Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Асноўныя віды тэкстаў. Змешаныя тэксты




Читайте также:
  1. Асноўныя законы фармальнай логікі ў забеспячэнні камунікатыўнай якасці тэксту
  2. Асноўныя канцэпцыі сучаснай архітэктуры. Стылявая канцэпцыя.
  3. Асноўныя матывы і вобразы паэзіі Р.Барадуліна
  4. Асноўныя метады і метадычныя прыёмы тэхналогіі развіцця крытычнага мыслення на занятках па айчыннай і сусветнай мастацкай культуры.
  5. Змены і асноўныя накірункі ва ўрадавай палітыцы ў Беларусі пасля паўстання 1830-1831 гг.
  6. Мэты і задачы, асноўныя функцыі выкладання айчыннай і сусветнай мастацкай культуры.
  7. Тэрмін “тэкст” у тэорыі рэдагавання. Асноўныя характарыстыкі тэксту. Парушэнне сэнсавай цэласнаці тэксту ў журналісцкай практыцы.

Традиционная классификация, принятая в теории и практике редактирования, выделяла три способа изложения и соответствен­но три вида текста: повествование, описание и рассуждение(в некоторых пособиях рассуждение называется изъяснительным способом изложения) Цель повествования – передать дви­жение событий во времени.Это рассказ о том, как, в какой последовательности происходили события. Цель описания — создать картину действительности. Это перечисление свойств, сторон предмета или явления, присущих ему в определённый момент.Единовременность этих признаков – существенная черта описания. Цель рассуждения — исследо­вание, обобщение знаний о действительности, выяснение причин явлений, обоснование выводов, доказательство ис­тинности или ложности определённых положений. Старинные риторики учили, что повествование занимается дей­ствием, описание – предметом, рассуждение – отношением пред­метов и действий. Повествование обязано своим происхождени­ем памяти, описание – внешним чувствам, рассуждение – уму и чувствам. Структура текстов первого ряда типична для материалов убеж­дающих, агитационных, рассчитанных на эмоциональное воздейст­вие. Композиционные приёмы их организации близки к приня­тым художественной литературой. Здесь ясно прослеживается риторическая традиция, а отсюда закономерен подход к анализу формы «по закону читателя».

Во втором ряду – тексты информационных материалов прес­сы, официальных документов, научных публикаций. Для них ха­рактерны стереотипы композиции, отсутствие дополнительных композиционных включений. Предметом и повествования и со­общения служит событие, но сообщение не прослеживает ни дви­жения событий во времени, ни их развития. Описание и информа­ционное описание фиксируют признаки предметов и явлений, но в отличие от традиционных описаний, свободных в выборе при­ёмов их построения, описания информационные строятся по оп­ределённой схеме. Умозаключение как вид текста в отличие от рассуждения, богатого по своим изобразительным и конструк­тивным возможностям, имеет в своей основе строгую логичес­кую формулу. В информационных публикациях умозаключение обычно представлено его сокращённой формой – энтимемой. Повествование – самый распространённый способ изложения. Но уже античные авторы понимали, что простота повествования обманчива: нанизывание, незаконченность в рассказе всегда не­приятны, – учили они. Всякое, даже самое простое повествование надо уметь построить. Первое, что для этого необходимо, – пра­вильно выбрать события, которые станут узлами нашего расска­за. Однако это ещё далеко не всё, просто перечислить их недоста­точно. Кроме информации о самих событиях повествовательный текст должен дать читателю представление о том, как происходи­ла их смена: быстро или медленно, постепенно или внезапно, как проходил переход из одного состояния в другое. Достигается это разными и достаточно сложными приёмами. Повествование дол­жно иметь свой ритм, свою интонацию. И чем точнее и проду­маннее построено повествование, тем более простым и естествен­ным оно выглядит. С древности известны два основных способа повествования – эпический и сценический. В первом случае ведётся обобщённый рассказ о событиях свершившихся, о результате каких-то дей­ствий. Во втором – события излагаются наглядно, смысл проис­ходящего раскрывается через жест, движение действующих лиц, внимание читателя обращается на подробности, на частности. Чтобы построить описание, далеко не безразлично, находится его объект в покое или в движении, неизменен или претерпевает изменения. Поэтому описания принято подразделять на статичес­кие и динамические. Публицист должен высказать свою оценку того, что видит. До­кументальность описаний в публицистике не следует понимать как фотографическую их точность. Пожалуй, именно в описании наиболее непосредственно проявляются особенности эмоциональ­ного склада автора, в ходе изложения «прочитываются» эпизоды его биографии, границы описываемого расширяются, изображение приобретает многомерность. Внимательно прочитанные строки описаний в лучших образцах публицистики способны подарить нам не только радость узнавания, но и ощущение бытия.К рассуждению как способу изложения прибегают авторы раз­личных литературных материалов. Применительно к жанрам пуб­лицистики можно сказать, что владеть им необходимо, чтобы напи­сать статью, рецензию, комментарий. Рассуждение является обяза­тельной частью корреспонденции, обзора, часто входит в очерк. Цель рассуждения – углубление наших знаний об окружающем мире. Этот вид текста требует особого внимания редактора.Правила построения рассуждения общеизвестны. В него должна входить посылка– точно и определённо сформулированная глав­ная мысль рассуждения; основная часть– цепь умозаключе­ний, отражающих мыслительные операции, приводящие к новому суждению, и вывод,соотнесённый с посылкой и логически вы­текающий из хода рассуждения. Иногда в эту конструкцию вво­дят перед основной частью разъяснение посылки,рассчитан­ное на то, чтобы установить контакт с читателем.Текст правильно построенного рассуждения всегда фиксирует процесс получения нового знания. Суждения при этом распо­лагаются в логически оправданной последовательности: одно суж­дение вытекает из другого, развивает его и начинает в свою оче­редь новое суждение.1 Вывод рассуждения не только возвраща­ет нас к формулировке тезиса, но и развивает его, открывая путь к дальнейшим мыслительным операциям.




Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 19; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты