КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос 39. Праздник как средство воспитания. Технология создания праздника.Какую роль выполняют праздники? Праздник - это мощное средство воздействия на эмоциональный аспект организационной культуры компании. Основной его принцип - это позитивное эмоциональное общение, своего рода, эмоциональный наркотик, так необходимый каждому человеку. "Праздник является мощным терапевтическим средством, направленным на создание у человека ощущения чувства общности со своим коллективом". Для начала стоит обратиться к определениям праздника в толковом словаре русского языка. Под словом "праздник" понимается: Ø День торжества, установленный в честь или в память кого-нибудь, чего-нибудь. Ø День или ряд дней, отмечаемых церковью в память религиозного события или святого. Ø Выходной, нерабочий день. Ø День радости и торжества по поводу чего-либо. Ø День игр, развлечений. Например, в энциклопедии "Русский праздник" - авторы пишут о роли и функциях праздника: "Праздник - это особое, многостороннее общественное явление, отражающее жизнь каждого человека и общества в целом. Праздники - это дни отдыха и веселья, но их смысл гораздо глубже. Неслучайно с давних пор праздником считался не только "нерабочий день", но и, прежде всего день памятный - посвященный определенному событию. Праздники играли значительную социальную роль в жизни людей, являлись носителями ряда социальных функций-образовательной функции, функции психологической разрядки, более того, историки отмечают и такую функцию праздника, как способствование продолжению рода (праздники, на которые стекалось много молодежи, часто из отдаленных деревень, предоставляли парням и девушкам более широкие, чем в другие дни, возможности выбора брачного партнера)". Основываясь на приведенных цитатах, можно сформулировать общее определение праздника, как - увеселительного мероприятия, посвященного определенному событию, значимому для группы, отмечающей это событие как значимое или важное, и несущее определенную социальную функцию.
1. Особенности праздника Праздники являются необходимым условием существования и специфическим выражения человека, обладающего в отличие от животных уникальной способностью - праздновать, то есть включать в свою жизнь радости других людей и опыт культуры предшествующих поколений. Для более правильного понятия "праздник" надо четко представлять разницу между праздником и массовым представлением любого вида. Понятие "праздник" более широко, чем представление, он не предусматривает локальные площади, а сосредоточен на широкой территории. Праздник - наиболее древний и постоянно воспроизводимый элемент культуры, который в отдельные периоды истории способен пережить упадок, но не может исчезнуть совсем. С его утратой общество не решилось бы, по-видимому, одного из существенных компонентов своей человечности, во-первых, и, необходимого для своего нормального бытия источника, во-вторых. Ведь этот элемент культуры призван формировать и эстетически оформлять свободное время. И неслучайно всякий раз, когда какое-либо общество, класс или сословие сталкивались с проблемой досуга, они невольно обращались к нему за помощью. Одним из важнейших вопросов является само понятие праздника, как такового. Праздник есть антитеза будней с их трудом и заботами, это проявление особой, празднично свободной жизни, отличной от жизни будничной, каждодневной. "Праздник" обозначает определенный период времени (час, день или дни), когда не занимаются делами. Оно характеризует такое свободное время, когда что-то отличают, к примеру, определенное событие, которое необходимо выделить из потока других событий. Праздник нуждается в особой душевной или психической настроенности, он и усиливает ее, причем значение этой настроенности сводится к тому, чтобы осуществить в структуре сознания некие превращения, невозможные в обычные, занятые трудом дни. С недавних пор и до нашего времени с понятием праздника связывается не просто свободное от работы время, не просто отдых, а свободное время в значении важного социально-культурного акта, создающего общечеловеческие ценности. Существуют различные типы праздников, но все они в большей или меньшей степени характеризуются общими признаками, из которых главными являются: - добровольное согласие в отношении принятия и выполнения правил праздничной жизнедеятельности. - несводимость ее к грубой материальной пользе. Последнее не означает, что праздники есть какое-то чистое действие, лишенное практического смысла и целесообразности. Наоборот, он скорее говорит о том, что в основе праздника лежит целесообразная человеческая деятельность - творчество человека, или, если определить это конкретнее, моделирование типов и способов истинного человеческого общения в сфере свободного времени. Взгляд на праздник, как на деятельность открывает возможность по-новому взглянуть на праздник, если кратко сказать - праздник коммуникация по поводу свободы. Праздник соединяет людей узами общности, порождает чувство свободы и коллективности. На празднике люди ощущают более чем когда-либо свое материальное единство и общность, открыто демонстрируют себя и в таком же качестве видят других. Сценарий праздника построен на разноплановом действии - программном и импровизированном, предполагая творческое самовыражение каждого участника в разнообразных ролях и положениях. Значимость и событийность праздника определяются достаточно простыми общими признаками, как: 1. абсолютная добровольность участия и согласие во всех принимаемых обязательных и условных правилах досуговой деятельности того или иного праздника; 2. свободный выбор разнообразных сюжетов, ролей, положений, отличных от материализованных результатов учения и общественного труда; 3. необходимость каждому участнику иметь пространство для творческих выходов своей индивидуальности в любом празднестве; 4. разумная цикличность праздников, идущая от пропорциональности будничной практики и яркой праздничной событийности, главным образом учитывающей природный календарь и структуру рабочего года; 5. коммуникативный характер праздников, отражающих все стороны демократии свобод; 6. наличие в праздниках народных глубинных традиций, вбирающих в себя весь спектр обычаев, ритуалов, церемониалов, символов и атрибутов принципиального характера. "Хороший праздник организован таким образом, что каждый ощущает себя участником этого события, и ни у кого не создается впечатления, что его заставляют что-то делать". "Праздник заряжает всех участников энергией, помогает преодолеть недопонимание между ними и забыть о неурядицах".
2. Типы праздников.
Праздники можно разделить на две категории, во-первых, по их идеологической подоплеке, по задаче, которую они решают, и, во-вторых, по типу организации. По типу организации праздники можно условно разделить на: Банкетные мероприятия. Это самый часто встречающийся тип организации праздника. Выбирается по причине своей "традиционности", привычности. Проводится в ресторанах, банкетных залах. При выборе этого типа праздника особое внимание следует уделить программе банкета, разнообразив её включениями развлекательных мероприятий на корпоративную тематику, как-то: шутливые викторины по истории фирмы и блеф-туры по специфике занятий, несерьезные награждения. Загородные мероприятия. К праздникам такого типа можно отнести, как выезды "на шашлыки" всем, так и развернутые "дни компании" (группы, коллектива) (company day), которые могут занимать целый уикенд и обычно проходят в пригородных пансионатах, гостиницах. Включают в себя спортивные или околоспортивные состязания. Проводятся такие праздники обычно поздней весной и летом. Семейные мероприятия. Часто этот тип праздников, "Family Day". Отличительной особенностью таких мероприятий является приглашение всех членов семей. Как и "загородные" мероприятия, "семейные", за редким исключением, проводятся на открытом воздухе. Причем следует упомянуть, что если мы не говорим об устройстве семейных стартов (типа "Мама, папа, я спортивная семья"), необходимо разделить праздник на два потока: детская программа и взрослая программа. Пересечение и временное слияние этих "потоков" не исключается и даже желательно, но, важно понимать, что, по сути, это разные программы. Попытки построения компромиссной, сводной программы и для взрослых и для детей, особенно при количестве гостей, исчисляющимся сотнями, заранее проигрышны.
3. Организация праздника.
Чтобы создать действительно зрелищный и увлекательный для сотрудников корпоративный праздник, нам необходимо подробнейшим образом изучить специфические особенности в постановке, технологии, методике и организационных основах подготовки и проведении подобных мероприятий. Сложность подготовки праздника определяется его драматургией. Драматургия праздника очень действенна, так как в основе лежит проявление креативных способностей участников. Таким образом, приступая к созданию театрализованного мероприятия, режиссер должен найти ответы на три вопроса, которые, в основном и определяют конечный результат творческого процесса: 1) Что я буду ставить? 2) Как я буду ставить? 3) С кем я ставить? Ответ на первый вопрос включает идейно-тематическую основу праздника. Второй вопрос раскрывает постановочное режиссерское решение представления в целом и отдельных эпизодов, художественное и музыкальное оформление. Третий касается участников праздника (количество, состав, возраст). Тематика театрализованных праздников, как правило, тесно связана с календарными событиями, жизнью фирмы, города, региона, их прошлым и настоящим, важными событиями, юбилейными датами, фестивалями. Идейно-тематическая основа - это только одна из сторон творческой деятельности режиссера. Работа здесь направлена на то, что производится отбор содержания, расставляемые смысловые акценты в отдельных эпизодах и праздника в целом. Мысль постановщика - главная идея представления. Она должна быть образно выражена в каждом эпизоде, что обеспечивает целостный образ представления, логику развития действия. План-сценарий - официальный документ в подготовке театрализованного праздника. В своем содержании он несет две основные функции: творческую и организаторскую. План -сценарий дает ответы на три главных вопроса : "Где будет?", "Что и как будет?", "Что для этого надо?". Важность этого документа в том, что он открывает фронт работ по непосредственной подготовке праздника.
4. Технология подготовки и проведения праздника. Каждый праздник имеет свое лицо, по-разному рождаясь и развиваясь, начинает он свою жизнь. Именно жизнь, потому что праздник - живой организм, и от нас с вами зависит, какими "токами" мы его подпитаем, чтобы он продолжал жить в памяти сотрудников. Главным и первым условием является наличие темы и идеи праздника, близкой участнику. Четко сформулированная идея не дает уйти в сторону и одновременно служит своеобразным барометром, определяющим необходимость, значимость тех или иных коллизий будущего праздника. Идея, выраженная в виде формулы или утверждения, помогает сценаристу определиться в подборе доказательств. Второе условие, которое мне хотелось бы назвать, - это оригинальность сюжетного хода. Продолжая ряд условий, следует назвать умение уже на начальном этапе, в завязке, сконцентрировать внимание зрителя, заинтриговать его, чтобы он все время ждал - а что же будет дальше? Умение предвидеть возможную реакцию, спроектировать определенный ее результат дает сценаристу в полной мере реализовать замысел праздника. Как же на стадии замысла определить ту или иную реакцию? Поставить себя на место участника праздника - это значит, избежать многих ошибок. Неотъемлемой частью праздника и следующим условием его успешности являются приемы, которые побуждают зрителей к активной позиции, объединяют их в проявлении чувств, создают атмосферу сопереживания и участия. Примером могут служить различные игровые приемы. Такие моменты могут служить маленькой переменкой, а при определенных обстоятельствах и значимым акцентом. Главное в проектировании этих моментов - это логика, своевременность и методика подачи. Поскольку в зале часто находятся зрители разного возраста, то одним из условий становится способность "разговаривать" посредством художественных образов, близких разным возрастным группам. И, наконец, важнейшее условие - создание атмосферы праздника, ее уплотнение по нарастающей, совпадающее с развитием чувства единения зала. Реализация всех этих условий предполагает неожиданные события в развитии действия, сюрпризность, зрелищность, придумывание необычных героев, костюмов и просто "фокусов" - превращений, которые вызовут у зрителя удивление. Все это рождается уже в момент проектирования и требует от сценариста творческой мысли и выдумки. Но внешние эффекты должны быть не только оправданы, но и согласованы со смысловой нагрузкой, т.е. должны подкреплять идею праздника. Цельность праздника, его зрелищность достигаются не только соблюдением вышеизложенных условий, но и логически оправданным, органичным введением выразительных средств: декораций, светотехнических эффектов и музыкального оформления. Особое воздействие на зрителя оказывает "живая" музыка и голос. При выборе музыкальных фрагментов, песен, особенно популярных, следует учитывать ассоциации, которые они уже несут в себе.. Любой вид сценария требует написания предельно ясного и понятного текста ведущего (ведущих). Все связки между частями должны быть продуманными, записаны и отрепетированы с ведущими. Тем более это относится к сценариям тематическим и сюжетным, где ведущий становится персонажем какого-то обозрения или спектакля. Из этого видно, какую важную роль в успехе программы играет фигура ведущего. К сожалению, нередко приходится видеть в театрализованных программах в этой роли людей мало интересных. Создается впечатление, что для ведения программы достаточно быть бойким молодым человеком, четко объявлять задания и результаты их выполнения. Однако этого мало. Ведущий прежде всего должен быть личностью. И это качество ведущего для театрализованных праздничных программ представляется нам едва ли не самым важным. Во-первых, ведущий должен быть личностью. Что это значит с точки зрения игровой программы ? Прежде всего, он должен быть по своим интеллектуальным возможностям не ниже уровня участников. Это очень важно, так как поддерживать разговор можно только на равных. Участвуя в процессе импровизации, нужно быть не менее находчивым и остроумным, чем участники конкурса, иначе трудно завоевать уважение. Во-вторых, ведущий должен любить играть. Иначе легкая возможность показать себя, свои блестящие способности сбивает ведущего с пути истинного и превращает встречу в сольное выступление "лучшего юмориста нашего города". В-третьих, ведущий должен быть добрым человеком, который хорошо понимает, что театрализованная игровая программа - игра друзей и что относится к участникам конкурсов нужно тепло по-дружески Продолжая обсуждать черты ведущего, как личности, мы хотим подчеркнуть, что он должен быть пристрастным. Он не должен помогать тем, кого любит, нет, ни в коем случае ! Но он должен любить тех, кто лучше, то есть не скрывать своей радости от того, что получилось хорошо, восхищаться открыто, вовлекая в этот процесс зал. Но, конечно, для того чтобы не ошибиться в оценке, хорошему ведущему нужны безупречный вкус и великолепное чувство юмора.
|