Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ




Для того, чтобы четко отграничить псевдонаучные идеи от идей собственно науки разными направлениями методологии науки сформулировано несколько принципов. Один из них получил название принципа верификации: какое-либо понятие или суждение имеет значение, если оно сводимо к непосредственному опыту или высказываниям о нем, т.е. эмпирически проверяемо. Если же найти нечто эмпирически фиксируемое для такого суждения не удается, то оно либо представляет собой тавтологию, либо лишено смысла. Принцип верификации позволяет в первом приближении отграничить научное знание от явно не научного. Однако он не можем помочь там, где система идей скроена так, что решительно все возможные эмпирические факты в состоянии истолковать в свою пользу – идеология, религия, астрология и т.п. В таких случаях полезно прибегнуть еще к одному принципу разграничения науки и не науки, предложенному крупнейшим философом ХХ в.К.Поппером, - принципу фальсификации. Только те знания могут претендовать на звание «научного», которое в принципе опровержимо. Теория, неопровержимая в принципе, не может быть научной. Идея божественного творения мира в принципе неопровержима. Ибо любую попытку ее опровержения можно представить как результат действия все того же божественного замысла, вся сложность и непредсказуемость которого нам просто не по зубам. Но раз эта идея неопровержима, значит, она вне науки.

Сами работающие в науке ученые считают вопрос о разграничении науки и не науки не слишком сложным, так как они интуитивно чувствуют подлинно и псевдонаучный характер знания, ориентируясь на определенные нормы и идеалы научности, некие эталоны исследовательской работы. Некий инвариант таких норм, обусловленный единством стиля мышления, принято называть рациональным.

В рамках рационального стиля мышления научно знание характеризует следующие методологические критерии:

- универсальность, т.е. исключение любой конкретики – места, времени, субъекта и т.п.;

- согласованность или непротиворечивость, обеспечиваемая дедуктивным способом развертывания системы знания;

- простота; хорошей считается та теория, которая объясняет максимально широкий круг явлений, опираясь на минимальное количество научных принципов;

- объяснительный потенциал;

- наличие предсказательной силы.

Эти общие критерии, или нормы научности, входят в эталон научного знания постоянно.

Как ни критикуй эмпиризм за неполноту или односторонность, исходная его посылка все-таки верна: конечным источником любого человеческого знания является опыт (во всех возможных формах). С противником эмпиризма – рационализмом, отстаивающим дедуктивную модель развертывания знания, положение не лучше. В этом случае все частные утверждения и законы теории выводятся из общих первичных допущений, постулатов, аксиом и пр.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 80; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты