КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ИХ СПЕЦИФИКА И ВЗАИМОСВЯЗЬСтр 1 из 25Следующая ⇒ Неразрывное единство гуманитарной и естественно-научной культур может быть оправдано несколькими соображениями. А. Оба типа культур – суть творения разума и рук человеческих; Б. Описываемые типы культур и составляющие их сердцевину науки активно формируют мировоззрение людей (каждый – свою часть). Мировоззрение человека не может быть половинчатым. Поэтому гуманитарные и естественно-научные знания вынуждены координироваться, взаимосогласовываться. В. Естественно-научный и гуманитарный типы культур и наук имеют массу «пограничных» проблем. Решение таких проблем заставляет их идти на сотрудничество друг с другом. Г. Общественное разделение труда повышает его эффективность и порождает взаимозависимость людей. Подобно этому разделение «труда» гуманитарной и естественно-научной культур порождает необходимость «обмена продуктами и услугами», работает в целом на единство. Естествознание нуждается в «гуманитарной помощи» по некоторым проблемам, гуманитарное знание, со своей стороны, по мере возможности пользуется достижениями естественно-научной культуры. Д. Единство обоих рассматриваемых типов культур и наук проявляется не только в стремлении к истине, но и в схожести заблуждений. Е. Не менее очевидна и корреляция (взаимная связь) между радикальными поворотами в судьбах естественно-научной и гуманитарной культур. Ж. Неклассический тип развития естественных и гуманитарных наук выявил и относительность критериев их разграничения. Перечисленные аргументы подтверждают единство естественно-научной и гуманитарной культур. Единство и взаимосвязь естественно-научной и гуманитарной культур реально проявляется в последней четверти ХХ века в следующем: - в изучении сложных социоприродных комплексов, включающих в качестве компонентов человека и общество, и формирование для этой цели «симбиотических» видов наук: экологии, социобиологии, биоэтики и др. - в осознании необходимости и реальной организации «гуманитарных экспертиз» естественно-научных программ; - в формировании общей для гуманитарных и естественно-научных наук методологии познания; - в гуманитаризации естественно-научного и технического образования; - в создании дифференцированной, но единой системы ценностей, которая позволила бы человечеству четче определить перспективы своего развития в 21 веке. 3. ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАНИЯ В «НАУКАХ О ПРИРОДЕ» И В «НАУКАХ О ДУХЕ» Природа для нас есть нечто внешнее, материальное, чуждое. Её явления безгласны, немы и холодно равнодушны по отношению к нам. Их исследования сводится к столь же бесстрастному расчленению на причины и следствия, общее и особенное, необходимое и случайное и пр. Главная и определяющая познавательная процедура в науках о природе – есть объяснение, сведение явлений природы к их причинам и законам существования. Науки о духе, напротив, имеют дело с предметом не внешним, а внутренним для нас. Поэтому дела человеческие подлежат не столько объяснению, сколько пониманию. Именно поэтому истины в науках о природе доказываются. Истины же в науках о духе лишь истолковываются, интерпретируются. Для наук о природе характерен «генерализирующий» (выделяющий общее в вещах) метод исследования, для наук о духе – «индивидуализирующий» (подчеркивающий неповторимость, уникальность явления). Цель наук о природе – отыскать общее в разнообразных явлениях, подвести их под единое правило. Гуманитарная наука также обязана искать общее в объектах своего исследования и устанавливать общие правила, законы. Но так как сферой ее компетентности является человек, нельзя пренебрегать его индивидуальностью, отличиями от других людей даже при установлении общего правила или закона. «Индивидуализирующий» метод наук гуманитарных противопоставляется «генерализирующему» методу наук естественных. Следующим параметром, разводящим гуманитарные и естественные науки по разные стороны баррикад, является их отношение к ценностям. Ценностная составляющая знания оказывается существенной в основном для гуманитаристики. Из естествознания ценности упорно изгонялись, хотя естественные науки не вправе считать себя полностью свободными от ценностей. Естествознание потратило немало усилий, чтобы избавиться от присущего ему на первых порах антропоцентризма – т.е. представления о центральном месте человека в мироздании в целом. В гуманитарных науках же человек по-прежнему находится в центре внимания, представляет собой главную ценность и важнейший объект интереса. Гуманитарное знание антропоцентрично по определению. Гуманитарные науки являются идеологически нагруженными. Естественные же науки идеологически нейтральны. Взаимоотношения субъекта и объекта познания в естественных науках строго разделены, а в гуманитарных – частично совпадают. Упор на строго объективную количественную оценку изучаемых объектов принес естествознанию славу «точных наук», основу их методологии составляет применение экспериментальных методов; в гуманитарных науках заметно преобладание качественных оценок, так как изучаемые ими явления плохо поддаются математической (количественной) обработке и экспериментальные исследования весьма затруднены из-за моральных запретов. Характер объекта исследования в естественных науках – материальный, относительно устойчивый, а в гуманитарных – больше идеальный, чем материальный, относительно изменчивый.
|