КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Развитие экономической теории в работах российских экономистов.Для российских начиная со второй половины 19 века, когда было положено начало полномасштабному развитию самостоятельной экономической науки было характерно, во-1, присутствие дух социально-экономического реформаторства. Это объясняется как внутренними условиями развития страны, так и сильным влиянием марксизма на все течения русской экономической мысли начиная со второй половины девятнадцатого века. Во-2, для большинства экономистов России особое значение имел крестьянский вопрос и весь комплекс связанных с этим социально-экономических проблем. В-3, в российской экономической мысли всегда большое значение придавалось общественному сознанию, этике, активной роли политики, другими словами, внеэкономическим факторам. Одной из важнейших особенностей развития российской экономической системы и всего общества и государства в целом является важная роль общины как в хозяйственной, так и в социальной, культурной и политической жизни людей. По мнению многих ученых именно этим обуславливаются сложности, возникающие при установлении частной собственности в российских условиях. Все это не могло не отражаться в воззрениях экономистов, считавших важным разработку своих концепций именно относительно российских условий. Если говорить о проявлениях традиций общинности в конкретной хозяйственной практике, то можно заметить, что исторически они выражались в высокой роли государственного регулирования, определенных социальных гарантий (в основном, на уровне общины), в относительно слабой частной инициативе, по крайней мере в области малого предпринимательства, в то же время, крупные формы предпринимательства имеют сравнительно большие традиции, начиная с периода реформ Петра первого. Российские особенности нашли отражение во взглядах первого русского экономиста И.Т.Посошкова (1652-1726), взгляды которого представляют своеобразное сочетание идей как классической политической экономии, так и меркантилизма. Как и А.Смит, И.Т.Посошков источник национального богатства видел в труде, при этом у него и сельскохозяйственный и промышленный труд одинаково важен. Ему было чуждо пренебрежение к сельскому хозяйству, характерное для меркантилистов Запада. Общественное же значение труда Посошков видел в том, чтобы давать "прибыток", который фактически представляет у него разницу между ценой и издержками производства. Совершенно в русле меркантилистских идей, Посошков предлагал регламентировать внешнюю торговлю: повышать экспортные цены, ограничивать операции иностранцев лишь рядом портов, запрещать ввоз предметов роскоши и т.д. У Посошкова богатство не отождествлялось с деньгами. Более того, в целом он осуждал денежное богатство как символ корыстолюбия и противоречащее нравственным устоям общества Определенным представителем социалистического радикализма в России был Радищев, открыто призывавшей к революции, что для тех времен в российских условиях выглядело немыслимым. Его идеи развивались в трудах будущих участников декабристского восстания, призывавших к социальному перестроению на различных началах, либо с опорой на крестьянскую земельную собственность, либо на капиталистическое развитие в духе активной индустриализации. С особой силой сочетание социалистических идей, пришедших в основном с Запада с национальной спецификой наблюдается в трудах людей, которых иногда объединяют в движение «крестьянского социализма. Так в работах Герцена и Чернышевского на основании предпосылки о чуждости классического капиталистического духа индивидуализма российскому крестьянству делался вывод о возможности альтернативного (некапиталистического) развития страны на пути к социализму, что впрочем впоследствие осуждалось более «ортодоксальными» социалистами-марксистами, включая и Ленина. Чернышевский разделял те взгляды классической школы политической экономии, которые относились к трудовой теории стоимости и следующего из нее акцентирования внимания на эксплуатации трудящихся и необходимости революционного переворота. Дальнейшее развитие теории «особого русского пути» получило у народников, Бакунина, Ткачева, Лаврова. Их идеи, также часто ассоциируемые с анархизмом утверждали необходимость ограничения развития капитализма в России как чуждого явления. Ведущим направлением конца девятнадцатого века были представители марксистского направления, получившего название "легального марксизма" (П.Б.Струве, М.И.Туган-Барановский, С.Н.Булгаков, Н.А.Бердяев). Своими работами они способствовали развитию марксизма, начиная от теории ценности и кончая теорией экономических конъюнктур. А Н.А.Бердяев (1874-1948) и С.Н.Булгаков (1871-1944) положили начало современным концепциям этического социализма, акцентируя внимание на проблеме духовных ценностей: человеческую личность они рассматривали как абсолютную ценность бытия. Что касается допустимости частной собственности, то большинство русских социалистов стояли за установление общественной собственности как необходимого конституирующего принципа социализма. И в этом коренное отличие русского социализма от западноевропейского, который не выдвигал программы коренного изменения отношений собственности. Известный русский экономист М.И.Туган-Барановский. (1865- 1919) также большое внимание уделяет проблемам экономического и социально-политического развития России. В традициях русской социально-экономической мысли он критикует капиталистическую систему хозяйства, отмечая, что при данном строе что огромное большинство населения обречены постоянно служить средством для увеличения благосостояния других общественных классов, несравненно менее многочисленных. Поэтому неизбежен переход к социалистическому обществу. Цель социализма, как отмечает Туган-Барановский, устроить жизнь на началах свободы, правды и справедливости. Рассматривая эти вопросы он показал, что правильно понятая теория предельной полезности не только не опровергает трудовую теорию стоимости Д.Рикардо и К. Маркса, но и представляет собой неожиданное подтверждение учения о стоимости данных экономистов. Именно Туган-Барановский обосновал положение, что предельная полезность свободно воспроизводимых хозяйственных благ пропорциональна их трудовым стоимостям. Также Туган-Барановский рассматривал и некоторые более частные вопросы экономической теории, как то, теорию экономических циклов, ссудного капитала и т.д. Представляют интерес взгляды и такого крупного русского экономиста, как А.В. Чаянов (1888-1937). Главным предметом исследований ученого было семейно-трудовое крестьянское хозяйство. Чаянов доказал неприменимость выводов классической экономической теории к крестьянскому хозяйству, для которого была характерна некапиталистическая мотивация. Обширные исследования позволили Чаянову сделать вывод о том, что крестьянское хозяйство отличается от фермерского самим мотивом производства: фермер руководствуется критерием прибыльности, а крестьянское хозяйство - организационно-производственным планом, представляющим совокупность денежного бюджета, трудового баланса во времени и по различным отраслям и видам деятельности, оборота денежных средств и продуктов. По его мнению, предпосылок для развития фермерских хозяйств американского типа в России нет, несмотря на то, что крупное сельскохозяйственное производство имеет относительное преимущество по сравнению с мелким. Поэтому оптимальным для нашей страны было бы сочетание отдельных крестьянских хозяйств с крупными хозяйствами кооперативного типа. Аграрным проблемам, в частности теории кооперации, отдал дань и такой известный русский экономист как Н.Д.Кондратьев (1892-1938). Кондратьев разделял взгляды партии эсеров, основанных на общинных трудовых воззрениях, взгляде на землю как на общее достояние всех трудящихся. Представители этой партии (В.М.Чернов, П.П.Маслов, С.С.Зак и др.) настаивали на социализации земли, т.е. изъятии ее из частной собственности отдельных лиц и передаче в общественное владение и распоряжение демократически организованных общин на началах уравнительного использования. Кондратьев также стоит за перевод всех земель в положение общенародного достояния, в трудовое пользование народа. Однако мировую известность принесла Н.Д. Кондратьеву не теория кооперации, а разработанная им теория больших циклов конъюнктуры, известная как «теория длинных волн Кондратьева». Кондратьев провел обработку временных рядов важнейших экономических показателей (товарные цены, процент на капитал, заработная плата" оборот внешней торговли и других) для четырех стран (Англии, Германии, США, Франции) за период примерно 140 лет. В результате обработки данных им была выявлена тенденция, показывающая существование больших периодических циклов продолжительностью от 48 до 55 лет. Эти циклы включали в себя фазу подъема и фазу спада. Подводя итог необходимо еще раз повторить, что для отечественной экономической теории дореволюционного период характерно акцентирование внимания на специфических особенностях национального менталитета и культуры и того, какое влияние они оказывают на хозяйственную жизнь. Именно поэтому в русской экономической литературе так много внимания уделяется проблемам будущего устройства общества (где несущими конструкциями как раз и являются идея общинности и государственности) и так мало теорий, имеющих дело с определением принципов и механизмов функционирования общества данного. В ней нет разработанных теорий общего и частичного равновесия экономической системы, теорий, посвященных анализу вклада данного фактора в рост общественного богатства, факторов динамического развития экономики. Но в то же время сильной стороной русской экономической мысли является ее этическая направленность, акцент на проблемах обеспечения роста благосостояния, рассматриваемого с позиций совершенствования распределения. Наконец для советского периода развития экономической теории было характерно развитие и адаптация к реальным условиям марксистско-ленинистких концепций, основывавшихся на жестко государственном типе социализма, как предшествующего этапа построения коммунизма.
|