КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ИСКУССТВО ЭПОХИ НЕОЛИТА
Последний, неолитический этап каменного века характеризуется постепенным переходом от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию. Человек научился обжигать глину, т.е. впервые создал материал, которого не было в природе. Изготовление керамических изделий имело такое важное значение и было так широко распространено в неолите, что его еще иногда называют керамическим веком. Совершенствовались ткачество и обработка кожи. При изготовлении каменных орудий человек стал применять распиливание, сверление, шлифование. На художественное творчество влияли различные природные условия и соответствующий им образ жизни. Памятники искусства не претерпели значительных изменений по сравнению с прошлыми эпохами. В северных районах они даже в эпоху неолита обнаруживают многие черты, свойственные произведениям мезолита и палеолита. Например, петроглифы Сибири продолжают именно палеолитическую традицию: изображены преимущественно животные, в основном лоси. Исполнены они реалистически, с точной передачей характерных особенностей. Изображения человека встречаются редко, и они схематичны. Многофигурных сцен почти нет. В Сибири и на Урале найдены произведения мелкой пластики, имевшие, вероятно, культовый характер, – фигурки медведя, рукоятки в виде головы лося, различные амулеты. Уникальным памятником является ковш в форме водоплавающей птицы, сделанный из дерева. Он смог сохраниться только благодаря тому, что находился в торфянике. Среди петроглифов Скандинавии, побережий Белого моря и Онежского озера преобладают сложные композиции повествовательного характера. Это сцены охоты на лосей, оленей, крупную рыбу, изображения лодок с гребцами, охотников на лыжах. Рисунки в отличие от сибирских схематизированы, но зато они разнообразны, имеют множество интересных подробностей. Памятники наскального искусства неолита и более позднего времени встречаются повсюду: в Испании и Португалии, Франции и Италии, Англии и Германии, Африке и Австралии. Изображения исполнялись не только на скалах и больших камнях, но и на плитах гробниц. Среди рисунков, помимо фигур людей и животных, лодок и колесниц, запряженных лошадьми или быками, много различных знаков в виде кругов, спиралей, крестов, свастик, полумесяцев и других лунарных, солярных и иных символов. Это говорит о существовании у человека сложной мифологии и разнообразных культов природных стихий. Особой известностью во всем мире, во многом благодаря сотням цветных копий, сделанных с рисунков, и фотосъемкам, пользуются росписи горного района Сахары Тассилин-Аджера. Этот район признан самым большим «музеем» доисторического искусства, хотя до сих пор обследованы лишь некоторые его участки. Рисунки были выполнены многими поколениями охотничьих и скотоводческих племен, населявших Сахару в те далекие времена, когда она была цветущей землей с богатым животным миром. В изображениях этого периода наряду с несколькими примитивными, но жизнеподобными фигурками животных много необычного: насекомообразные человеческие фигурки; люди в одеждах, напоминающих скафандры, и в шлемах с антеннами; фигура в маске, заштрихованная мелкими белыми клеточками, по контуру которой как бы вырастают белые стилизованные цветы; «Рогатая богиня» – огромное изображение жрицы или богини земледелия. Антенны и шлемы скафандров обычно объясняют как схематизацию корзин и масок, но многие образы остаются до сих пор загадочными. Например, огромная фигура «Великого бога» с воздетыми руками, которому поклоняются круглоголовые фигурки. Между 4-м и 3-м тыс. до н.э. в Тассилин-Аджере обосновываются скотоводческие племена. В росписях пастухов представлены разнообразные живые сценки из повседневной жизни, большие стада быков, сцены войны, охоты, собирания злаков. Во всем первобытном искусстве эти росписи выделяются удивительно верным, пластичным изображением человеческого тела. В последующие периоды, когда в быт людей входит сначала лошадь, а потом верблюд, росписи постепенно схематизируются до сухого геометрического знака. В Африке наскальное искусство, характерное для неолита, еще долго продолжало существовать у племен, сохранивших черты первобытности. Таковы росписи бушменов, живущих на юге континента: изображения, созданные там во 2-м тыс. до н.э. и во 2-м тыс. н.э. обладают значительным сходством. В Европе наскальные росписи в новом каменном веке практически исчезают. Здесь широкое развитие получило изготовление и украшение глиняной посуды, а также мелкая пластика. Посуду лепили еще без применения гончарного круга. Стенки сосудов покрывали узорами и изображениями, выполненными разными способами: краской, налепами, насечками, ямками, углубленными линиями и штрихами. Орнамент составлялся из геометрических элементов, линий, полос, спиралей, свастик, крестов, из стилизованных фигурок животных и человека. Орнаментальные узоры служили не только для украшения посуды: многие из них воплощали представления человека об устройстве мира и имели магическое значение. К примеру, свастика в неолитических изображениях была обозначением благоприятного, счастливого объекта. В создании орнамента проявлялось стремление древних людей к порядку, равновесию, ясности и одновременно чувство ритма, симметрии, гармонии, эстетическое чувство. Среди мелкой пластики по-прежнему встречаются статуэтки женщин, связанные с культом плодородия. По сравнению с «палеолитическими Венерами» они весьма условны, а нередко и схематичны. В то же время во многих фигурках неолита очевидно сознательное стремление к красоте.
|