КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Функции игрыПо Ж.Пиаже, игра – это мостик между конкретным опытом ребенка и абстрактным мышлением. Поэтому важнейшей функцией игры является ее символический характер. Возникновение игры возможно только на основе развитой способности ребенка к обобщению. Под одним действием ребенок понимает другое и под одним предметом – другой (феномен “понарошку”). Также игра является средством общения детей – в игре они обмениваются информацией между собой. Игра способствует свободному выражению чувств ребенка. Свои эмоции ребенок проецирует на игрушки, на предметы, выражает в действиях. В этом смысле игра заменяет ему речь, а сами игрушки являются словами. И, наконец, играя, ребенок учится выполнять действия взрослых притом, что от него никто не требует обязательного получения результата. В этом еще одна особенность игры, как вида деятельности, -- главное – процесс, а не результат! Ребенку важно воображать, что он тушит пожар, но он вовсе не хочет побыстрее его потушить. Игра ребенка предполагает свои составляющие (сюжет и роли взрослых, правила и др.). На основании этих компонентов можно сравнить, чем отличается игра у младших дошкольников (3-5 лет) от старших дошкольников (5-7 лет).
Игры детские - вид активной деятельности детей, заключающийся обычно в воспроизведении ими окружающей жизни, главным образом действий взрослых и отношений между ними. Детские игры социальны по своему происхождению, по своей природе и, следовательно, по своему содержанию. Многие носят национальный, народный характер и передаются из поколения в поколение. В них формируется и проявляется потребность ребёнка познать окружающий мир и воздействовать на него, развиваются интеллектуальные, моральные, волевые и физические качества, формируется личность в целом. Игры являются ведущей деятельностью детей в дошкольном возрасте и занимают важное место в воспитании и обучении школьников всех возрастов. По словам А. М. Горького, игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить. В педагогической литературе обычно различают игры-манипуляции детей до 3 лет, сюжетные (ролевые, режиссёрские и игры-драматизации), подвижные и дидактические. Начальной формой деткой игры являются игры-манипуляции детей ясельного возраста, сопровождающиеся эмоциональным оживлением ребёнка, играющего, как правило, индивидуально. В процессе таких манипуляций взрослые учат детей предметным действиям, знакомят их с формой, цветом, назначением предметов, учат играть рядом. Сюжетные игры дошкольников начинаются с ролевых, в которых дети берут на себя активные роли — взрослого человека, животного, машины и др. (пассивные роли отводятся игрушкам). Характерной особенностью сюжетных игр является их двойственный символический характер (например, играющий мальчик — одновременно и "лётчик в полёте", и ребёнок на стуле). Дети строят игровую ситуацию, одновременно активно включаясь в жизнь взрослых. Они учитывают особенности реальной обстановки, в которой только и могут действовать, и тех реальных предметов, которые применяются в игре. Игрушки, предметы быта, материалы, включаемые в игру, становятся символами, заменяющими предметы из мира взрослых. Именно этот двойственный характер игровой ситуации и создаёт возможность усвоения детьми знаний о тех сторонах действительности, в которых они ещё не могут осуществить реальную предметную деятельность. Та же двойственность — расхождение и связывание в игре плана изображаемого (мир взрослых) и плана реальных игровых действий — является важным условием развития мышления, воображения, творческих возможностей ребёнка. Сюжеты игр обогащаются с расширением знаний детей о жизни: вначале в них отражаются окружающий быт, производственные и общественные темы. Дети обращаются также к сюжетам литературных произведений, кинофильмов, теле- и радиопередач и др. Происходит изменение и содержания игры: от действий с игровыми предметами, лежащих в основе сюжетной игры на ранних ступенях,— к изображению деятельности и отношений взрослых, к образованию новой игровой ситуации — роли, в которой ребёнок отождествляет себя с изображаемым лицом (с этой целью используются и игровые атрибуты, символизирующие роль). Ролевая игра как наиболее развёрнутая форма сюжетных игр сохраняется у детей до подросткового возраста. В режиссёрских играх дети обычно не берут ролей на себя, а распределяют их между игрушками и действуют за них. Сюжет (бытовой, общественный, литературный и др.), как правило, развивается в действии с фигурками, выполняющими пассивные роли. Обстановку для сюжетных игр дети создают при помощи игрушек, игровых строительных и природных материалов. В играх-драматизациях дети старшего дошкольного и младшего школьного возрастов воспроизводят в театрализованной форме содержание литературных произведений. Роли распределяются между детьми, игрушками, используется и театр кукол. В процессе таких игр у детей развиваются художественные способности и интерес к участию в художественной самодеятельности. Подвижные игры у детей ясельного и младшего дошкольного возрастов — подражательные игры — движения под потешки, песенки взрослых и игры с игрушками. Многие подвижные игры дошкольников близки к драматизации. Ряд игр имеет сюжет и правила ("гуси-лебеди"), многие — только правила ("салочки", "прятки"). С 4—5 лет дети, играя, соревнуются в беге, прыжках, бросках и др. У детей 5—6 лет подвижные игры начинают приобретать спортивный характер. Особое значение подвижные И. д. и спортивные игры имеют для физического воспитания школьников (см. Физическое воспитание, Спортивные игры). Одним из действенных средств умственного воспитания детей, особенно дошкольников, являются дидактические игры, имеющие целью дать ребёнку новые знания о предметах, их классификации, назначении, свойствах, о видах труда, явлениях природы и др. Дидактические игры используются при обучении детей счёту и чтению. Нередко они. проходят с игрушками, настольно-печатными играми (различного типа лото, домино, викторины и т. п.), природными материалами. Широко распространены словесные дидактические игры без игрушек — загадки, шарады, кроссворды и др. Правила дидактических игр (как и многих подвижных) создаются взрослыми, но обычно пополняются и видоизменяются детьми. Часто дидактические игры. носят характер познавательно-тренировочных игр-упражнений и игр-соревнований. Значительное место в играх занимает изготовление детьми игрушек и игр-самоделок, что способствует развитию детского творчества. Взрослые обучают детей умению играть в коллективе, использовать игры там, где возникает стремление участвовать в недоступной деятельности старших; обогащают содержание и сюжеты игры помогают приобретать в процессе игры знания, навыки и умения; создают условия для игры. Деловая игра— метод имитации принятия решений руководящих работников или специалистов в различных производственных ситуациях. В соответствии с представлением об общей структуре методов активного обучения, ключевым, центральным элементом является имитационная модель объекта, поскольку только она позволяет реализовать цепочку решений. В качестве модели может выступать организация, профессиональная деятельность, совокупность законов или физических явлений и тому подобное. В сочетании со средой (внешним окружением имитационной модели), имитационная модель формирует проблемное содержание игры. Действующими лицами в деловой игре являются участники, организуемые в команды, и выполняющие индивидуальные или командные роли. При этом и модель, и действующие лица находятся в игровой среде, представляющей профессиональный, социальный или общественный контекст имитируемой в игре деятельности специалистов. Сама игровая деятельность предстает в виде вариативного воздействия на имитационную модель, зависящего от её состояния и осуществляемого в процессе взаимодействия участников, регламентируемого правилами. Систему воздействия участников на имитационную модель в процессе их взаимодействия можно рассматривать как модель управления. Все игровая деятельность происходит на фоне и в соответствии с дидактической моделью игры, включающей такие элементы, как игровую модель деятельности, систему оценивания, действия игротехника и все то, что служит обеспечением достижения учебных целей игры.
|