КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Романское искусство
Романский (от лат. Roma – Рим) стиль (X – XIII вв.) был первым после Античности крупным художественным стилем, объединившим в единое целое монументальную живопись и скульптуру, архитектуру и декоративно-прикладное искусство в странах Западной и Центральной Европы. Романская архитектура поражает мощью, скульптура – одухотворенностью и экспрессией. Провозглашалось превосходство духовного начала над телесной красотой. XI – XIII века были временем расцвета монументального искусства, как живописи, так и скульптуры. По интенсивности цвета фона фресок выделяли «школу светлых фонов» и «школу синих фонов». Фрески покрывали стены и своды храмов сплошь длинными фризами, как ткался или вышивался узор на коврах. Скульптура же декорировала не только интерьер, но и наружные поверхности архитектурных сооружений. Изделия романских мастеров – чеканка, литье, эмаль, ткани, гобелены, резьба по дереву и кости – отличались массивностью, суровой мощью форм, интенсивностью цвета. Романский стиль ярко проявился и в искусстве книжной миниатюры. В ней можно отчетливо проследить его черты: господство линии и локального плоскостного цветового пятна, отсутствие перспективы и объема, искаженные пропорции. При всей условности приемов миниатюра передавала сюжет в живой и выразительной форме. Излюбленными в манускриптах X-XI вв. были изображения властителя на троне в окружении символов власти. Реалистические тенденции, подготовившие приход Ренессанса, очевидны в книжной миниатюре романской Италии. XIIвек был периодом расцвета романского искусства, распространившегося по всей Европе. Значительное развитие оно получило во Франции, в Германии, Италии, Испании, Англии. Романское искусство в Италии развивалось иначе, чем в других европейских странах, в нем ощущалась непрерываемая даже в Средние века связь с Древним Римом. Итогом зрелой романики явилось создание романской связанной системы, в которой одному главному нефу соответствовали два боковых нефа, перекрытых крестовыми сводами. Эта архитектурная конструкция считается наиболее значительным достижением романского стиля и всей средневековой культуры. Она послужила основой последующего развития архитектуры готического стиля. Архитектура.С развитием торговли и ремесла в XI – XIIвв. все большую роль начинали играть города. Они обносились мощными крепостными стенами, укреплялись рвом, у мостов и городских ворот стояла стража, улицы на ночь перегораживались цепями на огромных замках. С XII в. началась регулярная планировка городов. На пересечении под прямым углом двух главных магистралей размещался центр города – рыночная площадь, где строились собор и ратуша. Как правило, город заселялся по профессиям: улицы или целые кварталы оружейников, аптекарей, ткачей, булочников и т.д. На зеленых холмах или скалистых уступах возводились средневековые замки, окруженные глубокими рвами. Их могучие каменные стены с зубцами, высокие башни, огромные ворота, поднимаемые на цепях мосты превращали эти жилища феодалов в хорошо укрепленные крепости. Стоящий на возвышенном месте, удобном для наблюдения и обороны, замок был символом власти феодала над окрестными землями. Центром крепости был донжон - массивная башня с узкими окнами: первый этаж ее служил кладовыми, второй – жильем владельца, третий – помещением для слуг и охраны, подземелье – тюрьмой, крыша – местом для дозора. С XII в. донжон стал заселяться только во время осады, а рядом с ним строился дом феодала. В комплекс замка входила капелла, масса хозяйственных построек размещалась во внутреннем дворе. В Германии интерес представляют замок Гнандштейн в Саксонии (начало XII в.), замок Вартбург близ Эйзенаха в Тюрингии (XI в.), а также замечательный памятник архитектуры – парадный дворец в Вартбурге (1190 – 1225). Больше всего замков во Франции, особенно к югу от Луары. Самое значительное создание романской архитектуры – храм. По конструкции он представлял собой базилику, как правило, трехнефную, с четко выявленными объемами и внушительными башнями по сторонам западного фасада и хора. Она строилась из тщательно отесанного камня и производила впечатление массивного и сурового сооружения. В плане романский храм напоминал латинский крест. В центре средокрестия помещался алтарь, а над ним на высоких арках возводился купол, над которым снаружи возвышалась башня. Ощущение большой высоты внутреннего помещения создавалось за счет перепадов высот: значительных в средокрестии (включая высоту башни) и незначительных в главном нефе. На восточной стороне храм имел три апсиды, в западной части располагались хор (балкон) с обходом и крипта (подземелье для захоронений). Планировка и формы романского храма отвечали потребностям культа. Храм вмещал массу людей различного социального положения. Свет проникал внутрь базилики из окон центрального нефа, который был шире и выше боковых. Церковь была наполнена светом, хотя небольшие окна, казалось бы, не предполагали такой светоносности. Мотив полукруглой арки, одного из главных признаков романского стиля, активно работал в интерьере: вид в центр храма открывался через большие арки и аркаду (ряд связанных друг с другом арок) вдоль главного нефа. Грузные вначале сводчатые постройки и аркады постепенно становились стройнее и тоньше. Входы соборов выкладывали в виде ряда последовательно уменьшающихся арок, опирающихся на пристенные колонны, – так называемый перспективный портал. Перспективный портал и тонкие полуколонки, расчленяющие фасад на отдельные вертикальные отрезки, стали очень популярны в
Собор в Вормсе
архитектуре Европы XII – XIIIвв. и в Древней Руси. Ясность силуэта, преобладание горизонталей, спокойная, суровая сила романского зодчества были ярким воплощением религиозного идеала того времени, символом всемогущества Бога. Архитектурные памятники романского периода разбросаны по всей Западной Европе, но больше всего их во Франции. Здесь зародились средневековые монументальная скульптура и монументальная живопись, сложился законченный стиль романской архитектуры. Церкви, построенные на путях к святым местам, были огромны по размеру, рассчитаны на большое число паломников и местных прихожан. Это были трех- или пятинефные храмы с трансептом и толстыми стенами. Иногда обилие наружного декора смягчало их аскетический облик. Так, западный фасад церкви Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье от портала до фронтона был покрыт скульптурной резьбой. Германия в XI – XIIвв. страдала от жестоких феодальных усобиц. Первые романские соборы здесь стали строиться в городах, расположенных на Рейне (Майнц, Шпейер, Вормс). Похожие на крепости, с толстыми гладкими стенами и узкими окнами, с приземистыми, конически завершенными башнями по углам западного фасада и апсидами как с восточной, так и с западной стороны они имели неприступный вид. Лишь аркатурные пояски под карнизами украшали гладкие фасады и башни (Вормсский собор, 1181 – 1234). У этих храмов было характерное конструктивное отличие – крестовые своды. В культовом зодчестве романского периода дерево в перекрытиях базилик постепенно сменили более прочным камнем. Для нейтрализации давления на стены и распора, который дает свод (сначала появился полуцилиндрический свод, а затем крестовый), стены и столбы первых романских храмов с каменным перекрытием делались очень толстыми и массивными, проемы – редкими и узкими. С XIв. камень заменил дерево также и в крепостных стенах, окружающих замок феодала. Скульптура.С XII в. огромную роль в декоре храма играла скульптура. Единой системы скульптурного декора в романский период еще не было выработано. Скульптура украшала в основном западный фасад и капители колонн. Церковь требовала, чтобы искусство было не только «Евангелием для неграмотных» и наставником в вере, но и средством устрашения. Отсюда такие сюжеты, как «Страшный суд», апокалиптические видения, страдания и смерть Христа («Страсти Христовы»). Борьба за человеческую душу между ангелами и сатаной была излюбленным мотивом романского искусства, причем в сцены страданий и мученичества привносился элемент фантастики, особенно при изображении Страшного суда. На стенах храмов воплощали и нерелигиозные сюжеты из древней и средневековой истории, басен, даже светских романов, а также реальных людей и фантастических существ, облик которых был, почерпнут из средневековых хроник или создан народной фантазией (аспиды, василиски и др.). Двоеверие жило в народе, языческие представления не исчезли бесследно. Кроме перечисленных изображений были популярны и узоры – растительные и геометрические. Символический характер образов монументальной живописи и скульптуры, их предельная условность (выразительность жеста, разномасштабность фигур, отсутствие перспективы) удивительно сочетались с народными чертами (сказочность, декоративность, острая наблюдательность и яркий юмор). В рельефах церквей важное значение придавалось линейному рисунку, повышенной экспрессии, стремительному и очень напряженному движению, при этом изображения заполняли всю плоскость. Скульптурный декор сохранившихся до наших дней памятников отличает повествовательность. Композиции обычно строили вокруг главных персонажей – Христа или Богоматери, которые всегда превосходили другие фигуры по масштабу. Это образы, символизирующие победу света христианской истины над темными силами зла. Вещественность, материальность в передаче объемов сочетались с полным пренебрежением анатомией. Обобщенная трактовка фигуры, абсолютно условный ритм движения не исключали несколько грубоватой, но всегда реалистической передачи лиц. Знаменательно, что в сюжетных композициях место действия характеризовалось обычно какой-либо одной деталью, но при этом было вполне узнаваемо. В романский период с высоким мастерством создавали бронзовые двери с рельефами на сюжеты Ветхого и Нового Завета. Например, над дверями церкви Св. Михаила (Германия, г. Гильдесгейм) трудились два мастера. Различие их художественных почерков определило и разность подходов к изображению. В сценах Ветхого Завета подчеркнуты динамика событий, эмоции людей. Пусть тела персонажей пластически не совершенны, но как выразительны жесты! Например, на одном рельефе Бог обвиняет Адама и Еву в совершении греха: он перстом указывает на Адама, который в свою очередь обвиняет Еву, а она находит главного виновника – змия. Античное искусство не знало такой глубины эмоций. Эпизоды жизни Христа переданы более величественно, торжественно, здесь появилось ощущение вечности, вневременности. Фигуры гильдесгеймских рельефов наполовину выступают на нейтральном фоне дверей, пейзаж представлен отдельными деталями и весьма условен. В целом романской пластике свойственны подчинение изображения плоскости стены, статичность, мощь, материальность фигур. В конце XII в. статика, отвлеченность и схематизм сменяются преувеличенной динамикой и яркой
Бог уличает Адама и Еву. Рельеф бронзовых дверей из церкви Св. Михаила. Гильдесгейм
индивидуализацией образов. Сложный духовный мир, драматизм конфликтного мироощущения человека – наследие, передаваемое романским стилем готике. Образная система романского стиля, на зрелой стадии тяготевшего к универсальному художественному воплощению средневековой картины мира, подготовила характерное для готики представление о соборе как своеобразной «духовной энциклопедии».
|