КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Древний Египет – одна из самых развитых цивилизаций, стоящих у истоков искусства человечества. Его изобразительное искусство прошло несколько стадий развития. Особого расцвета оно достигло в эпохи Древнего (XXVIII-ХХШвв. до н.э.), Среднего (XXI -XVIII вв. до н.э.) и Нового (XVI-XIвв. до н.э.) царств. По исчислению египетского жреца Манефона, до 341 г. до н.э. было 30 династий. Основные принципы египетского искусства начали складываться в период I и II династий (ок. 3000-2800 лет до н. э.). Древние изображения помогают узнать о различных эпизодах истории Египта. Через тысячи лет рассказывают о ней рельефы на саркофагах (гробах из камня или других материалов) и фрагментах древних построек. С графической точностью рельефов гармонически сливались строчки иероглифов. Для многих произведений древнеегипетского искусства характерны строгая ясность линий, четкий контур, предельно обобщенные объемы, выразительность силуэтов. Изображение для египтян – это священный знак-образ. Создать изобразительный знак предмета – означало сберечь и увековечить его жизненную силу. Пиктография, т.е. рисуночное письмо, была первоначальной основой и письменности, и искусства Египта. Когда в дальнейшем появилось иероглифическое письмо, изображения и надписи по-прежнему образовывали прочный художественный синтез, обусловленный общностью цели – закрепить и сохранить в знаке жизненную силу. Эта цель обусловлена мировоззрением египтян и их пониманием назначения искусства, которое должно было дарить бессмертие. Своеобразие египетского изобразительного искусства определялось верой древних египтян в жизнь после смерти и природными особенностями этой страны. Оно столь тесно связано с религией, обоготворявшей силы природы и власть фараона, что трудно понять его образную структуру, не имея хотя бы общего представления о религиозных обычаях египтян. Пантеон египетских богов очень велик – их около двух тысяч. Сохранилось большое количество их изображений. Удивительно, но многочисленность символов и знаков, допустимых при рисовании одного и того же бога или природного явления, не помешала египтянам создать целостный образ мира. Древние египтяне очень остро чувствовали поэтичность и красоту всего, что их окружало. Для них большое значение имели фантазия и воображение, поэтому одно и то же явление отражалось ими в различных художественных образах. Тайна древнеегипетской религии – особое почитание звериных образов. Многие египетские боги были зверолики: покровитель умерших Анубис имел голову шакала, бог мудрости и письма Тот – голову павиана, богиня войны Сехмет – львиную голову. Один из наиболее совершенных образов бога был представлен в виде солнца. Солнце изображали то, как шар с множеством простертых рук-лучей, то как шар с крыльями, то как тельца или сокола. Круг, напоминающий диск солнца, постоянно встречается в древних египетских орнаментах. В Древнем царстве почитали бога солнца Ра, впоследствии Амона-Ра – что значит «скрытое солнце». Он был главным божеством, покровителем всех богов и отцом фараона. Согласно древним мифам, Ра родился при сотворении мира из цветка лотоса. Египтяне считали, что днем он плывет в ладье по небесному Нилу, освещая землю, а вечером спускается в преисподнюю, где, сражаясь с силами мрака, рассекает воды подземного Нила, утром он снова поднимается на небо. Ра изображался человеком с головой сокола, увенчанной солнечным диском, или же полностью соколом. В древних текстах Ра называют «дневным солнцем» (в отличие от Атума - «вечернего Солнца» и Хепри – «утреннего солнца». Атума представляли человеком с двойной короной на голове, что говорило о нем как о «владыке обеих земель», т.е. Верхнего и Нижнего Египта. Часто он воплощался в образе старца или змеи. Хепри изображался человеком, у которого вместо головы – большой жук. В древних рисунках и скульптурных изображениях встречается образ жука-скарабея, который создает себя за один день, как солнце, проходящее свой путь на небосклоне за день. В его лапках – диск солнца. Это тоже символ бога – утреннего солнца Хепри. Священную фигурку жука-скарабея, символизирующего вечную жизнь, ставили на грудь мумии, находившейся в саркофаге. В Египетском музее в Каире собрана целая коллекция таких жуков, сделанных из полудрагоценных камней. В эпоху Нового царства был недолгий период, когда фараон Аменхотеп IV (Эхнатон) ввел новый культ – поклонение всемогущему солнечному богу Атону, поставив его во главе всех египетских богов. Его символом было солнце с лучами, на концах которых помещались руки, державшие знак жизни «анх». Еще один солнечный бог Амон обычно изображался в виде человека (иногда с головой барана) в короне с двумя высокими перьями и солнечным диском. Ипостасью солнечного божества, побеждавшего силы мрака, был бог света Гор, изображавшийся с головой сокола. Его символом был солнечный диск с распростертыми крыльями. Особенно важен для понимания египетского искусства миф об Осирисе. Бог плодородия Осирис был убит своим братом Сетом, олицетворявшим начало мрака и зла. Сын Осириса – Гор – вызвал Сета на поединок и победил его. После этого Гор воскресил Осириса, который уже не вернулся на землю, а сделался царем мертвых в подземном царстве. Наследником его на земле, царем живых, стал Гор.
На сохранившихся изображениях Осирис предстает сидящим среди деревьев или с виноградной лозой, обвивающей его фигуру. Его тело всегда окрашивали в зеленый цвет. Считалось, что, подобно всему растительному миру, Осирис ежегодно умирает и вновь возвращается к жизни. История Осириса есть не что иное, как трансформация древнейшего земледельческого мифа о вечном самообновлении природы, об умирающем и оживающем зерне, брошенном в землю. На этом мифе основано возникновение культа умирающего и воскресающего бога в разных религиях. Исида – богиня плодородия, воды, мореплавания, ветра, символ женственности, супружеской верности. Исида – дочь Геба и Нут, сестра (и жена) Осириса, Сета и Нефтиды, мать Гора. Основные мифы об Исиде тесно переплетены с мифом об Осирисе. Как богиня неба Исида изображалась в виде коровы или женщины с коровьими рогами на голове и с солнечным диском между ними. Как супруга Осириса она принимала на себя частично его функции. Например, считается, что Исида научила людей жать. Культ Исиды был распространен повсеместно. По представлениям древних египтян, после смерти человек должен был явиться на суд Осириса. Чтобы знать, как себя там вести, еще при жизни каждый должен был прочитать «Книгу мертвых», составленную во 2-м тыс. до н.э. Этот сборник религиозных текстов насчитывает около 200 глав. В нем, в частности, содержится описание суда Осириса над умершим, поясняемое рисунками. На одном из них изображено, как Анубис привел покойного в Великий Чертог Двух Истин. Фризовая композиция[1] наверху показывает, как умерший произносит оправдательную речь перед Великой Эннеадой – девяткой богов, возглавляемой Ра. Египтянин называл свое имя и город, где он жил. Затем, подняв правую руку в знак того, что он клянется говорить только правду, умерший оглашал перед судьями Великой Эннеады свою оправдательную речь – «Исповедь отрицания», в которой отразились многие духовно-нравственные ценности древних египтян:
Я не чинил зла людям. Я не нанес ущерба скоту. Я не совершил греха в месте Истины... Я не творил дурного. Я не кощунствовал. Я не поднимал руку на слабого. Я не делал мерзкого пред богами. Я не угнетал раба пред лицом его господина. Я не был причиной недуга. Я не был причиной слез. Я не убивал. Я не приказывал убивать. Я никому не причинял страданий. Я не истощал припасы в храмах. Я не портил хлебы богов. Я не присваивал хлебы умерших. Я не сквернословил... Человек перечислял сорок два преступления, клятвенно заверяя богов, что ни в одном из них он не виновен. В центре композиции Анубис взвешивает на Весах Истины сердце покойного, положив на правую чашу Весов перо богини справедливости, правды и правосудия Маат. Бог Тот записывает результат взвешивания и приговор. Если сердце оказывается тяжелее или легче пера и стрелка Весов отклоняется, значит, покойный солгал, произнося какую-то клятву. В этом случае имя грешника объявляли несуществующим, а сердце отдавали на съедение чудовищу. Оно поедало греховное сердце, и египтянин лишался жизни – теперь уже навсегда. Если же чаши оставались в равновесии, человека признавали оправданным. Великая Эннеада торжественно оглашала свое решение даровать ему вечную жизнь, и бог Тот записывал имя египтянина на папирусе. Покойный отправлялся к месту своего вечного блаженства – в поля Иару («поля камыша»). После суда и очищения наступала загробная жизнь, во всем похожая на земную, только лучше ее. Самое главное в системе египетских культов состоит в том, что для счастливой жизни в загробном мире покойнику нужно сохранить тело и душу. Тело умершего мумифицировали – бальзамировали с помощью специальных растворов, трав и мазей. Каждый древний египтянин после смерти подвергался мумифицированию (см. цв. вкл.). Для человека бедного этот процесс мог длиться всего лишь несколько дней, для фараона – больше месяца. При мумифицировании обязательно вынимали все внутренние органы, кроме сердца, и складывали их для хранения в предназначенные для этого сосуды – канопы, затем тело зашивали и пеленали полосами льняной ткани, пропитанной специальным составом. Пеленание могли повторять несколько раз. Мумию фараона помещали в саркофаг, на котором были начертаны его имя и заклинания, просящие сердце не свидетельствовать на суде Осириса против умершего. Согласно культовым представлениям, человек был наделен несколькими душами, среди которых «ка» выступала физическим двойником, воплощением жизненной силы, «ба» была проявлением сущности человека, «ах» – духом. «Ка» обозначалась иероглифом в виде поднятых рук. Изображению «ка» в гробнице обычно придавали вид круглой скульптуры, выполненной по канону: стоящая фигура рассчитана на фронтальное восприятие, руки опущены, одна нога выдвинута вперед. Скульптура должна была обладать портретным сходством с погребенным, чтобы душа («ба», обладающая способностью отделяться от плоти умершего) могла вернуться в тело. С этой же целью на мумию надевали погребальную маску, воспроизводившую черты лица умершего, чтобы «ба» точно опознала свой облик. Такие маски, как и портретные статуи фараонов, дали начало одному из важнейших достижений древнеегипетского искусства – портрету. Своеобразие египетских портретов состоит в том, что они с удивительной силой передают индивидуальные черты. При этом выражение лица остается идеализированным, лишенным эмоций, потому что изображался человек, освобожденный от земных забот и идущий в вечность. Такими – спокойными и бесстрастными – были портреты в Древнем царстве. Позднее, в искусстве Среднего и особенно Нового царства, в портретах стали передавать не только индивидуальные черты, но и характер. Мало было сохранить тело и душу, надо было, и обеспечить счастливую загробную жизнь. В погребальную камеру складывалось все необходимое в обычном быту: посуда, украшения, мебель, повозки и многое другое. Были даже слуги. Рядом с саркофагом помещали статуэтки ушебти (ответчиков) из дерева, камня, фаянса. Каждый день один из ответчиков должен был работать за хозяина. Богатые жители могли купить себе для вечной жизни сколько угодно ушебти. Те, кто были победнее, покупали их 360 – по числу дней в году. Бедняки покупали одного-двухчеловечков-ушебти, но вместе с ними брали в загробный мир свиток папируса – список, где перечислялись 360 помощников. Благодаря чудодейственным заклинаниям перечисленные в списке ушебти должны были ожить и работать на хозяина так же усердно, как деревянные и глиняные фигурки.
|