![]() КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос 30. Политико-правовые взгляды А.И. ГерценаКризисное состояние крепостнической России в XIX в. Александр Иванович Герцен родился в Москве в семье помещика; окончил физико-математическое отделение Московского университета; организовал оппозиционный студенческий кружок; арестован; выслан в Вятку, где служил в губернской канцелярии, переведен во Владимир; вернулся в Москву; служил в Петербурге в канцелярии Министерства иностранных дел; вышел в отставку; вернулся в Москву; уехал за границу; основал в Лондоне вольную русскую типографию, стал издавать альманах «Полярная звезда», а затем журнал «Колокол» (главная тема - крестьянская реформа, перспективы российской государственности, русский социализм)). «Письма из Франции и Италии», «С того берега» (наблюдения 40-50-х годов; стал очевидцем революции 1848 г. во Франции; разочаровался в западничестве (Западная Европа исчерпала потенциал социального творчества)). «Былое и Думы». Характеристика государства (определение государства). Называл крепостное право язвой, пятном, безобразием русского быта (процесс закрепощения - историческим преступлением) (убеждал дворян и правительство не медлить с освобождением, спасти народ и страну). Поддержал проект выкупной операции (освобождение с землей), противостоявший правительственному проекту, сохранявшему на неопределенное время обязанное состояние крестьян (реформа 1861 - компромисс между этими двумя проектами). Считал, что вопреки недостаткам реформы 1861, она помогла крестьянству узаконить свое право на землю. Государство (первоначально разделял увлечение гегельянством; позднее испытал влияние анархизма (взял у них идеи децентрализации и самоуправления, но дистанцировался от антигосударственности); с годами стал смотреть на него трезво и прагматично (не считал его вечным атрибутом цивилизации, но понимал его необходимость в ближайшем будущем)). Государство - форма, через которую проходит всякое человеческое сожитие, принимающее значительные размеры (постоянно изменяется с обстоятельствами и подстраивается под потребности) (механизм, способный содействовать прогрессу или тормозить его; не имеет собственного определенного содержания, служит и реакции, и революции, тому, с чьей стороны сила). Даже на фоне Западной Европы Россия выглядела анахронизмом (в середине 50-х годов появилась надежда на преобразование - реформы Александра II (преднамеренно искажены, к середине 60-х годов свернуты)). Формы государства (идеальное государство). Возникла мысль об органе, правомочном встать выше самодержавия (им мог стать Земский собор, вручивший в 1613 г. Романовым государственную власть; идея возрождения земских соборов заимствована у славянофилов). Земский собор (центральное место должен занять аграрный вопрос; другие вопросы (о развитии выборного самоуправления, об организации суда, о порядке взимания налогов)). Конституция должна строиться снизу (с полновластного и эффективного механизма МСУ; самоуправление общин должно было перерасти в самоуправление уездное и областное). Будущие области, самостоятельные во внутренних делах и возглавляемые областными думами, соединяются в федерацию, в общий союз. Выборы (критическое отношения к прямым выборам - много депутатов, которых население не знает и выбирает равнодушно или при подкупе; выбор центрального управления возможен только через посредство выборных областных). Нет стремления к разрушению центрального аппарата управления (он должен выполнять два условия - правительство не может привести в исполнение ни одного закона, не утвержденного союзной думой; оно также не нарушает областных прав и законодательств). Исполнительная власть (должна действовать в законных рамках, определенных Земским собором и государственной думой). Неоднозначное отношение к формам правления (французская республика времен президентства Луи Бонапарта хуже английской монархии). Особенности теории. Европу первой половины XIX в. захлестнула волна индивидуализма (буржуазия освободила себя и свою собственность от всех обязанностей перед обществом, кроме содержания государства для своей охраны; человек, не имевший собственности, был обезличен (без социальных гарантий его личность могла стать беспомощной, а конституционные права не могли реализовываться); социальный вопрос встал в XIX в. во всей Европе). В России этот вопрос требовал другого решения (на Запале была проблема пролетариата, в России - не допустить пролетаризации; пролетарий требовал работы и хлеба, русский крестьянин хотел земли, чтобы растить хлеб). Связывал будущее прогресса не с воинствующим индивидуализмом, а с солидарностью и социализмом (высоко ценил общинные традиции русского крестьянства). Теория русского социализма, который от признания права работника на орудия работы, от земли и народного начала общественного права собственности, от мирского самоуправления и промышленной артели пойдет навстречу экономической справедливости. Не идеализировал русскую деревню (но верил, что, освободившись и окрепнув, сельские общества начнут новую жизнь, улучшат земледелие, разовьют промышленность и торговлю, построят дороги; расширятся их связи и кругозор, определятся взаимные права человека и общества, исчезнет патриархальность). Средства осуществления социальных преобразований (не исключал революционных путей; все зависит от обстоятельств (упорство реакции может привести к революции; ее ослабление и согласие на созыв Земского собора могут дать мирный исход); революционные лозунги считал преждевременными (не исчерпаны реформаторские усилия). Различал революции: 1) антифеодальные (цели ясны, определенны и в принципе достижимы); 2) антибуржуазные (буржуазный мир снова возродится - новая организация общества еще не готова к осуществлению).
|