КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
СРЕДНЕВЕКОВОЕ ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
В Средние века в Западной Европе господствовало религиозное мировоззрение. Особое место в ее жизни заняла христианская церковь. В отличие от Византии, где император выбирал патриарха из кандидатур, предложенных церковью, она формировалась здесь как подлинно феодальная церковь, не зависимая от государства. В условиях феодальной раздробленности Европы она была единственной силой, объединяющей народы. Монастыри являлись центрами образования и художественного творчества. Вопросы нравственного и бытового поведения человека регулировались церковью. Соотношение индивидуальной человеческой судьбы и законов, управляющих миром, западноевропейская мысль была склонна понимать как столкновение свободной воли человека и божественного провидения. В католицизме на первый план выступила идея греха и искупления. Моральная ответственность за свои поступки, нравственная оценка происходящих событий стали важной гранью мировосприятия человека в Средние века. Феодальный мир жил ожиданием Суда Божьего. Искусство подчинялось богословию. Красота должна была быть морально оправдана. Красивыми считались изображения людей, немощных телом, но обладающих религиозной верой и нравственной чистотой. Средневековые мастера стремились утвердить лучшие стороны человеческой натуры. Расширился диапазон чувств, доступных для художественного воплощения: в него вошли милосердие и сострадание. Пластический язык стал разнообразнее, цвет приобрел эмоциональное звучание, по-новому открылись светотеневые возможности в изобразительном искусстве и архитектуре. Стали шире использоваться природные свойства материалов, сплав орнаментальных и изобразительных форм приобрел новое качество. Рожденная Средневековьем модель мира была сложнее античной, ибо отражала более многообразные по структуре и более значительные по масштабам жизненные реалии. Впрочем, не только религиозность определяла жизнь людей западного Средневековья – рядом с церковной культурой существовали культура народная и культура светская. Народная основа пластических искусств в Средние века заключалась, прежде всего, в самом факте коллективного художественного творчества. Монументальные формы архитектуры, выражение сильных страстей и страдания при интерпретации библейских сюжетов в скульптуре, фресках и витражах питались традициями народного творчества. Характерная особенность средневекового искусства – его тесная связь с ремеслом. Ручной труд был главной формой материальной деятельности Средневековья, искусство не противопоставлялось ему, но из него вырастало, становилось высшим его проявлением. Духовное и материальное как никогда были слиты в произведениях средневекового творчества. Изобразительное искусство и архитектура заняли исключительное положение в средневековой Европе. Средневековое искусство стало «проповедью в камне»: оно обращалось непосредственно к зрителю и углубляло его суждения о мире. Жизненная сила искусства заключалась в его общественном назначении – оно было обращено ко всем слоям феодального общества. Легенда и действительность не противостояли друг другу, правда и вымысел нередко причудливо переплетались. Эта особенность во многом определила стремление художников той эпохи к ансамблевости, к широкому охвату представлений о мире, к единству изобразительных и зрелищных искусств. Средневековое искусство существовало в неразрывном единении архитектуры, живописи, скульптуры и прикладного искусства. Основу синтеза искусств составляла архитектура, она выступала главным стилеобразующим элементом. Средневековье не знало крупных архитекторов, живописцев, скульпторов. Свойственное изобразительному искусству в эту эпоху искажение форм и пропорций было преодолено последующими поколениями художников.
|