КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ИСКУССТВО ЭТРУСКОВ
Необыкновенно самобытная и богатая этрусская культура прошла длительную эволюцию. С IX по I в. до н.э. сложилась династия, которая правила Римом в век, предшествовавший образованию Римской республики. Этрурия – государство этрусков в зените своей славы, по сообщению римского историка Ливия, «контролировала все пространство Италии – от Альп до Сицилии». В I в. до н. э. этруски как этнос были полностью поглощены римлянами. Первый период развития этрусской цивилизации – культуру Вилланова (1000-700 гг. до н.э.) – назвали по имени местечка близ Болоньи, где были обнаружены находки этрусских древностей. Восточный период (700 – 600 гг. до н.э.) был ознаменован торговлей с Востоком, принесшей поселениям этрусков процветание. К концу VII в. до н.э. главные города этрусков в основном уже сформировались. Как и в Греции, отличительной их чертой являлся акрополь, занимавший важнейшую стратегическую позицию. В архаический период (600 – 480 гг. до н.э.) этруски достигли зенита своей славы, превратив Рим в великий город. В классический период (480 – 300 гг. до н.э.) непрерывные войны парализовали торговлю, южные этрусские города постепенно приходили в упадок, замерли искусство и ремесла. Однако в IV в. до н. э. в искусстве наблюдается некоторый подъем. В эллинистический период (300 – 89 гг. до н.э.) этрусские города-государства подчиняются Римской республике, а этрусское искусство сливается с римским. Римляне завоевали территории этрусков и наследовали у них инженерное дело, умение строить дороги и города, высшие достижения монументального, портретного и прикладного искусства. Воплощая свое представление о неразрывности жизни и смерти в едином цикле бытия, этруски строили рядом с городами некрополи. При этом города, предназначенные для живых, плохо сохранились, поскольку дома в них возводили из непрочного материала – дерева или глины, а города для мертвых, сооруженные из камня, с высеченными в скале или сложенными на земле гробницами уцелели до наших дней. В древности идея вечности передавалась формой круга, сферы. Полусферическими насыпями покрыты многие этрусские гробницы с круглым цоколем. Самый знаменитый этрусский некрополь – погребения в Бандитачча, принадлежавшие древнему городу Цере. Вход в гробницы был оформлен в виде прямоугольного проема со ступенчатой вершиной. Внутри гробницы воспроизводили жилой дом. В комнатах стояли ложа, сиденья, троны и подставки для ног. Над ними по стенам могли быть развешаны круглые щиты – символическое воплощение вечности. По форме и устройству комнат гробниц можно изучать несохранившуюся архитектуру жилищ этрусков. Наиболее распространенным обрядом у этрусков в IX – VIII вв. была кремация. После сожжения тела, уцелевшие кости собирались и помещались в канопы – урны, большая часть которых представляла собой биконические сосуды из глины импасто, накрытые сверху чашевидной крышкой или шлемом. Иногда встречались урны в виде хижины. В ранних гробницах VII в. до н. э. вместе с прахом усопших помещали богатые погребальные дары: прекрасные чаши и блюда из серебра, золотые и бронзовые ювелирные украшения. Все эти изделия отличали новаторские приемы изготовления. Ювелирные украшения мастера декорировали чеканкой, мелкой зернью и филигранью, разработав для этого особые технические приемы (пайка, волочение и др.). Серьги, ожерелья, браслеты декорировали растительным и геометрическим орнаментом, головами людей, фигурками морских божеств и животных. В числе даров обязательно были бронзовые зеркала. Их найдено тысячи. Одна сторона зеркал была отполирована до блеска, а другая – покрыта великолепной гравировкой на мифологические сюжеты. На одном из самых знаменитых зеркал изображен прославленный прорицатель Калхант: его имя начертано перед фигурой. Калхант гадает по печени жертвенной овцы. Склоненная фигура повторяет скругленную форму зеркала. Прекрасный точный рисунок пронизан внутренней динамикой. По краю зеркала идет ветвь цветущего плюща. Сравнивая зеркала разных периодов, можно отметить, что качество гравировки художественной бронзы в конце IV в. до н. э. значительно лучше, чем в начале III в. до н.э.
Погребальные сосуды этрусков
Высоко ценилась по всему миру керамика этрусков. В VII-VI вв. до н. э. ими был создан оригинальный стиль черной керамики – буккеро. В V-IV вв. до н. э. получили распространение великолепные краснофигурные сосуды с сюжетными росписями. В начале III в. до н.э. расписная керамика постепенно исчезла. На смену ей пришли изделия с незатейливым орнаментом, которые продолжали существовать в течение всего II в. до н.э. О том, как представлялась этрускам загробная жизнь, можно судить по настенным росписям гробниц (VII – III вв. до н.э.) и скульптурам на саркофагах. Переход в новый мир – это вечный пир, торжественное празднество в честь покойного, которого приглашают насладиться удовольствиями пира вместе со всеми. С вином в тело пирующего вливается «новая кровь бога». Так думали в Греции почитатели бога Диониса, так думали и другие народы древности, в частности этруски. Веселье, радость, беспечное наслаждение едой и питьем отражены на росписях многих гробниц. Мужчины, по древнему обычаю, возлежат на ложе во время трапезы. Их законным супругам в отличие от греческих обычаев разрешалось присутствовать на пиру. Также приглашались наемные музыкантши и танцовщицы, о чем говорят росписи гробниц и свидетельства древних авторов. Иногда скульптурные изображения «хозяев» гробниц помещали на саркофагах. Например, на знаменитом саркофаге супругов из Цере (VI в. до н. э.) возлежат на ложе мужчина и женщина с широко раскрытыми глазами и радостными «архаическими улыбками». Они оживленно беседуют, устремив взоры на невидимого зрителя. Одной рукой мужчина обнимает прислонившуюся к нему жену. Украшение гробницы росписями было признаком особого положения в обществе. В росписях Гробницы львиц (ок. 520 г. до н.э.) есть сюжет, представляющий стремительную, веселую пляску загорелого юноши со светлыми длинными локонами и белокожей темноволосой девушки. Этруски, подобно египтянам, критянам и другим восточным народам, различали в живописи мужское и женское тела по цвету. Фигуры показаны в манере архаической условности, берущей начало из Египта: руки, ноги и головы – в профиль, а туловища – анфас. Волосы танцовщицы, одетой в прозрачный хитон, собраны заколкой на затылке, но небольшие завитки обрамляют лицо. Ее партнер изображен обнаженным, в левой руке у него кувшин для вина (ойнохоя). На полу стоит еще один изящный кувшин. Подвешенный слева светильник указывает на то, что действие происходит вечером. В замечательной Гробнице рельефов в Цере (IV в. до н.э.) стены и пилоны покрыты изображениями оружия, киликов (сосудов для вина), вееров, тростей и других предметов обихода, заменяющими подлинные вещи. Интересно отметить, что в поисках истины на грани жизни и смерти этруски не только шли реалистическими путями, но и прибегали к абстракции и фантастике. Например, поясничную фигуру усопшего они могли изобразить, отказываясь от передачи портретных черт и доводя образ до абстрактных символов (вместо головы – шар, находящийся на цилиндре, и др.). Подобные бюсты из бронзы (680 – 670 гг. до н.э.) были найдены в Вульциях. Удивительные, необычайно удлиненные, так называемые вотивные фигуры из бронзы (II-I вв. до н.э.) напоминают вечерние тени. По мнению этрускологов, это шаманические идолы. Внимание привлекается прежде всего к лицу, тело вытянуто,
Саркофаг с изображением супружеской четы из Цере. Деталь
грудь, колени, ступни обозначены нечетко, руки плотно прижаты к телу и едва различимы. В III – I вв. до н.э. великолепное искусство гробниц постепенно изменяется. Все чаще идеи бессмертия воплощаются в маленьких ремесленных погребальных урнах, на передней стенке которых изображены сцены из древнегреческих мифов. Обреченность сквозит в чертах людей, которых влекут в мир смерти и подгоняют палками свирепые демоны. Высшим достижением этрусского гения стали портреты. С III в. до н.э. они приобрели особую достоверность и глубину. Этрускам казались привлекательными в людях неповторимые, индивидуальные черты. На поздних урнах иногда возлежат блестящие красавцы, но гораздо чаще – грузные старцы, взирающие на мир потухшим взором. Трагические сюжеты проникают и в погребальную живопись. Это особенно заметно во II в. до н.э. Одна из последних росписей, в которых проявился высокий драматизм, – роспись гробницы Тифонов. Ее образы напоминают стиль рельефного фриза Пергамского алтаря. Этрусская живопись, несмотря на сильнейшее воздействие культуры завоевателей, практически остается единственной художественной областью, в которой достижения мастеров покоренного народа остались непревзойденными. Интерес к памятникам этрусского искусства существовал еще в Средневековье, но особенно популярны они становятся в эпоху Возрождения, когда их исследуют, описывают и реставрируют. Этруски сумели создать высокую культуру, по праву стоящую в одном ряду с греческой и римской. К сожалению, многое в ней до сих пор остается загадочным и непонятным, хотя в настоящее время она считается одной из наиболее изученных древних культур Италии.
|