Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ИСКУССТВО АССИРИИ




 

Большие изменения, совершавшиеся в искусстве Передней Азии в 1-м тыс. до н.э., были связаны с возвышением Ассирии, занимавшей земли по среднему течению Тигра (север современного Ирака). Мощь государства, завоевавшего огромные территории, централизация власти в руках царей, постоянная готовность к походам способствовали созданию искусства, прославлявшего силу и славу правителей. Соединив традиции многих культур, ассирийское искусство приобрело неповторимый облик. Военизированный характер государства проявился в зодчестве. Был создан новый тип города – город-крепость.

Дворец Саргона II в Дур-Шаррукине (ныне Хорсабад), сооруженный в конце VIII в. до н.э., дает представление об архитектуре того времени. Дворец, обнесенный стенами, как и весь город, возвышался на искусственно возведенной насыпи, облицованной огромными каменными глыбами. Он делился на три части: парадные, жилые и культовые помещения, группировавшиеся вокруг открытых внутренних дворов. Новым было то, что центром дворцово-храмового комплекса стал не храм, а дворец. В системе дворцовых перекрытий применялись своды и арки. Ступенчатый полихромный семиярусный зиккурат находился рядом с башнями и покоями царя. По сторонам огромных ворот парадного входа были расположены фигуры быков-«шеду» с головами людей и крыльями орлов. У них было пять ног, поэтому человеку, идущему через ворота, казалось, что могучий страж движется ему навстречу и готов преградить путь врагу. Подобные быки или львы стояли у входа почти всех ассирийских дворцов.

Помещения двора были украшены многоцветными росписями и рельефами, отличающимися тщательной орнаментальной отделкой. Рельефы обычно располагались в нижней части стен, под росписями. Плоские, четкие и жесткие по своему ритму, подчиненные строгим канонам, фризообразные ленты рельефов изображали то бой Мардука, главного бога Ассирии, с чудовищем Тиамат, победив которое Мардук создал из его тела небо и землю, то легендарного героя Гильгамеша, одолевшего льва, то военные походы царей, прославляя воинскую доблесть и физическую силу. Ученые предполагают, что при создании рельефов использовались трафареты рук, ног, голов и т.д.

Наиболее совершенные рельефы украшали дворец Ашшурбанипала (669 – ок. 635 гг. до н.э.) в Ниневии. Зрелое мастерство проявилось здесь не только в возросшей

 

Крылатый бык

 

возросшей динамике, чеканной лепке, сильной и сочной моделировке фигур, но и в передаче эмоций. Мчащиеся галопом кони, как и фигуры всадников, полны напряжения, пафоса и силы. Художники подметили страдания зверей, безжалостно

 

Бой бога Мардука с чудовищем Тиамат. Прорисовка ассирийского рельефа

 

уничтожаемых людьми. Сцены гибели газелей, диких лошадей и львов исполнены подлинного драматизма. Так, один из рельефов, изображающий ревущую львицу (вторая половина VIIв. до н.э.), отмечен исключительной экспрессией и достоверностью.

Ассирийские художники и скульпторы изображали грандиозные крепости, великолепные дворцы, суровых воинов, несущиеся колесницы, сцены охоты и животных.

В ассирийском искусстве широко представлена монументальная живопись. Изящная графичность росписей напоминает традиции месопотамских мастеров. Сохранившиеся росписи дворца царского наместника Тель-Борсипе (VIII в. до н.э.) стилистически близки рельефам.

Расцвета достигла круглая дворцово-храмовая скульптура, тесно связанная с архитектурой. Образцом ассирийской скульптуры является статуя царя Ашшурнасирпала II(IX в. до н.э.), исполненная величия и отмеченная тщательной проработкой деталей.

В 612 г. до н. э. Ассирия пала под натиском войск Мидии и Вавилонии. Однако ее искусство оказало сильное влияние на другие страны Древнего мира. Великая держава создала традицию, выразившуюся не только в роскоши дворцов, но и в свободном сочетании придворного канона и творческого эксперимента мастеров разных национальностей.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 386; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты