Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Для определения принципов и особенностей деятельности современного музея наибольшее значение сегодня играют досуговый и коммуникативный подходы.




1.4. Концепция музея как досугового центра предлагает решение задач организации свободного времени в стенах музеев, исследуя в связи с этим особенности музея как рекреационного учреждения, структуру потребностей социума в отдыхе и развлечении и пути их удовлетворения, а также свойственные музею средства эмоционального воздействия на посетителя.

1.5. В рамках коммуникационной модели (предложенной еще в 1968 г. канадским музеологом Дунканом Ф. Камероном, но получившей широкое распространение с 1980-х гг.) музейный посетитель рассматривается как полноправный субъект музейной деятельности, в отличие от структурно-функциональных теорий музея, где посетитель или не входит в круг рассмотрения, или воспринимается в основном как объект музейного воздействия.

Построение деятельности музея на основе теории музейной коммуникации предполагает изучение трех важнейших аспектов: пространство, аудитория, посредники.

Музейное пространство перестает рассматриваться только как пространство самого музея, в которое входят экспозиционное пространство, так и другие помещения музея (открытые фонды, библиотека, музейный архив), а также вспомогательные помещения и усадебная территория. Начинают изучаться и активно использоваться внемузейное пространство (территория, используемая музеем для проведения различных мероприятий (фестивалей, конкурсов, акций, проектови пр.) вне собственной территории – на городских площадях и улицах, в парках, на местах исторических событий и т.д.) и информационное пространство (предоставляет посетителю возможность использования Интернета, а также качественных указателей, планов, путеводителей для различных групп посетителей).

Изучение музейной аудитории началось на Западе и в России в 1970-1990-е гг. и требует дальнейших научных исследований. Коммуникационный подход впервые в истории музейного дела заставил музей стать апологетом посетителя и заявить о защите его права выбора и свободы в музее. Лозунг рыночной экономики «Посетитель всегда прав» стал влиять на коммуникационный процесс, происходящий в музее. Трактовка посетителя как носителя определенных культурных установок требует признания осмысленности его восприятия и перехода к диалогу с посетителем. В музее начинают использоваться технологии коммуникационного и диалогичного подходов, когда на первый план выдвигается главная фигура – посетителя, который рассматривается как музейный заказчик, равноправный собеседник и партнер. Для повышения эффективности музейной коммуникации необходима целостная система изучения музейной аудитории.

Большое внимание начинает уделяться посредникам в музейной коммуникации: 1) музейные сотрудники, служебный персонал, волонтеры; 2) традиционные средства музейной коммуникации (карточки с вопросами по экспозиции, карточки с творческими заданиями, книга отзывов), а также появившиеся в последнее время структуры музея – информационные (сенсорные информационные киоски; наладонные компьютеры), информационно-образовательные мультимедийные центры, обучающие гиды-путеводители.

2. Место и роль музеев в социально-культурном сервисе и туризме.

2.1.Музеи, как институты, аккумулирующие объекты культурного и природного наследия традиционно выступают фактором социокультурного и туристского развития отдельных регионов. Они играют первостепенную роль в развитии культурно-познавательного туризма и экскурсионных программ. Посещаемость ведущих музеев мира исчисляется миллионами человек в год (Лувр – более 8 миллионов, Эрмитаж – более 2 миллионов).

2.2.Использование музеев в туристских программах возможно в следующих вариантах

· разработку и реализацию музейных туров (например, в центральной России есть ряд туров на основе посещения музеев-усадеб Л.Н. Толстого «Ясная Поляна», усадьбы М. Ю. Лермонтова в Тарханах, усадьбы Кусково графа П. Б. Шереметева в Москве)

· разработку туристских программ, объединяющих деятельность ряда музеев (например, экскурсия в Невьянск – построена на комбинации посещения двух-трех музеев), в том числе создание музейных билетов (музейных абонементов, практикуемых в европейских странах).

· включение посещения отдельных музеев в туристские программы (экскурсионные, деловые, пляжные, лечебно-оздоровительные и иные туры)

2.3.Как показала мировая и российская практика, музеи могут выступать не только объектами отдельных туристских маршрутов, но и выступать в роли мощного ресурса социо-культурного и экономического развития городов.

Ярчайшим примером является город Мышкин.

Еще десять лет назад Мышкин был, пожалуй, заурядным и малоизвестным городком Ярославской области, сегодня же он переживает настоящий туристический бум. Так, если в 1990 году город приезжало несколько десятков туристов, то в 2007 году Мышкин посетило более 100 тысяч туристов, было принято 300 круизных теплоходов и 1200 туристических автобусов. За 9 месяцев 2009 года город посетило около 200 тысяч российских и иностранных туристов. При этом население Мышкина составляет около 7 тысяч человек (соотношение туристов и местных жителей в 20 раз выше, чем у самой посещаемой туристами страны мира - Франции).

Таким стремительным ростом турпотока Мышкин обязан своим музеям, в первую очередь – открывшемуся в 1991 году Музею мыши[1], а также появившемуся всего два года (2000) назад Музею «Русские валенки». Кроме этих двух ключевых музеев, в Мышкине за последние годы открылись Народный этнографический музей, Дом ремесел, Музей водочного фабриканта Смирнова, есть своя картинная галерея. Все музеи Мышкина – интерактивны. Здесь можно трогать экспонаты руками, принимать участие в их создании – ковке чугунных роз или изготовлении глиняного горшка. В музее водочного короля Петра Смирнова помимо старинной винной посуды и бутылок разных мастей для посетителей проходит дегустация – каждому позволяется выпить 25 грамм водки и закусить специальным мышкинским бутербродом с салом и местными солеными огурцами. В результате Мышкин сегодня позиционирует себя как один большой музей под открытым небом — город классической провинции. Жители города зарабатывают на продаже различных сувениров и обслуживании туристов, активно эксплуатируя мышиную тему: магазин, расположенный по соседству с Музеем мыши, называется «Мышонок», кафе в центре города — «Мышкарь-лакомка» и т. д.

С 1996 года в городе ежегодно проходят Международный фестиваль Мыши. В 2008 году в городке с населением 6,5 тысячи жителей должно состоялось международное празднование года Мыши.

Другой пример успешного музейного проекта - Музей русской водки в Санкт-Петербурге.Идея этого, несомненно, любопытного и актуального для многих музея принадлежит врачу Сергею Ченцову и филологу Роману Шевякову. Серьезный научный подход отличает питерский музей от его аналогов. В одном из выставочных залов воссозданы интерьеры трактира конца XIX века, где каждому посетителю предложат рюмочку водки. Тут же для всех желающих проходят дегустационные сеансы, причем все блюда — от блинов с белужьей икрой до куриного жульена — изготовлены по рецептам старинной кулинарной книги «Подарок молодым хозяйкам».

Музей открылся ко Дню города в мае 2001 года в историческом центре Санкт-Петербурга. С 2001 по 2005 г. музей работал как успешный бизнес-проект. В 2003 г. его основной доход складывался от реализации билетов (30%), работы трактира (30%) и продажи сувениров (40%). В штате числилось пятнадцать человек, расходы на рекламу были минимальны.

До конца 2001 года его посетили около 22 000 посетителей, из них более 60% составляли иностранные туристы. Их охотно поставляли турфирмы (договор о сотрудничестве был заключен со 120 операторскими компаниями).

Стратегическим партнером музея стала «Русская вино-водочная компания», производитель торговой марки «Флагман». Ее продукция представлена и в меню, и на стендах, посвященных современному производству водки.

Из-за проблем с арендой Музей был закрыт в 2005 г., однако в 2008 г. он обрел новую жизнь – теперь он расположился в роскошном ресторане «Русская Рюмочная № 1» (на Конногвардейском бульваре, 4), для которого он выступает эффективным PR-инструментом.

2.5 Музей как PR-акция. Музей может быть и эффективным PR-инструментом сервисных и иных компаний

Пример 1 – летом 2002 в Москве открылся первый в мире Музея автоугона имени Юрия Деточкина Он открылся при автосалоне «Лада-Фаворит».

«Идея музея принадлежит президенту автосалона Владимиру Попову. Ее охотно поддержали в правоохранительных органах, и за считанные недели экспозиция была готова. Расходы на ее создание и оборудование небольшой комнаты на территории салона были копеечными, для компании вовсе не обременительными, а отдача получилась колоссальная», — считает менеджер по рекламе Мария Донцова. Помимо того, что об открытии музея написали многие издания, он привлекает внимание общественности. «Нам звонят из различных школ, просят провести экскурсии, журналисты по-прежнему часто приходят, — продолжает Мария Донцова. — И самое главное — в музей заглядывают посетители автосалона. Согласитесь, после того как они возле одного из стендов сами попробуют ножовкой перепилить блокиратор КПП, отношение к нашей компании у них наверняка улучшится, они оценят наше чувство юмора». Разумеется, с посетителей денег никто не берет, у музея совсем другие задачи.

Экспозиция:

Подлинные экспонаты для Музея автоугона предоставили столичная ГАИ и 7-й отдел МУРа, специализирующийся на этих преступлениях.

· поддельные номера,

· липовые водительские удостоверения,

· простреленная при погоне за угонщиком дверь роскошного «Вольво» с автоматом Калашникова, из которого стреляли по преследуемой иномарке и специальной табличкой, которая разъясняет, что преступник в ходе погони «был ранен, задержан и впоследствии осужден на 6 лет».

· связка рыболовных крючков, которую оставлял на водительском сиденье заядлый автолюбитель и рыболов 78-летний Василий Дедюля. Беспристрастная надпись гласит, что пенсионер был вынужден отказаться от своей самодельной противоугонной системы после того, как несколько раз по забывчивости забыл поутру убрать ее с сиденья.

· Многое и многое другое

Пример 2 - в 2001 г. в Москве в Гостином дворе на Ильинке уникальный музей парфюмерного искусства, совмещенный с парфюмерным салоном. Музей открыла компания «Новая заря» (с 2004 г. торговая марка - Nouvelle Etoil). Музей стал одним из инструментов реберендинга известной советской парфюмерной марки.


 

13. Тур – основной продукт туристской деятельности. Технология планирования, формирования и продвижения тура. Расчет цены на тур.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 173; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты