КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Эволюция представлений о сущности и содержании социальной помощи в странах Западной ЕвропыАрхаический период Повседневная жизнь индийцев подчинялась правилам, утверждаемым в нормах, по своему характеру являвшимися скорее этическими, чем правовыми. При этом данные нормы носили яркий отпечаток религии. Нормы, определяющие поведение людей в их повседневной жизни (дхармы), содержались в сборниках — дхармашастрах. Наиболее известной в нашей литературе дхармашастрой являются Законы Ману. Самым выдающимся памятником древневосточной правовой мысли являются Законы Хаммурапи, увековеченные на чёрном базальтовом столбе. В кодексе Хаммурапи принимается, хотя и не всегда последовательно, принцип вины и злой воли. Чтобы не уменьшилось число воинов и налогоплательщиков, Хаммурапи стремился облегчить участь тех слоёв свободного населения, которые находились в тяжёлом экономическом положении. В частности, одна из статей законов ограничивала долговое рабство тремя годами работы на кредитора Чтобы брак считался законным, необходимо было заключить контракт. Воины получали от государства земельные наделы и обязаны были по первому требованию царя выступить в поход. Опираясь на традиционные воззрения, Конфуций развивал патриархально-патерналистскую концепцию государства. Государство трактуется им как большая семья. Регулирование политических отношений посредством норм добродетели. В целом добродетель в трактовке Конфуция — это обширный комплекс этико-правовых норм и принципов, в который входят правила ритуала (ли), человеколюбия (жэнь), заботы о людях (шу), поятительного отношения к родителям (сяо), преданности правителю (чжун), долга (и) и т.д. Филантропический период в истории СР. В Древней Греции выделяют три периода: 1) Героический (13-10 вв. до н.э.) – время образования первых государств на Балтийском полуострове; 2) Темные века (12-9 вв. до н.э.) – государство исчезает, нашествие племен дорейцев. 3) Полисный период (8-3 вв. до н.э.) – на Балканах появляется множество городов, государств, так называемых полисов (от лат. политика). Полис – замкнутое государство, изолированное от других. Полисное гражданство имело ограничения: полноправный гражданин – только уроженец. Выдвигаются два полиса Афина и Спарта (между ними противоречия). В Афинах развивается система разветвленной социальной помощи. Сформированы три основных слоя общества: 1. граждане; 2. метеки (свободные, но неполноправные); 3. рабы (1/3 населения, нелюди). Объектом социальной помощи являются только граждане. Развивается система обязанностей граждан, отправление литургий. Литургия – покрытие издержек на общественные нужды за личный счет граждан (размер заранее не определяется, зависит от желания гражданина). Виды литургий: 1. Содержание хоровых коллективов (кормление, обучение); 2. Организация гимнастических состязаний (подготовка атлетов, угощение зрителей); 3. Организация лампадрхий (ночные забавы с факелом); 4. Устройство банкетов для жителей своего района (выборы в народное собрание Агора). Отправление литургий обязанность гражданина, в случае отказа действовало правило обмена имущества. В Риме особое развитие получает политика/практика устройств праздненств за казенный счет – основное содержание социальной политики лозунг «Хлеба и зрелищ». Появляются специальные чиновники для реализации этого лозунга – эдилы. Они отвечали за устройство праздника, организацию общественных работ, выдачу хлеба и денег, за коммунальные услуги (бани, регистрация проституток). Основное средство популярности, блестящие праздники. Количество праздничных дней доходило 175 в год. Политика «Хлеба и зрелищ» не достигла своей главной цели, поддержания мира и равновесия. Произошел кризис. Началом средних веков считается 476 год, год падения Западной Римской Империи. Вторгаются другие племена, наблюдается упадок цивилизации, утрата многих умений и навыков. Утрачена связь м/у частями Европы, но растет роль церкви. Церкви отводиться особая роль, сглаживать противоречия в обществе. На основе этого складывается социальная программа. Идеализация бедности – бедняки божьи избранники, их ждет рай. Требования милостыни в пользу бедняков. Появляется профессиональное нищенство, живут около монастырей, место их работы ворота. Проблема нищеты всегда волновала общество и, как уже отмечалось ранее, одним из первых способов борьбы с ней, который существует, и по сей день, была религиозная благотворительность. Но по мере того, как общество начало осознавать значение труда в жизни народа, взгляд на нищенство стал изменяться; в нем стали видеть общественное зло, которое требует не потворства, а искоренения. С XIV в. государство ведет политику преследования и карания нищенства, первоначально эти попытки носят местный и временный характер, он они постепенно усиливаются и приобретают системность. В 1350 году французским королем Иоанном был издан указ против нищих и тунеядцев. Через десять лет подобный закон издается в Англии. Последующие три века для западных стран характерны еще большим ужесточением, существующих законов. В Англии в начале XVI в. издаются указы Генрихом VIII. В этих указах запрещалась частная милостыня под угрозой штрафа; здоровых людей, ведущих нищенский образ жизни, заставляли работать, немощных же должны были содержать церковные приходы за счет «добровольных» пожертвований, а отказывающихся от уплаты пожертвований прихожан налагали пеней. Наступление нового, третьего, периода в истории борьбы с нищенством, отмечено участием общества и преобладанием организованной систематической помощи над мерами преследования и случайной щедростью. Этот переворот связан с распространением гуманных идей в XVIII в., которые по преимуществу носили филантропический характер. Бурное развитие капиталистического способа производства в Европе в XIX веке, сопровождавшегося серией научных открытий, технических и технологических изобретений, находивших немедленное практическое применение в промышленности, выражалось в феноменальном росте производительности во многих отраслях. Германия в 1889 году канцлером Бисмарком впервые в мире была разработана и введена пенсионная система, основной целью которой являлось повышение уровня благосостояния пожилых людей, утрачивающих работоспособность. в 1891 году в Дании была разработана иная модель, учитывающая слабость экономического развития государства, целью которой было сокращение уровня бедности и поддержка пенсионеров. Создание пенсионной системы в этих странах, с различным уровнем экономического развития, стало примером для других государств
|