КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ИСКУССТВО АНГЛИИ. В Англии готические постройки появились почти в то же время, что и во Франции – в XII – XIVвв
В Англии готические постройки появились почти в то же время, что и во Франции – в XII – XIVвв. Этот период совпал с возрастанием могущества английского государства. Английская готика пронизана национальным духом, отличается особой декоративностью (орнамент полностью скрывал конструкцию) и преобладанием горизонтальных ритмов над вертикальными. Она развивалась до середины XVI в. и имела несколько стилистических разновидностей: ранняя, или «ланцетовидная», готика (по форме окна или по нервюрам, расходящимся веером, конец XII-XIIIвв.), зрелая, или «украшенная», готика (конец XIII – XIVвв.), поздняя, или «перпендикулярная», готика (от перпендикулярного пересечения арматуры окон, вторая половина XIV–середина XVIв.). Часто в одном архитектурном сооружении сочетались все три стиля. Например, в церкви Вестминстерского аббатства в Лондоне (XIII в.) пропорции и особенности планировки здания соответствуют французским образцам, но его декор типично английский. Усилия английских зодчих сосредотачивались в большей степени на декоре, а не на конструкции. Для английской готики характерны растянутые фасады, далеко вынесенные трансепты, небольшие западные башни и высокая башня над средокрестием. Роль аркбутанов ограниченна. Главный световой поток из окон, занимающих все пространство между контрфорсами, был сосредоточен в хоре. Окна в боковых нефах были меньше. Средний неф, как правило, не поднимается над боковыми на большую высоту. С соборами в английской архитектуре были связаны постройки монастырского типа. Своеобразие английской готики наиболее отчетливо проявилось в соборах Уэльса, Линкольна, Солсбери. Собор в Уэльсе (XII – XIVвв.), трехнефная базилика с трансептом и хором, имеет растянутый фасад декоративно расчлененный порталами, который воспринимается как волнообразно колышущаяся масса. Невысокие боковые башни внезапно обрываются и замедляют вертикальные ритмы. В соборе Уэльса примечательна конструкция арок средокрестия, которые соединены между собой вершинами (так называемые «опрокинутые арки»). Здесь обнажена каркасная система, четко обозначены вертикали, трехчастные большие окна завершаются сложным пересечением арок. Ряд новых архитектурных приемов привнесла в английскую готику перестройка
Собор в Уэльсе
(начата около 1225). В здании более отчетливо, чем в соборе Уэльса, выявлена романского здания в Линкольне тектоника. Ритмы постепенно нарастают к центру, где возведена мощная башня над средокрестием. Своды среднего нефа заложили основу для развития сложной системы нервюр в английских храмах. Прекрасный образец скульптурного декора зрелой английской готики – прославленный «Ангельский хор» в Линкольне. Собор в Солсбери (начат в 1220) отличает цельность замысла. Силуэт определяет башня над средокрестием, самая высокая в Англии (124 м). Западный фасад с небольшими башенками украшен нишами, скульптурой и геометрическим орнаментом. Оригинальной и смелой была конструкция зонтичных сводов, опирающихся на тонкий средний столб, в зале капитула – многогранном в плане сооружении со сводчатыми перекрытиями. Собор хорошо обозрим со всех сторон благодаря большому свободному пространству вокруг него. Начало новому этапу в истории английской готики было положено в XIV в. перестройкой собора в Глостере. Облик здания формируют общая вертикальная устремленность и горизонтальные пересечения. Стена практически исчезла, так как вся была прорезана окнами или арочными проемами. Своды приобрели сложный декоративный рисунок нервюр. В начале XIV в. скульпторов все больше начинает волновать тема смерти. На надгробии Эдуарда II в соборе Глостера запечатлен король, лежащий на смертном одре. Над изваянием поднимается балдахин из белого алебастра, поражающий своими изящными формами и текучими линиями. Выразителен в надгробии контраст светлых и темных пород камня.
|