КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос 28. Политико-правовые взгляды О. КонтаЭпоха после Великой французской революции (не освободила людей от эксплуатации и не устранила бесправия значительной части населения; получили распространение идеи утопического социализма, вскрывающие пороки капиталистического общества, выдвигающего проекты преобразования, призванные обеспечить социальное равенство, справедливость и свободу). Огюст Конт (учился в Политехническом институте в Париже; был секретарем и сотрудником Сен-Симона; порвал с ним, но сохранил верность некоторым его идеям). «Курс позитивной философии» (разработка методологии и системы новой философии). «Система позитивной политики» (отступление от принципов позитивизма, религиозный уклон и мистика, стремление сконструировать идеальную модель общества). Особенности теории. Исходный тезис позитивной философии (требование, чтобы наука ограничилась описанием внешнего облика явлений) (отрицал познаваемость коечной сути, в том числе общественных явлений). Позитивизм - философия, поставившая себя на службу естественной науке (естественная наука складывается из установленных фактов, определения причинных связей между фактами, формулирования законов) (факты устанавливаются в непосредственном, чувственном восприятии; законы определяются путем обобщения фактов методом индукции - достигаются положительные знания). Предложил создать социологию (начинается с описания фактов жизни человека и общества, а затем переходит к поиску причинных связей между этими фактами; делится на статику (изучает условия существования общественных явлений) и динамику (изучает развитие общественных явлений)). Основа эволюции - изменения во взглядах людей (учение о 3 стадиях развития общества - теологическая (все явления рассматриваются как следствие деятельности сверхъестественных сил); метафизическая (явления объясняются отвлеченными сущностями); позитивная (не исследуются цели происхождения вселенной и внутренних причин явлений, все ограничивается установлением связи между различными частными явлениями)). Политика (теологическая стадия (монархические теории); метафизическая (республиканские концепции, учение об общественном договоре, естественном праве); позитивная (появление новой, позитивной политики, основанной на подлинной науке)). Общество (теологическая стадия (военного типа); метафизическая (возникают индивидуализм, либерализм и демократия); позитивная (формирование общества промышленного типа, противопоставляемого военному)). Конструирует идеальную схему (совершенное государство - социократия (служит интересам всего общества)). Положительная философия должна внушать стойкие и всеобщие убеждения, а положительная политика - обеспечить правильное сочетание начал порядка и прогресса. Основу порядка составляют общественная солидарность и гармония (все части общество должны составлять единство, в котором индивид, как составная часть, должен выполнять определенную функцию; задача политики - укреплять общественную солидарность и устанавливать гармонию). Признает наличие классов в обществе (отрицательно относится к классовой борьбе; призывает к солидарности). Ради обеспечения солидарности в обществе позитивная политика не признает никаких права, кроме права исполнять свой долг (все члены общества выполняют общественные функции; подразделение функций на общественные и частные упраздняется; собственность - также общественная функция). Обладание капиталом (положительное явление, общественная заслуга; капитал умножает производство). Организация управления обществом (не имеющим собственности предоставляется право избрать своих представителей, которых возведут в звание верховных начальников и облекут диктаторской властью; при них будет собрание из собственников (банкиров, фабрикантов, коммерсантов), располагающих материальными средствами; преемники не располагающих собственностью на посту директоров - перевоспитанные диктаторами в духе новых принципов собственники; власть неимущих должна иметь моральный характер (воспитательное воздействие на другие группы общества); реальная сила в руках собственников). Частная собственность, развивая инициативу и дух предпринимательства, ведет к противопоставлению индивида индивиду и индивида обществу (эти тенденции могла бы гасить власть, сформированная демократическим путем - этого в проектах Конта нет; форма организации управления обществом антидемократична; неизбежно выродится в диктатуру нового класса). Разрабатывает новое религиозное учение (основой должен был стать культ человечества) (приходит к метафизике). Не мог предложить ничего иного, кроме использования существующей власти, надежд на ее готовность стать орудием прогресса (предложил, по сути, диктатуру банкиров и промышленников; оправдывает власть нового класса служением общественным интересам; диктаторский характер социократии (отрицание демократических методов управления, готовность принести права человека в жертву целому)).
|