КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос 32. Политико-правовые взгляды П.Ж. ПрудонаФранция середины XIX в. (развитые буржуазные отношения, резкое обострение противоречий между государством и промышленными рабочими, недовольными буржуазным вариантом парламентаризма с незыблемостью права собственности; антиклерикальные настроения (католическая церковь слишком откровенно демонстрировала свой реакционный курс)). Пьер Жозеф Прудон (из крестьянской семьи; знания приобрел самостоятельно, одновременно зарабатывал на жизнь; премия за очерк в области философии; занялся научной работой и публицистикой; знакомится с деятелями революционных групп (в том числе с К. Марксом); избран в парламент после революции 1848 г.; попал в тюрьму за публикацию статей против Луи Наполеона; пытался убедить его переосмыслить политические ценности и стать во главе социалистического движения; иллюзии рассеялись; отошел от политики). «Что такое собственность», «Система экономических противоречий, или Философия нищеты», «Главная идея революции XIX века», «Исповедь революционера», «Справедливость, рожденная Революцией и данная церковью», «Война и мир», «О федеративном принципе и единстве Италии». Происхождение государства. Государство вырастает из семьи, из худших ее патриархальных черт (все беспрекословно выполняют волю правительства; принцип авторитета воспроизводится в его патриархальном устройстве, системе магистратов, монархии, оборачиваясь иерархией, централизацией, поглощением общества государством). Характеристика государства (определение государства). Государство - прочное установление, несущее в своей природе зло (возникает как порождение инстинкта, невежества, спонтанности и суеверия, а не разума, просвещения; его роднит с религией слепая вера в авторитет; подобно религии представляет собой насилие над совестью, административную централизацию и выхолащивание свободы). Зло государства (представляет собой власть одних людей над другими; при управлении неизбежно происходит навязывание воли и разрушается справедливость; управление, осуществляемое одними людьми над другими, - рабство). Зло государства также в том, что оно враг свободы (свобода - равновесие между правами и обязанностями; становление государства влечет угасание социальной свободы - связано с природой государственной власти; свободным остается только деспот). Любая власть, любое правительство - оплот тирании (подавляют сопротивляющихся и ставят крест на справедливости и свободе - это и есть суть государства). Власть по своей природе и назначению безгранична (полностью подчиняет себе личности; при выражении индивидом недовольства он подавляется государством). Государство закрепощает нацию в целом, всю страну (самыми свободными являются нации, в которых государственная власть обладает наименьшим влиянием и силой; самые несвободные - где государственная власть в наивысшей степени организована и могущественна). Государство по своей природе эксплуататор по отношению к личности и к обществу (его аппарат образует правительственный класс, такой же паразит, как буржуазия; слой управленцев не может существовать не эксплуатируя). Формы государства (идеальное государство). Свобода индивида, автономия общества никогда не устанавливаются государством (возможны только при безгосударственном строе (анархии)). Анархия - свободный общественный строй, где каждый сам собой управляет (самоуправление) (управление перестает быть деятельностью внешних и чуждых человеку сил, становится делом каждого; полная свобода индивидов вступать в социально-экономические отношения, вырабатывая любые формы оглашений и договоренностей; контроль за их соблюдением лежит на самих договаривающихся сторонах). Местные самоуправления должны взять заботу о благосостоянии и безопасности своих членов; добровольные взаимовыгодные обязательства - основа социальной и экономической гармонии (две семьи, два города, две провинции договариваются на одинаковой основе - существенны только их равенство и коллективная власть); форма объединения свободных общин и коммун - федерация. Справедливый социальный порядок - выражение новой стадии в истории человечества (отмирание сферы профессиональной политики, ее вытеснение научным подходом к управлению социальными процессами). Экономическая основа (осуждает только крупную собственность; мелкая, трудовая собственность, в том числе на средства производства, естественны и необходимы для воспитания трудолюбия и чувства независимости; задача социального преобразования - справедливое распределение собственности; каждый человек должен обладать собственностью, которая на основе приложения труда обеспечит ему и его семье благополучное существование). Отрицает и капитализм, и коммунизм (строй, основанный на неограниченной частной собственности, - пример постоянного хаоса в общественном производстве и тиранических устремлений; реализация коммунистических проектов неизбежно потребует применения насилия (не видит иных стимулов развития экономики в условиях господства государственной собственности); при коммунизме устанавливается режим, предписывающий своим членам пассивное повиновение, несовместимое с рассуждающей волей человека - приводит к неравенству) (собственность - эксплуатация слабого сильным, коммунизм - эксплуатация сильного слабым). Особенности теории. Пытается соединить собственность как гарантию свободы и автономии человека с идеалом равенства и справедливости. Идеал анархии, основанный на свободе и добровольных связях, не лишен привлекательных черт (но неспособность наметить реальные пути преобразований, наивность, нежелание считаться с действительностью придают его творчеству, проникнутому гуманизмом, утопический характер).
|