КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос 35. Личность, ее социально-психологические качества, механизм социализации.Человек – субъект исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, мышлением, сознанием и самосознанием, нравственно-эстетическими качествами.
Индивид - обозначает человека как единичное природное существо вида Hono sapiens. Специфические особенности реальной жизни и деятельности конкретного человека в содержание этого понятия не входят.
Личность - человек, как субъект отношений и сознательной деятельности, способный к самопознанию и саморазвитию, обладает устойчивой системой социально значимых черт, отношений, установок и мотивов, характеризующих человека, как члена общества.
Индивидуальность – обозначает то особенное специфическое, что отличает конкретного человека как индивида и как личность от всех других, включая как природные, телесные, так и психические и социальные свойства; как унаследованные, так и благоприобретенные, в процессе жизнедеятельности. Исходя из определений видно, что человек – существо биосоциальное. И с первых дней своего существования он окружен себе подобными, включен в разного рода социальные взаимодействия. Первый опыт социального общения человек приобретает в рамках своей семьи, в последующем, являясь частью социума, человек постоянно приобретает определенный субъективный опыт, который воплощается в социально-психологические качества личности, их еще называют социально-психологическими феноменами личности. К социально-психологическим качествам личности относятся: 1. социальная зрелость – есть индикатор качества социального становления личности. Она предполагает такой уровень ее развития, при котором личность способна взаимодействовать с социумом и с собой на активно-действенном уровне, для чего должны быть сформированы ее основные компоненты. Компонентный состав личностной зрелости представил А. А. Реан: · ответственность · терпимость («диспозиционная», при которой человек является терпимым, оставаясь чувствительным и эмпатичным) · саморазвитие · позитивное мышление
2. Социальный интеллект - способность понимать людей и взаимодействовать с ними, мудро и дальновидно поступать в межличностных взаимоотношениях. Э. Торндайк утверждает, что, часто отождествляя его с человеческой мудростью, люди вкладывают в понятие социального интеллекта следующее: · способность к решению практических задач: человек рассуждает логически, видит все аспекты проблемы, принимает правильные решения; · вербальная способность: говорит ясно, четко, хорошо понимает прочитанное, имеет большой словарный запас, эффективно общается с людьми; · социальная компетентность: принимает других такими, какие они есть, выносит справедливые решения, любознателен, имеет широкие интересы. Функции социального интеллекта: · приспособительная (адаптивность в изменяющихся условиях) · мобилизационная (помогающая преодолевать внезапные кризисы, длительные стрессы) · мотивационная (стимуляция в общении, инициативность в контактах) · операциональная (решение текущих задач) · когнитивная (повышение социальной компетентности) · прогностическая (планирование межличностных событий)
3. социальная компетентность Однозначного и общепринятого определения данного понятия не существует. Наиболее обобщенное определение социальной компетенции дает В. Н. Куницына. Социальная компетенция – система знаний о социальной действительности и о себе, система сложных социальных умений и навыков взаимодействия, сценариев поведения в типичных социальных ситуациях, позволяющих быстро и адекватно адаптироваться, принимать решения, учитывая конъюктуру; действуя по принципу «здесь, сейчас и наилучшим образом», извлекать максимум возможного из сложившихся обстоятельств. Функции социальной компетенции: · ориентация · адаптация · интеграция общесоциального и личного опыта.
4. личностное самоопределение – процесс и результат содержательного конструирование человеком своего жизненного поля, включающего в себя совокупность жизненных смыслов, профессиональных планов и пространство реального действия. Личностное самоопределение можно представить как субъективные устремления формирования жизненного (событийного, смыслового и т. п.) сценария человеком. Личностное самоопределение неразрывно связано с понятиями социальной зрелости и профессиональным самоопределением.
Именно они составляют основу ее отношений к окружающему миру, основу мировоззрения и жизненной концепции, поскольку в ходе освоения и преобразование окружающей действительности человек вступает в ценностно-нормативные отношения к ней, характер, которого, содержание ценностей для разных людей различны. Игли и Чейкан дали следующие определение понятию установка – это психологическая тенденция, которая выражается через оценивание заслуживающих внимания объектов с определенной степенью расположения или неприязни. Оценки эти касаются всех категорий оцениваемых реакций, являются ли они открытыми или скрытыми, когнитивными, аффективными или поведенческими. Функции установок: · эго-защиты (разрешение внутренних конфликтов посредством установления защиты на основе механизмов рационализации, проекции и т. д.) · ценностно-экспресивная и самореализации (аттитюд (социальная установка), выступает как средство высвобождения от внутреннего напряжения, подтверждение собственных позиций) · инструментальная (аттитюд направляет объекта к тем объектам, которые служат достижению его целей) · познания (аттитюд дает упорядоченное знание, указание относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту).
Ценностная ориентация определяется как фиксированная в психике индивида и социально обусловленная общая направленность на цели и средства деятельности. Функция ценностных ориентаций: · регулирование поведение как сознательного действия в социальных условиях.
На основе типологии людей Э. Шпрангера были выделены шесть комплексов ценностных ориентаций: 1) теоретический – интерес к поиску истины, критический, рациональный, «интеллектуальный» подход; 2) экономический – полезные и практические ценности «делового» человека 3) эстетический – ценности стиля, гармонии, формы; 4) социальный – ценность любви к людям, альтруизм и филантропия 5) политический – ценность личной власти, влияния или ценность «подвластности»; 6) 6)религиозный – направленность на достижение высшего переживания ценностей, стремление осознать единство мира и космоса.
Социализация - процесс, при котором происходит формирование социально-психологических качеств личности (усвоение социального опыта), а также последующее активное воспроизводство индивидом социального опыта. Понятие социализации неразрывно связано с понятием воспитания и включает его в себя, но социализация более широкое понятие. Так же понятие социализация неразрывно связано с понятием развития личности. В отечественной психологии принято считать, что развитие личности происходит в процессе ее социализации и воспитания. Социализация – это особый процесс включения ребенка в общество, процесс и результат усвоения, активного воспроизводства индивидом социального опыта. Он может происходить как стихийно, так и целенаправленно (воспитание).
Анализ многочисленных концепций социализации показывает, что все они тяготеют к одному из двух нижеописанных подходов: Первый подход утверждает или предполагает пассивную позицию человека в процессе социализазии, а саму социализацию рассматривает как процесс адаптации человека к обществу, которое формирует каждого своего члена в соответствии с присущей ему культурой. Этот подход может быть определен, как субъект-объектный (общество-субъект воздействия, а человек его объект). Одним из основоположников был французский социолог конца 19в. Э. Дюркгейм, Т. Парсонс и т. д. Минус данного подхода в том, что он игнорирует то обстоятельство, что человек не просто конформно адаптируется в обществе, но и проявляет свою активность и самостоятельность, научаясь не только исполнять, но и изменять нормы среды и свои с ней взаимоотношения. Названное обстоятельство нашло свое признание в исследованиях социализации с позиции субъект-субъектного подхода. Второй подход (субъект - субъектного) исходят из того, что человек активно участвует в процессе социализации, не только адаптируется к обществу, но и влияют на свои жизненные обстоятельства и на самого себя. Основоположниками данного подхода можно считать американских ученых, работавших в основном в первой трети 20в., У. И. Томаса, и Ф. Знанецкого, Ч. Х. Кули и Дж. Г. Мида
|