкции собора Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари) отчетливо прослеживаются основные принципы готической архитектуры: нервюрный стрельчатый свод центрального нефа, стрельчатые окна, аркбутаны, над тремя перспективными порталами западного фасада возвышаются так называемая галерея королей, три больших окна с круглым окном-«розой» посередине, две высокие башни. На фасаде – множество скульптур. В Средние века многочисленные статуи были ярко раскрашены и стояли в позолоченных нишах, представляя собой «Библию в камне». Вверху, на галерее, окаймляющей башни, громоздятся каменные химеры, иронично

 

Собор Парижской Богоматери

 

смотрящие на раскинувшийся под ними город. Внутри собора – огромный сводчатый сумрачный зал. Лишь наверху в окнах светятся витражи изумительно чистых и ярких цветов. В солнечный день они сияют и переливаются всеми оттенками.

«Академией искусства» для готических мастеров стал собор в Реймсе. Это пример высочайшего мастерства зрелой готики. Собор издавна служил местом коронования французских владык. Строительство храма длилось более двух столетий: началось после пожара в старой романской церкви в 1211 г. и закончилось в 1481 г. Единство композиции в готических соборах не нарушалось долгими сроками строительства. Скульптурный декор наполнял Реймсский храм, так же как и собор в Шартре. Но то, что для мастеров Шартра было открытием, в Реймсе получило глубокое развитие и упрочение – был сформирован неповторимый ансамбль объемной скульптуры, полный тонких одухотворенных движений. Создается не только пластически содержательное целое, но и общее духовное пространство общения.

На западном фасаде храма глубокие порталы со стрельчатыми арками организуют вертикальное движение массы и находятся в сложном динамическом взаимодействии с окружающей средой. Во втором ярусе пинакли с легкими колоннами пронизаны воздухом, стены с многочисленными проемами окон становятся нематериальными, башни разделяются на множество проемов.

Внутреннее пространство храма в Реймсе отличают ясная структура и пластика, стройность пропорций, как целого, так и отдельных частей, совершенство обработки камня.

Ансамбль собора в Реймсе возводился почти одновременно со строительством храма в Амьене (начат в 1218) – самого большого готического собора Франции. Соотношение частей фасада живописно: в процессе строительства возникли разные по высоте и рисунку башни. В расположении сюжетов на порталах мастера учитывали движение зрителя от входных ступеней до нефа. Единство трех порталов было подчеркнуто фризом с большими фигурами, непрерывной лентой протянувшимися вдоль всех входов. Стиль статуй западного фасада Амьенского собора проще, демократичнее, чем в Шартре, лица более жизненны. Главная черта образа Христа на центральных вратах – убежденность проповедника, утверждающего незыблемость учения и призывающего достойно пройти жизненный путь. Он решительно попирает символы антихриста и дьявола – льва и химеру. Интерьер оставляет впечатление свободно перетекающего пространства, в которое включены пологие стрельчатые арки.

Стиль зрелой готики иногда образно называют «лучистым» благодаря широко распространившемуся в то время рисунку окна-розы с радиально расходящимися лепестками. Все соборы этого периода украшены царственно величавым, изысканно изящным «лучистым» окном на западном фасаде.

Шедевром «лучистой готики» стала королевская капелла в Париже – Сен-Шапель (1250- 1248). Двухэтажная капелла служила местом хранения драгоценной реликвии – вывезенного из Константинополя тернового венца Христа. Магическую силу пространства зала второго этажа этого храма создает обилие витражей. Кажется, что здесь почти нет стен: свет, проходящий через окна, соединенные попарно шестилепестковыми розами, заполняет интерьер волшебным мерцанием.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 172; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты